Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Некоторые замечания о терминоаогии и некоторая базовая информация
В древнем санскрите слово «веда» означает «знания», «гнозис», «понима- ние» (происходя от корня «вид», обозначающего «видеть», «знать»)1, и слова «риг», «рк» или «риг», означающего «стихи» или «гимны»2. Отсюда «Ригведа» — это «Знание стихов» или «Знание гимнов». «Самаведа» — «веда» о песнях или распеваемых гимнах — предназначалась для молитв и состояла частью из «Риг- веды», частью из новых стихов3; «Яджурведа» — текст с описанием действий и заклинаний при жертвоприношениях в ведических ритуалах4; и «Атхарваведа», которую Грегори Поссель описывает как «наименее понимаемую часть “Вед” — книга магии, заклинаний и стихотворных магических формул5. Гриффит ее оп- ределяет как «Веду молитв, заговоров и заклинаний»6. Кроме этого деления «Вед» индийские ученые делят общий массив текстов Вед на следующие разделы7: «Брахманы» написанные прозой очень древние комментарии к «Ведам»8, «Араньяки» — более позднее развитие «Брахман», при- званные раскрыть «тайный смысл аллегорического значения «Вед»9, и «Упани- шады» — философские размышления на темы, затронутые в «Ведах»10. «Упанишады» на санскрите часто называют также «Ведантой», что озна- чает «заключение Веды», поскольку считается, что они представляют собой последнюю часть ведической традиции11. Однако существуют другие важные тексты индуизма более позднего времени, которые продолжают заключен- ные в «Ведах» учение и космологию и которые временами цитируются. Эти тексты включают в себя «Махабхарату», которая примерно в восемь раз боль- ше по объему «Одиссеи» и «Илиады» Гомера, вместе взятых12, «Рамаяну» и пураны. «Махабхарата» и «Рамаяна» являются эпосами, составленными из множества легенд и комментариев, связанных с центральной героической историей13. Частью огромного текста «Махабхараты» является знаменитая «Бхагават-Гита» («Песня о Боге»), считающаяся «самым важным из отдель- ных текстов индуизма»14. «Рамаяна», которая говорит о подвигах героя Рамы, одного из воплощений Кришны, традиционно приписывается полулегендар- ному поэту Вальмики15. Последними по порядку, но не последними по важности являются «Пура- ны» («древние предания» в переводе с санскрита) — собрание мифов, легенд и генеалогии16. Среди ученых была принята определенная хронология создания всех этих текстов, спор велся лишь о нескольких столетиях — но никак не о тысячелети- ях. Как мы уже говорили, время создания «Ригведы» относили к периоду от 1500 года до н.э. — времени никогда не происходившего вторжения ариев в Ин- дию — до 800 года до н.э. Доктор Джон Митчинер, выдающийся авторитет по древним санскритским текстам, отводит для появления «Ригведы» более узкий промежуток времени — 1400—1100 годы до н.э. «Самаведу» и «Яджурведу» он относит к 1200—1000 годам, «Атхарваведу» — к 1300—900 годам до н.э., «Брах- мана» к 900—600 гг. до н.э., «Араньяку» — к 700—500 гг. до н.э., «Упанишады» к 600—400 гг. до н.э., «Махабхарату» к 350 г. до н.э. — 350 г. н.э., «Рамаяну» к 250 г. до н.э. — 200 г. н.э. и «Пураны» к 200—1500 г. н.э.17
Хотя эта хронология уже устоялась, я напомню, что все эти даты были чем- то вроде карточного домика, который держится на самой нижней карте — не- верной гипотезе о вторжении ариев в Индию во втором тысячелетии до н.э. Какую бы дату ни брать за основу — 1500, 1400 или 1200 год до н.э., все они основаны на совершенно себя не оправдавшей и ложной идее. И поскольку «установленная» дата создания «Ригведы» лежит в основе всей литературной истории Индии, отсюда следует, что и остальные даты также надо пересмот- реть. В этой связи стоит вспомнить, что сам Митчинер считал «датировку сан- скритских текстов утомительной и трудной задачей»18. Эту задачу усложняют многие тексты, «которые в своем законченном виде могут относиться к сравни- тельно позднему времени, но содержать и очень древние отрывки наряду с 60- лее поздними добавлениями»19. Среди множества текстов, поначалу передавшихся изустно, до нас дошла и одна очень интересная легенда — о самом древнем времени. Данную историю можно встретить в разных культурах с весьма незначительными вариациями. Это рассказ о Ману — индийском Hoe — и о таинственном братстве аскетов, называвших себя «Семью мудрецами» и сопровождавших Ману в ковчеге, ког- да мир захлестнуло гигантское наводнение. ОТЕЦ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА Ману (это слово имеет тот же корень, как и английское слово «тап» — «че- ловек») был первым и самым великим патриархом и законодателем ведических народов. Он предстает в древних текстах как отец и охранитель человечества и всех живых существ20. Ральф Гриффит, переводчик «Вед», описал его как «пред- ставительного мужчину, отца человеческой расы и первого создателя религиоз- ных церемоний»21. В «Ригведе» люди, называвшие себя ариями (напомню, что эпитет дословно означал «благородный», «чистый», «хороший» или «просвет- ленный» народ), считались «потомством Ману»22, в то время как сам Ману име- нуется отцом23. Даже боги иногда именуются «святые Ману»24. В то же время «Ригведа» не заботится о том, чтобы сообщить, чем именно Ману заслужил столь почтительное к себе отношение; единственная подробность говорит, что собы- тия произошли «давно в прошлом»25.
История с Ману весьма напоминает историю с Осирисом в Древнем Егип- те. Нигде во всех священных текстах Древнего Египта — от «Текстов пирамид» до последней версии «Книги мертвых» — нет полного изложения легенды об Осирисе. Имеются только упоминания, фрагменты и отрывки в разных местах, указание его титулов и прославлений, много утверждений типа «правда велика и могуча, и она никогда не нарушалась со времен Осириса» и т.д. Но нигде не было связанной, непрерывной истории, которая бы рассказала, за что Осирис заслужил свои почести и высокое положение. Только в тексте более позднего периода — «Исида и Осирис» Плутарха — содержится полная история. Плутарх утверждал, что ему рассказали эту историю египетские жрецы; детали, которые он при этом сообщает, вполне соответствуют тем, что имеются в отрывках, ко- торые остались со времен Древнего Египта. Отсюда ученые сделали заключе- ние, что Плутарх записал легенду в ее истинном виде, и что эта легенда была так хорошо известна египтянам, что они просто не стали фиксировать ее в пись- менном виде26. Похоже на то, что такое же могло произойти и с «Ригведой». Ману был столь хорошо известен всем, что его имя вошло в афоризмы, вроде «можем ли мы го- ворить подобно Ману»27, т.е. как утверждает Гриффит, повсеместно в Индии понималось как говорить «с мудростью и авторитетом Ману, которого направ- ляли сами боги»28. «Ригведа» нигде даже отдаленно не описывает историю Ману, что можно объяснить благоговением, которым он пользовался, и приписывав- мой ему ролью спасителя и прародителя ведической цивилизации. Как и в слу- чае с Осирисом в Египте, мы вправе предположить, что история Ману была так хорошо известна в ведической традиции, что ни создатели «Вед», ни авторы позднейших добавлений не считали нужным вдаваться в ее детали.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 292; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.121.55 (0.006 с.) |