Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Расположение различных подводных сооружений у берега Пумпухура.
(Основано на работе Pao и др. 1993 г.) Сундареш и Гаур согласились, что это действительно является странным и может означать лишь то, что подвод- ные структуры имеют очень большой возраст. • И какой это возраст? •Возможно, они на 8000 лет стар- ше, чем развалины у берега, — сказал Гаур, немного подумав. •То есть, если развалины у Каве- рипумпаттинама на глубине 1—3 м имеют возраст 2000 лет, тогда получа- ется, что U-образная структура может быть на 10 000 лет старше? • Я бы сказал, что она погрузи- лась под воду из-за поднятия уровня моря примерно 10 000 лет назад, а мо- жет быть, и раньше. Я подозреваю, что эта структура — дело рук природы. Я был крайне изумлен. • Все, кто совершал погружения, были в этом убеждены. Там видели це- лые ряды блоков. Это пишется в отче- те, — я показал им «Journal of Marine Archaeology», в составлении которого принимали участие и вы, между прочим. Гаур рассмеялся: •Да, но у меня есть собственное мнение. Чем больше я думаю об этом, тем больше убеждаюсь в том, что подводная структура была создана природой. • Но почему вы пришли к такому мнению? •Потому что это очень большая структура, а мы не знаем никакой дивили- зации в Индии, которая была бы способна мобилизовать необходимые ресурсы и организовать работников, чтобы возвести что-либо столь же большое. • Это — пример исторического шовинизма старой школы, — возразил я. Это все равно что сказать: «Мы, археологи, знаем о прошлом все, и мы отбрасы- ваем все факты, которые противоречат нашим взглядам». • Но это факт! Мы не знаем какой-либо культуры, которая существовала бы 10 000 лет назад и была бы способна воздвигнуть подобное сооружение. • Но это могла быть и работа культуры, о корой мы еще не знаем. Может быть, эта U-образная структура и является первым конкретным свидетельством существования этой культуры. Возможно, если мы поищем получше, мы най- дем еще подобные сооружения, дальше, на большей глубине. Здесь вмешался Сундареш, заявив, что он не согласен с Гауром. По его мне- нию, U-образная структура создана не силами природы. •Она определенно дело рук человека. Я видел и вторую структуру, холм, примерно в 45 метрах от первой, на той же глубине. Там по морскому дну рас- киданы прекрасно отесанные блоки... • • Что вы думаете насчет даты в 10 000 лет?
• Возможно, структуры не столь древние. Возможно, было какое-то боль- шое опускание земли, о котором мы не знаем, или произошел размыв берега морем. Мне стало ясно, что единственной возможностью решить загадку могли стать только дальнейшие погружения, тщательные измерения, наблюдения и раскоп- ки на этом участке. Однако здесь возникла проблема — с 1993 года средств для дальнейших исследований в этом месте не выделялось. •Так вы не планируете совершать погружения в Пумпухур в ближайшие годы? — спросил я. • Я бы сказал: бюджет не позволяет, — скорбно заметил Камлеш. — Если кто- нибудь сможет финансировать нашу экспедицию, тогда мы возобновим поиски. Я понял его намек. •Так если я обеспечу финансирование, то вы вернетесь сюда и я смогу при- нять в этом участие? Где-нибудь в этом году или в следующем? И мне не потре- буется разрешения? • Теперь, когда вам уже дали разрешение, с новым у вас вряд ли будут про- блемы, — сказал Камлеш. — Не могу представить, почему бы им возникнуть. В следующие три минуты на салфетке мы сделали расчеты затрат — полу- чилась сумма, равная общему национальному продукту небольшой европейс- кой страны. Я взял себя в руки. Предстояли очень долгие переговоры. ГЛАВА ו О. ТАЙНА КРАСНОГО ХОЛМА Земля поблизости совершенно не тронута четырьмя оке- анами, которые разбушевались с наступлением юги и по- глотали все оконечности мира... После того, как погиб- ли все живые существа, были поглощены все созданные вещи... все будущие семена определенно расположены здесь... Все легенды, искусства, значительное число свя- щенных писаний и «Веды» были здесь тщательно сохра- йены... Брахманы, которые прибыли к подножью гор, были мной созваны после потопа, и я заставил их изу- чать «Веды» и делать из них выборки... Сканда Пурана Февраль 2000 гЮжная Индия В 5 утра мы с Сантхой начали взбираться по вьющейся дорожке по направ- лению к скалистой 800-метровой вершине Арунахела, священной горе в Тамил- наде. Даже в 6 часов рассвет еще не начался. Если не считать звуков наших ша- гов и криков петухов, все вокруг было тихим и неподвижным. Когда мы про- шли мимо уличных фонарей Тируваннамалая, внизу перед нами открылся раскрашенный огнями город, лежащий у подножья горы. В середине города, к
востоку от нас, виднелось огромное темное пятно. Это было в районе Apy- нахелесвара, одном из самых важных храмов Шивы во всей Индии1. Мы на- шли удобный камень, где можно было сесть и подождать восхода солнца... После того как я был очарован маг- нетизмом и обаянием фигуры «прото- Шивы» на печати из Мохенджо-Даро, я начал понимать, что Шива присут- ствует в Индии повсеместно. Даже в Дварке, с его культом Кришны, имеет- ся красивый храм Шивы. Но самые приверженные сторонники бога йоги — и в наибольшем числе — нахо- дятся на юге, среди говорящих по-дра- видски людей из штата Тамилнад, а од- ним из главных центров этого культа является Тируваннамалай. Индуизм отличается тем, что в нем почти ничто не следует понимать дос- ловно. Личности изменяются и оказываются одна на месте другой, одна вещь выступает в роли другой, боги могут проявлять себя в одно и то же время раз- личными способами, имеется много неясностей и противоречий, и потому древ- нюю историю великого храма Шивы на Арунахеле понять трудно: «Высшее существо, океан милосердия, господь Шива однажды высказал же- лание: “Я хочу стать многими”. В соответствии с его волей внезапно появились Брахма и Вишну. Им было дано задание — создать миры и оберегать их. Однако вместо того чтобы исполнять обязанность, указанную господом, они из-за своего эгоизма начали спор, который перерос в большой конфликт. Видя, в какой раж они вошли, сражаясь друг с другом, господин сострадания счел целесообразным явить себя в форме, которая бы положила конец их противоборству»2. Если эту длинную историю изложить коротко, Шива явил себя на месте, где сейчас находится Арунахела, в форме бесконечно высокого столба яркого све- та, извергая огонь, пронизывающий все небо и наполняющий Вселенную. Но при виде этого ослепительного и устрашающего зрелища Брахма и Вишну не убоялись, а наоборот, снова начали соперничать: на этот раз они пытались най- ти «начало или конец» этой колонны3. Только когда оба оказались не в силах это сделать, снова появился Шива, во всем своем блеске4. В этой истории есть еще несколько поворотов, но в конечном счете Шива простил враждовавших Брахму и Вишну и сказал: «Продолжайте неустанно выполнять свою работу по созданию и поддержанию, не забывая меня»5. Затем он объявил, что лучезарная колонна в виде горы огня останется на этом месте навечно: «Моя лучезарная форма будет почитаться здесь всегда как вечная, неизмен- ная Арунахела. Океаны не покроют ее водой даже во время великого наводне- ния. Ветра не смогут сотрясти ее, и всепожирающий огонь не сожжет ее. Услы- шав эти слова, Брахма и Вишну смиренно поклонились Шиве и начали молить ся; «Поддерживающий Вселенную! Пусть эта Гора станет главной опорой мира, как ты сказал. Но умерь свою лучезарность, о Рудра, так, чтобы она стала пере- носимой, но осталась в своем безграничном великолепии и осталась хранили- щем всего благоприятного»6. В ответ на мольбы Брахмы и Вишну «Шива уменьшил ослепляющую луче- зарность своей сияющей внешности в виде колонны, превратив себя в тускло светящуюся гору»7. Так появился «Красный холм» или Арунахела, о которой говорится: «Точно также, как мы отождествляем себя со своим телом, господь Шива отождествляет себя с этой Горой, где красный свет скал обозначает пер- вобытный огонь»8. Брахма и Вишну стали молить Шиву:
«Хотя этот Красный Холм существует на благо всем нам, никто не может почитать его без твоей милости... [Потому] мы просим тебя также принять фор- му Лингама на восточной стороне Горы, так чтобы мы могли тебя почитать...»9 И тогда Шива подчинился, и у подножья восточной стороны горы появилась огромная каменная колонна — Шивалинга или фаллический символ Шивы. В знак благодарности Брахма и Вишну приказали Вишвакараме, архитектору богов, воз- двигнуть вокруг храм — это был самый первый храм Арунахелесвар, ныне не суще- ствующий. Сейчас на этом месте стоит другой храм, но верующие утверждают, что это самый первый, «себя воздвигнувший» каменный лингам, появившийся в нача- ле времен. Он находится в Святыне святынь и продолжает почитаться миллионами пилигримов как знак и печать присутствия на земле Шивы10. ЛИШЕНИЯ Мы смотрели, как на юго-востоке восходит солнце. Сначала оно озарило девять пирамидальных гопурам, окружавших храмовый комплекс, потом про- гнало тени с площадей, галерей и усыпальниц. В разрастающемся свете дня мы увидели позади храма равнину, простирающуюся до горизонта. Тут и там на равнине были видны небольшие холмы. Мы возобновили свой подъем на Арунахелу. Хотя было не особенно высо- ко, дорожка поднималась, сильно извиваясь, так что подъем занял у нас много времени. Прошел час, а мы все еще находились далеко от вершины. Солнце уже начало припекать, и я стал жалеть, что взял с собой только одну бутылку воды. Мы с Сантхой остановились, чтобы отпить по глотку и посмотреть сверху на отдаленные вершины Арунахелелесвара. Возвышающийся в утренней дымке храм выглядел словно вышедшим из легенды, неземным. Мне даже стало ка- заться, что и в самом деле храмы, как это говорят легенды, создавались богами в самом начале современной эпохи. Мы снова двинулись вверх — и внезапно уви- дели стройного, но мускулистого молодого человека, с длинными спутанными волосами, покрытым сажей лбом и в оранжевом наряде садху. Он сидел на усту- пе скалы прямо над нами со скрещенными ногами и, казалось, не подозревал о нашем присутствии. Но когда Сантха поздоровалась с ним по-тамильски, его ответ был достаточно дружелюбным. Мы прошли мимо, и когда я через несколько минут снова посмотрел назад, то увидел, что он больше не сидит на своем месте, а следует за нами, босой и мол- чаливый. Без всяких усилий он обогнал нас и скоро исчез за грудой булыжников.
Я подумал, что он, возможно, является одним из приверженцев Нарайяны Свами — почти легендарным человеком, с которым мне хотелось встретиться. Я слышал, что Свами пребывал на вершине Арунахелы на протяжении десяти лет, не употребляя никакой твердой пищи и довольствуясь совсем небольшим количеством молока и чая, которые приносили ему его помощники. Подвергая себя подобным лишениям (тапасу), которые могут перемежаться с такими от- носительно приятными вещами, как продолжительные половые сношения без семяизвержения, и с такими неприятными, как держание рук вертикально над головой на протяжении десятков дней, великие йоги, подобные Нарайяне Сва- ми, приобретали, как считают, особую энергию сверхъестественного «тепла»: «Основной трансформацией, которую выполняли риши, подвергая себя та- пасу, было стремление заставить тело производить тепло. Огонь во время тапа- са становился столь сильным, что человек сам начинал излучать пламя, способ- ное освящать и сжигать... Утверждалось, что те, кто мог выполнять тапас, были способны стать невидимыми, могли ходить по воде и летать по воздуху. В “Йо- га-сутре” перечислено множество подобного рода способностей, которые дос- тигаются практикованием йоги, включая обретение большой физической силы и различных знаний, к примеру, знания своих предыдущих воплощений и уме- ния читать чужие смысли...»11 Напряженная физическая и умственная дисциплина, которую требует тапас, является важным шагом к освобождению от смерти. Считается, что через свои устрашающие лишения Семь риши из «Вед» обрели искусство омоложения, ле- чения болезней и умение воскрешать к жизни мертвых. Одной из целей риши, выполняющих тапас, было вознесение в обитель бессмертных. Утверждают даже, что боги и демоны тоже выполняют тапас, чтобы обрести бессмертие12. Джон И. Митчинер, специалист по традициям «семи риши», указывает, что «такие способности и в самом деле приписываются риши во всей индийской литературе»13. Возникает вопрос — почему? Почему сквозь всю историю проходит посто- янная связь великих риши с этими необычными способностями и почему риши всегда используют одни и те же средства — йогу, лишения, медитацию, чтобы развить свои способности? Является это только плодом воображения или же это часть каких-то древних легенд? Может, за этими легендами скрыто что-то очень важное? Я не надеялся получить ответ на эти вопросы от Нарайяны Свами — про- сто хотелось посмотреть на человека, который живет на вершине горы на чае и молоке десять лет. Поглядеть на него было любопытно и потому, что, по всей видимости, он символизировал определенную традицию, упомянутую в тамиль- ском тексте «Арунахела Махаматмиам» («Слава Арунахелы»). Там говорилось, что Шива садит поддеревом около вершины горы в наряде сиддха׳.
«Шива находится здесь всегда в качестве сиддха под именем Арунагири- Йоги, облаченный только в набедренную повязку, со спутанными волосами; на его лбу видны следы вибхути [священной золы]»14. Поскольку я уже много времени занимался Индией, я не видел ничего стран- ного в том, что Шива мог одновременно являться фаллической каменной ко- лонной в святыне святынь храма у подножия горы и в то же время быть аскетом, медитирующим под деревом на вершине горы, а также одновременно — и са- мой горой, ибо говорилось, что «в отличие от других гор, которые стали святы- ми, потому что в них жил Бог [к примеру, гора Кайлас в Гималаях], Арунахела является самим богом Шивой»15. ГЛАВНАЯ ОПОРА МИРА Из легенд о наводнении в Северной Индии мы знаем, что Ману и семь муд- рецов нашли убежище в Гималаях, в «земле Семи риши» между Индом и Ган- гом, и что именно отсюда они начали распространять «Веды» и восстанавли- вать земледелие. В Южной Индии в тамильской традиции, записанной в «Скан- да-Пуране», роль места, где спасшиеся укрылись от наводнения и откуда началось распространение знаний, выполняет Арунахела, вечно охраняемая Шивой, который гарантировал, что «океаны не поглотят ее даже во время силь- ного потопа»16: «Земля поблизости совершено не тронута четырьмя океанами, которые раз- бушевались с наступлением юги и поглотили все оконечности мира... После того как погибли все живые существа, были поглощены все созданные вещи... все будущие семена определенно расположены здесь... Все легенды, искусства, зна- чительное число священных писаний и “Веды” были здесь тщательно сохране- ны... Брахманы, которые прибыли к подножию гор, были мной созваны после потопа, и я заставил их изучать “Веды” и делать из них выборки... У мудрецов, чтимых за соблюдение всех религиозных обрядов и ритуалов, обитавших в пе- щерах на горах, начали светиться их спутанные волосы. Они были подобны 100 000 солнцам и огням...»17 Эти «Пураны» также говорят нам, что среди тех кто посетил Арунахелу, были семь мудрецов, обычно связываемых с сохранением «Вед» в Гималаях после потопа18. Когда мы с Сантхой продолжали взбираться вверх на гору, попав в зону освежающего тумана и потом пройдя через темное ущелье, я подумал, что такая гора из красного гранита, принадлежащая к самым ранним формациям на Земле19, не могла быть затоплена послеледниковым наводнением. Даже в са- мом худшем случае большие приливные волны не поднялись бы так высоко. Арунахелы являлись твердой, надежной «главной опорой мира» во времена быстрого и непредсказуемого поднятия уровня моря по всему берегу Южной Индии. Нет ничего удивительного в том, что, подобно Гималаям на севере, на этой горе, как считалось, «все семена будущего» сберегли для последующего использования человечеством, и что это было то самое место, где мудрецы со- храняли древнюю мудрость в «Ведах», чтобы впоследствии ее распространить. ВЛАДЫКА ВСЕЙ МУДРОСТИ Шива является богом во многих измерениях, и его изображения, относя- щиеся к разному времени, можно увидеть по всей Индии, обычно в форме ме- дитирующего сидху, стройного, обнаженного, могучего бога йоги — и везде он напоминает то самое изображение, которое я видел на печати из Пасупати, со- зданной 4700 лет назад во времена цивилизации Инда-Сарасвати. Много ветре- чается его изображений и в виде фаллического конуса или каменной колонны. Подобное находили и в населенных пунктах цивилизации Инда-Сарасвати20. Он является также одним из главнейших богов «Ригведы», в которой он фигурирует под именем Рудры. Часто в древних рукописях этого бога именуют то Шивой, то Рудрой, а иногда можно встретить двойное имя — Шива-Рудра21. В «Яджурведе» к Рудре адресуются следующим образом: «Ты есть Шива [пре- красный, добрый] по имени»22. Подобно Шиве, Рудра и устрашает, и утешает23. Про него говорят, что он имеет «две природы» или два «имени»: одно грубое и дикое (рудра), второе доб- рое (шива) и спокойное (сайта)24. Подобно Шиве, Рудра — «обитатель гор»25,«синегорлый»26, и «Триамбака» (трехглазый)27. Как и Шива, Рудра из «Вед» имеет светлую или белую кожу28 (хотя иногда его называют «красным»29), он великий йогин и повелитель животных30. Подобно Шиве, Рудра имеет длинные, косматые и/или спутанные волосы, об- ладает искусством врачевания31, а также ассоциируется с огнем32. Символом Руд- ры, как и Шивы, в поздней ведической традиции является стхану — «столб» или «колонна», означающие «бесконечное, неподвижное состояние самадхи, в котором пребывает бог йоги»33. Но выше всех этих званий было определение Рудры-Шивы как бога всех знаний, внутреннего видения и внутренней мудрости (инана-гнозис). Вот поче- му мы читаем в книге VIII «Ригведы»: «Этот ум Рудры, свежий и сильный, дви- жет сознание по древним путям»34. Вот почему Шива часто изображается в ин- дийском религиозном искусстве как Янана-Дакшинамурти — «Господин всей Мудости», «сидящий под деревом на горе Кайлас, положивший свои ноги на карлика, символизирующего человеческое невежество»35.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 269; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.144.32 (0.019 с.) |