Гильгамеш (предположительно) между кошками. (С бронзовой нагрудной плиты. Тиахуанако) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Гильгамеш (предположительно) между кошками. (С бронзовой нагрудной плиты. Тиахуанако)



C другой стороны, нож из Гебел- эль-Арака является еще одним сви- детельством, которое говорит в пользу наличия контактов между на- родами Инда-Сарасвати, додинасти- ческого Египта и древними цивили- зациями на территории между Тиг- ром и Евфратом в Месопотамии.

Гильгамеш (предположительно) между львами. (С ножа гарзейского периода. Египет)

Элдред так описывает изображение морского сражения: «В верхнем ряду корабли имеют вертикальный нос и корму наподобие “белему” на Тигре, в нижнем ряду у них вид египетских кораблей гарзейского периода»42. Но археолог Эрнст Дж.Х. Маки, кото- рый в первую половину XX века вел интенсивные раскопки в Верхнем и Нижнем Египтах и в долине Инда, заметил кое-что еще. Вырезанное на печати Мохенджо-Даро изображе- ние корабля, он комментирует еле- дующим образом:

«Веревки на корпусе судна зас- тавляют предположить, что его еде- лали из связок камыша, как в то вре- мя практиковалось в Древнем Егип- те. Возможно, это речной корабль, поскольку у него нет мачты. Шесты, расположенные по обеим сторонам каюты, несут флаги или эмблемы. Гребцы держат по паре весел, как это делается и на современных индийских лодках. Интересно заметить, что судно очень похоже на то, что изображено на ручке из слоновой кости из Джебел-эль-Арака»43.

Интересно, что корабли с реки Тигр с высокими носом и кормой Элдред сравнивает с египетскими, и Маки свои корабли без мачты тоже сравнивает с египетскими. Это если и не прямо говорит о контактах между тремя цивилиза- циями, то по крайней мере служит одним из многочисленных аргументов в пользу таких контактов. Тур Хейердал своими экспедициями на «Тигрисе» и «Ра» давно показал, что тростниковые лодки способны совершать даже трансат- лантические путешествия44. Много изображений и терракотовых статуэток мор- ских кораблей с мачтами было найдено в развалинах городов цивилизации Инда-

 

Сарасвати; в самом Лотхале были обнаружены при раскопках товары и печати с надписями из Персидского залива45.

Есть основания полагать, что большую часть торговли осуществляли корабли, принадлежавшие цивилизации Инда-Сарасвати — цивилизации, которая была известна ее соседям по Персидскому заливу как Мелухха46. Надписи, открытые в Древнем Вавилоне и в Аккаде свидетельствуют о большом числе огромных кораб- лей из Мелуххи, которые бросали якорь в этой гавани. Было найдено пять подоб- ных клинописных записей. Они относятся ко времени до правления Хаммурапи (1792 г. до н.э.)47. В одной говорится о Саргане Аккадском (2334—2279 гг. до н.э.), который привязывал «корабли из Мелуххи... к пристаням Аккада»48.

Интересно, что терракотовая печать из Мохенджо-Даро показывает корабль с высоким носом и с просторной каютой на палубе. На носу и на корме корабля сидят две птицы, которые, как считают археологи, были «птицами, служивши- ми для поиска земли (diskakas49. Напомним, что многие древние легенды о всемирном потопе, в том числе и библейская история про Ноя, содержат упо- минания о птицах, помогающих выжившим доплыть до цели на корабле50.

ГОРОД КРИШНЫ

Покинув Лотхал с приближением вечера, мы провели ночь на дороге в Джам- нагар, религиозную столицу, и на следующее утро завершили наше путешествие в Дварку. Наш последний двухчасовой путь лежал через голую, выжженную сол- нцем равнину полуострова Катхиявар провинции Гуджарат. Это малообитае- мое и по большей части заросшее колючками и кустарниками место. Через от- крытые окна фургона мы чувствовали сначала влажность, затем сильный запах приближающегося соленого Арабского моря. Затем где-то вдали мелькнула вода, и в парящей дымке начал выплывать пирамидообразный холм, на вершине ко- торого виднелся живописный храм Дварки с 72 гранитными колоннами, по- священный богу Кришне51. На этом красивом, как мираж, храме развевался раз- ноцветный флаг, украшенный астрономическими символами. Вокруг храма располагался лабиринт словно выплывших из Средневековья улочек и домов, жавшихся к храму, будто ища у него защиты.

Мы попросили Винхода подвести нас поближе и в конце концов оказались на переполненном народом рынке, прямо напротив храма. C этой великолеп- ной точки фигуры на храме казались похожими на химеры готических кафед- ральных соборов, которые обычно ставят на уголках крыш и на краях стен — вот здесь слон, там лебедь, там — крылатый сфинкс с женским лицом... Совсем не трудно было представить себе этот храм как дворец реального божества, со- зданный, как по волшебству, прямо посреди моря, заряженного мантрической (мантра — набор звуков, имеющий магическое или оздоровительное значение. — Прим, перев.) энергией от заклинаний пилигримов и окруженного силовым по- лем божественной молитвы. В книге «Бхагавата-Пурана» (X) мы читаем, как Кришна использовал свою «сверхъестественную йогическую силу»52 в решаю- щий момент сражения, чтобы перенести всех своих людей в Дварку, где он мог защитить их от врага в «крепости, недоступной для человеческих существ» (дос- ловно «для двуногих»):

«Бог создал в западном мире крепость. В крепости он построил город раз- махом в двенадцать йоджан (96 миль), удивительный во всех отношениях».

Сооружение города показывает архитектурное и строительное мастерство Твастра, архитектора богов. Дороги, дворы, улицы и жилые районы были со- оружены в соответствии с главными принципами градостроительной науки.

В этом городе были разбиты красивые сады и удивительные парки и поса- жены небесные деревья и ползучие растения. В городе имелись высокие дома с золотыми вершинами и хрустальными балконами. Амбары были сделаны из серебра и меди и украшены золотыми кувшинами. Здания сооружались из 30- лота и изумрудов»53.

Но это былалервая, изначальная, Дварка — погибшая индийская Атланта- да, проглоченная морем много лет назад в начале Кали-юги. Современная Дварка с храмом Кришны, возможно, была создана в память о затонувшем городе, но этим городом она не является.

Мы с Сантхой поселились в отеле, полном комаров. В качестве дополне- ния к этим комарам прилагалась дюжина шершней, которые раздражающе жуж- жали в занавесках нашей комнаты. Ближе к вечеру мы отправились на прогулку по городу. Было очень пыльно и грязно. Мы увидели множество народа разного пола и всех возрастов — одни продавали, другие покупали. Не было заметно только сердитых лиц или явной нищеты. На улицах сновал целый зоопарк, лая и мяукая, хрюкая и клекоча, блея и мыча. Везде можно было видеть коров — это обычная деталь пейзажа в Индии. Но здесь эти священные животные казались более спокойными и медлительными. Думаю, это потому, что в Гуджарате — и определенно повсюду в Дварке — соблюдается строгое вегетарианство, столь строгое, что никто не покушается не только на животных, но также и на яйца, лук и чеснок.

Сквозь лабиринт узких улочек и покрытых булыжником дорог, вдоль кото- рых выстроились крошечные пестрые магазинчики и лотки торговцев, мы про- брались к берегу реки Гомати на краю города, где она впадает в Арабское море. Здесь большая группа смеющихся детей бросала крошки маленьким рыбкам, а мудрецы — «садху» — в оранжевых одеждах и с измазанными золой лицами сиде- ли спиной к древней кирпичной стене, повторяя строки из «Ригведы». В воздухе ощущались вонь и запах марихуаны, слышались песнопения. Декабрьское солн- це, садящееся в океан на юго-западе, окрашивало небо в космические цвета.

Преодолев в сумерках несколько сот метров по набережной, мы оказались у небольшого округлого храма Самудранарайана — храма бога океана Самудры. Храм примостился прямо там, где Гомати впадает в море. Порывы бриза по- крывали волны белыми шапками. Я подошел к краю причала, чтобы поглядеть на море. Я читал доклады морских археологов и знал, что под водой, меньше чем в километре от меня, лежит город огромных размеров; предположительная дата существования этого города была определена С.Р. Pao как 1700—1500 год до н.э. Он считает этот город одним из позднейших творений цивилизации Инда- Сарасвати. На взгляд Рао, этот город был построен довольно поздно, поэтому не мог принадлежать к какой-нибудь исчезнувшей цивилизации последнего ледникового периода. Но в этом можно усомниться. Возможно, это является всего лишь моей недоработкой, но я не нашел в научной литературе каких-либо упоминаний о находках из погруженного под воду города Дварка. Все, что архе- ологам удалось обнаружить под водой — это неясно вырисовывающиеся в воде остатки огромных каменных стен, построенных из мегалитических блоков нео- пределенного возраста. Блоки были соединены между собой L-образными со- единениями, известными как ·«ласточкин хвост». Поскольку весь район под- водного города занесен плотным слоем осадков, вполне может оказаться, что под обнаруженными сооружениями есть и другие. Кроме того, на глубинах ниже 20 м исследований вообще не проводилось.

По моему мнению, вопрос о датировке является открытым. Усложняет этот вопрос то, что в этой части Индии наряду с общим поднятием уровня океана за последние 20 000 лет наблюдалась интенсивная тектоническая активность, свя- занная с горообразованием в Гималаях.

... Пройдет еще четыре года, я научусь погружаться под воду и вернусь в Двар- ку, чтобы исследовать этот подводный город.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 274; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.144.32 (0.007 с.)