Наводнение Дварки и наступаение кали-юги 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Наводнение Дварки и наступаение кали-юги



Индусы традиционно считают, что история и предыстория развиваются не линейно, а циклично. У нас на западе время воспринимается подобно прямо ле- тящей стреле: мы рождаемся, живем, умираем. Но в Индии человекумирает только для того, чтобы снова родиться. В индийской духовной традиции глубоко укоре- нилась идея, что все живые существа и сама Земля участвуют в глобальном кос- мическом цикле рождения, взросления, смерти, повторного рождения и обнов- ления. Даже храмы испытывают перерождение путем реконструкции на том же самом месте, когда они становятся чересчур старыми, угрожая разрушиться.

Внутри этих, движущихся как бы по спирали, циклов, где все, что суще- ствует, уж когда-то бьшо, имеются четыре большие «мировые эпохи», которые разнятся своей продолжительностью: Крита-юга, Трета-юга, Давапара-юга и Кали-юга. В конце каждой «юги» происходит «пралайя» — катастрофа, погру- жающая земной шар в огонь или наводнение. Затем из руин прошлых эпох, по- добно фениксу из пепла, все снова начинается.

И так — рождение, рост, взросление, новое рождение — без конца на про- тяжении большого времени. В конце каждого цикла, состоящего из четырех «юг», происходит особо сильная катастрофа.

В Индии полагают, что каждая из «юг» имеет свои особенности: Крита-юга является золотым веком, когда «царит праведность». Следующая, Трета-юга, несет упадок, при котором «добродетель на ценится». Во время Давапара-юги «распространяются ссоры и ложь, разума становится меньше, правда пропада-

 

ет». Во время Кали-юги «люди возвращаются к дикости, ценности теряют зна- чение, царит упадок, человеческая раса приближается к исчезновению».

История Дварки весьма хорошо совпадает с этой последовательностью. В древнеиндийском эпосе «Махабхарата» (который, как полагают, был состав- лен через несколько столетий после «Ригведы») и в более поздних священных текстах, таких как «Бхагавата-Пурана» и «Вишну-Пурана», описываются две большие мировые эпохи.

Если обратиться к Давапара-юге, самой близкой нам по времени, то можно узнать, что Дварка являлась сказочным городом, основанным на северо-запад- ном берегу Индии. Его основателем и первым правителем был Кришна (вопло- щение бога Вишну в облике человека). Дварка появился на месте еще более древ- него священного города — Кусустхали, на землях, которые были заимствованы у моря: «Кришна выпросил пространство в полторы мили у океана, и здесь по- строил город Дварку, окруженный высокими стенами»33. Сады и сам город впе- чатляли своей красотой. Можно представить, как там осуществлялись пышные религиозные ритуалы.

Однако годы шли, и в конце Двапара-юги Кришна был убит. В Вишну-Пу- ране написано: «В тот же день, когда Кришна расстался с землей, спустилась темнокожая Кали-юга. Океан поднялся и поглотил всю Дварку»34. Кали-юга — это та эпоха, что ныне царствует на Земле. Согласно индусским легендам, она началась примерно 5000 лет назад, и если сопоставить индийский календарь с нашим, то получится 3102 год до н.э.35 Эту эпоху «Бхагавата-Пурана» описыва- ет следующим образом: «Люди будут жадными, будут подло себя вести, забудут о милосердии, начнут убивать без всякой причины, станут очень несчастны, будут стремиться только к богатству и мирским утехам...»36

ГЛАВА 5. ПУТЕШЕСТВИЕ В ИНДИЮ

Махабалипурам скоро стал славиться больше всех горо- дов на Земле, и когда весть о его великолепии дошла до богов, собравшихся при дворе Индры, в них вспыхнула такая ревность, что они приказали Морскому Богу зато- пить это место, которое возжелало соперничать в пыш- ности со звездными замками. Распоряжение было выпол- нено, и город немедленно захлестнула яростная стихия, да так, что нельзя было видеть даже верхушки домов.

Уильям Чэмберс. Азиатские исследования, т. 1,1788 г.

В тот же день, когда Кришна отбыл с Земли, наступила эпоха темнокожей Кали. Океан поднялся и поглотил всю Дварку.

Вишну-Пурана

Если кто-то попытается определить дату, которая знаменует собой начало «новой эпохи» на индийском субконтиненте, то это непременно будет 3100 г. до н.э. — а это время традиционно считают началом Кали-юги. Именно в это вре-

 

ТУРКМЕНИЯ

/

I

ί

ч.

АФГАНИСТАН

• 'ДЕЛИ. • ·

ИНДИЯ

ИРАН !

! ПАКИСТАН

־1' י'. *' י’י^*'*'^ידיז.‘*'׳

Лотхал*’׳^־^',^..ד.'■ *.··'־■, ' <.

^-׳-Дваркар

*■י”׳-—ו.'

“;“У* ·/Дхолаиира

#. ״ ־

.J

Meprap

/ Хараппа j:

· ־ / V־·

Мултан/^с״Р^<Т - ** · · *

4--·.

К- /"*

 

י Раскопанные города י Современные города

яЩ‘>' -<>׳ ״V- >.?׳,. י|<

(Основано на работах Посселя. 1999 г.)

мя, куда ни глянь, по всей речной долине начинается упадок — от Каракорума до Гималайских гор, где существовала самая большая на земле городская циви- лизация. Позднее именно ее назовут цивилизацией долины Инда или цивили- зацией Инда-Сарасвати.

В период своего максимального развития, примерно в 2500 году н.э., эта таинственная доисторическая культура могла похвастаться по крайней мере шестью большими городами внутри континента (приморские города, воз- можно, еще ждут своего первооткрывателя) с населением более 30 000 чело- век. Эти большие города были связаны с сотнями городков и с деревнями, а также с несколькими ключевыми портами, такими как Лотал и Дхолавира, находившихся на стратегически важных местах вдоль береговой линии и на судоходных реках. Общая площадь этой цивилизации была больше, чем со-

 

 

временной Западной Европы — 1,5 миллионов кв. км. Она простиралась от Ирана на западе до Туркмении и Кашмира на севере, долины реки Годавари на юге и Дели на востоке1. Эта цивилизация располагала заморскими фор- постами и включала в себя некогда весьма процветающую колонию в Пер- сидском заливе. Ее многочисленные морские торговые пути охранялись во- енными кораблями2.

...В ноябре 1992 года, когда мы с Сантхой поднялись на борт самолета PIA (PIA — Пакистанская государственная авиакомпания. — Прим, перев.), следовав- шею рейсом от Лондона до Карачи, я уже был неплохо осведомлен о цивилиза- ции долины Инда, но многие подробности оставались мне неизвестными. Я знал только о двух найденных первыми городах — о Хараппе и Мохенджо-Даро, на- звания которых постоянно появлялись в передовицах газет еще с 1920-х, с того времени, когда эти города впервые были обнаружены.

Приземлившись в Карачи, мы переночевали в какой-то обветшавшей гос- тинице, а потом полетели на север в Мултан, священный город знаменитого исламского святого. Здесь мы нашли говорящего по-английски водителя так- си, который согласился отвезти нас к Хараппе, а потом на юг — к Мохенджо- Даро, и наконец забросить в Карачи. Путешествие должно было составить око- ло 1000 километров.

 

МОХЕНДЖО-ДАРО

Здесь я хочу привести отрывок из моей записной книжки 1992 года. Отры- вок касается Хараппы, но, откровенно говоря, в Мохенджо-Даро я увидел то же самое. Мои записи начинаются с момента, когда, проведя большую часть дня в машине, мы въехали в провинцию Синд.

Понедельник, 7 6 ноября 1992 годл

Границу Пенждаба и Синда мы пересекли довольно поздно — в 9.30 или 10.00 вечера. Проверка на границе была очень тщательной... Наконец приехали в Суккур, пересекли дамбу в Суккуре около 10.50 и прибыли в отель в каком-то пыльном пригороде примерно в 11.50 вечера.

Клерк в регистратуре (который приготовил нам ужин после полуночи), спро- сил, в какое время мы выедем утром. Я поинтересовался, почему он хочет это знать. Он ответил, что в провинции Синд большой проблемой являются «дако- иты» (бандиты). Недавно на дороге похитили японского и тайванского путеше- ственников и потребовали за них выкуп в шесть миллионов рупий. Их семьи заплатили половину, другую половину внесло пакистанское правительство. Иностранцев часто похищают, поскольку считается, что они очень богаты.

Оказалось, что для поездки от Суккура до Хайдарабада через Мохенджо- Даро требуется эскорт. Похоже, что Мохенджо-Даро, как и весь район Ларкана, где он находится, является «очень опасным».

Оказалось также, что в связи с нашим появлением для гостиницы потребо- валась охрана на всю ночь, поскольку нас могли выкрасть из номера!

Мы покинули гостиницу на следующее утро в 9 часов, в сопровождении че- тырех вооруженных полицейских на задних сиденьях пикапа «тойоты». У них был целый арсенал оружия — один G3, один АК-47 и два старых карабина. Мы ехали следом за пикапом и скоро обнаружили, что участвуем в хорошо сплани- рованной эскортной операции, в которой нас передавали, словно палочку в эс- тафете, от одной полицейской машины к другой. От Суккура до Хайдарабада общее число машин составило четырнадцать. Часто эскортные машины ехали очень быстро, с мигающими передними огнями и воющими сиренами, так что остальному транспорту приходилось уступать нам дорогу. В целом к нам отно- шение было как к очень важным персонам и выглядело очень эффектно. Когда впереди появлялась новая полицейская машина, старая останавливалась у гра- ниц своей зоны ответственности. Они связывались друг с другом по радио. Вся провинция Синд, похоже, имеет закон о смертной казни и контролируется ар- мией, причем полиция подчиняется армии.

В Мохенджо-Даро мы прибыли примерно в 11.30 с нашим полицейским эс- кортом — на этот раз с четырьмя охранниками в грузовике и двумя впереди. В пути у нас случилась поломка, и примерно час нам пришлось провести на краю доро- ги, причем четыре вооруженных полицейских стояли кордоном вокруг нас, воз- можно, для того, чтобы нас не могли украсть двадцать или около того крестьян- синдов, которые в маленьких тюрбанах, характерных для данных мест, с любо- пытством вертелись поблизости, не слушая предупреждений полицейских.

 

В конце концов мы прибыли на место, все еще сопровождаемые и охраня- емые нашим вооруженным эскортом. Полицейские вежливо отклоняли все пред- ложения оставить нас одних даже на секунду, поскольку считали, что мы риску- ем быль похищенными. Таким образом, нам пришлось двигаться по покрытым пылью развалинам в компании вооруженных людей. Все это казалось чем-то несколько нереальным.

...Из-за того что в культуре Хараппы кирпичи очень редко использовались в качестве украшений, сэр Мортимер Уилер (в книге «Цивилизация Инда», 3-е изд., 1968 г.) описывает обширные руины Мохенджо-Даро как «внушительные количественно и важные в социальном отношении», но «эстетически совершен-

План города Мохенджо-Даро. (Основано на работах Посселя. 1999 г.)

 

но монотонные»3. Обозревая очень протяженные кирпичные развалины сквозь парящую полуденную дымку, я решил, что мое мнение немногим отличается от мнения Уилера. Это тянущееся на многие сотни метров пространство, запол- ненное красным кирпичом и покрытое красноватой пылью, действительно ка- жется монотонным и однообразным. Но удивительно, что при всем однообра- зии оно буквально переполняет вас эмоциями. Даже руины стен выглядят могу- чими, непоколебимыми, совершенно непроницаемыми.

Мы продвигались по центральному району руин по плоским ступенькам, обошли западный край полуразрушенного храма Будды, воздвигнутого здесь 2000 лет назад (через много дней после того, как цивилизация Инда-Сарасвати прекратила свое существование). Отсюда в западном направлении открывался вид на сооружение, которое археологи назвали «Большой бассейн». Здесь была хорошо видна и планировка Мохенджо-Даро — в виде расположенных в пра- вильном порядке узких улочек, как бы образующих собой сеть, ориентирован- ную с юга на север и с запада на восток. Город состоял из кирпичных домов, имел крытые сточные канавы. За «Большим бассейном», дальше на запад, рас- полагается «амбар». Еще дальше проходило старое русло Инда.

«Большой бассейн», служивший, возможно, для ритуальных омовений и очи- щения, выглядит точно так, как среднего размера прямоугольный плавательный бассейн. Он имеет 11,89 м в длину (с севера на юг) и 7,01 м в ширину (с востока на запад). Глубина его — 2,44 м4. Кирпичная кладка очень плотная, водонепроница- емость обеспечивают слои битума и цементного раствора с гипсом. Все это гово- рит о высокой культуре с большим архитектурным опытом. Такого рода опыт не может исчезнуть за одну ночь...

Особенно поражает система водослива: вода удалялась из Большого бассейна через глубокий канал, покрытый высоким кирпичным сводом. От Большого бассейна мы прошли около мили, двигаясь к востоку от буддистского храма, и достигли, судя по всему, района проживания состоятельных и знатных семейств, который называют «Д.К.» в честь некоего Д.К. Дикшитара, работавшего здесь на раскопках в 1920-х годах.

«Д.К» оказался весьма внушительным пригородом. Некоторые его дома имели два, порой даже три этажа. До сих пор отдельные стены возносятся на высоту до четырех метров. Видно, что когда-то пол и потолок здесь поддерживали деревян- ные бревна, уже давно сгнившие. Есть также свидетельства о существовании го- родского освещения (лампы располагались в нишах стен, одна такая лампа нахо- дится сейчас в музее), а также городской системы сбора мусора, поскольку най- дены емкости для мусора, предназначенные для общего пользования. Еще более впечатляющей является забота жителей о санитарном состоянии города: крытые сточные канавы тянутся на многие мили, а значительная часть домов имеет туа- леты, причем у некоторых из них почти современный западный вид. По тщатель- но выполненным кирпичным желобам сточная вода поступала в канализацион- ные трубы или в горшки для отходов, находившиеся на улице. Похоже, что эти горшки регулярно убирала городская канализационная служба.

Была также предусмотрена технология очистки главного сточного протока: он был разбит на одинаковые отрезки, в конце каждого участка стояла решетка, которая задерживала твердые отходы, позволяя жидким течь дальше.

 

Короче говоря, эти люди делали очень много для городского благоустрой- ства и городской архитектуры. Их знания, я уверен, шли из древности. Строи- тели Мохенджо-Даро уже обладали ими, когда только приступали к возведе- нию города...

НАУКА

Пик развития города пришелся на середину третьего тысячелетия до н.э.: Мохенджо-Даро тогда имел площадь более 250 гектаров, а его население, по всей видимости, достигало 150 тыс. человек5. К этому времени город являлся одним из многих других городов и поселений в цивилизации Инда-Сарасвати. Большая часть этих населенных пунктов была построена из земляных кирпи- чей стандартного размера. Один размер кирпича (7x14x28 см) шел на строи- тельство домов, а другой (10x20x40 см) использовался при сооружении городе- ких стен. Но оба размера кирпичей имели одинаковые пропорции: если толщи- ну брать за 1, то ширина составляла 2, а длина — 46.

Подобно Мохенджо-Даро, в других поселениях цивилизации Инда-Сарас- вати (хотя, конечно, не во всех) улицы располагались в виде сетки и с удиви- тельной точностью ориентировались по частям света с севера на юг и с запада на восток. Это предполагает, что города изначально кем-то тщательно плани- ровались, в то время как во многих других культурах поселения росли хаотичес- ки и постепенно. В городах же цивилизации Инда-Сарасвати общая планировка явно существовала с самого начала. Кроме того, точность ориентации улиц ясно показывает, что планировщики привлекали к своей работе астрономов. Несколь- ко ученых, имея на то все основания, заключили, что астрономия высоко цени- лась в городах цивилизации Инда-Сарасвати и, по всей вероятности, была свя- зана с исповедуемой здесь религией7.

Было также отмечено, что эталоны мер и весов, обнаруженные в Мохенд- жо-Даро, Хараппе и многих других городах цивилизации Инда-Сарасвати, рас- положенных далеко друг от друга, не только изготовлены исключительно тща- тельно и правильно, но демонстрируют и высокий уровень развития математи- ки. Веса, похоже, разрабатывались по двоичной шкале: 1, 2, 4, 8, 16, 32 и т.д., вплоть до 12 800 единиц (одна единица соответствует 0,85 грамма)8. Меры изме- рения основаны на десятичной системе. «В Мохенджо-Даро найдена шкала, которая разбита на точные единицы в 0,264 дюйма. Местный “фут” насчитыва- ет 13,2 дюйма (то есть 50 раз по 0,264)»9. Аналогично в порту Лотхал, принадле- жавшем той же цивилизации Инда-Сарасвати, С.Р. Pao нашел линейку с тща- тельно нанесенными делениями с расстоянием между ними всего 1,7 мм.

Десять таких делений составляют 17,78 мм. Ширина стены у доков Лотхала равна 1,78 м, что аналогично маленькому делению шкалы Лотхала, увеличен- ному в 10 раз. Длина тянущейся с востока на запад стены дока в 20 раз больше ее ширины. Очевидно, инженеры Лотхала использовали десятичную систему из- мерений...10

По мнению Рао, материальные остатки цивилизации Инда-Сарасвати — ориентация кварталов города, общий план и организация системы канализа- ции, использование стандартизированных весов и мер в точных математических соотношениях — ясно говорят о «научном подходе к строительству Xapan- пы»1'. В некоторых случаях он настолько сложен, что даже в наши дни, как при- знает Джонатан Кеннойер, многие аспекты индусской технологии «недостаточ- но поняты учеными, пытающимися создать подобную глиняную посуду из тер- ракотовой глины и бронзу, которая имела бы такую же твердость, не уступающую твердости стали»12.

«ПОЧТИ ВСЕ, ЧТО КОГДА-ЛИБО ПИСАЛИ ОБ ЭТОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ, ОКАЗАЛОСЬ НЕВЕРНЫМ...»

Просто не верится, что столь развитая и хорошо организованная цивилиза- ция, как расцветавшая 4500 лет назад на берегах Инда и Сарасвати (на севере современных Индии и Пакистана), внезапно появилась «из ниоткуда», уже пол- ностью сформировавшейся. Здравый смысл подсказывает, что должна была су- шествовать очень продолжительная фаза ее развития — возможно, в другом ме- сте. Тем не менее большинство археологов XX века не обнаруживают никаких следов предшествующего периода где-либо на Индийском субконтиненте.

Получившийся вакуум европейские ученые решили объяснить, выдвинув гипотезу, что цивилизация долины Инда могла зародиться не в Индии. К при- меру, как отмечает С.П. Гупта, сэр Мортимер Уилер не только утверждал, что Мохецджо-Даро и Хараппу уничтожили вторгнувшиеся арии — он также был уверен, что столь передовые города не могли быть созданием самой Индии, куда «идея города» как образа жизни пришла из Месопотамии13. Он даже утверждал, будто в Мохенджо-Даро работали каменщики из Месопотамии, обучая мест- ных мастеров созданию каменных сооружений14.

Когда Уилер в 1976 году скончался, его теория месопотамского происхож- дения цивилизации долины Инда умерла вместе с ним. Но причиной этого ста- ла не столько смерть Уилера, сколько начало в 1974 году археологических рас- копок французским археологом Жаном-Франсуа Жаррижем в обнаруженном ранее населенном пункте, названном Мергар. Этот участок располагался у за- ладного края долины Инда, куда вел скалистый проход Болан.

То, что откопали Жарриж и его группа, можно смело назвать археологичес- ким эквивалентом Святого Грааля. Нетронутые слои земли со следами деятель- ности жителей этого места уходили вниз примерно до слоя, датированного 6800 годом до н.э. Другими словами, поселение появилось здесь за 4000 лет до того, как начался урбанистический бум в Хараппе и Мохенджо-Даро. Упадок же данного поселения совпал с упадком этих двух городов и пришелся на вто- рое тысячелетие до н.э.15

Интенсивные раскопки все еще продолжаются. Анализ же найденного в Meprape и в других лежащих поблизости городах, таких как имеющий столь же почтенный возраст Наусхаро, проливает совершенно новый свет на про- исхождение цивилизации Инда-Сарасвати. Когда мы говорили с Грегори Пос- селем по телефону в октябре 2000 года, он сказал: «Хочешь, я открою тебе кое- что важное? Я здесь признался своим ученикам, что почти все, что когда-либо сообщалось об этой цивилизации, даже лет пять тому назад, оказалось невер- ным»16.

В 1992 году, когда мы с Сантхой посетили Хараппу и Мохенджо-Даро, я совершенно ничего не знал об этом месте и об исключительно важных выводах, которые были сделаны при изучении данного города.

ОТ ГИМАЛАЕВ ДО МОРЯ

Покинув Пакистан 19 ноября 1992 года, мы поначалу направились в Непал, где на узких улочках космополитического города Катманду на рынке Тхамел можно найти множество интересных и необычных трактатов по древнеиндий- ской религиозной мысли, включая многие редкие оригиналы. В книжном ма- газине «Пилигримы» я приобрел все шесть томов перевода Ральфа Гриффита 1881 года«Ригведы», «Атхарваведы», «Яджурведы» и «Самаведы». Но, посколь- ку в 1992 году у меня не было причин не соглашаться с общепринятой датиров- кой «Вед» 1200—800 годами до н.э., я на протяжении последующих нескольких лет постоянно откладывал изучение этих огромных фолиантов, предпочитая чи- тать тексты Шумера и времен Древнего царства в Египте, которые я считал куда более древними.

Позднее я узнал, что новое поколение ученых — как в Индии, так и за ее пределами — приходит к убеждению, что ведические гимны древнее и, может быть, являются самым древним литературным памятником на Земле. В 1992 го- ду, однако, это предположение походило на многие другие фантастические ги- потезы относительно таинственного прошлого Индии, и я такую возможность просто проигнорировал.

Покинув Непал, мы на самолете совершили путешествие в Северную и по- том Восточную Индию, посетив Дели, Каджурахо, Пури, Конарак, а затем на юг в штат Tамилнад.

Воскресенье 6 ДЕклбря 7 992 г.

Прибыли в Мадрас примерно в 10 часов утра. Доктор Рамни Пулимуд, ра- ботавший с моим отцом в 1950-х годах в Христианском медицинском коллед- же, прислал за нами такси. Мы проехали 50 км к Веллуру. По дороге туда есть место, где был убит Раджив Ганди. Здесь создан небольшой мемориал, который мы посетили.

Я был почти без сознания от мигрени, мучившей меня большую часть пу- тешествия, но поднялся, когда до Веллуру было примерно 50 км. Осталось ли в этой местности что-то знакомое мне? Когда мы пересекли мост через очень широкую пересохшую реку, у меня появилось чувство, что я начал что-то при- поминать — какое-то сухое русло, которое внезапно заполнялось мутными, высокими волнами свежей воды. Я также вспоминал пальмы. Они при муссо- нах сгибались почти надвое. Я вспоминал огромные капли дождя, падавшие на мою оголенную шею, бегущих по земле красных пауков, свежий воздух при- ближающейся грозы...

...Мы достигли Веллуру — средний по размерам городок, грязный, суетли- вый южноиндийский городок с множеством признаков современной жизни и с вегетарианскими ресторанами. Но все это очень слабо напоминало город моего

 

детства, вплоть до того момента, когда мы остановились около больницы Хри- стианского медицинского колледжа.

Мы миновали город и поехали даль- ше по направлению к жилому комплек- су медицинского колледжа. Похоже, я узнал старую школу, когда мы проезжа- ли мимо нее. Наконец я увидел слева «гору колледжа», выделяющуюся зеле- ными зарослями на фоне скал, и далеко справа — «холм жабы», названный так из-за стоящего на ее вершине булыжни- ка в виде жабы. Я вспоминал, как ребен- ком взбирался на эти холмы вместе с отцом и нашей собакой Трикси. Одна- ко все здания колледжа казались мне незнакомыми. Позднее я понял, что это

из-за того, что дома теперь разделяет дорога, которой в 1950-х не было.

В «большом бунгало» мы встретились с Рамни Пулимуда, который, как было оговорено, нашел нам жилье. Пройдя в дом, я вспомнил старые зеленые шторы, которые были в мужском общежитии, где мы жили. В одной из таких штор я однажды нашел запутавшуюся летучую мышь.

Через полчаса Рамни и ее сын повезли нас на протестантское кладбище, где мы надеялись найти могилу моей сестры Сюзан. Сантха принесла цветы, но, сколько бы мы ни ходили взад-вперед под мирным послеполуденным солнцем, нам ничего не удавалось найти. Мы попросили служителей кладбища просмот- реть записи, но и они никак не смогли нам помочь.

В тот вечер мы с Сантхой поднялись на «гору колледжа». Оттуда открылся освещенный солнцем зеленый пейзаж, который я едва вспоминал.

Веллуру.
Тируваннамалаи · ן

ТАМИЛНАД

T[ ווו!nip 1м.

\ Мадура!‘!

ШРИ-ЛАНКА! -.J

шшявяяя₪!ж

HlUIШГKHff OKI III

Понедельник 7 деклбря J 992 года

Сейчас я узнаю окружающую местность несколько больше. Утром мы посе- тили больницу при Христианском медицинском колледж е, затем взяли рикшу и отправились в Форт-Веллуру, потом — в городок колледжа, чтобы снова заг- лянуть на протестантское кладбище. Как и накануне, могилу нам отыскать не удалось. Странно думать, что моя сестра Сьюзан лежит где-то здесь забытая. Несколько дней назад я видел ее во сне и мы с ней о чем-то говорили. В первый раз за все время я понял, что мне ее недоставало всю жизнь. Я хотел бы иметь возможность иногда поднять трубку и позвонить ей.

... Мы завершили визит в Веллуру исследованием городка больницы. Я вспом- нил пруд с лилиями и лягушками. И я узнал и старое дерево — тамаринд, и два крыла мужского общежития.

В конце мы снова поднялись на «гору колледжа» для того, чтобы оглядеть все в последний раз, затем мы отправились в путь — через четыре часа мы долж- ны были приехать на берег Бенгальского залива, в Мадрас.

ЗАГАДКА СЕМИ ПАГОД

Целью следующего дня был Махабалипурам в 50 км от Мадраса, где я хотел оживить еще кое-какие детские воспоминания — на сей раз о вырубленном в скале храме, стоящем прямо рядом с морем. Как и в Веллуру, я занимался ско- рее не исследованиями, а пытался восстановить в памяти воспоминания. По- скольку храмы, как считалось, имели возраст только 1500 лет и были воздвигну- ты по приказу известных историкам царей, я совершенно не ожидал, что они могут иметь какое-то отношение к моему главному интересу — поиску забытых цивилизаций, существовавших во время последнего ледникового периода око- ло 12 000 лет назад.

Возможно, из-за того, что я отправился в Махабалипурам в подобном рас- положении духа, в своей поездке 1992 года я получил именно то, что и ожи- дал — ничего стоящего. Лишь позднее я понял, что здесь имелось кое-что, что мне следовало знать. Это оказалось скрытым в антологии дневников и дорож- ных записей путешественников по Индии под названием «Описательные и ис- торические работы, относящиеся к семи пагодам на Коромандельском бере- гу»17. Эти дневники были опубликованы под общей редакцией некоего капита- на М.У. Кэрра в 1869 году. Я нашел эту антологию в букинистическом магазине в Мадрасе, когда посетил этот город в 1992 году, но я не открывал ее до 2000 года. Это произошло только после того, как я узнал, что «семь пагод» — это старое название Махабалипурама, бытовавшее у моряков, а Коромандельский берег — это часть берега Бенгальского залива от Пойнт-Калимер на юге до устья реки Кришна на севере.

В антологии, среди прочего, находились дорожные записи Дж. Голдингхэ- ма, эсквайра. Они были сделаны в 1798 году, и в них описывается та часть Ma- хабалипурама, которую я хорошо помнил по своему детству. Это «Береговой храм», вырезанный в сплошном граните и омываемый волнами.

Как говорили брахманы, под волнами прибоя здесь скрываются руины го- рода, в прошлом бесподобно величественного и огромного... Один брахман, которому было лет 50, уроженец этих мест, с которым я имел возможность по- говорить сразу по прибытии в Мадрас, сказал мне, что его дедушка часто вспо- минал, что он видел в полосе прибоя позолоченные верхушки пяти пагод, сей- час уже скрытых под волнами18.

В записках другого путешественника, относящихся к еще более раннему времени — к 1784 году, главная достопримечательность Махабалипурама опи- сывается как «скала или скорее каменная гора», в которой вырезано несколько монументов. Автор сообщал:

«Эта гора служит одним из главных ориентиров для моряков, когда они при- ближаются к берегу. Они называют это место “Семь пагод”, возможно, потому, что эти скалы напоминают им пагоды. Однако, на мой взгляд, в скалах нет ни- чего, что бы напоминало храмы. Есть основания подозревать, что это название возникло от пагод, стоявших здесь раньше, когда со временем опустились под воду...»19

Тот же самый автор, Уильям Чэмберс, позднее занялся изучением легенд Махабалипурама, передаваемых устно.Он интересовался этим вопросом, при-

 

езжая сюда ранее — в 1772 и 177620 годах, когда получил подтверждение своих мыслей о подводных строениях. Согласно услышанной им легенде, некоторые аналогии с которой он позднее нашел в священных письменах индусов21, — бог Вишну сместил коварного и нечестного раджу (правителя) этой местности и поставил правителем благородного Прохладу, чье правление было «мягким и умелым»22. Прохладу сменил на троне его сын, которого в свою очередь сменил Внук Бали. Считается, что именно он и стал основателем пышного некогда го- рода Махабалипурама (дословно — «город великого Бали», или, что более прав- доподобно, — «город великана Бали»)23. Династия Бали окончилась на его сыне Банасура, которого легенда тоже описывает как великана24. Но в его правление случилось несчастье:

«Анируддха [внук Кришны], появился при его [Банасуры] дворе переоде- тым и соблазнил его дочь, после чего началась война, в ходе которой Анируддха был взят в плен и привезен в Махабалипурам, Кришна лично прибыл из своей столицы Дварки и взял в осаду это место»25.

Хотя бог Сида воевал на стороне Банасуры, он победить не мог. Кришна нашел способ побороть Сиду, захватил город и сделал Банасура на всю жизнь своим рабом26. Через какое-то время еще один раджа — его звали Малечерен — занял трон Махабалипурама. Он повстречался с существом из небесного цар- ства, ставшим его другом. Он согласился «переодетым доставить Раджу ко двору божественного Индры». Этой милости раньше не был удостоен ни один смер- тный27.

Раджа вернулся, впечатленный пышностью и великолепием, которые он немедленно ввел для своего двора, своей свиты и при оформлении помещения для правительства. Благодаря этому Махабалипурам скоро стал самым знаме- нитым среди всех городов Земли, и когда весть о его великолепии дошла до 60- гов, собравшихся при дворе Индры, в них вспыхнула такая ревность, что они приказали Морскому Богу затопить этот город, желавший соперничать в пыш- ности со звездными замками. Распоряжение было выполнено, и город немед- ленно захлестнула яростная стихия, да так, что с тех пор нельзя было увидеть и верхушки домов28.

В этом мифе есть много загадок.

Первая легенда была услышана, записана и опубликована в XVIII столетии. Тогда еще не была прочитана ни единая строчка из древних текстов Месопота- мии, тем не менее история Махабалипурама очень напоминает мифы о навод- нении в Месопотамии. То, что написано шумерами о потопе, было приведено во 2-й главе, как и более поздние версии этой легенды, включая вавилонскую, рассказ о Потопе из Ветхого Завета и даже (возможно, с этим никак не связан- ную) историю Атлантиды29. Боги рассердились или начали испытывать зависть к человечеству, точно так как это было в мифе о Махабалипураме. Во всех дру- гих мифах (за исключением истории о Ное) боги собираются вместе (снова это совпадает с легендой о Махабалипураме) перед тем, как приять решение о на- волнении, чтобы уничтожить слишком высоко вознесшееся человечество. И во всех других мифах города и культурные центры погружаются под воду из-за на- волнения:

Шумерский миф: «Все ураганы исключительной силы набросились как один, и в то же время потоп залил культурные центры».

В «Махабалипураме»: «...Приказали Морскому Богу освободить свои вол״ ны и... город немедленно захлестнула яростная стихия...»

Ясно видно совпадение между легендами о наводнении в Юго-Восточной Индии (из «Махабалипурама») и рассказом о наводнении в Дварке в северо- Восточной Индии. В легенде о Дварке, однако, есть отличие: после того, как город исчез под водой, наступил конец предыдущей эпохи и началась Кали״ юга.

ПУТЕШЕСТВИЕ В КАЛИ-ЮГУ

Наше путешествие из Махабалипурама в Дварку в декабре 1992 года было столь беспокойным, что невольно вспоминалось, что мы живем во времена Кали- юги, эпохи духовной темноты, которую ведические мудрецы объявили полной самых худших человеческих пороков и зла. 6 декабря 1992 года индуистские «кат savak» (добровольцы) совершили вооруженное нападение на мечеть в Айодхья в Уттар-Прадеше и взорвали ее, намереваясь построить новый храм для Рамы (Рама — одно из воплощений Вишну), который, как полагают, родился на мес- те данной мечети. Этот акт вызвал волну насилия и массового кровопролития между индуистами и мусульманами по всей Индии. Особенно сильными вол- нения были в городе Сурат на берегу Камбейского залива в юго-западной части штата Гуджарат. Целые семьи сжигали на грудах их имущества, а толпа неисто- вых мужчин изнасиловала женщину, потом отрубила ей голову саблей и труп сожгла.

После этого в большинстве городов ввели смертную казнь. Поскольку вол- нения вызвали разного рода проблемы, а служащие «Индиан Эйрлайнз» объя- вили забастовку, нам пришлось потратить два дня, добираясь на самолете в Бом- бей через Мадрас и Тривандрум. Оставшиеся 1000 километров или около того мы решили преодолеть по земле. Взяли напрокат фургон и наняли местного водителя по имени Винход.

Субботл 12 деклбря 1992 года

Отправились на север из Бомбея в нашем маленьком фургончике. Расти- тельность по направлению к Гуджарату на удивление пышная, настоящие джун- гли, много холмов. Дороги совершенно сумасшедшие, поездка кажется беско- нечной. Ясно, что мы не сможем добраться до Дварки меньше чем за два пол- ных дня, а может, потребуется и три, — так что мы настроились переночевать в Лотхале. Это порт Цивилизации Инда-Сарасвати третьего тысячелетия до н.э., который лежит в центральном Гуджарате около северной оконечности Камбей- ского залива. К сожалению, Винход и почти все, кто нам встречался по пути, не знали, где находится Лотхал, а наши карты недостаточно подробные. Но ча- стично благодаря удаче, частично методом проб и ошибок мы поздно вечером попали на автостанцию, где выяснили, что мы находимся всего в 18 км от Лот- хала. Один из водителей грузовиков направил нас в небольшую гостиницу.

ЛОТХАЛ И КОРАБЛИ ИЗ МЕАУХХИ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 322; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.107.96 (0.095 с.)