Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Набедренная повязка, горшок c водой и дорожный посох
«Махариши» означает «великий риши», и Шри Рамана, похоже, соответ- ствовал этому определению во всех отношениях. Несколько лет он, подобно Нарайяне Свами, проживал на склонах Арунахелы, где в первый раз появился в 1896 году. В то время, как это пишется, Шри Рамана совершенно отрешился от мира и от своего тела; насекомые объедали его ноги, его тело истощилось, по- скольку он редко имел достаточно пищи, а его волосы и ногти выросли до нево- образимой длины42. В такое состояние он пришел после обретения духовного видения, что ис- тинная природа человека — это «бесформенное, имманентное сознание».43 Пос- ле двух-трех лет подобного состояния Шри Рамана «начал медленно возвращать- ся к прежнему физическому состоянию, и этот процесс через несколько лет еще не завершился»44. В эти годы вокруг него стали собираться последователи, и ко времени его смерти в 1950 году он в Индии считался наиболее популярным и почитаемым святым человеком... Он был доступен для посетителей двадцать четыре часоа в сутки, поскольку жил и спал в общем зале, куда каждый мог прий- ти в любое время. Его единственной личной собственностью были набедренная повязка, горшок с водой и дорожный посох45. Ашрам Шри Рамана продолжал привлекать почитателей и после смерти его. В наши дни ашрам является процветающим, многолюдным местом с хорошей библиотекой, просторными офисами, отдельными квартирами и коммуналь- ными удобствами, со столовой и прекрасным залом для молитв. Брахман, к ко- торому я отправился на встречу, — капитан А. Нарайян (не имеющий никакого отношения к Нарайяне Свами) был высоким, плотно сбитым усатым челове- ком семидесяти с лишним лет. Брахман объяснил, что он не является большим знатоком, но со времени своей отставки он очень интересуется тамильскими традициями, которые пытается поддержать. Он выразил надежду, что его скром- ные знания могут дать несколько ключей для моего поиска. — Все называют меня капитаном, — сказал он, когда я спросил, как я дол- жен к нему обращаться. ТАКОЙ ЖЕ ДРЕВНИЙ, КАК ГОРЫ Мы начали с обсуждения истории Арунахелы. Меня особенно интересовал вопрос, правду ли говорят легенды, что эта гора не могла погрузиться под воду или быть сметена даже во время колоссального потопа в конце мировой эры.
• Так Арунахела не могла погрузиться? — произнес я наполовину вопроси- тельно, наполовину утвердительно. — У нее есть какое-то свойство, которое не дает ей исчезать в конце каждого цикла юги? Поразмыслив, капитан кивнул. •Она — центр всего, — продолжал я. — Я сейчас пытаюсь исследовать то, что было несколько раньше исторического времени. Существуют документы, по которым историки определили некоторые этапы строительства храма Apy- нахелы. Большая часть этого храма, по всей видимости, имеет историю меньше 1000 лет, а некоторые части приближаются по возрасту к 2000 годам — но в цен- тре храма находится Шивалингам, который, как утверждают, много старше. Вы можете рассказать про этот лингам? Почему про него говорят, что он «самосоз- дался»? Что это означает? •«Самосоздался», — ответил Нарайян, — означает, что он не был создан руками человека, как другие лингамы. Есть и другие лингамы, которые вышли из земли, а не были сделаны человеком, но тем не менее соответствуют нужным характеристикам — по своим пропорциям, по ширине, окружности и высоте. То есть «самосоздавшийся» лингам соответствует созданному руками человека Шивалингаму. • То есть он похож на созданный человеком, но его создал не человек? •Не человек! — подтвердил капитан. — Он более совершенен. И, должно быть, так же стар, как и сам Арунахела. Как говорят «Пураны», когда главные боги стали молить верховное существо: «Поскольку смертных ослепляет твоя лу- чезарная форма, ты должен принять форму не имеющего свет холма. Но даже если ты примешь форму не излучающего свет холма, помазывать тебя смогли бы разве лишь облака, а зажигать для тебя лампы смогут разве только Солнце и Луна. Но мы должны делать тебе пуйя [молитвы, подношения], так что тебе следует при- нять форму маленького лингама». И тогда Арунахела согласился на их просьбы и сказал им, что он появится в виде лингама, чтобы его можно было почитать... • И именно этот лингам находится в храме? • Именно этот. • О’кей, теперь ясно. Лингам с нормальными пропорциями, являющийся столь же древним, как и эти холмы. Но должно было пройти еще какое-то вре- мя, чтобы люди нашли этот лингам, сделали бы его объектом поклонения и по- строили бы вокруг него какое-либо сооружение. Вот что меня интересует: когда началось помазывание лингама и молитвы вокруг него? По всей видимости, это началось раньше, чем был сооружен храм, стоящий сейчас на этом месте?
— Да. Да, естественно. «Пураны» говорят, что сюда пришли боги и что они были первыми, которые воздвигли храм вокруг «самосоздающегося» лингама бога. Так сказано в «Пуранах». Главные боги Брахма и Вишну построили этот храм, а потом вокруг этого места и вокруг Арунахелы небесный строитель Виш- вакарма начал создавать города. ГОРОДА БОГА Я уже был знаком с первоначальным мифом об Арунахеле, как он описы- вается в тамильских «Пуранах»46, и знал, что миф похож на многие другие ска- зания о создании городов и храмов богами47. Часто, как в случае со «Строитель- ными текстами Эдфу» Древнего Египта, истории рассказывают, что после гло- бального катаклизма, такого как наводнение, боги сходили на землю на специально выбранные участки и принимались за строительство48. Этого нет в «Пуранах» при описании постройки Арунахелы богами, тем не менее централь- ным мотивом «Пуран» является утверждение незыблемости в веках Красного Холма, который способен пережить даже катаклизмы, сопровождавшие окон- чание мировой эпохи. В «Пуранах» пишется: «Океаны не способны их зато- пить, даже во время великого потопа»49. Эти строчки весьма напоминали то, что я знал по мифу «Кумари Кандам». • Как вы думаете, — задал я новый вопрос, — в какое время могло проис- ходить строительство городов богами? Если считать, что они появились одно- временно с горами, получится ужасно долгий срок. • Геологи говорят, что Арунахела стала горой 3,5-2,5 миллиона лет назад. Конечно, с этим временем сроки создания города не сравнить. Поскольку мы знаем, что человеческая раса появилась всего 100 000—200 000 лет назад, ника- кой памяти о том, что было раньше, сохраниться не могло. • Но если даже брать историю человечества, то остались ли какие-то следы городов, созданных богами? Или все это лишь легенды? Капитан пожал плечами. • Возможно во время предыдущего разрушения мира эти следы исчезли, но если мы очень поищем, то можем найти много городов глубоко под зем- лей. — Какое-то время он раздумывал. — Знаете, — наконец произнес он, — Арунахела находится в стране дравидов, а наш язык насчитывает более 10 000 лет. Потом он сказал мне, что о Красном Холме упоминается в самом древнем из дошедших до наших дней произведении тамильской литературы — «Толкаппиям»50, а оно ссылается на еще более ранние работы, ныне не суще- ствующие. Предполагается, что эти работы находились в библиотеке древней- ших текстов, теперь утраченных, сбор которых, как считается, начался за 10 000 лет до этого. Это была библиотека Первого Сангама, или «академии», т.е. исчезнувшей тамильской цивилизации Кумари Кандам, которую погло- тило, как сказал капитан Нарайян, «огромное извержение океана». И одним из членов Первого Сангама, — добавил он, установив ту связь, которую я дав- но подозревал, — был сам Шива51, бог гор, бог йоги, исполняющий тапас под деревом на вершине горы, бог космического знания, заключенный в лингам у подножья горы. академия богов
Когда в конце дня капитан Нарайян провожал нас к воротам Шри Рамана Ашрама, он дал мне имя и телефон своего друга, надеясь, что он мог быть поле- зен для меня. Друг жил на юге Индии в городе Мадурай — еще одном центре культа Шивы, который мы намеревались посетить. Там, как сказал мне Нарай- ян, есть много колледжей и университетов, преподаватели которых имеют об- ширные знания, поскольку Мадурай всегда был местом учения. Эти препода- ватели наверняка расскажут мне много и о Кумари Кандам, и о традиции Сан- гама. Нигде в другом месте я не смогу узнать больше, поскольку Мадурай является важнейшим местом традиции Сангама и штаб-квартирой Третьего Сан- гама... • Посмотрим, правильно ли я понимаю, — сказал я на прощание. — Тыся- чи лет назад был первый Сайгам, и он исчез, когда поднявшиеся воды поглоти- ли весь город? • Верно. Навсегда поглотили. Уровень моря стал выше. • И что это был за город? •Его называли Тенмадурай, что означает «южный Мадурай». Он находил- ся в южной части Кумари Кандам. Когда он исчез, для главного управления Второго Сангама был выбран второй город, под названием Капатапурам, кото- рый лежит дальше на севере. Он существовал несколько тысяч лет, но потом и он был затоплен. Самый древний из сохранившихся текстов, «Толкаппиям», был создан во Втором Сангаме. • А потом? Когда Кумари Кандам полностью скрылся под водой, в городе Мадурай был создан Третий Сайгам. Тогда его назвали Уттара Мадурай или «Северный Ma- дурай». АИНГАМ ИАИ «ПУП ЗЕМАИ»? Перед тем как покинуть Тируваннамалай, мы посетили храм Арунахелсвар, для того чтобы посмотреть на Шиву в форме лингама. Прогуливаясь босиком по аллеям и вымощенным булыжником площадям, мы миновали несколько рядов нищих, бездомных и голодных, по большей час- ти облаченных в лохмотья. Здесь была и мать, грудью кормившая младенца, и старый слепой, и калека, и прокаженный — и все терпеливо ожидали здесь бла- готворительный куриный суп. Если поднять голову, то можно увидеть нависающую вершину Арунахелы, словно обрамленную двумя гопурами — башнями, которые обозначают глав- ный вход в одну из прямоугольных зон храма, каких в нем несколько. У этих башен пологая пирамидальная форма, они стоят парами друг напротив друг друга вокруг квадратной центральной площади. И план храма, и его размеры заста- вили меня вспомнить город Тикал индейцев майя в Гватемале и храмы Ангкор Txom и Ангкор Ват в Камбодже. Меня давно удивляло, что многие святые места древности — в Европе, Египте, Израиле, Месопотамии, Индии, Юго-Восточ- ной Азии, Китае, Японии, в Центральной Америке и в Андах — имеют ярко выраженный геометрический план архитектурных сооружений. Имеет ли гео- метрия какую-либо связь с религиозными исканиями? По-видимому, да, по- скольку есть много великих мыслителей древности, которые на вопрос «Что есть бог?» могли бы ответить подобно святому Бернару Клерво: «Он — длина, ши- рина, высота и глубина»52.
Далее мы увидели раскрашенного слона, обозревавшего мир через желтуш- ный глаз. От слона тянулась цепь к одному из каменных столбов, на которых держался павильон. Потом мы спустились по ступенькам к священному пруду, называемому Шиваганга Тиртхаам. К нам там привязался попрошайка, кото- рый, казалось, считал нас обязанными ему что-нибудь дать и от которого мы отвязались с большим трудом. После того как мы от него отвязались, когда Сантха отдала ему 100 рупий, мы повстречались с красивым молодым человеком с кротким взглядом, в сво- бодных белых одеждах. Он буквально подплыл к нам и представился брамином и сыном главного священника храма. Словно прочитав наши мысли, он повел нас прямо к святилищу, где находился «самовоспроизводящий» лингам Шивы. Он сказал, что обычно неиндуистам внутрь входить не разрешается, но нам по- везло его встретить, и мы сможем это сделать. Единственное, что нам запреще- но — это дотрагиваться до лингама, эта привилегия оставлена для посвящен- ных «шивачариаров». Я уже не раз просил о незаконном доступе во многие храмы по всему миру, и голос молодого брамина показался мне столь знакомым, что я начал нащупывать бумажку в 100 рупий. Мы последовали за ним через множество заполненных на- родом комнат и переходов, мимо различных второстепенных святынь. В одном месте нас накормили рисовыми хлопьями с сахаром и обильно помазали наши лбы золой, после чего мы присоединились к толпе паломников у входа в главное святилище. Затем внезапно и только на несколько мгновений мы увидели перед собой естественную колонну (или цилиндр) из камня, почитавшуюся верующи- ми как проявление самого Шивы. Однако эта колонна была столь обвешана на- рядами, одеяниями, ювелирными украшениями и искусно сделанной шляпоч- кой в виде стоящей на хвосте золотой кобры с раздувшимся капюшоном, что соб- ственно колонну разглядеть почти не удалось. Я могу сказать только, что она имела примерно 0,5 м в диаметре и примерно 1,5мвысотой. Вверху она была скруглена на манер кончика сигары. Другими словами, она весьма напоминала Шивалинг- ву, которую мы могли видеть в храмах и местах поклонения по всей Индии. Чем отличалась эта? Когда брахман взял мои деньги, он мог только повторить то, что я уже слышал — что это чудо природы было создано силами Шивы, что оно очень древнее, но никто не знает, насколько, и что первый храм, который был построен вокруг этого чуда, являлся работой богов.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 268; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.97.157 (0.015 с.) |