Если прислушаешься к «ведам», ты можешь услышать океан 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Если прислушаешься к «ведам», ты можешь услышать океан



Ученые долгое время изучали библейский мир — его экономику, историю, окружающую среду, представления древних о географии, социальную органи- зацию и т.д. — по Ветхому Завету14. Если подобное доверие перенести на «Риг- веду», то в ней определенно можно услышать эхо океана:

• Все хвалебные песни подкрепили Индру, вмещающего в себя (целое) море...

(1,11,1).

• Он [Индра] знает след птиц, летающих по воздуху, знает челны морские... (1,25,7).

• Словно полноводный океан, он [Индра] вбирает в себя реки, разливаю- щиеся во все стороны во всей своей полноте... (1, 55, 2).

• Как семь юных потоков сливаются в океане (1,71,1).

• О, лицом обращенный во все стороны, перевези нас сквозь напасти на ко- рабле... Как корабль переносит тебя, так и нас перенеси через поток! (1,97,7—8)

• Прибудьте на ладье этих гимнов на наш берег (1,46,7).

• О, Ашвины [два «божественных посредника» или «ангела-хранителя», часто упоминаемые в «Ведах»], это Tyrpa покинул Бхуджыо в потоке воды, как какой-нибудь умерший, — [свое] богатство... Вы вывезли его на одушев- ленных ладьях... Вы вывезли Бхуджыо... на берег моря, на ту сторону океана... Вы вели себя как герои в море, где ни опереться, ни встать, ни ухватиться, когда, о Ашвины, вы везли Бхуджыо домой, взошедшего на стовесельную ла- дью (1, 116, 3—5).

• О, вечно юные... Бхуджыо вы вывезли из волнующихся вод моря... непов- режденным через океан (1,117,14—15).

• О, Ашвины... вы создали среди вод для сына Тугры [Бхуджыо] этот оду- шевленный крылатый [с парусами] челн, на котором... вы вывезли его. Вы уле- тели, легко поднявшись от сильного толчка. Сына Тугры, низвергнутого в воды, повергнутого головой вперед, спасают четыре ладьи, посланные ашвинами (1,182, 5-6).

• Вы поднимаете из океана дождь, о маруты [боги неба и бури] и обрушива- ете из туч потоки вниз (5, 55, 5).

• От страха перед их [марутов] неистовством сотрясается земля. Словно пол- ная ладья, плывет она, качаясь (5, 59,2).

• Май Аджа-Экапад, бог, будь милосердным, дракон глубин и океанов... (7, 36,13).

• Не позволяй греховной тирании или какому-нибудь свирепо ненавидя- щему тебя недругу уничтожить нас, как волны уничтожают корабль (8, 64, 9).

• Как реки взращивают океан, так, Герой, наши молитвы увеличивают твою мощь (8, 88, 8).

• Поддерживающие священный Закон, доставьте нас благополучно через многие горести, как корабль — через водные потоки (8, 72, 3).

• Когда Варуна и я вместе взошли на борт и двинули наш корабль в пучину океана, мы, когда плыли по гребням вод, качались, как на качелях, и чувствова- ли себя счастливыми (8, 88, 3).

• Он живет возле двух морей: которое восточное и (которое) западное (10, 136, 5).

• Хорошо знает Савитар [персонификация Солнца и жизнетворной силы], от- куда океан, поначалу спокойный, распространился из своих границ (10,149,2).

Хотя «Веды» сами по себе достаточно красноречивы, выше приведенные пассажи, похоже, вызывают много вопросов. К примеру, мы встречаемся не только с упоминанием рек и океанов, и с тем, что реки текут к океану, вливают- ся в него и т.д. Мы видим также понимание того, что реки заполняют океан, а это уже нечто новое. Почему в «Ведах» считается, что только на кораблях можно спастись от наводнений? И что это за упоминание о мирутах, богах грозы, ко- торые поднимают из океана дождь и «обрушивают из туч потоки вниз»? Знанием того, как совершается круговорот воды в природе — посредством испарения с поверхности океанов и дождей, — на мой взгляд, никак не могли обладать не знающие сельского хозяйства кочевники, которые никогда за свою жизнь не были около океана. Но любой, кто живет на берегу водоема, может временами видеть, как с поверхности поднимается пар15.

В вышеприведенных отрывках встречаются упоминания о «западных и во- сточных морях» и об «обоих океанах». Эти упоминания заставляют предпола- гать наличие обширного опыта мореходства, по крайней мере в Арабском море западнее Индии и в Бенгальском заливе на востоке. Следует обратить внима- ние на многочисленность упоминаний о кораблях. Такого невозможно ожидать от чисто сухопутной цивилизации, но именно это и должно быть, если мы име- ем дело с мореходной культурой. И что за корабли! Корабли, на которых мож- но преодолеть «водные потоки», столь великолепные и столь надежные кораб- ли, что в метафорах они служат для обозначения безопасности, защиты и на- дежности. Корабли имеют большие паруса, ряды весел, они летят по волнам так быстро, что, кажется, почти не мокнут... Это корабли, которые могут смело двигаться по волнам и развивать значительную скорость «от могучего толчка», спасти упавшего за борт и затем вернуть его в полном порядке в его жилище «на ответвлении океана».

Следует также отметить еще одно немаловажное обстоятельство. Только у морского народа можно ожидать восприятия моря не как воплощения опасно- стей и угроз, а как источника радости и удовольствий. Укажем на радостный гимн Варуне, который мог был сочинен только тем, кто хорошо знаком с морем и с тем, как корабль ведет себя под парусом, когда качается на мягких волнах, или как он стоит на каменном якоре во время волнения моря. Эти древние со- чинения хорошо описывают и переживания человека, оказавшегося в одиноче- стве, когда у него «нет поддержки» и океанские волны не дают ему «ни опоры, ни возможности держаться ни стоять». В этих простых словах автор передает страх и чувство отчаяния, которые испытывают находящиеся на борту корабля, безжалостно бросаемого штормовыми волнами, подобными «какому-нибудь свирепо ненавидящему недругу». В тексте прославляется «дракон глубин» — подводное чудовище, которое легенды редко связывали с горами или полями, но который всегда высоко чтился морскими народами.

Таким образом, я вижу в «Ригведе» достаточно много, чтобы сделать вывод, что авторы изначального текста, по всей видимости, жили неподалеку от моря и на протяжении долгого времени были знакомы с его поведением. Это может служить еще одним аргументом того, что «Веды» — удивительный памятник ре- лигиозной литературы неизвестного происхождения — могли на самом деле при- надлежать не известной ранее морской культуре, являвшейся предшественни- цей цивилизации Инда-Сарасвати, про которую известно, что она имела пись- менность, но не имела религиозной литературы.

В этом случае тайна происхождения «Вед» тесно переплетается с тайной про- исхождения самой цивилизации Инда-Сарасвати. А эта цивилизация, как пока- зали раскопки в Meprapy и Haycxapo в Белуджистане, имеет возраст около 8000лет.

Я снова напомню читателю, что 8000 лет назад — это время великих после- ледниковых наводнений.

СПРЯТАННЫЕ СОКРОВИЩА

Мы уже видели, что принятая в ученом мире хронология в реальности име- ет мало общего с подлинной историей «Ригведы». Даже те, кто считает, что со- здание «Вед» в их каноническом виде произошло в 1200 году до н.э., с готовно- стью признают, что отдельные гимны, должно быть, старше, но насколько стар- ше, никто не знает.

Также очевидно, что «Ригведа» является совместной работой, что ее много раз переделывали, поэтому в ней как бы несколько слоев, из-за чего возникают трудности, поскольку эти слои тесно переплетены. Грегори Поссель считает, что процесс сочинения занял большой период времени, «когда добавлялся но- вый материал, а старые стихи редактировались и изменялись». И лишь позднее наступило время, когда «изменения композиции были прекращены, ибо свя- щенники объявили текст неприкосновенным, так что в нем больше не могло быть изменено не только слово, но даже слог, а малейшее отклонение от пра- вильного произношение или отклонение от канона было объявлено святотат- ством»16.

Таким образом, «Ригведа» является динамично изменявшимся и изустно передаваемым произведением, которое переживало период трансформации и роста, возможно, на протяжении тысяч лет, перед тем как застыло, словно смо- ла, став янтарем.

Я не вижу необходимости пытаться здесь что-то доказать — к примеру, как конкретно «смола» могла превратиться в «янтарь». Не хочу я присоединиться и к спорам относительно того, следует ли тот или другой отрывок отнести на пару столетий назад или вперед. Мне куда интереснее возможность отделить слои, содержащие исключительно древнюю часть «Ригведы», от более поздних на- слоений, которые в «Ригведе», без сомнения, тоже содержатся.

САУЧАЙ C ИСЧЕЗНУВШЕЙ РЕКОЙ

В «Ригведе» часто упоминается река, которой на земле уже нет — хотя па- мять о ней и сохранилась. Она исчезла тысячи лет назад, но ее русло удалось обнаружить во второй половине XX века, при помощи фотосъемок со спутни- ка. Эта река носит название Сарасвати. И именно по этой древней реке полу- чипа свое название цивилизация Инда-Сарасвати, поскольку большое количе- ство археологических находок времен Хараппы и еще более раннего времени, уходящего в глубь веков, по крайней мере на четыре тысячи лет, было найдено именно около русла этой реки. Сарасвати начала высыхать где-то в конце тре- тьего тысячелетия до нашей эры, а полностью прекратила свое существование в начале второго тысячелетия. Однако даже сейчас, как отмечает Грегори Пос- сель, «есть русло реки, шириной в несколько километров, в некоторых местах занятое под сельскохозяйственные культуры; население Харьяны называет это русло Сарасвати. Во время муссона в некоторых частях этого канала имеется немного воды, но большая часть ее быстро уходит в ирригационные сооруже- ния. Так что реку, которую теперь называют Сарасвати, нельзя считать совер- шенно исчезнувшей»17.

 

После этих слов возникает закономерный вопрос: когда эта река была пол- новодной? Когда, к примеру, Сарасвати могла быть такой могучей, что в «Риг- веде» говорится о ней:

«Сарасвати, могучий поток...18

Собирает свои воды, великолепная, громко шумящая — Сарасвати, мать потоков... с прекрасными струями, стремительно текущими, волнуется от изо- билия воды...19

Она со своей мощью... своими сильными волнами захлестнула края холмов... О, эта божественная Сарасвати... поражающая врагов... этот не знающий пре- делов непрерывный поток, быстро движущийся с большой скоростью, идет впе- ред с рычанием бури... О, она самая великая из великих потоков... грациозно изгибаясь, Сарасвати заслужила нашу хвалу»20.

В ссылке к своему переводу 1880 года, задолго до наступления эры спутни- ков, Гриффит так комментировал использование слова «она» в вышеприведен- ном гимне:

«Сарасвати — река. Описание, данное в тексте, вряд ли может относиться к небольшому ручью, известному под этим именем в наши дни; и из этого и дру- гих отрывков, которые мы отметим далее, можно сделать предположение, что Сарасвати — это другое название Синдху или Инда»21.

Гриффиту не приходит в голову, что Сарасвати из «Вед» в отдаленном про- шлом могла быть куда больше «ручья», подтверждая таким образом описание «Ригведы». Он даже переводит без комментария другой абзац, который опро- вергает его гипотезу, говоря об обеих реках:

«Пусть великие потоки придут сюда с их могучей помощью, Синдху [Инд], Сарасвати и Сарайу с волнами. О, богиня потоков, о, матери, оживляющие все, пообещайте нам воды, богатой своим обилием и словно бальзам»22.

Поскольку «Ригведа» достаточно ясно дает ответ на эту загадку, ученым при- шлось приложить немало усилий, чтобы доказать, будто под Сарасвати пони- мался Инд. Однако исследования более позднего времени выявили, что Сарае- вати в древности была полноводной рекой, так что ее не следует отождествлять с Индом, как не следует и принимать восторженные описания Сарасвати за ги- перболу или поэтическое преувеличение. Поссель заключает:

«В “Ригведе” река Сарасвати рисуется могучей и полноводной, что трудно сходится с дословным переводом названия реки — “цепь луж”. Это расхожде- ние не может быть просто так отброшено... Оно является хорошим примером того, как трудно использовать “Ригведу” в целом и ведические тексты в частно- сти в качестве исторических источников. Могло быть так, что когда создатели “Вед” пришли на Сарасвати, это была очень величественная река, и мы читает воспоминания об этом времени. Но постепенно река лишилась большей части притоков и пересохла, превратившись в цепь прудов. Ей присвоили название — Сарасвати (“цепь прудов”), которое сейчас выглядит нелепо, поскольку она в “Ведах” считается бурным потоком. Из этого можно сделать интересный вывод относительно хронологии: сочинители “Ригведы” находились в районе Сарае- вати до того, как эта река пересохла, а это время ближе к 2000 году до н.э., чем к 1000 г. до н.э., к которому обычно относят появление ведических ариев в Пенд- жабе23.

 

Поссель здесь очень осторожен. А то, что «Веды» возникли ближе к 2000 году до н.э., это не просто интересно. Это взрывает долго создававшуюся учеными хронологию индийской литературной истории, в которой для «Ригведы» уста- новлен срок — 1200 год до н.э., а также заставляет пересмотреть все прежние взгляды на предысторию Индии, поскольку отправной точкой для нее являлось дата создания «Ригведы». По крайней мере сразу можно сделать вывод, что рас- стояние между временем появления «Вед» и временем существования цивили- зации Инда-Сарасвати может быть значительно сокращено.

Но можно сделать и куда более весомые заключения...

ОТ ГОРЫ К ОКЕАНУ

Рисуя нам образы могучей, быстро текущей, рычащей реки (что историчес- ки правильно для Сарасвати вплоть до конца третьего тысячелетия до н.э.), «Риг- веда» повествует еще то, что на первый взгляд кажется не соответствующим ис- тории. «Ригведа» говорит, что Сарасвати, известная ведическим мудрецам, бе- жит с гор к океану:

«Этот поток Сарасвати с питающим потоком идет вперед, наша верная за- щита... поток продолжает бежать, превосходя в величии и мощи все другие воды. Чистая в своем пути от гор к океану...»24

Суть проблемы состоит в следующем: исследования со спутников показа- ли, что то время, когда Сарасвати еще могла течь в океан, было 10 000 лет назад, другими словами, во время последнего тысячелетия послеледникового таяния ледников. В работе, опубликованной в журнале для специалистов «Remote Sensing» С.М. Рамасвами, П.С. Бакливал и Р.П. Верма, проанализировав полу- ченные со спутников данные, сделали следующее наблюдение относительно «палео-Сарасвати»:

«Наличие хорошо развитой сети палеоканалов на обширной Индийской пустыне [к северо-востоку от Качского Ранна] и ответвление к реке Гхаггар... показывают, что река Сарасвати текла близко к холму Аравалли [и] встречалась с Арабским морем в Качском Ранне»25.

Сейчас неизвестно точное время, когда «чистая в своем пути» Сарасвати пе- рестала бежать к Арабскому морю и начала менять русло, уходя из пустыни. Тем не менее Рамасвами, Бакливал и Верма отмечают, что это произошло не в голо- цене (наиболее близкой к нам геологической эпохе), а в «позднем плейстоцене» — примерно 12 000 лет назад26. Примерно такую же дату предположили Бримал Гхоуз, Анил Кар и Зухрид Жуссаин в исследовании, выполненном для Исследовательс- кого института центральной безводной зоны в Джодхпуре27, а также Гхозе и дру- гие в «Geographical Journal»28. Б.П. Радхакришна из Географического общества Индии аналогично показывает на период между 8000 и 6000 годами до н.э. как на время, когда таяние ледниковых щитов на Гималаях, вместе с резким возраста- нием испарения, позволили «Сарасвати и всем ее притокам [течь] во всем своем волшебном великолепии»29. Если бы эти ученые интерпретировали данные кос- мических съемок правильно и правильно анализировали текст, то принимая во внимание мнение Посселя, можно было бы прийти к заключению, что дата со- здания «Вед» куда ближе к 8000 году до н.э., чем к 1000 г. до н.э.

У меня нет сомнения, что «Веды» созданы не «несколько раньше», как счи- тает Поссель, а намного раньше, чем указывает общепринятая дата присутствия в Пенджабе ведических ариев. Так позволила ли современная наука с ее съем- ками из космоса объяснить одну из загадок текста «Вед»? Или будут сочтены всего лишь преувеличением строки «Вед», которые на самом деле содержат точ- ное географическое описание реки Сарасвати и как она выглядела 10 000 или даже 12 000 лет назад?

Поскольку ведущие ученые, подобно Грегори Посселю, не признают «ерети- ческую» мысль, что ведическая цивилизация существовала в Пенджабе к 2000 году до н.э. (а это видно из красочного описания полноводной Сарасвати с крутящи- мися в ней потоками), они также не могли бы признать и возможность того, что Сарасвати текла в океан в ведические времена. Именно так поступил и Поссель. Цитируя соответствующий пассаж («чистая в своем пути от гор к океану»), он признает, что «те, кто создавали “Веды”, думали, что Сарасвати шла к морю», но откровенно советует студентам принимать это наблюдение «критически, а не дос- ловно»30, поскольку тогда придется принимать якобы «невозможную» раннюю датировку ведической цивилизации.

ПОД НЕБОМ «ВЕД»

Есть и другие отрывки в «Ведах» — не имеющие никакого отношения к ре- кам, но которые также говорят о большой древности. Особенно это касается аст- рономических наблюдений различных звезд и групп звезд при весеннем и осей- нем равноденствиях, а также при зимнем солнцестоянии. Поскольку существует так называемое явление прецессии равноденствия (в подробности которого вда- ваться здесь смысла нет31), созвездия на небе медленно и неуклонно меняют свое расположение, как бы вращаясь на огромном поясе на небесах, со скоростью в один градус за 72 года, так что полный цикл составляет чуть менее 26 000 лет32. Таким образом, если древние тексты говорят «мы видим такую-то звезду или та- кое-то созвездие всходящим на рассвете в середине зимы», то астрономы могут примерно подсчитать, когда конкретно было сделано это наблюдение.

В «Ригведе» встречается много различных упоминаний относительно звезд и времен года. Это позволяет предположить, что ведические мудрецы вели наблю- дения за небом на протяжении тысяч лет и время от времени добавляли в «Веду» стихотворения, содержащие новые астрономические данные. И здесь возникает проблема: эти данные, относящиеся к тому же времени, как и описания полно- водной Сарасвати, не вписываются в представления современных ученых.

Но, надо сказать, не все ученые думают ортодоксально. Двое из высоко по- читаемых ученых в области «Вед» XIX века — профессор X. Якоби и Бал Ганг- хадар Тилак — не сомневаются, что в «Ригведе» содержатся очень древние на- блюдения. Основываясь на астрономических данных «Ригведы», Якоби дата- рует большинство гимнов эпохой 4500—2500 годов до н.э.33 Тилак изучил эти отрывки более тщательно, и обнаружил, что, хотя в «Ведах» они указывают при- мерно на этот период, возможна и более ранняя дата34. Тилак думал, что наибо- лее вероятная дата создания «Вед» — это 4000 и 2500 годы до н.э. — «период Ориона», как он его называл. «Веды» определяют этот период «от времени, когда весеннее равноденствие было в созвездии Ардры, до времени, когда оно пере- шло к созвездию Критикаса (Плеяд)»35. Но он также нашел там слой более отда- ленного времени, который он назвал «период Адити или период до-Ориона». Про этот период он пишет: «В грубом приближении мы можем отнести его гра- ницы к 6000—4000 годам до н.э.»36

В сравнительно недавнее время Дэвид Фроули указал на другие упомина- ния, которые могут отодвинуть время создания «Ригведы» в прошлое к 6000 году до н.э., и даже «можно назвать 7000 год до н.э., когда [зимнее] солнцестояние впервые вошло в [созвездие] Ашвинов»37 (то есть когда зимнее солнцестояние было очень близко к началу созвездия Овна).38 Фроули заключает:

«“Веды” смотрят назад, в то время, когда зимнее солнцестояние — “дорога богов” или северный путь Солнца — было у начала знака Овна... Это не означа- ет, что гимны, которые используют такой символизм, были сочинены непре- менно в эту эпоху... Это значит, что “Веды” в своей мифологии обращены в прошлое, к указанной эре, определяющей большую часть символизма ее богов и порядка исполнения ее ритуалов...»39

ЭПОХА СЕМИ МУДРЕЦОВ

Moiyr ли «Веды» обращаться назад в столь отдаленную эпоху, примерно к 6000—7000 годам до н.э., если с этой эпохой нет никакой очень важной и суще- ственной связи?

Интересно, что точно такой же вопрос может быть задан относительно сис- темы календаря (этот календарь до сих пор используется в некоторых отдален- ных высокогорных районах Индии, в частности в Кашмире)40. По всей видимо- сти, именно к этой отдаленной эпохе относится подробно описанная в «Пура- нах» так называемая «Эра Семи Риши»41. Хотя она не относится к текстам, которые описывают систему йоги, там есть некоторая информация об этой си- стеме, а также имеется упоминание о том самом календаре Саптариши, по ко- торому знатоки «Вед» отнесли начало Кали-юги к 3102 году до н.э.42

Если попытаться изложить сложный вопрос кратко, календарь Саптариши описывает несколько повторяющихся циклов, каждый из которых имеет продол- житеяьность 2800 лет (много короче, чем используемый в системе йоги). И если у системы йоги нет реального начала или конца ее зарождения, то у календаря Сап- тариши имеется определенная начальная дата — самая первая «Эра Семи Риши», т.е. 6676 год до н.э.43 Согласно подробному исследованию Джона Митчинера:

«Полный цикл, с которого берет начало Кали-юга, начался с Криттики (ин- дийское название Плеяд. — Прим, перев.) в 3876 году до н.э... в то время как пре- дыдущий полный цикл начинался с Криттики 2800 годами раньше, а именно с 6676 года до н.э... и следующий полный цикл будет начинаться с Криттики в 1076 году до н.э... Эта дата — 6676 год до н.э. — в некотором смысле считается начальной точкой индийской хронологии»44.

Митчинер отмечает, что в исторических сочинениях греческих и римских ав- торов начало индийской цивилизации тоже относится к седьмому тысячелетию до н.э. Особенно интересны в этом плане произведения Солина и Плиния (23— 79 гг. н.э.), которые пишут, что индийцы от времен отца-основателя их цивилизации до времен Алексанлдра Македонского «насчитывают 154 своих королей, и они считают, что время их общего правления составляет 6451 год и 3 месяца».45 Александр вошел в Пенджаб в 326 году до н.э. и покинул его в тот же год. Отсюда можно сделать вывод, что «отец» (в римских текстах его ассоциируют с Бахусом) «по всей видимости, правил в Индии в (6451‘/2 + 326) в 6777 году до н.э.»46. По- скольку Плиний и Солин использовали доклад, который был прислан римским послом в Индию при дворе Маурии47, их хронология считается информацией из первых рук и, как полагают, она точно воспроизводит то, что древние индусы ду- мали о своем прошлом. Митчинера заинтересовал тот факт, что дата 6777 г. до н.э., только на одно столетие превышает дату 6676 год до н.э., которая, с точки зрения индийцев, является начальной точкой индийской хронологии — «эпохой семи риши». Таким образом, мы можем заключить, что эта дата в самом деле считалась — по крайней мере с IV века до н.э., начальной точкой индийской истории48.

СВЯЗИ

Я уже знал, что в древности функцией риши — мудрецов, провидцев — было под держание на земле института монархии. C этой целью, а также с целью со- хранения и воспроизводства «Вед» семь мудрецов, как считается, отправились в Гималаи с отцом Ману во времена великого наводнения. Теперь я также узнал, что индийская система календаря, связанная с семью мудрецами, с отцом-осно- вателем и царской династией, начали складываться примерно в 6700 году до н.э. Эта дата находится в рамках в периода величайших наводнений, которые только знала земля за последние 125 000 лет. И последнее. Не следует забывать, что 6700 год до н.э. очень близок к дате появления первого значительного населенного пункта Meprap в Белуджистане, а в нем уже, по всей видимости, впервые в Индии существовало систематическое разведение растений, культивировались зерновые и овощи и в сельском хозяйстве использовались животные.

Конечно, я не мог не задаться вопросом — не имеет ли все это какую-то связь?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 286; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.203.221.104 (0.054 с.)