Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Две стороны одной и той же медали
Пока западные ученые вели дискуссии в своих уютных клубах, индийские исследователи весьма преуспели в определении прямых связей между цивили- зацией Инда-Сарасвати и ведическими текстами. Подобно Ренфрю, доктор С.Р. Рао, знаменитый основатель индийской мор- ской археологии, считает, что язык цивилизации Инда-Сарасвати является ран- ней формой ведического санскрита. Он заходит в своем убеждении настолько далеко, что на этой основе дает полное объяснение всех известных надписей цивилизации Инда-Сарасвати30. Большое число других ведущих ученых, таких как доктор Р.С. Вшит, дирек- тор Археологической инспекции Индии, и С.П. Гупта, профессор истории ис- кусств Национального института музеев в Нью-Дели, придерживаются аналогия- ных точек зрения. К примеру, Бишт оспаривает мнение, что планировка горо- дов вокруг Хараппы является следствием системы, заимствованной из «Ригведы», которая предписывала делить город натри сектора: Парама-Вештхина (Верхний город), Мадмайама-Вештхина (Средний город) и Авама-Вештхина (Нижний го- род). Он также отмечает, что расположенный неподалеку от Хараппы город Дхо- лавира в Герате, который относится к третьему тысячелетию до н.э., имеет протяженность в 771 м с востока на запад и в 616,8 м с севера на юг, т.е. имеется соотно- шение 5:4. Цитадель, или Верхний город, имеет размер 114 м с востока на за- пад — в то время как с севера на юг он имеет 92,5 метров, т.е. отношение снова составляет 5:4. Бишт считает, что это совпадение не случайно, тем боле что оно соответствует соотношению, которое особо отмечается в древних текстах и опре- деляет сооружение ведических огненных алтарей31. С.П. Гупта аналогично отмечает, что все главные особенности, характер- ные для религии и культуры «Ригведы», уже обнаруживались в таинственных древних городах вдоль рек Инда и Сарасвати. Первой и главной особенностью являются сами города — поскольку вопреки старым представлениям, будто «Веды» изображают только сельскую и кочевую жизнь, все ученые ныне при- знают, что в «Ригведе» и других ведических текстах часто упоминаются города как место проживания ариев. Ряд указаний «Вед» недавно подтвердился архео- логическими раскопками в городах цивилизации Инда-Сарасвати. Среди них — разведение скота и приручение лошади, использование огненных алтарей, тор- говля, а также навыки мореплавания.
Гупта заключает: «Становится совершенно ясно — “Веды” содержат достаточно материала, чтобы сделать вывод, что авторы гимнов были прекрасно знакомы с городами, с городской жизнью, с находящимися за морем землями и т.д. Это вполне ха- растеризует культуру цивилизации Инда-Сарасвати. Исходя из этого, нам зна- чительно легче согласиться, что цивилизация Инда-Сарасвати и ведическая цивилизация могли являться двумя взаимодополняющими элементами одной и той же цивилизации»32. Сами индийские ученые не считают, что ведическую цивилизацию создали выходцы из Европы или Центральной Азии. Вместо этого они выдвигают серь- езные аргументы в пользу того, что данная цивилизация развилась на их суб- континенте и что она является целиком индийской, как и города цивилизации Инда-Сарасвати. Они принялись сопоставлять одно из самых великих и глубо- ких духовных произведений литературы древности с самой великой и удиви- тельной городской цивилизацией древности. Это сопоставление поможет раз- решить загадку существования развитой городской цивилизации, имеющей письменность, но не имеющей литературы, и существования литературы вне городской цивилизации. Это длительный процесс, но, возможно, удастся свя- зать «Веды» с известной нам историей и с археологическими памятниками. Это занятие гораздо лучше, чем пустые гипотезы об «вторжении ариев». Возможно, мы приходим ко времени, когда Древняя Индия начнет гово- рить о себе через тысячелетия молчания... МОЕ ИНДИЙСКОЕ ДЕТСТВО Солнечным июльским утром 1954 года, когда мне было всего три года и один- наддать месяцев, я вместе с матерью и отцом сошел с корабля в порту Бомбея. Затем мы совершили очень долгое путешествие через Индию по железной до- роге, которое я почти не помню, в отличие от корабля, который запечатлелся в моей памяти очень хорошо. В конце концов мы прибыли в Веллуру в штате
Тамилнад на далеком юге. Здесь мой отец занял должность главного хирурга в больнице Христианского медицинского колледжа. Мы жили в квартире в университетском студенческом городке вместе с се- мьями других докторов и медицинского персонала. В глубине нашей квартиры имелась веранда, с которой были видны отдалении пальмы на краю поля. В се- зон дождей я иногда затыкал водослив веранды, и дождевая вода превращала ее в бассейн. От зрелища качающихся под ветром пальм мое сердце начинало уча- щенно биться и ему становилось тесно в груди. Я до сих пор хорошо помню это чувство, словно это происходило вчера.
Наша квартира располагалась на первом этаже. Подвал под этим этажом был полон пыли, и в этой пыли я однажды нашел мягкие яйца ящерицы. Heno- далеку от нас находился покрытый лилиями пруд с огромными лягушками. Вок- руг росло множество деревьев, на которые я любил забираться. На одном из де- ревьев я устроил что-то вроде домика. Я часто бывал в Веллуру, в пяти километрах от студенческого городка, иног- да посещал отца в его больнице. В шесть лет меня отдали в тамильскую школу, и один из моих новых приятелей однажды поцарапал мне правое предплечье карандашом, и у меня остался шрам, сохранившийся и по сей день. Мой отец получал в Индии жалование миссионера, потому мы считали, что бедны как церковные мыши. Однако у нас имелся слуга, который, наверное, был немного беднее нас. Его звали Миникам. Он обычно приносил мне ланч в очень круглой алюминиевой банке, а затем мы садились на рикшу и ехали по узким улочкам, переполненным массой народа. В праздники мы все отправлялись в дальние путешествия. Однажды мы посетили Кодай, высоко в горах, где Трикси, нашу собаку, покусал какой-то бешеный пес, и нам пришлось усыпить Трикси. Были мы и в Махабалипурам, чуть южнее Мадраса, где я учился плавать. В моей памяти эти места и крошечные, прилепившиеся к скалам, храмы Маха- балипурама, обращенные к Бенгальскому заливу, хранились многие годы, пока я снова не посетил их и не заменил старые впечатления новыми. Мое знакомство с Индий приходилось на годы формирования моего харак- тера, и я благодарен судьбе, что в столь впечатлительном возрасте познакомил- ся с аурой этой страны, с интригующей и недоступной для понимания тайной, с ее яркими красками, пейзажами, звуками, вкусами и запахами, с ее радостью и эротической красотой, с ее жестокостью и любовью, с резкими контрастами прошлого и настоящего, солнца и бури, пустыни и лесов, богатства и нищеты, жизни и смерти... Моя младшая сестра Сюзан родилась в Индии и умерла, не прожив и года, от какой-то неизвестной болезни. Затем родился мой брат. Он был со столь ела- бой иммунной системой, что она не могла бороться против самых простых ин- фекций. Скоро он балансировал между жизнью и смертью, поскольку его лег- кие разрушались возбудителями пневмоцистоза (в наши дни они известны сво- ей губительной работой в результате ослабления иммунитета при СПИДе)· Из-за его болезни в марте 1958 года, когда мне было примерно семь с половиной лет, темной ночью я поднялся на борт самолета с матерью, отцом и маленьким, пе- чальным, болезненным Джимми, почти невидимым внутри своего кислород- ноге костюма. И мое индийское детство на этом завершилось. 4 - 5641 Хэнкок Пролетая над Египтом, я впервые увидел с воздуха целый океан песка. По- том мы сделали остановку в Цюрихе. Шел снег, и я купил свою первую шоко- ладную «Toblerone». Ощущение этого вкуса было просто незабываемо. На ка- кое-то время я потерял отца и очень боялся, что самолет взлетит без меня. В кон- це нашего путешествия мы приземлились в Лондоне, и мои родители бросились в Большую детскую больницу на Ормунд-стрит, в отчаянной, но совершенно безнадежной попытке спасти Джимми. Тем временем моя бабушка взяла меня в Эдинбург. Здесь меня просто очаровал снег. Играя с ним, я промок, замерз и быстро слег с тяжелым воспалением легких.
ИНДИЙСКАЯ АТЛАНТИДА Через много лет после этого, летом 1992 года, из редакции мне передали письмо от одной индийской леди, проживающей в Канаде. Она только что про- читала мою книгу «Знак и печать», и особенно интересными ей показались не- сколько страниц об Атлантиде и о цивилизации, уничтоженной катастрофи- ческим наводнением. Она написала мне письмо, сообщая об индийской леген- де, которую, как она правильно считала, я не слышал. В этой легенде говорилось о чем-то подобном — о великом городе, который был поглощен океаном тыся- чи лет назад. Этот город, как она сказала, раньше назывался «Дварка» или «Два- рака», и он относится к священным городам Индии. Еще интересней было ее упоминание, что группа индийских археологов-подводников уже работала на месте, где, как считалось, ушла под воду Дварка, и уже были найдены остатки гигантских стен и фортификационных сооружений. В то время когда пришло это письмо, я был всецело погружен в исследова- ния для моей следующей книги — «Отпечатки пальцев богов» (которая в 1995 году вышла в свет) и уже подумывал о поездке в Индию. Моя жена Сантха, тамилка по происхождению (хотя она родилась и выросла в Малайзии) поддер- живала это намерение. Письмо из Канады определило для нас конкретную цель и придало нужную решимость. Сначала я удостоверился, что в древних индийских текстах в самом деле встречаются упоминания о существовавшем до наводнения городе Дварка. Их было даже много, и они ясно говорили об основании Дварки в древности богом Кришной, имевшим человеческий облик, и о погружении города под воду вскоре после смерти Кришны. Потом я решил посмотреть, были ли у Дварки, который располагался, со- гласно текстам, в Северо-Западной Индии, какие-либо аналоги, но уже на зем- ле и в более близкое для нас время. И я нашел, что такой двойник не только был, но существует и по сей день. Это священный город Дварка, один из глав- ных паломнических центров верующих. Он находится именно там, где я и предполагал — в штате Герат в северо-западном углу полуострова Катхиявар, обращенном к Арабскому морю. И как правильно указывалось в письме, ин- дийские морские археологи (под руководством С.Р. Рао) уже совершили погру- жения в километре от берега и открыли очень большой подводный город. Хотя они пока не нашли ни одного артефакта, по которому можно было бы устано- вить дату, предполагалось, что город появился в «поздний период» цивилиза- ции Инда-Сарасвати, возможно в 1700—1500 годах до н.э.
Сантха и я еще не владели искусством погружения под воду, но я все же счел нужным отправиться в Дварку, чтобы ощутить аромат этого места и надеясь там что-нибудь разузнать. И мы начали планировать путешествие примерно на пять недель в ноябре—декабре 1992 года. Сначала мы решили отправиться в Пакис- тан и посетить знаменитые на весь мир города Мохенджо-Даро и Хараппа, ко- торые торговали с Шумером и с городами того же возраста, что и Великие пира- миды в Египте. Потом мы собирались отправиться в Непал и навестить там Шанти и Рави — детей Сантхи от ее первого брака, которые посещали амери- канскую школу в Катманду. Из Непала мы хотели отправиться в Дели, столицу Индии, а позднее — на восток в штат Орисса к священным солнечным храмам городов Пури и Конарак, стоящим на берегу Бенгальского залива. Следующая остановка предполагалась в штате Тамилнад с посещением Веллуры — дома моего детства. Сантха могла бы здесь поискать корни своего рода, который происходил из Южной Индии. Отсю- да на самолете мы перелетели бы в Герат и провели неделю в Дварке. Однако то, что мы планировали, не удалось: в Индии почти никогда не уда- ется то, что замышляешь. Восстания и дикая резня между индусами и мусуль- манами привели к частичному восстановлению смертной казни. В то же само время, правда, по другим причинам, главный индийский авиаперевозчик — «Индиан Эйрлайнз» начал забастовку, парализовав воздушное сообщение на всем субконтиненте. Но в конечном счете мы все же добрались до Дварки.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 327; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.134.87.95 (0.01 с.) |