Потерянные земли и затопленные города 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Потерянные земли и затопленные города



На основе фотографий и описаний, которыми я располагал к этому време- ни, я пришел к выводу, что все, что относится к U-образной структуре, кажется крайне странным. Столь же странным было полное отсутствие интереса к этой структуре вне стен Национального института океанографии, не способного продолжить исследования из-за недостаточного финансирования. Я счел, что отсутствие интереса к этим работам и их неизвестность терпеть больше нельзя.

Весьма квалифицированные морские археологи Индии, совершив погру- жения к этой структуре в 1993 году, не поколебались в своем докладе написать, что она сделана руками человека и что следы «строительных работ» явно видны. А если вспомнить, что эта структура находится на глубине 23 м в 5 км от берега, то это можно считать поразительной находкой. Однако широкая публика о ней совершенно не знает, академики о ней не спорят, средства для дальнейших ис- следований, чтобы определить, не являются ли соседние холмы делом челове- ческих рук, не выделяются. Из-за этого даже местные тамильские ученые не имеют возможности более внимательно изучить, есть ли в мифах о Кумари Кан- дам какое-то содержание, не говоря уж об ученых всего мира, которые о под- водных структурах вообще ничего не знают.

Я почувствовал, что мне следует взяться за работу и поднять вокруг этих сооружений большой шум. Поскольку если U-образные структуры действитель- но созданы человеком и им больше 10 000 лет (здесь следует вспомнить, что у меня не было карт Гленна Милна, исходя из которых подводную структуру еле- довало бы отнести ко времени 11000 лет назад и даже дальше), то тогда придет- ся решительно пересмотреть всю историю Южной Индии. Мифы о Кумари Кан-

 

дам и двух существовавших еще до потопа Сангамах, столь решительно отверг- нутые на основании лингвистических и литературных исследований, могут еде- лать серьезную заявку на то, чтобы к ним отнеслись значительно серьезней.

Такие ученые, как Шивараджа Пиллаи, Дэвид Шулман и другие, считают, что мифы не имеют никакой исторической основы, поскольку не подкрепля- ются какими-либо реальными свидетельствами. Однако все может измениться, если привлечь интерес публики и ученых к информации о затопленных райо- нах, таких, какие содержатся, к примеру, у Милна.

Воспроизведенные в этой главе и в 7-й главе геологические карты Южной Индии, созданные Духрамом для времени 17 000—7000 лет тому назад, произ- вели на меня жуткий эффект. Регион, включающий в себя Шри-Ланку на юго- востоке с большим выступом на юг, за современный мыс Кумари, с много боль- шим по размерам Мальдивским и Лаккадивским архипелагами у берега (сбега- ющими на юг до самого экватора и дальше в Южное полушарие), как предполагается, не имел никакой культуры даже в начале известного нам исто- рического периода. Однако чем больше я смотрел на эту карту через полуприк- рытые глаза, тем легче мне было представить, что я вижу большую прародину дравидской цивилизации, какой она была тысячи лет тому назад и какой она описывается в преданиях Кумари Кандам.

Очень трудно объяснить простым совпадением следующие факты.

• Миф о Кумари Кандам говорит о много большей по территории земле, на которой примерно 10 000—12 000 лет назад произошел потоп.

• Работы Гленна Милна и других специалистов по наводнению подтверж- дают, что 10 000—12 000 лет назад занятый дравидами полуостров Индостан и примыкающие к нему территории были намного больше, чем в наши дни, но из-за поднятия воды в конце ледникового периода они были поглощены под- нимающимися морями.

• Описывая затопленные города и утраченные земли, мифы Кумари Кан- дам могли «предсказать» обнаружение у берегов штата Тамилнад доисторичес- ких развалин, лежащих на различных глубинах и в различных районах.

• Обнаружение Национальным институтом океанографии больших и явно созданных человеком структур на глубине 23 м у берегов Пумпухура, похоже, подтверждает правильность этого предсказания.

Если мифы о затопленных городах верны, тогда что еще может оказаться в них верным? Если легенда о первом и втором Сангамах, которые якобы поро- дили золотую эпоху в литературе, искусстве и музыке у тамилов около 10 000 лет назад и даже имели архивы с письменными записями, верна, это означает, что во время последнего ледникового периода существовала неизвестная культура. Эта культура развивалась на затопленных ныне землях в Индийском океане и, похоже, представляла собой целую цивилизацию, которая достигла высокого уровня развития, организации и самоосознания.

УЧЕНИЕ ПРОСВЕЩЕННЫХ ЛЮДЕЙ

Источников, которые бы рассказывали о Кумари Кандам, немного, и, как отмечают противники правдивости мифов, самая старая письменная версия относится к VI веку н.э., причем некоторые датируют этот документ X веком н.э. Предполагается, что это — переделка средневековым комментатором На- кираром более старого текста. Эта его версия появилась в ученых комментари- ях к «Ириянар Агаппорул», где дан разбор классической тамильской любовной поэзии в шестидесяти сутрах7. Но мы коснемся не этого труда, а только лишь комментария Накирара, который утверждал, что текст «передавался изустно на протяжении десяти поколений до того, как был записан»8.

Есть и другие средневековые комментаторы, которые тоже говорят о Ky- мари Кандам и о первых двух Сангамах, но не как о мифе, а как о чем-то впол- не историческом. Эти авторы — Начинарккинияп со своим комментарием к «Толкаппиям Поруладикарам», широко известный Пер-Асирияр с коммента- риями к «Толкаппиям» и Адиярккунеар, написавший комментарии к «Сили- патхикарам»9.

Когда я проводил в Мадурае поиски, меня совершенно не удивило, что за- долго до меня кто-то уже искал подводные руины у берегов Юго-Восточной Ин- дии и точно в тех местах, которые были указаны в мифе о Кумари Кандам, делая это с полным доверием к написанному о потопе и традиции Сангама. Вот что написал один весьма просвещенный человек, который решил опровергнуть скепсис современных историков:

«Три комментатора весьма большой учености и высокой репутации без вся- ких оговорок приняли версию комментатора “Ириянар Агаппорул”. Хотя мож- но просто отмахнуться от этих работ как не исторических и некритических, а следовательно, бесполезных для изучения истории, мы все же не можем отне- стись к этим комментаторам с таким пренебрежением, какое себе многие по- зволяют10.

ТРАДИЦИЯ КУМАРИ КАНДАМ (1)

Поскольку я пишу эту книгу по воспоминаниям, то информация о ней но- сит несколько фрагментарный характер. Главные научные вопросы я освещаю в том порядке, в котором я ими занимался. Должен сказать, я не все сразу узнал о Кумари Кандам и Сангаме — информацию пришлось собирать буквально по крупинкам на протяжении многих месяцев; эту информацию относительно Кумари Кандам я уже приводил в предыдущих главах.

Получив в свое распоряжении все доступные ресурсы по Мадураю, я захо- тел составить полное и подробное перечисление того, что на самом деле гово- рят легенды, а не то, что говорят об этом сейчас разные люди.

• За период менее чем в 10 000 лет Пандиты (наполовину историческая, на- половину легендарная династия тамильских царей) создали три Сангама (Ака- демии) для того, чтобы распространять среди своих подданных любовь к зна- ниям, литературе и поэзии. «Эти собрания стали началом тамильской культу- ры, главной их задачей было совершенствовать тамильский язык и тамильскую литературу»11.

• Первые два Сангама были расположены не на современных землях полу- острова Индостан, а на существовавших до потопа дравидских землях на юге, которые в древние времена назвались «Кумари Кандам»12 (дословно — «Земля Девственницы» или, возможно, «Континент Девственницы»)13.

• Первый Сангам находился в городе Тенмадурай («Южный Мадурай»). В нем имлось 549 членов «начиная с Агаттиянара (мудреца Агастайя)... Среди других — бог Шива с перевязанными тесьмой волосами... Муруган, бог холмов, и Киберта, бог богатства»14.

• Под покровительством последовательно сменявшихся 89 царей на протя- жении 4440 лет первый Сангам сохранялся как важное учреждение. За это вре- мя была собрана огромная библиотека стихов и литературных произведений. Утверждается, что классические тексты, до нашего времени в основном не до- шедшие и известные только по своим названиям, включали в себя «Агаттиям», «Парипадал», «Мудунараи», «Мудукургу» и «Калариявираи», до сих пор глубо- ко почитаемые тамилами15.

• В конце «золотой эры» первый Сангам был уничтожен потопом, а Тенма- дурай «поглощен морем» вместе с значительной частью суши Кумари Кандам16.

• Выжившая часть населения существовавшей до потопа цивилизации смог- ли перебраться на север, сохранив некоторые из книг первого Сангама. В дру- гом городе — Каватапураме — был основан новый (второй) Сангам, которому последовательно покровительствовали 59 царей. Утверждается, что «Агаттиям» и «Толкаппиям», «Мапуранам», «Исаинуниккам» и «Будапуранам» являлись основными работами этого Сангама. Продолжительность существования Сан- гама составляла 3700 лет17. Затем, как и его предшественника, второго Сангама навсегда «поглотило море» со всеми трудами. Некоторые утверждают, что со- хранился только «Толкаппиям», известный и в наши дни18.

• После затопления Каватапурама выжившие жители цивилизации Каму- рай Кандам снова перебрались на север, на этот раз на территорию современ- ного полуострова Индостан. Там был основан третий Сангам в городе, который многие идентифицируют с современным Мадураем. Тогда он имел название Уттара Мадурай, или Вадамадурай — «северный Мадурай», предположительно для того, чтобы отличить его от существовавшего до потопа «южного Маду- рая»19 — его предшественника.

• Третий Сангам существовал 1850 лет, «было 49 царей, покровительство- вавших Академии»20.

ВЫБОР ПРАВИЛЬНОЙ ПРОРЕЗИ

Разговаривая со знатоками и изучая литературу о Мадурае, я столкнулся с удивительным явлением: авторитеты по тамильской истории, которые отверга- ли существование первого и второго Сангама как «невероятные выдумки»21, без возражений признавали существование третьего Сангама — или по крайней мере, какого-либо тамильского собрания текстов, которое могло задним чис- лом обозначаться санскритским словом «Сангам». Однако ученые в своем боль- шинстве сходились во мнении, что где-то между 350 и 550 годом н.э. деятель- ность этого Сангама завершилась22. К примеру, Рамачандра Дикшитар полага- ет, что конец V века н.э. отмечен исчезновением Академии»23.

Он добавляет:

«Хотя происхождение Сангама как института окутано покровом глубокой тайны, все же остается фактом, что имлось что-то похожее на организованную

Академию... И это “что-то” существовало несколько столетий. К началу VI века н.э., уже после исчезновения Академии, тамильский язык претерпел некото- рые изменения относительно стиля, метра и т.д.»24.

Шиварадже Пиллаи, считающий, что комментарии к «Агаппорул» являют- ся подделкой, утверждает:

«Фальсификатор, похоже, начал с каких-то подлинных, созданных до него материалов. Это были так называемые “работы третьего Сангама”, которые к этому времени, возможно, были собраны. Эта коллекция работ и послужила основой, на которой он выдумал вымышленную структуру “третьего Сангама”»25.

Если мы все же согласимся с часто упоминаемой датой исчезновения этого третьего Сангама — 350—550 годы н.э., то это даст нам базовую точку, от кото- рой можно строить всю хронологию этого мифа:

• Если вычесть от 350 года н.э. 1850 лет — продолжительность существова- ния третьего Сангама, то получится 1500 года до н.э. (то есть 3500 лет назад);

• Если от 1500 года до н.э. отнять 3700 лет — продолжительность существо- вания второго Сангама, — то мы окажемся в 5200 году до н.э. (7200 лет назад);

• Если отнять от 5200 года до н.э. 4440 лет — продолжительность суще- ствования первого Сангама, — то мы окажемся в 9600 г. до н.э. (11 600 лет назад).

9600 год до н.э. — дата основания первого Сангама (или 9800—9400 гг. до н.э. с возможным разбросом) хорошо совпала с датой Платона, обозначавшей гибель Атлантиды — 9600 год до н.э.

Возникает вопрос: могли ли Платон 2500 лет назад и Накирар менее 1500 лет назад случайно выбрать один и тот же год — 9600 год до н.э., определяя один — время исчезнувшей под волнами Атлантического океана великой цивилизации Атлантиды, а другой — основание первого Сангама в Кумари Кандам — обре- ченной земли в Индийском океане, которой предстояло быть поглощенной его волнами?

Если Платон и Накирар всего лишь выдумывали свои истории, не основы- ваясь на реальных событиях и на сохранившихся документах, то почему они не назвали для своих историй о наводнении разные даты? Почему они не выбрали 20 000 или 30 000, или 300 000 лет назад, или даже 3 миллиона лет назад — вме- сто того чтобы взять десятое тысячелетие до н.э.? Почему они «опустили свою монетку» именно в прорезь с датой 9600 год до н.э., приходящейся на период быстрого таяния ледников по всей Земле в конце последнего ледникового пе- риода, условия для которого создавались только раз в 125 000 лет?

ТРАДИЦИЯ КУМАРИ КАНДАМА (2)

У средневековых комментаторов я нашел еще кое-какую информацию. Что- то оказалось полезным и в тамильской литературе, которая содержит некото- рые намеки, хотя и не всегда прямо называет Кумари Кандам и первые два Сан- гама. Некоторые такие намеки можно найти в очень древних работах, позднее обновленных, некоторые — в малоизвестных источниках. Но все они в той или иной мере вносят новые штрихи в описание утраченных тамильских земель и наводнения, которое, как полагали древние, поглотило эти земли.

Согласно В. Канакасабхаи, специалисту по истории Южной Индии, тами- лы начала первого тысячелетия н.э. сохранили легенду, которая считалась древ- ней уже в их времена. Легенда гласила, «что в прежние времена их земля про- стиралась дальше на юг, и что к югу от мыса Кумари находилась гора под назва- нием Кумарикодцу и большой участок земли, орошаемый водами Прахули. Во время стремительного наступления моря гора Кумарикодди и весь район, через который проходила Прахули, исчезли»26.

Канасабхай указывает своими источниками «Калитгогаи» (строфа 104:1—4) и «Силипатхикарам» (XX: 17—20): «Река Прахули и гора Кумари, окруженные множеством холмов, были поглощены поднимающимся морем»27. Адияркку- нелар сообщает некоторые подробности: он говорит, что до наводнения лесис- тые и густонаселенные земли между реками Прахули и Кумари делились на 49 княжеств, которые тянулись на «700 каватхам» — то есть на 1000 миль28.

Историк П. Раманатхан также привлекает внимание к «древним тамильс- ким поэмам и подлинным традициям», которые «говорят о последовательном погружении земли к югу от Индии в Индийский океан и постепенном умень- шении тамильских земель»29:

«Пурунануру 6» Карикишара и «Пурунануру 9» Неттимаияра... говорят о реках Кумари и Прахули, которые оба этих древних комментаторов помещают на погрузившиеся под воду земли к югу от мыса Кумари (современая Кания Кумари)].

В «Калиттогаи 104» автор особо останавливается на [пандавском царе], чьи территории погрузились в море и который компенсировал потери, отвоевав зем- ли у правителей Черы и Чолы (на севере). «Силапатхикарам — Кадканкатхаи» (строки 18—23) говорит о море, которое проглотило район с множеством хол- мов, рекой Прахули и дорогой Кумарикодцу.

В «Силпатхикараме» есть «Ваниркатхаи», в которой говорится об океане на самой южной границе тамильских земель, и комментатор Адиярккунелар объясняет, что эта ссылка после наводнения уже неверна. «Пайрам» к «Толкап- пиям» называет Венкатам северной границей, а [Кания] Кумари — южной гра- ницей тамильских земель30.

В своем комментарии Иллампуранар заключает, что южная граница (а именно Кумари) была упомянута до погружения под воду земель к югу от Ky- мари... Начинарккинияр в комментарии к «Толкапийам» говорит, что море по- глотило 49 «наду» (стран) к югу от реки Кумари... Раманатхан напоминает нам, что, согласно традиции, Пандавы являются «самой древней из трех древней- ших тамильских династий. Возможно, самой древней правящей династией в мире... Некоторые источники... говорят, что Чера и Чола были княжествами, правители которых когда-то принадлежали к династии Пандавов31.

Свое утверждение он подтверждает цитированием «Калиттогаи»: «Один из самых первых пандавских царей, Недийон («высокий»), как утверждается, ус- тановил поклонение морю. Части его земель к югу от мыса Кумари (Кания Ky- мари) погрузились под воду, и чтобы компенсировать потерю, он завоевал об- ширные земли к северу от царства пандавов32.

Аналогично, Т.Р. Сеша Йенагар ссылается на тамильскую традицию, согласно которой Камари Кандам, хотя и имел, по всей видимости, острова, но по большей части представлял собой материковую землю, соединяюясь с Южной Индией... и эти земли оказались затоплены и погрузились под воду из-за огромного наводне- ния. В тамильских легендах есть точные указания, что затопленные наводнением земли когда-то были связаны с современными тамильскими землями и что после опускания суши тамилы, естественно, направились в северные провинции33.

Возникает вопрос — что можно найти в подобных фрагментах из фолькло- ра и легенд? В своей работе «Культурное наследство древних тамилов» доктор М. Сандарам, главный профессор и глава Департамента тамилов Президенте- кого колледжа в Мадрасе, суммируя свидетельства, заключил, что поскольку «легенда о потере обширного континента из-за наводнения со стороны моря столь часто встречается в тамильской классике, серьезный исследователь не может ее игнорировать. Утверждается, что первый тамильский Сангам суще- ствовал в Южном Мадурае, на потерянных землях. Древние литературные тек- сты тамилов и более поздние комментарии свидетельствуют, что территории, на которых находились река Прахули и гора Кумари, были затоплены после наводнения; стихи «Пурунарули» говорят о реке Прахули, а в “Силипатхика- рам” упоминается о потопе, во время которого исчез континент Кумари... Было 49 районов между рекой Прахули и горой Кумари».

Весьма эрудированный комментатор «Толкаппияма» — Пер-Асирияр утвер- ждал, что река Кумари исчезла, как и мыс Кумари, после потопа34.

Тамильский эпос «Манимекалаи» говорит о затоплении города у берегов Пумпухура как о наказании богами царя, который не стал отмечать праздник Индры35. Большинство археологов считают, что речь идет о развалинах истори- ческого города Каверипумпаттинам. Его остатки были найдены точно к югу от Пумпухура в приливной зоне. Большая часть развалин располагается на глуби- не 3 м и меньше. Город существовал где-то в районе 300 года до н.э. — 300 года н.э. Однако эта U-образная структура, которая лежит в более глубинном райо- не, позволяет предположить, что то, о чем говорится в «Манимекалаи», имеет еще более древнюю историю.

ДОПОТОПНОЕ ЦАРСТВО РАВАНЫ

Если принять за правду легенды о Кумари Кандам, то тогда нам следует ис- кать подводные руины не только в водах у берегов Южной Индии, но также и в прибережных водах острова Шри-Ланка, который в древности называли Цейло- ном. И поскольку Шри-Ланка во время ледникового периода соединялась с ма- териковой землей перешейком совсем неподалеку от Пумпухура (который тогда должен был являться неотъемлемой частью Кумари Кандам), логика подсказы- вает, что мифы Шри-Ланки тоже должны сохранить память о наводнениях. И я не удивился, когда узнал, что в «Махавамса», «Дипавамса» и «Раджава» — цей- донских хрониках, основанных на древних устных источниках, записанных буд- дистскими монахами примерно в IV веке н.э.36, говорится о трех потопах, «кото- рые разрушили большие области, что лежали далее Цейлона».37К примеру, «Рад- жава» упоминает об очень древних временах, когда «боги, которым поручили сохранение Цейлона, были разгневаны и заставили море затопить землю... В то время... 100 000 больших городов, 970 рыбацких деревень и 400 деревень, насе- 8 - 5641 Хэнкок

ленных собирателями жемчуга... были проглочены морем...38 Двадцать миль берега, обширные внутренние земли [были] сметены»39.

Тот же источник также пишет о наводнении, которое обрушилось на Шри-Ланку еще раньше — в «пре- жнюю эпоху»40, во времена великана Раваны, «царя-демона», чьи подвига описаны в разных местах индийского санскритского эпоса «Рамаяна». Рава- на, похоже, разгневал богов своей «не- божественностью» и был наказан обычным для богов образом:

«Крепость Раваны, 25 дворцов и 400 000 улиц, были поглощены морем... Погрузившаяся земля располагалась между Тутикорином [юго-восточный берег современного штата Тамилнад] и Маннаром [северо-западный берег современной Шри-Ланки]; остров Манна- ром — это все, что осталось от когда-то большой территории»41.

Только позже я понял, как важно то, что здесь написано. В декабре 2000-го, когда я впервые получил возможность познакомиться с картами (Гленна Мил- на) наводнения в районе Пумпухура, я увидел большой перешеек, который и в самом деле существовал между Тутикорином и Маннаром, как в хрониках и го- ворилось — примерно 16 000 лет назад. Это было вскоре после окончания мак- симума последнего оледенения, незадолго до того, как уровень моря начал по- степенно повышаться. По картам Милна можно проследить, как послеледни- ковое повышение уровня моря заливало Раману. На этих картах можно найти местность с высоким рельефом, которая хотя и не погрузились в воду, но стала островом Манар, упомянутым в «Раджавали»42.

Сэр Дж.И. Теннант, один из тех, кто писал свои работы еще до появления карты Милна, отверг «легенды о ранее куда большем по размерам острове Цей- лон и о погружении под воду обширных районов». Он основывался на том, что «эти легенды требуют подтверждения источниками исторического времени»43. Но у нас имеется убедительное свидетельство, что до исторического периода, в самом конце ледникового периода, Шри-Ланка была намного больше по раз- мерам, чем в наши дни, причем до наводнения она простиралась дальше на се- веро-запад, так что на месте современного Манарского залива имелся переше- ек и в «прежнюю эпоху» там предположительно стояла крепость Раваны.

C 000 6 ן Г. ДО н.э. до 9600 г. до н.э.

Упоминания о временах больших наводнений встречаются и в некоторых цейлонских легендах о древних тамилах. В этих легендах можно найти весьма интригующее утверждение, что Сангамов было не три, как говорится в боль

 

шинстве источников, а семь44. Это указывает нам на существование неизвест- ных мест, где находились четыре более ранних Сангама до появления «первого» Сангама в Тенмадурае на берегах реки Прахули45.

В этой связи я хочу заметить, что Н. Махалингам, председатель Междуна- родной ассоциации тамильских исследований, в «Протоколах первой между- народной конференции тамильских исследований» упоминает тамильские ле- генды о трех разных наводнениях, случившихся в тысячелетие, предшествую- щее предполагаемой дате основания первого Сангама:

«Первое большое наводнение имело место в 16 000 году до н.э. Второе про- изошло в 14 058 году до н.э., когда под воду ушли разные участки Кумари Кан- дам. Третье случилось в 9564 году до н.э., когда под водой оказалась большая часть Кумари Кандам»46.

Как, возможно, читатель заметил, третье из этих наводнений древности всего на 40 лет отстоит от даты 9600 год до н.э. — времени основания первого Санга- ма, а также, по Платону, от времени погружения под воду Атлантиды. Отсюда сделаем предположение, что и первый Сангам был создан выжившими в навод- нении и, может быть, это наводнение стало также основанием для появления мифа об Атлантиде.

КУЛЬТ ЗНАНИЙ

Суть истории о Сангамах, сколько бы их ни было — три или семь, — состо- ит в развитии по спирали — от золотого века к нашему времени по закону вели- ких космических циклов разрушения и возрождения. Неизбежно приходят на ум легенды адептов йоги о Дварке, с одной стороны, и упоминания в «Ведах» о пралайе — глобальном катаклизме, который происходит в конце каждой миро- вой эпохи, — с другой:

• В обоих случаях мы видим существовавшую до потопа цивилизацию с высокими духовными и художественными достижениями и группой мудрецов («семь риши»), как утверждали «Веды», и с членами «Академии» — из тамильс- ких текстов — которые собираются, чтобы служить делу накопления знаний и сохранения стихотворных или религиозных сочинений в архивах или хранили- щах.

• В обоих случаях говорится о катаклизме в виде глобального наводнения, поглощающего огромные территории и уничтожающего существовавшую до потопа цивилизацию.

• В обоих случаях в новую эпоху выжившие восстанавливают древние зна- ния, хотя и не в полной мере, создавая новый Сангам или новую группу из семи риши, которым предстоит действовать в новую эпоху.

Конечно, между двумя легендами есть много различий — слишком много, чтобы одну из легенд считать вариантом другой. Тем не менее глубинная идея в них та же самая: на Землю обрушиваются постоянные катаклизмы, угрожаю- щие уничтожить человеческие знания и погрузить мир в пучины невежества. Но существует институт или «братство» (Семи риши, Сангама), переживающее наводнение и снова поднимающиеся после отступления вод, чтобы утвердить наступление новой эры и «принести свет и славу невежественным народам в дикие земли»47.

Возможно, между «семью риши» и Сангамами была какая-то связь. К при- меру, мудрец Агастья, часто упоминаемый среди ведических семи мудрецов, фигурирует и в тамильских легендах среди семи мудрецов как член первого Сан- гама. Аналогично, среди 549 членов первого Сангама можно найти первого ве- дического бога Рудру-Шиву, повелителя животных, господина йоги, «человека с бородатой головой». И хотя их присутствие могло быть, как считает Пиллаи, просто вымыслом тамильских «сказителей», желающих включить божества в свои работы, стоит вспомнить, что главным артибутом Шивы является гнозис — знание и что, как в Южной Индии, так и в Гималаях, он ассоциируется с куль- том изотерических знаний, которые, как считается, дошли до нас с «допотоп- ных времен».

 

ВОДОЕМ И КОЛОННА

В Мадурае упоминание о Шиве можно найти везде, как и услышать исто- рии о его деяниях и чудесах. Даже храм Минакши фактически является двумя храмами внутри одного. Один, меньший, посвящен богине Минакши, супруге Шивы, другой — самому Шиве в его воплощении в качестве Сундарешвара. Храм находится в древнем геометрическом центре Мадурая, занимая район пример- но в 220x260 метров48 — столь же обширный, как площадь основания Великой пирамиды в Египте49. По его периметру расположено одиннадцать живопис- ных гопуратама башен при входе; самая большая, на юге, поднимается более чем на 50 м. На всех башнях имеются довольно аляповатые резные раскрашен- ные украшения, изображающие сцены из мифологии индуизма. Эти сцены, составленные в общей сложности из 33 миллионов резных фигурок50, можно видеть буквально повсеместно в этом обширном комплексе зданий — от сред- невековых каменных ворот до Зала тысячи колонн.

Нельзя сказать, что храм изолирован от окружающего его города, но жизнь в городе протекает совсем в другом ритме. Иногда храм кажется огромным рын- ком из-за облаченных в яркие одежды шумных толп, переходящих от одного места поклонения к другому, из-за просящих милости попрошаек, продавцов сувениров и длиннорогих коров, слоняющихся по храму с таким видом, словно это их помещение. Здесь можно видеть солидного бизнесмена, снимающего ботинки, чтобы ступить в храм, помазывающего лоб священной золой и произ- носящего молитвы в тенистой прохладе у облаченных в гирлянды статуэток. Коридоры заполняют стройные паломники и садху, прибывающие сюда со всех частей Индии в поисках просветления, супружеские пары и целые семьи, при- ходящие сюда по выходным, массы детей. Стоит непрерывный гул от разгово- ров, распеваний гимнов и смеха.

Я вошел через южный гопурам, прошел через залитую солнцем аллею к Цитре Мандапе — прямоугольной площади, окруженной с четырех сторон кры- той колоннадой с раскрашенными стенами и потолком. В центре площади рас- полагалась «Золотая лотосовая емкость» — возможно, самое удивительное зре- лище Минакши. Легенды говорят, что этот очень большой водоем, который

имеет 52 м в длину и 36,5 м в ширину, «использовался, чтобы определять цен- ность тамильских литературных работ» во времена третьего Сангама51. «Если манускрипт держался в воде, его считали великим произведением литературы, если же тонул, его выбрасывали»52.

По своему общему виду и конструкции эта емкость очень сильно напоми- нает Великий бассейн в Мохенджо-Даро, но там прямоугольный ритуальный бассейн стоит сухим и пустым на протяжении тысяч лет, здесь же он наполнен зеленоватой водой и используется паломниками для очищения.

Вход

г ד

S

פ

W

О

ס׳

X

&

Большая часть храма была создана в XIII веке, тогда как города цивилиза- ции Инда-Сарасвати обратилась в прах во втором тысячелетии до н.э. Но я знал, что этот бассейн «постоянно фигурирует в легендах, связанных с происхожде-

 

План храма Мадурай. (Основано на работах Хоули и Доза. 1996 г.)

нием места поклонения»53. Легенды утверждают, что этот храм был установлен на месте раньше существовавшей здесь стхалы (столба из натурального кам- ня) — Шивалингама, который появился сам собой в глубокой древности. Это очень напоминает историю появления храма в Тируваннамалаи. Только в Ma- дурае столб появился не у основания священной горы, а был найден в лесу «за деревом Кадамбы», где ведический бог Индра, как утверждают, построил вок- руг него первое доисторическое место поклонения54.

Я вспомнил цилиндрические и конические каменные колонны, которые были найдены археологами в долинах рек Инда и Сарасвати в многочисленных населенных пунктах времен Хараппы и еще более ранних55. Их функцию исто- рики «не знают», но я думаю, она очевидна. У этих столбов, как бы предшеству- ющих Шивалинге, тоже есть предшественники, обнаруженные в Индии на нео- литических стоянках56. Их было так много, что Т.Р. Сеша Иенагар написал: «Почитание Шивы в форме лингама уходит в каменный век, который, без со- мнения, предшествует ведический эпохе»57.

Правда состоит в том, что на самом деле никто не знает, когда начался «ве- дический век», как никто не знает, когда точно был основан культ Шивы в Ин- дии. Могущественный, известный от Гималаев до далекого юга, он, кажется, существовал всегда — в почитании лингама, в поклонении священным горам, в почитании бога йоги и знаний, сидящего со скрещенными ногами глубоко в медитации и окруженного дикими зверями. Эта загадочная фигура, вместе со сложной системой идей и связанных с ним символов, должна была откуда-то появиться. Может, она появилась из Кумари Кандама?

 

ПОСМОТРИ НА ЮГ

• Это был самый древний континент в целом мире, — воскликнул доктор Т.Н.П. Харан, профессор тамильских исследований Американского колледжа в Мадурае. —· Здесь возникла самая лучшая и самая древняя цивилизация. И она принадлежала тамилам.

• Если я хочу ее найти, что бы от нее ни осталось, где мне надо искать?

•Кумари Кандам — страна большая, там было много людей, но пришло море и все поглотило.

• Если я буду погружаться под воду там, где сейчас находится Кания Кума- ри, я найду развалины, как вы думаете?

• Не имею представления! Но я желаю вам всего лучшего!

• Может, мне следует поискать южнее Кания Кумари? — настаивал я.

•Да, возможно, по крайней мере в 300 километрах к югу от Кания Кумари. Если вы отправитесь туда, то кое-что найдете.

ЧТО ЗНАЮТ РЫБОАОВЫ

Перед тем как в марте 2000 года вернуться к погружениям в Дварке с груп- пой Национального института океанографии, мы с Сантхой завершили пос- леднюю часть нашего долгого путешествия по суше в штате Тамилнад посе- щениями четырех прибережных городов: Кания Кумари на юге, Рамесварам

на юго-востоке (где Индию отделяет от Шри-Ланки Полкский пролив), Пум- пухур и Махабалипурам на Коромандельском берегу, обращенному к Бенгаль- скому заливу.

• Махабалипурам привлекает внимание в связи с древними мифами о «семи пагодах» и утонувшем городе Бали.

• Кания Кумари в легендах о Кумари Кандам явно фигурирует как новая южная граница Индии, возникшая после того, как потоп затопил холмистую и хорошо орошаемую, расположенную южнее.

• Рамесварам в «Рамаяне» выглядит чем-то вроде перешейка, связывавшего когда-то Индию с Шри-Ланкой: «Чтобы построить мост через море, медведи и обезьяны бросали в воду деревья и камни, которые силой Рамы продолжали плавать. Боги с восторгом смотрели, как армии обезьян переправлялись через океан по мосту Рамы»58. (Не спрашивайте меня, что это за «армии обезьян», это долго объяснять. Эти армии отправились на Ланку для спасения Ситы, жены Рамы, от Раваны — того самого царя-демона «прежней эпохи», чье царство, как говорится в цейлонских хрониках, простиралось от Тутикорина до Маннара.) Интересно, что про перешеек упоминается в двух совершенно разных легендах и в обоих указывается на одно и то же место!

• Пумпухур говорит сам за себя как место обнаружения подводной U-об- разной структуры. Когда я приехал сюда в феврале 2000 года, нечего было и думать о погружении под воду, пока я не прошел долгий путь получения разре- шений и пока не помог в поиске средств для Национального института океа- нографии. Но я хотел получить представление об этой земле.

По мере того как мы беседовали с местным населением, во мне начинала крепнуть мысль, что легенды о потерянных землях и затопленных городах, ко- торые совершенно игнорируются современными учеными, местным населени- ем принимаются за правду. Конечно, само по себе это не означало, что это и есть правда, ведь в любой стране существуют предрассудки и невероятные ле- генды. Но многие из моих собеседни- ком были просоленными морскими волками и в своих убеждениях полага- лись не на полузабытые сказки, слы- шанные отделов. Они могли поделить- ся и своим личным опытом. В Пумпу- хуре и Махабалипураме рыбаки, не имевшие никаких причин меня обма- нывать, утверждали, что, погружаясь в глубину, чтобы освободить якоря или сети, они видели собственными глаза- ми «дворцы», «храмы», «стены», «до- роги» под водой.

Подводные развалины, если они имеют значительный размер, привле- кают, подобно скалам, большое коли- чество рыбы, ищущей укрытия и безо- пасности, особенно у юго-восточных берегов Индии, где морское дно является плоским на большом протяжении и не имеет возвышенностей. И поскольку рыбаки заинтересованы в большом улове, они, естественно, стремятся отыскать такие места в океане, где собира- ется рыба. Вот почему они обычно первыми находят подводные руины — часто такие, о которых археологи не подозревают.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 321; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.151.214 (0.086 с.)