Набедренная повязка, горшок c водой и дорожный посох 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Набедренная повязка, горшок c водой и дорожный посох



«Махариши» означает «великий риши», и Шри Рамана, похоже, соответ- ствовал этому определению во всех отношениях. Несколько лет он, подобно Нарайяне Свами, проживал на склонах Арунахелы, где в первый раз появился в 1896 году. В то время, как это пишется, Шри Рамана совершенно отрешился от мира и от своего тела; насекомые объедали его ноги, его тело истощилось, по- скольку он редко имел достаточно пищи, а его волосы и ногти выросли до нево- образимой длины42.

В такое состояние он пришел после обретения духовного видения, что ис- тинная природа человека — это «бесформенное, имманентное сознание».43 Пос- ле двух-трех лет подобного состояния Шри Рамана «начал медленно возвращать- ся к прежнему физическому состоянию, и этот процесс через несколько лет еще не завершился»44. В эти годы вокруг него стали собираться последователи, и ко времени его смерти в 1950 году он в Индии считался наиболее популярным и почитаемым святым человеком... Он был доступен для посетителей двадцать четыре часоа в сутки, поскольку жил и спал в общем зале, куда каждый мог прий- ти в любое время. Его единственной личной собственностью были набедренная повязка, горшок с водой и дорожный посох45.

Ашрам Шри Рамана продолжал привлекать почитателей и после смерти его. В наши дни ашрам является процветающим, многолюдным местом с хорошей библиотекой, просторными офисами, отдельными квартирами и коммуналь- ными удобствами, со столовой и прекрасным залом для молитв. Брахман, к ко- торому я отправился на встречу, — капитан А. Нарайян (не имеющий никакого отношения к Нарайяне Свами) был высоким, плотно сбитым усатым челове- ком семидесяти с лишним лет. Брахман объяснил, что он не является большим знатоком, но со времени своей отставки он очень интересуется тамильскими традициями, которые пытается поддержать. Он выразил надежду, что его скром- ные знания могут дать несколько ключей для моего поиска.

— Все называют меня капитаном, — сказал он, когда я спросил, как я дол- жен к нему обращаться.

ТАКОЙ ЖЕ ДРЕВНИЙ, КАК ГОРЫ

Мы начали с обсуждения истории Арунахелы. Меня особенно интересовал вопрос, правду ли говорят легенды, что эта гора не могла погрузиться под воду или быть сметена даже во время колоссального потопа в конце мировой эры.

• Так Арунахела не могла погрузиться? — произнес я наполовину вопроси- тельно, наполовину утвердительно. — У нее есть какое-то свойство, которое не дает ей исчезать в конце каждого цикла юги?

Поразмыслив, капитан кивнул.

•Она — центр всего, — продолжал я. — Я сейчас пытаюсь исследовать то, что было несколько раньше исторического времени. Существуют документы, по которым историки определили некоторые этапы строительства храма Apy- нахелы. Большая часть этого храма, по всей видимости, имеет историю меньше 1000 лет, а некоторые части приближаются по возрасту к 2000 годам — но в цен- тре храма находится Шивалингам, который, как утверждают, много старше. Вы можете рассказать про этот лингам? Почему про него говорят, что он «самосоз- дался»? Что это означает?

•«Самосоздался», — ответил Нарайян, — означает, что он не был создан руками человека, как другие лингамы. Есть и другие лингамы, которые вышли из земли, а не были сделаны человеком, но тем не менее соответствуют нужным характеристикам — по своим пропорциям, по ширине, окружности и высоте. То есть «самосоздавшийся» лингам соответствует созданному руками человека Шивалингаму.

• То есть он похож на созданный человеком, но его создал не человек?

•Не человек! — подтвердил капитан. — Он более совершенен. И, должно быть, так же стар, как и сам Арунахела. Как говорят «Пураны», когда главные боги стали молить верховное существо: «Поскольку смертных ослепляет твоя лу- чезарная форма, ты должен принять форму не имеющего свет холма. Но даже если ты примешь форму не излучающего свет холма, помазывать тебя смогли бы разве лишь облака, а зажигать для тебя лампы смогут разве только Солнце и Луна. Но мы должны делать тебе пуйя [молитвы, подношения], так что тебе следует при- нять форму маленького лингама». И тогда Арунахела согласился на их просьбы и сказал им, что он появится в виде лингама, чтобы его можно было почитать...

• И именно этот лингам находится в храме?

• Именно этот.

• О’кей, теперь ясно. Лингам с нормальными пропорциями, являющийся столь же древним, как и эти холмы. Но должно было пройти еще какое-то вре- мя, чтобы люди нашли этот лингам, сделали бы его объектом поклонения и по- строили бы вокруг него какое-либо сооружение. Вот что меня интересует: когда началось помазывание лингама и молитвы вокруг него? По всей видимости, это началось раньше, чем был сооружен храм, стоящий сейчас на этом месте?

— Да. Да, естественно. «Пураны» говорят, что сюда пришли боги и что они были первыми, которые воздвигли храм вокруг «самосоздающегося» лингама бога. Так сказано в «Пуранах». Главные боги Брахма и Вишну построили этот храм, а потом вокруг этого места и вокруг Арунахелы небесный строитель Виш- вакарма начал создавать города.

ГОРОДА БОГА

Я уже был знаком с первоначальным мифом об Арунахеле, как он описы- вается в тамильских «Пуранах»46, и знал, что миф похож на многие другие ска- зания о создании городов и храмов богами47. Часто, как в случае со «Строитель- ными текстами Эдфу» Древнего Египта, истории рассказывают, что после гло- бального катаклизма, такого как наводнение, боги сходили на землю на специально выбранные участки и принимались за строительство48. Этого нет в «Пуранах» при описании постройки Арунахелы богами, тем не менее централь- ным мотивом «Пуран» является утверждение незыблемости в веках Красного Холма, который способен пережить даже катаклизмы, сопровождавшие окон- чание мировой эпохи. В «Пуранах» пишется: «Океаны не способны их зато- пить, даже во время великого потопа»49. Эти строчки весьма напоминали то, что я знал по мифу «Кумари Кандам».

• Как вы думаете, — задал я новый вопрос, — в какое время могло проис- ходить строительство городов богами? Если считать, что они появились одно- временно с горами, получится ужасно долгий срок.

• Геологи говорят, что Арунахела стала горой 3,5-2,5 миллиона лет назад. Конечно, с этим временем сроки создания города не сравнить. Поскольку мы знаем, что человеческая раса появилась всего 100 000—200 000 лет назад, ника- кой памяти о том, что было раньше, сохраниться не могло.

• Но если даже брать историю человечества, то остались ли какие-то следы городов, созданных богами? Или все это лишь легенды?

Капитан пожал плечами.

• Возможно во время предыдущего разрушения мира эти следы исчезли, но если мы очень поищем, то можем найти много городов глубоко под зем- лей. — Какое-то время он раздумывал. — Знаете, — наконец произнес он, — Арунахела находится в стране дравидов, а наш язык насчитывает более 10 000 лет. Потом он сказал мне, что о Красном Холме упоминается в самом древнем из дошедших до наших дней произведении тамильской литературы — «Толкаппиям»50, а оно ссылается на еще более ранние работы, ныне не суще- ствующие. Предполагается, что эти работы находились в библиотеке древней- ших текстов, теперь утраченных, сбор которых, как считается, начался за 10 000 лет до этого. Это была библиотека Первого Сангама, или «академии», т.е. исчезнувшей тамильской цивилизации Кумари Кандам, которую погло- тило, как сказал капитан Нарайян, «огромное извержение океана». И одним из членов Первого Сангама, — добавил он, установив ту связь, которую я дав- но подозревал, — был сам Шива51, бог гор, бог йоги, исполняющий тапас под деревом на вершине горы, бог космического знания, заключенный в лингам у подножья горы.

академия богов

Когда в конце дня капитан Нарайян провожал нас к воротам Шри Рамана Ашрама, он дал мне имя и телефон своего друга, надеясь, что он мог быть поле- зен для меня. Друг жил на юге Индии в городе Мадурай — еще одном центре культа Шивы, который мы намеревались посетить. Там, как сказал мне Нарай- ян, есть много колледжей и университетов, преподаватели которых имеют об- ширные знания, поскольку Мадурай всегда был местом учения. Эти препода- ватели наверняка расскажут мне много и о Кумари Кандам, и о традиции Сан- гама. Нигде в другом месте я не смогу узнать больше, поскольку Мадурай является важнейшим местом традиции Сангама и штаб-квартирой Третьего Сан- гама...

• Посмотрим, правильно ли я понимаю, — сказал я на прощание. — Тыся- чи лет назад был первый Сайгам, и он исчез, когда поднявшиеся воды поглоти- ли весь город?

• Верно. Навсегда поглотили. Уровень моря стал выше.

• И что это был за город?

•Его называли Тенмадурай, что означает «южный Мадурай». Он находил- ся в южной части Кумари Кандам. Когда он исчез, для главного управления Второго Сангама был выбран второй город, под названием Капатапурам, кото- рый лежит дальше на севере. Он существовал несколько тысяч лет, но потом и он был затоплен. Самый древний из сохранившихся текстов, «Толкаппиям», был создан во Втором Сангаме.

• А потом?

Когда Кумари Кандам полностью скрылся под водой, в городе Мадурай был создан Третий Сайгам. Тогда его назвали Уттара Мадурай или «Северный Ma- дурай».

АИНГАМ ИАИ «ПУП ЗЕМАИ»?

Перед тем как покинуть Тируваннамалай, мы посетили храм Арунахелсвар, для того чтобы посмотреть на Шиву в форме лингама.

Прогуливаясь босиком по аллеям и вымощенным булыжником площадям, мы миновали несколько рядов нищих, бездомных и голодных, по большей час- ти облаченных в лохмотья. Здесь была и мать, грудью кормившая младенца, и старый слепой, и калека, и прокаженный — и все терпеливо ожидали здесь бла- готворительный куриный суп.

Если поднять голову, то можно увидеть нависающую вершину Арунахелы, словно обрамленную двумя гопурами — башнями, которые обозначают глав- ный вход в одну из прямоугольных зон храма, каких в нем несколько. У этих башен пологая пирамидальная форма, они стоят парами друг напротив друг друга вокруг квадратной центральной площади. И план храма, и его размеры заста- вили меня вспомнить город Тикал индейцев майя в Гватемале и храмы Ангкор Txom и Ангкор Ват в Камбодже. Меня давно удивляло, что многие святые места древности — в Европе, Египте, Израиле, Месопотамии, Индии, Юго-Восточ- ной Азии, Китае, Японии, в Центральной Америке и в Андах — имеют ярко выраженный геометрический план архитектурных сооружений. Имеет ли гео- метрия какую-либо связь с религиозными исканиями? По-видимому, да, по- скольку есть много великих мыслителей древности, которые на вопрос «Что есть бог?» могли бы ответить подобно святому Бернару Клерво: «Он — длина, ши- рина, высота и глубина»52.

Далее мы увидели раскрашенного слона, обозревавшего мир через желтуш- ный глаз. От слона тянулась цепь к одному из каменных столбов, на которых держался павильон. Потом мы спустились по ступенькам к священному пруду, называемому Шиваганга Тиртхаам. К нам там привязался попрошайка, кото- рый, казалось, считал нас обязанными ему что-нибудь дать и от которого мы отвязались с большим трудом.

После того как мы от него отвязались, когда Сантха отдала ему 100 рупий, мы повстречались с красивым молодым человеком с кротким взглядом, в сво- бодных белых одеждах. Он буквально подплыл к нам и представился брамином и сыном главного священника храма. Словно прочитав наши мысли, он повел нас прямо к святилищу, где находился «самовоспроизводящий» лингам Шивы. Он сказал, что обычно неиндуистам внутрь входить не разрешается, но нам по- везло его встретить, и мы сможем это сделать. Единственное, что нам запреще- но — это дотрагиваться до лингама, эта привилегия оставлена для посвящен- ных «шивачариаров».

Я уже не раз просил о незаконном доступе во многие храмы по всему миру, и голос молодого брамина показался мне столь знакомым, что я начал нащупывать бумажку в 100 рупий. Мы последовали за ним через множество заполненных на- родом комнат и переходов, мимо различных второстепенных святынь. В одном месте нас накормили рисовыми хлопьями с сахаром и обильно помазали наши лбы золой, после чего мы присоединились к толпе паломников у входа в главное святилище. Затем внезапно и только на несколько мгновений мы увидели перед собой естественную колонну (или цилиндр) из камня, почитавшуюся верующи- ми как проявление самого Шивы. Однако эта колонна была столь обвешана на- рядами, одеяниями, ювелирными украшениями и искусно сделанной шляпоч- кой в виде стоящей на хвосте золотой кобры с раздувшимся капюшоном, что соб- ственно колонну разглядеть почти не удалось. Я могу сказать только, что она имела примерно 0,5 м в диаметре и примерно 1,5мвысотой. Вверху она была скруглена на манер кончика сигары. Другими словами, она весьма напоминала Шивалинг- ву, которую мы могли видеть в храмах и местах поклонения по всей Индии. Чем отличалась эта? Когда брахман взял мои деньги, он мог только повторить то, что я уже слышал — что это чудо природы было создано силами Шивы, что оно очень древнее, но никто не знает, насколько, и что первый храм, который был построен вокруг этого чуда, являлся работой богов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 268; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.97.157 (0.015 с.)