Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Связи, спрятанные в звездах.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
В санскритских текстах есть постоянные намеки на то, что можно назвать «династией мудрецов», или монашеским орденом, или культом, известным как «семь мудрецов», имеющим своих представителей в каждом поколении. В са- мом деле, в некоторых текстах содержатся списки многих групп из семи мудре- цов вместе с упоминанием земных эпох, в которые они жили75. «Махабхарата» прямо пишет про многие группы семи мудрецов76. Существовали различные группы из семи мудрецов, посланные в разные регионы — и особенно часто в Северную и Восточную Индию77. Эти группы, по всей видимости, существова- ли в одно и то же время. В ранней литературе можно прочитать про «главную группу из семи мудрецов»78. Наиболее часто при этом упоминаются такие име- на, как Висвамитра, Джамадагни, Бхарадвайя, Готама, Арти, Васиштха и Кася- пура. Иногда добавляется восьмое имя — Агастайя79. Но есть и другая группа «великих мудрецов»: среди них двое с повторяющимися именами Атри и Ba- сиштха, остальных зовут Мирики, Атри, Ангирас, Пуластья, Пулаха, Крату и Васиштха80. Эта группа считается не менее важной, чем первая. Она чаще всего встречается в Южной Индии. Удивительно и довольно неожиданно, чтотради- ция связывает этих мудрецов с семью звездами северного неба — особенно с теми, которые формируют «Большой Ковш», или «Плуг», внутри полярного созвез- дия Большой Медведицы81. Сравнение этого созвездия с медведицей очень древ- нее, его можно найти во многих, возможно, никак не связанных между собой культурах82. Это способно пролить свет на неясный отрывок в «Шатпатха Брах- мана», где говорится: «Семь мудрецов раньше назывались “рикшас” [медведи]»83. Митчинер комментирует: «В более поздние времена термин rksa приобрел достаточно обобщенное значение. Он стал указывать на любую звезду... Это более общее значение явля- ется, по всей вероятности, производным от первоначального и более специфи- ческого значения, означающего “сияющие звезды Большой Медведицы”»84. Идентификация семи мудрецов с этой конкретной группой звезд имелась и в индийской традиции. Была и весьма схожая вера древних египтян в то, что человеческая душа после смерти отправляется на звезды85. Я не могу удержаться оттого, чтобы не напомнить о желании фараона, бес- конечное число раз повторенное в текстах пирамид, что если во время его жиз- ни его дух «достигнет совершенства», тогда после его смерти дух должен пре- вратиться в звезду на небе86. У древних египтян было два излюбленных места для возрождения: район созвездия Ориона в южной части неба и в северной — район приполярных, ни- когда не заходящих, «не погибающих» звезд, особенно Кохаб87 в Большом Ков- ше. Относительно приполярной загробной судьбы мы читаем в высказывании 419 «Текстов пирамид»: «Возникни... поднимись, чтобы ты мог путешествовать в обществе духов... пересеки небо... сделай себе постоянное местожительство среди не погибающих звезд...»88 В высказывании 466 мы читаем: «О царь, ты — эта великая звезда, сосед Ориона, что пересекает небо с Орионом»89. Я считаю странным, если не сказать большего, что семь мудрецов Древней Индии представлены звездами именно Большого Ковша в самом центре при- полярного неба, именно там, куда отправлялись души египетских фараонов. Од- нако еще более странным является то, что, как писал Митчинер, один из мудре- цов, Висвамита, согласно «Рамаяне» и «Махабхарате», должен доставить в че- ловеческой форме одного из царей Древней Индии по имени Трисанку на небо, «где он сейчас благоговейно хранится в виде созвездия Ориона»90. ЗНАНИЯ И БАЛАНС На мой взгляд, из санскритских текстов можно сделать вывод, что семь муд- рецов Древней Индии не были просто небольшой группой замечательных лю- дей. Они представляли собой институт, который сохранялся на протяжении продолжительного времени, возможно, тысячи лет, набирая новых членов в каждом поколении. «Институт» был посвящен сохранению и передаче в буду- щее определенного набора духовных знаний из отдаленного прошлого. В этом мудрецы напоминают жрецов Гелиополя, которые руководили созданием Be- ликих пирамид Египта. «Имеющие высшие стадии посвящения мудрецы Ин- дии, как считалось, должны были быть аскетами, отрицающими материальные удовольствия и материальные блага. Говорили, что они носили простые одеж- ды, изготовленные из натурального сырья, к примеру, одежду из древесной коры. Свое тело они намазывали золой. Мудрецы не стригли волос, позволяя им от- растать длинными и спутанными. Они были строгими вегетарианцами, соби- рали фрукты и коренья для пищи, воздерживались от мяса91 и проводили боль- шую часть своего времени среди покрытых снегом Гималаев. Туда они удаля- лись для того, чтобы подвергать себя “тапасу” — строгостям йогической жизни, — посредством чего они укрепляли свою духовную силу»92. Но древние тексты также говорят, что мудрецы нередко вмешивались в обы- денную жизнь — в частности, они назначали царей и служили их советниками, влияя на государственную политику93. В этом аспекте их роль снова похожа на роль жрецов Гелиополя в Древнем Египте, которые в эпоху пирамид тоже ста- вили на трон царей94. В обоих случаях цель их вмешательства была одинако- вой: хотя и не прямым образом, но направлять человеческое общество, поддер- живая надлежащий баланс — как в самом обществе, так и между обществом и природой. Общество создавалось в соответствии с тем, что древние египтяне именовали «маат» (земная и космическая гармония, правда, баланс, «правиль- ный путь»), а индусы до сих пор называют «дхарма», передавая аналогичный смысл95. Во времена междуцарствий, когда в стране долгое время не было законных правителей, семь мудрецов брали управление страной на себя96. Они также да- вали точные указания правителям, которые выполняли функцию царей97. Они же «получали сыновей для царей» (если необходимо, то сами делали беременными цариц!), таким образом обеспечивая продолжение царских династий98, поскольку считалось — как в Древней Индии, так и в Древнем Египте, что при- сутствие царей и фараонов является существенно важным элементом косми- ческого баланса. Когда из-за каких-либо обстоятельств царя не имелось, семь мудрецов назначали нового. К примеру, «Махабхарата» говорит, как после раз- рушения царского замка «Земля, оставшись без царей, начала погружаться в уныние, и Касяпа поддержал Землю, найдя для нее нового царя»99. Среди многих других ролей, связанных с правителями и светским поряд- ком, интересно отметить, что семь мудрецов также часто проклинали царей, если те неправильно применяли свои полномочия (а это очень опасная вещь — даже смертельная — быть проклятым одним из мудрецов). Митчинер замечает: «Этот риши приходит не для того, чтобы в нем видели лишь поддержку или учителя “дхармы”. Риши является, чтобы следить за праведностью и надлежа- щим поведением людей, утверждать дхарму своими словами и поступками и очи- щать своим проклятием не соответствующие дхарме поведение других»100. ДУХОВНЫЙ БАЗИС ИСТОРИИ? И последнее. Чем больше я узнавал про «семь мудрецов» в своем путеше- ствии по древним текстам и комментариям, тем больше мне казалось, что я имею дело с религиозным культом, вооруженным мощными духовным идеями, вдох- новленным йогическим аскетизмом и поисками «гнозиса»; с орденом, который из своих отшельнических хижин в Гималаях управлял развитием «царств» в Индии. А может быть, не только царствами Индии, но и остальным древним миром? Мы уже видели, что тексты на санскрите говорят о двух группах семи мудре- цов: одна была в Южной Индии, вторая в Северной, т.е. в регионах, далеко от- стоящих друг от друга. Напомним, что семь мудрецов служили советниками царей в Древнем Шумере. А может, семь мудрецов выполняли похожие функ- ции и в Египте? Согласно замечательным «Текстам на строениях Эдфу», кото- рые я подробно исследовал в своей более ранней книге101, эти семь мудрецов и другие боги пришли с острова, «первобытной родины», которая была внезапно уничтожена сильнейшим потопом, во время которого большая часть ее «боже- ственных обитателей» погибла102. Прибыв в Египет, эти несколько выживших стали «богами-строителями, теми, кто созидал еще в первобытное время. Бог света... призраки, предки... Кто поднял семя для богов и людей...»103 Большинство историков и археологов нашего времени привычно считают, что «материальная» основа и структура современного общества (в «капиталис- тической» или «социалистической» форме) существовали и в обществах отда- ленного прошлого. Эта вера, что цивилизацию двигают чисто экономические причины, накладывает отпечаток на направление исследований и раскопок, влияет на то, в каком ключе ученые трактуют древние тексты, подобные «Ве- дам». В недавние времена, однако, возник другой подход, который наводит на глубокие размышления. «Наша политическая и экономическая интерпретация истории не может быть правильной, — доказывает ученый-санскритолог Дэвид Фроули, — если реальной целью общества становится просветление или духовная реализация»104. Согласно учению йоги, современный взгляд ошибочно обособляет разви- тие цивилизации от эволюции человека. Современные представления, будто цивилизация эволюционировала постепенно, через рост технологии и научно- го мышления, противоречит точке зрения йогов, которые считают, что перво- начально именно культура была оформлена и передана мудрецами... Если су- тью цивилизации является технология, тогда современный взгляд может быть принят как верный. Но если в основе ее — культура или дух, то современное понимание весьма далеко от истины. Я считаю, что цивилизация была основа- на йогами, мудрецами и провидцами105. Может быть, цивилизация Инда-Сарасвати Древней Индии развивалась именно таким образом, как нам говорит ведическая традиция. Может, эта ци- вилизация являлась результатом программы или даже «политики», разработан- ной религиозными аскетами в своей драгоценной системе знаний — знаний, существовавших до наводнения и которые, сохранившись в памяти семи муд- рецов, находившихся на ковчеге Ману, достигли Индии? ГЛАВА 7. ПОТЕРЯННАЯ ИНДИЯ ...Варуна и я взойдем на корабль вместе и двинем наш корабль в океан... понесемся над гребнями вод, будем ка- чаться на этих качелях и будем счастливы. Ригведа (8, 88, 3) История ведического потопа, которая также является историей отца Ману и семи мудрецов, содержит, на первый взгляд, абсурдные элементы: гиганте- кую рыбу, тянущую за собой переживший наводнение корабль; корабль, не имеющий на борту женщин, так что Ману приходится создавать супругу и по- томство при помощи магической силы; наводнение столь большое и столь вы- сокое, что корабль переносится к Гималаям, а там его привязывают к пику «се- верной горы», которую называют также «горой снега» — в легендарном месте, известном в «Махабхарате» как Наубандхана («привязка корабля»), в «Атхарва- веде» — как Навапрабхрамсана («место спуска корабля» или «место потопле- ния корабля»). Гималаи являются сравнительно молодыми горами в геологическом смыс- ле. Когда-то они действительно находились под водой, а потом поднялись. Ин- дийский субконтинент, двигаясь внутрь Азии, начал вздыбливать горные поро- ды. Однако это происходило столь давно, что можно с уверенностью сказать, что на протяжении всей истории человечества никакое океаническое наводне- ния даже и не приближалось к вершинам, уходящим в высь на 9000 метров. Дру- гимн словами, с географической точки зрения невозможно, чтобы ковчег Ману был привязан к Гималаям, как это утверждают священные тексты Индии. Вместе с тем известно, что большие районы Индийского субконтинента действительно пережили сильные океанические наводнения в конце леднико- вого периода, особенно 15 000—8000 лет тому назад. Наводнения этого времени были глобальными, как мы уже знаем. В Арабском море и Бенгальском заливе эти наводнения оказались особо сильными, поскольку их подпитывало и весь- ма усиливало таяние ледяных шапок Гималаев, намного более сильное в начале послеледникового периода, чем в наши дни. Таким образом, хотя для меня и остаются загадочными упоминания о ко- рабле в Гималаях, я вовсе не собираюсь присоединяться к тем ученым, которые считают, что все это является чистой воды фантазией, не имеющей никакого исторического значения. Наверное, наступило подходящее время более деталь- но разобраться в том, что случилось в Индии в критическую эпоху послеледни- кового наводнения 15 000—8000 лет назад.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 371; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.122.140 (0.012 с.) |