Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Странный случай c зубром (4)
Мне следовало поговорить с Д.Х. Трампом, вышедшим на пенсию и про- живающим в Кембридже. Я подготовил список вопросов и попросил своего ассистента Шарифа найти Трампа и расспросить его. Разговор, проливающий немного света на нашу загадку, состоялся 26 октября 2001 года. Вот его запись. Шариф: В своем «Археологическом путеводителе» (дополненное издание, на которое я буду ссылаться) вы упоминаете рисунок быка в Гипогее и ре ко- мендуете «остановиться и осмотреть стену напротив лестницы, ведущей на ниж- ний ярус. Там вы увидите нарисованный черной краской контур животного, похожего на быка. Рисунок весьма схематичный, причем голова и плечи живот- ного не сохранились. Это изображение очень древнее, и внимание посетителей обращают на то, что окрашенный охрой участок стены заканчивается как раз там, где начинается контур рисунка». Вы помните того быка? Трамп: Да, конечно. Шариф: Очень хорошо. Tак вот, в своем «Досье Мальты» Мифсуд пишет, что... Трамп: Что он был соскоблен. Шариф: Вот именно он утверждает, что изображение соскоблили. Трамп: Слишком простой ответ на вопрос. Но для чего, скажите на милость, Френсису Маллиа понадобилось его соскабливать? У него для этого не имелось никаких причин. C самого начала изображение было очень блеклым. К тому же известно, что краска внутри Гипогея попортилась. Сейчас все реставраци- онные работы направлены как раз на то, чтобы остановить этот процесс. Шариф: К какова причина повреждения? Это происходит из-за потока ту- ристов? Или из-за поступающего воздуха? Трамп: Да, возможно. Шариф: Мифсуд пишет, что Маллиа был учеником Дж.Д. Эванса. Трамп: Ла, он был отправлен в лондонский Археологический институт, что- бы учиться там под руководством Эванса и получить квалификацию, необходи- мую для будущей работы. Шариф: Предположение состоит в том, что, являясь учеником Дж.Д. Эван- са, Маллиа занимал позицию несколько противную той, которую занимали вы. Настолько противоположную, что вы вступили в полемику относительно зна- чения рисунка быка. А поскольку несогласие между вами и Маллиа росло, то он отдал сотруднику Музея распоряжение... Трамп: Не думаю, чтобы в Музее кто-нибудь знал что-то о нем. Шариф: То есть как ученый, он ничего из себя не представлял?
Трамп: Мы не знаем, кем он был. Шариф: Хорошо. А что вы можете в общих чертах сказать о том рисунке, из-за которого разгорелся спор между вами и Маллиа? Трамп: Hy что ж, как это обычно происходит среди ученых, мы имели раз- ные точки зрения на этот вопрос. Я был склонен более серьезно воспринимать то нечеткое изображение, чем Маллиа. Я имею в виду рисунок быка. Я даже не назвал бы это разногласием, ведь мы ни разу не спорили по этому вопросу. Шариф: То есть это было чисто научное расхождение во мнениях? Трамп: В общем-то, да. Я был готов принять этот факт. Кстати, это наш охранник первым указал нам на рисунок. До этого никто его просто не замечал, настолько он был блеклым. Я посмотрел на изображение и подумал: «Что ж, может быть, в этом что-то есть». Мне захотелось упомянуть его в «Путеводите- ле», чтобы люди могли... ' Шариф: Сами убедиться... Трамп: Чтобы они могли взглянуть и сформировать собственное мнение. Но у Маллиа были сомнения на этот счет. Сомнения, не более того. Неправиль- но считать это разногласием. Шариф: Хорошо. Значит, разногласие состояло в том, что вы полагали, что рисунок имел большое археологическое значение... Трамп: Мне кажется, что это слишком сильно сказано. Я думал, что «может быть», в то время как он считал, что это «маловероятно». Шариф: То есть он считал, что находка рисунка ничего не давала. Даже не было уверенности, что это образец древнего искусства? Трамп: Да. Шариф: А вы полагали, что рисунок мог иметь значение? Трамп: J\a. Шариф: И вы никогда не видели рисунок в лучшем состоянии, до того, как его стерли? Трамп: C самого начала он был крайне нечетким. Как я уже сказал, никто из нас его даже не заметил, пока нам не указал на него охранник, который в течение нескольких лет ежедневно проходил вверх и вниз по той лестнице. Он заметил пятна, которые могли что-то изображать, и указал на них руководству музея. Мы пришли, посмотрели и сказали: «Может быть». Но никогда никто не говорил что-либо более определенное. Шариф: Вы сами видели тот рисунок или то, что от него осталось? Трамп: Он был едва заметен и... в настоящее время он стал еще менее замет- ным. Шариф: То есть вы заметили разницу?
Трамп: Да, конечно. Шариф: И это были именно те изменения, которые сегодня реставраторы пытаются приостановить? Трамп: Да. Шариф: То есть это не были изменения, сделанные преднамеренно. Речь идет о повреждениях, характерных для всех памятников, посещаемых туриста- ми? Трамп: Да, о том, ч׳то связано с кондиционированием воздуха и тому подоб- ным... Шариф: Имеются ли на рисунке быка детали, наводящие, как Мифсуда, на мысль, что там изображено вымершее животное? Можно ли по оставшейся ча- сти изображения прийти к такому выводу? Трамп: Нет. Шариф: На чем, по вашему мнению, основывался Мифсуд? Он считает ри- сунок свидетельством того, что речь идет о палеолитическом памятнике, по- скольку изображение животного времен палеолита выполнено в стиле палео- лита. Трамп: Это просто абсурд. В те времена лабиринта еще не было. Он был вырыт намного позже времен палеолита. Шариф: Откуда мы можем это знать? Трамп: Ну, из археологических находок. Шариф. Благодаря радиоуглеродной датировке этих находок? Трамп: Нет, не по находкам из Гипогея, который раскопали в 1910 году, за- долго до изобретения радиоуглеродного метода. Но среди археологического ма- териала из Гипогея не было никакой керамики или чего-либо иного, изготов- ленного ранее периода Зеббуджа. Радиоуглеродный анализ относит его к 4000 году до н.э. Помещения были вырыты преднамеренно, но произошло это не ранее 4000 года до н.э. А следовательно, и речи быть не может о вымерших животных времен плейстоцена.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 257; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.223.40.255 (0.008 с.) |