Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Храм Мнайдра: световые эффекты в день летнего солнцестоянияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Часть четвертая МАЛЬТА мов, как это считалось до недавнего времени. А значит, остается только вое- пользоваться подсказкой Мифсуда и исследовать другие возможные варианты его назначения и использования, а также заново определить его возраст. Как и в случае с мегалитическими храмами, при изучении высеченного в скале лаби- ринта определение крайнего срока (terminus ante quem) не исключает возможно- сти того, что Гипогей мог стать, как выразился Мифсуд, «продолжением тради- ций, берущих начало в палеолите». По этой же причине потоп, который зава- лил лабиринт костями и обломками приблизительно в 2200 году до н.э., ничего не проясняет относительно происхождения и древности самого Гипогея, кроме того, что этот объект в то время уже существовал, хотя и неизвестно, в течение какого периода. ДОЛГАЯ, НО В ВЫСШГЙ СТЕПЕНИ ПРИМЕЧАТЕЛЬНАЯ ЭКСКУРСИЯ В ДВА ХРАМА C ТРУДНОПРОИЗНОСИМЫМИ НАЗВАНИЯМИ Мальтийский язык, который на слух кажется приятным и забавным, отно- сится к семитской группе языков, что связывает его с арабским и еврейским языками. Мои мальтийские друзья говорили, что во многих случаях они и ара- бы вполне могут понимают друг друга без переводчика. Современный мальтий- ский включает также большое количество заимствованных индоевропейских слов, в основном из итальянского и английскою языков, что вполне объяснимо историческими причинами. В письменном мальтийском используется латин- ский алфавит, но часто слова произносятся несколько необычно, так как слу- жат для выражения звуков семитских языков, что придает разговорному маль- тийскому языку очень своеобразное звучание. Так, например, Hagar Qirn (Хад- жар-Им) произносится примерно как Hajar-iim, Iarxien (Тарксин) — как, Mgarr (Имджарр) — как Umjaar ־, Zebbug (Зеббудж) — как Zebooj, атруднопроиз- носимое название Mnajdra (Мнайдра) — как мягкое и мелодичное Munaidra. Примерно в 8 км к юго-западу от Гипогея и менее чем в километре друг от друга находятся храмы Мнайдра и Хаджар-Им. Они стоят на южном побережье Мальты, и от них открывается потрясающий вид на темно-синие воды Среди- земного моря, в которых, как мираж, виднеется скалистый островок Филфла, развороченный за несколько веков артиллерией во время морских учений. По ночам из этих храмов, лишенных крыш (хотя некоторые полагают, что в древ- ние времена они были крытыми)34, можно наблюдать за круговым движением созвездий и за передвижением по небу Луны. Днем оттуда возможно следить за тем, как Солнце проделывает свой путь по небосводу. Хаджар-Им — самый высокий и самый северный из этих двух храмов-близ- нецов. Он занимает на вершине холма плоскую площадку из ослепительно бе- лого известняка. Считается, что его построили между 3500 и 3300 годом до н.э.35 Как и другие сохранившиеся на Мальте древнейшие святилища, он производит впечатлен ие, что его строители терпеть не могли прямых линий и радовали свой взор всевозможными изгибами и волнами. Плавные изгибы его периметра, об- разующие большой неправильный эллипс, его внешние стены состоят из ог- ромных грубых монолитов, на которых заметны следы воздействия стихии. Ka- 11 5641 ־ Хэнкок
План храма Хаджар-Им, снятый Эвансом (1971)
менные глыбы поставлены поочередно лицевой и боковой стороной. Некото- рые из них развалились, другие исчезли, а третьи были вновь установлены на свое место. Проход, который принято считать главным входом, обрамлен доль- меном. Он находится в юго-восточной части объекта и имеет форму вогнутой стены, выложенной из крупных тщательно подогнанных каменных блоков. На северной стороне, к востоку от второго дольмена, находится длинная и узкая каменная глыба, похожая на трубу или обелиск, высотой в 7 м. На ее вершине, имеется чашеобразное углубление, которое можно рассмотреть только с верто- лета. Назначение углубления неизвестно. Внутри храма расположены несколько овальных помещений. По своей фор- ме они напоминают лепестки или яйца, соединенные попарно. Но я не стану опи- сывать далее их внутренний вид, а предложу читателю ознакомиться с ними по приведенным схемам и фотографиям. Исключение сделаю лишь для астрономи- ческих и солнечных отметок, намеренно и с большой точностью сделанных и вписанных в общую архитектуру сооружения. Они позволяют прийти к некото- рым выводам относительно назначения всего объекта, хотя, повторяю, все ска- занное насчет возможного назначения помещений этого и других мальтийских храмов является не более чем предположением. Например, можно сказать, что по всем признакам, это «алтарь», или что это «место предсказаний», или «место воз- лияний», или что это место для совещаний жрецов или собраний местного насе- ления... и т.д., и т.п. Но все это только догадки, фантазии и домыслы. До тех пор пока у мы не увидим текстов, составленных строителями храмов, нам останется абсолютно неизвестным, ни зачем они строили эти храмы, ни почему они ис- пользовали для этого мегалиты (вместо того чтобы воспользоваться более удоб- ными для строительства небольшими камнями), ни чему служили эти сооруже- ния и были ли они на самом деле «храмами» в прямом смысле этого слова. В Хаджар-Име имеется несколько отметок для определения дня летнего сол- нцестояния. Одно из них находится в северо-восточной части сооружения. Там на рассвете этого дня солнечные лучи, проходящие через так называемое «от- верстие оракула», проецируют изображение диска, размером с видимый диск луны, на каменную плиту ворот внутренней апсиды. По прошествии несколь- ких минут диск начинает расти и вытягивается, превращаясь в эллипс, затем вытягивается еще больше и под конец теряется из вида, как будто уходя в зем- лю. Вторая отметка находится в северо-восточной части храма. В момент зака- та солнца его лучи проходят через V-образную прорезь и проецируются вдоль периметра храма. Я подозреваю, что к астрономии также имеет отношение еще один из эле- ментов строения, находящийся у юго-западной апсиды Хаджар-Има, который не встречается ни в одном из других мальтийских храмов. Это так называемая «загадочная алтарная колонна»36. Она представляет собой тщательно обрабо- тайный круглый столб из известняка, имеющий примерно один метр в окруж- ности и полтора метра в высоту. Своей юго-восточной стороной он касается апсиды, из-за чего его считают «внутренним святилищем»37. Если бы подобный объект нашли среди руин храма в южной части Индии, его сразу признали бы древним Шивалингамом — символом и проявлением бога знаний, измерения и астрономии. Но Индия является одним из немногих мест на Земле, где культура древности жива и по сей день. На Мальте же нить, соеди- няющая настоящее с прошлым, порвана, и голоса строителей храмов не слыш- ны на протяжении тысячелетий... Под возвышенностью, на которой стоит Хаджар-Им, дорога идет по уступ- чатому склону на юго-запад, в направлении Мнайдры и моря. Это суровая зем- ля, в летнее время едва покрытая местами зарослями чабреца, вся в буграх, где скальная порода почти выходит наружу сквозь тонкий почвенный слой. В на- ше время от одного храма до другого можно дойти мене чем за десять минут по бетонной пешеходной дорожке, проложенной Департаментом музеев, который отвечает за сохранение обоих памятников. Мнайдра — это не одно святилище, а комплекс из трех храмов. Самый вое- точный из них, состоящий из трех изящных помещений, расположенных в фор- ме лепестков клевера, является самым маленьким из них и, как полагают, са- мым древним. Он был построен приблизительно в 3600-е годы до н.э., то есть тогда же, что и храм в Гжантии. Археологи считают, что следующим (приблизи- тельно в 3400 году до н.э.) был возведен западный «нижний» храм. Последним стал «верхний» храм (приблизительно 3200 годдо н.э.), который вклинился меж- ду двумя первыми38. План храма Мнайдра, снятый Эвансом (1971)
Все три храма — мегалитические, и все свидетельствуют об очень высоком уровне знаний строителей в области архитектуры, инженерии и математики. Особенно впечатляет нижний храм, у которого сохранилась нетронутой кладка из нескольких рядов циклопических блоков, возведенная поверх огромных ва- лунов, уложенных на земле. Храм был описан в 1993 году как «лучше всего со- хранившийся из всех мальтийских храмов»39. Но в настоящее время Департа- мент музеев не в состоянии иметь там ночного сторожа. В результате в 1999 году, а затем и в 2001 году памятник Мнайдры подвергся жестокому вандализму со стороны организованной группы людей, вооруженных баллончиками с крас- кой и кувалдами. Так Мальта разрушает и уничтожает свое прошлое. Мегалитические храмы крепки и массивны, но все-таки не вечны. Как мы уже говорили, археолог Дэвид Трамп насчитал на Мальтийском архипелаге двад- цать три группы развалин, которые можно с точностью классифицировать как храмы. Он также указывал на существование еще по крайней мере двадцати мест, где рассыпаны мегалитические блоки, — возможно, последние остатки бывших храмов. Археолог заметил, что мы уже никогда не узнаем, сколько всего храмов было построено40. Таким образом, поскольку исходные материалы, с которыми работают ар- хеологи, чтобы понять и датировать культуру строителей храмов, крайне скуд- ны (количество памятников с сорока трех сократилось почти вдвое, не говоря уже о других объектах, которые или исчезли по прошествии времени, или ждут, когда их обнаружат под водой), то как можно быть уверенным в правильности трактовки мальтийской истории? И если трудно объяснить происхождение 23 мегалитических храмов, не имевших каких-либо архитектурных предшествен- ников, на этих маленьких засушливых островках, заселенных всего лишь на протяжении 1600 лет, то насколько труднее объяснить появление 43 таких хра- мов! Ответ, вероятно, следует искать в эпохе палеолита.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 417; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.136.210 (0.009 с.) |