Гипотеза, которую никто не проверял 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Гипотеза, которую никто не проверял



Даже в XXI веке, уже после того, как теория «вторжения ариев в Индию» ослабила свою хватку, она все еще влияет на наше восприятие «Вед». Представ- ление о том, что вторжение действительно имело место что действительно была этническая группа, называвшаяся ариями, сейчас уже и оставлено, но в преды- дущих главах мы показали, как упорно ученые держатся за допущение о мигра- ции (хотя и в другое время) полукочевых или кочевых племен по направлению к Индии откуда-то из Европы.

Из этого допущения исходят разного рода рассуждения об уровне разви- тия этих мигрантов (в ранние времена «перехода к сельскому хозяйству»); о земле, которую они, возможно, занимали до прихода в Индию (равнины и долины) и о различных «вызовах со стороны окружающей среды» (наступле- ние пустынь, резкие перепады в количестве осадков и в температурных режи- мах и т.д.) или об «экономическом давлении» (перенаселенность, борьба за ограниченные ресурсы), которые могли заставить их покинуть первоначаль- ное место обитания.

Поскольку подобные предположения может делать кто угодно и сколько угодно, поиск «индоевропейской родины» стал у ученых чем-то вроде поиска Атлантиды у историков-любителей. Различные авторитеты очень высокого ранга в разные времена эту прародину помещали в район Северного полюса, в Скан- динавию, в Центральную Европу, в Южную Россию, в Центральную Азию и в Восточную Анатолию5. Предположения, что эта прародина может оказаться в Индии, делались редко, и не европейскими учеными. В обзоре «Предложен- ные в последнее время кандидаты на прародину индоевропейцев» санскрито- лог Дэвид Фроули вместе с историком религии Джорджем Фойерстайном и про- фессором Субашем Каком из Государственного университета штата Луизина написали, что только в одном случае из десяти прародиной назвали Индию, причем это был индийский академик, в то время как в остальных девяти эту прародину искали севернее или западнее6.

Насколько мне известно, ни один титулованный ученый — ни в Индии, ни за ее пределами — не высказал предположения, что ведическая прародина не только находится внутри Индии, но и располагается исключительно на прибреж- ных территориях, затопленных в конце последнего ледникового периода. Я да- же не знаю ни одного из титулованных ученых, кто бы вообще рассматривал какое-либо наводнение среди «вызовов со стороны окружающей среды», кото- рые могли стать причиной миграции «не знающих сельского хозяйства» веди- ческих народов за пределы их «прародины», где бы она ни была.

Здесь явно видно упущение ученых, поскольку первоистоки оседлого зем- леделия в Индии, которая была уже городской и всего через тысячелетие поро- дила цивилизацию Инда-Сарасвати, имели место 8500лет назад. Примерно 6500 лет назад сформировался первый слой остатков древнего города Meprap в паки- станском проходе Волан7. Это очень загадочное место археологических раско- пок, как нам еще предстоит увидеть. Указанная выше дата падает на время од- ного из трех глобальных супернаводнений, которые имели место в конце лед- никового периода.

МОРСКАЯ КУЛЬТУРА?

Что за культура выбрала для себя место у самого моря, где повторяющиеся послеледниковые наводнения могли нанести ей серьезный ущерб? По моему мнению, это могла быть только морская культура, связанная с судоходством и целиком зависящая от моря. Трудно найти доводы против существования та- кой культуры в Индии 8000 или 15 000 лет назад, поскольку ученые признают, что человек был способен отправляться в море еще 40 000 лет назад, а 10 000 лет назад уже совершал длительные морские путешествия. Довольно трудные в на- вигационном отношения плавания в эти времена совершались людьми так на- зываемого «каменного века» в самых разных частях мира8.

До сих пор считается, что основатели ведической религии и прародители тех, кто составил ведические гимны, были охотниками, собирателями, кочев- никами или крестьянами, которые оказались в Индии, прибыв из отдаленных мест, по всей видимости, в поисках новых земель. Исходя из этих представле- ний, большинство западных индологов, изучая «Ригведу», просто игнорирова-

 

ли многочисленные упоминания в древних гимнах «морей» и «океанов». В са- мом деле, только Дэвид Фроули, чье знание «Вед» никем не подвергается со- мнению, принялся за серьезное изучение этого вопроса, заметив, что «в совре- менных, обычно западных, представлениях “Ригведа” является продуктом бро- дячих народов, вторгшихся в Индию с северо-запада и, таким образом, ничего не знавших о море... Однако упоминания моря в “Ведах” не являются случай- ностью....Можно только поражаться множеству упоминаний об океане в “Риг- веде”, который переводчики превратили в воду, реку или в озеро. Если мы бу- дем читать то, что действительно написано... то «Веды» совершенно ясно ука- жут нам на морскую культуру9.

Фроули говорит, что хотя в «Ведах» также упоминаются леса и горы, хоро- шее знакомство с сушей вовсе не означает плохого знакомства с морем:

«Ведическая география довольно разнообразна, в нее входят горы, равни- ны, реки и моря. Это позволяет ученым сосредоточиться на одной стороне и заниматься исключительно ею. Тем не менее для “Вед” наиболее характерен именно океанский символизм»10.

Упоминаний об океане там так много, что Ральф Гриффит, переводчик «Вед», считавший, будто ведические народы не были знакомы с океаном, — оказался вынужден примерно 100 раз переводить различные ведические терми- ны как «океан» или «море», поскольку именно это имелось в виду, и никакой альтернативы этому найти не мог11. Были и другие упоминания, считает Фроу- ли, но они были либо неправильно переведены, либо их сочли за метафоры. И хотя он признает, что слово «океан» в «Ведах» иногда использовалось как метафора (к примеру, «океан небес», он убедительно доказывает, что такие об- разы не говорят об отсутствии знаний об океане. Они свидетельствуют о хоро- шем знании моря не только с практической точки зрения, но и как поэтическо- го образа, который мог возникнуть только при жизни около моря12.

Тексты «Вед» связаны не только с морями и океанами. Они также включают в себя рассказы про плавания под парусом, описания кораблей и морской тор- говли. Согласно профессору С.П. Гупте, «о море упоминают так называемые samudra, торговцы, panis, занятые в морской торговле. Слова navah, samudrian, sata-aritra и т.д. являются терминами, которые ясно указывают на это. Нападе- ние разбойников на корабли с товарами для их захвата находит ясное выраже- ние в таких терминах, как duseva и tamovridhan.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 327; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.18.87 (0.007 с.)