Две стороны одной и той же медали 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Две стороны одной и той же медали



Пока западные ученые вели дискуссии в своих уютных клубах, индийские исследователи весьма преуспели в определении прямых связей между цивили- зацией Инда-Сарасвати и ведическими текстами.

Подобно Ренфрю, доктор С.Р. Рао, знаменитый основатель индийской мор- ской археологии, считает, что язык цивилизации Инда-Сарасвати является ран- ней формой ведического санскрита. Он заходит в своем убеждении настолько далеко, что на этой основе дает полное объяснение всех известных надписей цивилизации Инда-Сарасвати30.

Большое число других ведущих ученых, таких как доктор Р.С. Вшит, дирек- тор Археологической инспекции Индии, и С.П. Гупта, профессор истории ис- кусств Национального института музеев в Нью-Дели, придерживаются аналогия- ных точек зрения. К примеру, Бишт оспаривает мнение, что планировка горо- дов вокруг Хараппы является следствием системы, заимствованной из «Ригведы», которая предписывала делить город натри сектора: Парама-Вештхина (Верхний город), Мадмайама-Вештхина (Средний город) и Авама-Вештхина (Нижний го- род). Он также отмечает, что расположенный неподалеку от Хараппы город Дхо- лавира в Герате, который относится к третьему тысячелетию до н.э., имеет протяженность в 771 м с востока на запад и в 616,8 м с севера на юг, т.е. имеется соотно- шение 5:4. Цитадель, или Верхний город, имеет размер 114 м с востока на за- пад — в то время как с севера на юг он имеет 92,5 метров, т.е. отношение снова составляет 5:4. Бишт считает, что это совпадение не случайно, тем боле что оно соответствует соотношению, которое особо отмечается в древних текстах и опре- деляет сооружение ведических огненных алтарей31.

С.П. Гупта аналогично отмечает, что все главные особенности, характер- ные для религии и культуры «Ригведы», уже обнаруживались в таинственных древних городах вдоль рек Инда и Сарасвати. Первой и главной особенностью являются сами города — поскольку вопреки старым представлениям, будто «Веды» изображают только сельскую и кочевую жизнь, все ученые ныне при- знают, что в «Ригведе» и других ведических текстах часто упоминаются города как место проживания ариев. Ряд указаний «Вед» недавно подтвердился архео- логическими раскопками в городах цивилизации Инда-Сарасвати. Среди них — разведение скота и приручение лошади, использование огненных алтарей, тор- говля, а также навыки мореплавания.

Гупта заключает:

«Становится совершенно ясно — “Веды” содержат достаточно материала, чтобы сделать вывод, что авторы гимнов были прекрасно знакомы с городами, с городской жизнью, с находящимися за морем землями и т.д. Это вполне ха- растеризует культуру цивилизации Инда-Сарасвати. Исходя из этого, нам зна- чительно легче согласиться, что цивилизация Инда-Сарасвати и ведическая цивилизация могли являться двумя взаимодополняющими элементами одной и той же цивилизации»32.

Сами индийские ученые не считают, что ведическую цивилизацию создали выходцы из Европы или Центральной Азии. Вместо этого они выдвигают серь- езные аргументы в пользу того, что данная цивилизация развилась на их суб- континенте и что она является целиком индийской, как и города цивилизации Инда-Сарасвати. Они принялись сопоставлять одно из самых великих и глубо- ких духовных произведений литературы древности с самой великой и удиви- тельной городской цивилизацией древности. Это сопоставление поможет раз- решить загадку существования развитой городской цивилизации, имеющей письменность, но не имеющей литературы, и существования литературы вне городской цивилизации. Это длительный процесс, но, возможно, удастся свя- зать «Веды» с известной нам историей и с археологическими памятниками. Это занятие гораздо лучше, чем пустые гипотезы об «вторжении ариев».

Возможно, мы приходим ко времени, когда Древняя Индия начнет гово- рить о себе через тысячелетия молчания...

МОЕ ИНДИЙСКОЕ ДЕТСТВО

Солнечным июльским утром 1954 года, когда мне было всего три года и один- наддать месяцев, я вместе с матерью и отцом сошел с корабля в порту Бомбея. Затем мы совершили очень долгое путешествие через Индию по железной до- роге, которое я почти не помню, в отличие от корабля, который запечатлелся в моей памяти очень хорошо. В конце концов мы прибыли в Веллуру в штате

 

Тамилнад на далеком юге. Здесь мой отец занял должность главного хирурга в больнице Христианского медицинского колледжа.

Мы жили в квартире в университетском студенческом городке вместе с се- мьями других докторов и медицинского персонала. В глубине нашей квартиры имелась веранда, с которой были видны отдалении пальмы на краю поля. В се- зон дождей я иногда затыкал водослив веранды, и дождевая вода превращала ее в бассейн. От зрелища качающихся под ветром пальм мое сердце начинало уча- щенно биться и ему становилось тесно в груди. Я до сих пор хорошо помню это чувство, словно это происходило вчера.

Наша квартира располагалась на первом этаже. Подвал под этим этажом был полон пыли, и в этой пыли я однажды нашел мягкие яйца ящерицы. Heno- далеку от нас находился покрытый лилиями пруд с огромными лягушками. Вок- руг росло множество деревьев, на которые я любил забираться. На одном из де- ревьев я устроил что-то вроде домика.

Я часто бывал в Веллуру, в пяти километрах от студенческого городка, иног- да посещал отца в его больнице. В шесть лет меня отдали в тамильскую школу, и один из моих новых приятелей однажды поцарапал мне правое предплечье карандашом, и у меня остался шрам, сохранившийся и по сей день.

Мой отец получал в Индии жалование миссионера, потому мы считали, что бедны как церковные мыши. Однако у нас имелся слуга, который, наверное, был немного беднее нас. Его звали Миникам. Он обычно приносил мне ланч в очень круглой алюминиевой банке, а затем мы садились на рикшу и ехали по узким улочкам, переполненным массой народа.

В праздники мы все отправлялись в дальние путешествия. Однажды мы посетили Кодай, высоко в горах, где Трикси, нашу собаку, покусал какой-то бешеный пес, и нам пришлось усыпить Трикси.

Были мы и в Махабалипурам, чуть южнее Мадраса, где я учился плавать. В моей памяти эти места и крошечные, прилепившиеся к скалам, храмы Маха- балипурама, обращенные к Бенгальскому заливу, хранились многие годы, пока я снова не посетил их и не заменил старые впечатления новыми.

Мое знакомство с Индий приходилось на годы формирования моего харак- тера, и я благодарен судьбе, что в столь впечатлительном возрасте познакомил- ся с аурой этой страны, с интригующей и недоступной для понимания тайной, с ее яркими красками, пейзажами, звуками, вкусами и запахами, с ее радостью и эротической красотой, с ее жестокостью и любовью, с резкими контрастами прошлого и настоящего, солнца и бури, пустыни и лесов, богатства и нищеты, жизни и смерти...

Моя младшая сестра Сюзан родилась в Индии и умерла, не прожив и года, от какой-то неизвестной болезни. Затем родился мой брат. Он был со столь ела- бой иммунной системой, что она не могла бороться против самых простых ин- фекций. Скоро он балансировал между жизнью и смертью, поскольку его лег- кие разрушались возбудителями пневмоцистоза (в наши дни они известны сво- ей губительной работой в результате ослабления иммунитета при СПИДе)· Из-за его болезни в марте 1958 года, когда мне было примерно семь с половиной лет, темной ночью я поднялся на борт самолета с матерью, отцом и маленьким, пе- чальным, болезненным Джимми, почти невидимым внутри своего кислород- ноге костюма. И мое индийское детство на этом завершилось.

4 - 5641 Хэнкок

Пролетая над Египтом, я впервые увидел с воздуха целый океан песка. По- том мы сделали остановку в Цюрихе. Шел снег, и я купил свою первую шоко- ладную «Toblerone». Ощущение этого вкуса было просто незабываемо. На ка- кое-то время я потерял отца и очень боялся, что самолет взлетит без меня. В кон- це нашего путешествия мы приземлились в Лондоне, и мои родители бросились в Большую детскую больницу на Ормунд-стрит, в отчаянной, но совершенно безнадежной попытке спасти Джимми. Тем временем моя бабушка взяла меня в Эдинбург. Здесь меня просто очаровал снег. Играя с ним, я промок, замерз и быстро слег с тяжелым воспалением легких.

ИНДИЙСКАЯ АТЛАНТИДА

Через много лет после этого, летом 1992 года, из редакции мне передали письмо от одной индийской леди, проживающей в Канаде. Она только что про- читала мою книгу «Знак и печать», и особенно интересными ей показались не- сколько страниц об Атлантиде и о цивилизации, уничтоженной катастрофи- ческим наводнением. Она написала мне письмо, сообщая об индийской леген- де, которую, как она правильно считала, я не слышал. В этой легенде говорилось о чем-то подобном — о великом городе, который был поглощен океаном тыся- чи лет назад. Этот город, как она сказала, раньше назывался «Дварка» или «Два- рака», и он относится к священным городам Индии. Еще интересней было ее упоминание, что группа индийских археологов-подводников уже работала на месте, где, как считалось, ушла под воду Дварка, и уже были найдены остатки гигантских стен и фортификационных сооружений.

В то время когда пришло это письмо, я был всецело погружен в исследова- ния для моей следующей книги — «Отпечатки пальцев богов» (которая в 1995 году вышла в свет) и уже подумывал о поездке в Индию. Моя жена Сантха, тамилка по происхождению (хотя она родилась и выросла в Малайзии) поддер- живала это намерение. Письмо из Канады определило для нас конкретную цель и придало нужную решимость.

Сначала я удостоверился, что в древних индийских текстах в самом деле встречаются упоминания о существовавшем до наводнения городе Дварка. Их было даже много, и они ясно говорили об основании Дварки в древности богом Кришной, имевшим человеческий облик, и о погружении города под воду вскоре после смерти Кришны.

Потом я решил посмотреть, были ли у Дварки, который располагался, со- гласно текстам, в Северо-Западной Индии, какие-либо аналоги, но уже на зем- ле и в более близкое для нас время. И я нашел, что такой двойник не только был, но существует и по сей день. Это священный город Дварка, один из глав- ных паломнических центров верующих. Он находится именно там, где я и предполагал — в штате Герат в северо-западном углу полуострова Катхиявар, обращенном к Арабскому морю. И как правильно указывалось в письме, ин- дийские морские археологи (под руководством С.Р. Рао) уже совершили погру- жения в километре от берега и открыли очень большой подводный город. Хотя они пока не нашли ни одного артефакта, по которому можно было бы устано- вить дату, предполагалось, что город появился в «поздний период» цивилиза- ции Инда-Сарасвати, возможно в 1700—1500 годах до н.э.

Сантха и я еще не владели искусством погружения под воду, но я все же счел нужным отправиться в Дварку, чтобы ощутить аромат этого места и надеясь там что-нибудь разузнать. И мы начали планировать путешествие примерно на пять недель в ноябре—декабре 1992 года. Сначала мы решили отправиться в Пакис- тан и посетить знаменитые на весь мир города Мохенджо-Даро и Хараппа, ко- торые торговали с Шумером и с городами того же возраста, что и Великие пира- миды в Египте. Потом мы собирались отправиться в Непал и навестить там Шанти и Рави — детей Сантхи от ее первого брака, которые посещали амери- канскую школу в Катманду.

Из Непала мы хотели отправиться в Дели, столицу Индии, а позднее — на восток в штат Орисса к священным солнечным храмам городов Пури и Конарак, стоящим на берегу Бенгальского залива. Следующая остановка предполагалась в штате Тамилнад с посещением Веллуры — дома моего детства. Сантха могла бы здесь поискать корни своего рода, который происходил из Южной Индии. Отсю- да на самолете мы перелетели бы в Герат и провели неделю в Дварке.

Однако то, что мы планировали, не удалось: в Индии почти никогда не уда- ется то, что замышляешь. Восстания и дикая резня между индусами и мусуль- манами привели к частичному восстановлению смертной казни. В то же само время, правда, по другим причинам, главный индийский авиаперевозчик — «Индиан Эйрлайнз» начал забастовку, парализовав воздушное сообщение на всем субконтиненте.

Но в конечном счете мы все же добрались до Дварки.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 327; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.134.87.95 (0.01 с.)