ЭТОГО МАЛО, ЧТОБЫ ПРОДОЛЖИТЬ 

ТОП 10:

ЭТОГО МАЛО, ЧТОБЫ ПРОДОЛЖИТЬ





Соглашаясь с геологами Лисом и Фэлконом, Крамер считает, что люди по- селились в плодородной долине между Тигром и Евфратом много раньше, чем считалось ранее. Этот вывод был сделан на основе ряда обнаруженных следов «первобытных деревень, население которых занималось сельским хозяйством». Эти деревни существовали более 8000лет назад26. Однако сведения, которые дош- ли до нас из того отдаленного периода, скудны и часто двусмысленны.

К примеру, при столь малой свидетельской базе археологи почему-то абсо- лютно уверены в том, что могут определить разницу между небольшой группой «первобытных» крестьян и небольшой группой потрясенных и деморализован- ных ужасным потопом жителей уничтоженного города27. Не разливом реки, хотя и большим — а настоящим потопом, пришедшим с моря, глубоким и свире- пым, прокатившемся по всем землям и принесшим все то, что было описано в истории Зиусудры.

ПОТОП ВУАЛИ

Ученые традиционно относят описываемый Зиусудрой потоп к большому разливу реки28. Это мнение зародилось после раскопок, проводившихся извест- ным английским археологом сэром Леонардом Вулли в шумерском городе Ур в 1922—1929 годах. Сделав траншеи сквозь несколько культурных слоев, архео- лог внезапно обнаружил в них разрыв толщиной в 3 м, который он описал как «совершенно чистую глину, без примесей, осевшую таким образом, что нет ни- каких сомнений, что это были осадки в воде»29. Слой совершенно не содержит следов человеческой деятельности, и впервые они встречаются выше, в слое, относящемся примерно к 3200 году до н.э.30 Вулли объявил, что он нашел пер- вое конкретное доказательство произошедшего с Зиусудрой бедствия и библей- ского Потопа Ноя, и добавил:

«Тот факт, что действительно произошло наводнение, о котором шумере- кие и еврейские источники говорят как о потопе, конечно, не свидетельствует,

будто легенды верны во всех деталях. Этот потоп не был всемирным, он являлся местным бедствием, связанным с низким расположением долин Тигра и Евф- рата. Он оказал действие, возможно, на район в 400 миль длиной и 100 шири- ной; но для тех, кто жил в долине, это был целый мир»!31

Итак, Вулли полагал, что обитатели долины Тигра и Евфрата считали свою землю «целым миром», и представил шумеров недалекими в географическом плане людьми, чтобы объяснить, почему «местное бедствие» они сочли «все- мирным» потопом. Он мог ошибаться и в объяснении происхождения слоя гли- ны, который был нанесен рекой; позднее зародилось мнение, что этот слой по- явился несколькими столетиями раньше, чем предполагал Вулли, и что осадки были вызваны не разливом Тигра и Евфрата32, а сильным наступлением моря на сушу, после чего море отступило, оставив слой глины.

ПОДНЯТИЕ УРОВНЯ МОРЯ

В 1990-х годах Курт Ламбек из Австралийского национального универси- тета осуществил тщательное изучение Персидского залива, чтобы составить кар- ту древних очертаний его береговой линии, сложившихся 18 000 лет назад (при- мерно в конце максимума последнего оледенения) и кончая сегодняшним днем. Он определил, что современная береговая линия этого региона появилась чуть более 6000 лет назад, когда уровень океана был на 1—2 м выше современного, что привело к затоплению низменных районов Месопотамии33.

Это наступление моря, случившееся примерно 6000—5500 лет назад, залило водой прибрежные равнины Шумера и передвинуло береговую линию залива до Эриду и Ура. Поднятие уровня моря могло составить около трех метров от- носительно существующего ныне34. Ученый-генетик доктор Стивен Оппенгей- мер, специально изучавший наводнения и миграции древних племен, предпо- ложил, что толстый слой глины в Уре оказался результатом какого-то чрезвы- чайного происшествия — не разлива реки, как считал Вулли, а морского наводнения35.

В своей книге «Эдем на востоке» Оппенгеймер приводит доказательства того, что наводнение, произошедшее в период 6000—5500 годов назад (4000— 3500 гг. до н.э.), явилось местным проявлением общемирового подъема воды, известного под названием «фландрской трансгрессии». Это природное явление оказало значительное влияние не только на берега Персидского залива, но и на многие другие части Азии36. Отметив, что «разрушительный эффект фландрс- кой трансгрессии, приведший к исчезновению прибрежных населенных пунк- тов примерно 5500 лет назад, сейчас широко признан», Оппенгеймер сделал интересные предположения относительно Шумера:

«Эриду, возможно, является самым древним прибережным городом, не унич- тоженным приближающимся морем. Другими словами, он, возможно, представ- ляет собой единственный древний город, который был построен в достаточно высокой точке, и его не затронуло поднятие вод после ледникового периода»37.

Похожее мнение выдвигает и известный шумеролог Джордж Роу, утвержда- ющий, что около 6000—5000 лет назад уровень моря у берегов Персидского за- лива был выше современного примерно на 1—2 м, так что северо-западный бе-

per находился «в окрестностях Ура и Эриду». Затем «постепенное отступление воды, вместе с осадками от рек, сформировали береговую линию в том виде, в котором мы видим ее сейчас»38.

ЭРИДУ

Итак, я возвращаюсь к тайне существовавших до потопа городов. Могло ли наводнение, как утверждается в истории Зиусудры, сметать города, если Эриду это наводнение, похоже, пережил, после чего вступил в известные нам истори- ческие времена. Более того, я обнаружил, что все города, существовавшие до потопа, сохранились до исторических времен; ни один из них в настоящее вре- мя не находится под водой, а Эриду, похоже, под водой никогда не был!

Руины Эриду, располагающиеся на юге Шумера около Евфрата, недалеко на северо-запад от современной Басры39, между 1946 и 1949 годами были тща- тельно раскопаны группой, руководимой Фуадом Сафаром из иракского Ди- ректората древностей40. Археологи обратили особое внимание на храм Энки, шумерского бога мудрости и бога — покровителя Эриду41. Археологи прокопа- ли глубокую траншею сквозь множество слоев, соответствующих многочислен- ным переделкам здания. В слое, относящемся примерно к 2500 году до н.э., они нашли остатки фундамента самого первого здания. Поначалу, когда экскавато- ры стали выкапывать немыслимо древние находки, считалось, что слой при- надлежит примерно к 4000 году до н.э.42, а это эпоха сказочной древности. Цен- тральное здание, находившееся в этом месте, представляло собой зиккурат — ступенчатую пирамиду, воздвигнутую примерно в 2030 гду до н.э. шумерским царем по имени Амар Син43. Но и этот зиккурат, как оказалось, расположен на нескольких более ранних строениях. Под одним из углов зиккурата археологи нашли развалины не менее чем семнадцати храмов, построенных один над дру- гим в протоисторические времена. Самые нижние и самые ранние из этих хра- мов (уровни с XVII по XV) имеют очень малые размеры. Они состоят из одной комнаты, в которой размещался алтарь, столы для подношений и находилась керамика высочайшего качества, украшенная тщательно выполненным, часто весьма искусным геометрическим узором44.

Судя по керамике, первые святилища Эриду датируются куда более раним временем, чем 4000 год до н.э., и возможно — 5000 годом, то есть они отстоят от нас на 7000 лет45. Это, говорит Джордж Ру, делает «Эриду одним из самых древ- них поселений в Бжном Ираке». Стоит вспомнить, что и в мифологии Эриду представлен как древнейший из городов, существовавших до потопа46.

Похоже, какие-то поселения существовали здесь до затопления всего райо- на в результате фландрской трансгрессии, т.е. примерно 5500 лет назад. Про- должая раскопки, археологи дошли до уровня, где не оказалось никаких нахо- док, но и «не было никаких следов наводнения»47. Как объяснить, что в суще- ствовавшем до потопа городе не имеется следов легендарного потопа — и каких-либо следов наводнения вообще? И как объяснить, что Древний Ур, на- ходящийся всего в 20 κν на чуть более высоком месте48, не только не упомянут в легендах о потопе, но определенно являет следы сильнейшего, принесшего глину наводнения?

2 - 5641 Хэнкок

 

В 1992 году Жюль Зарине, геолог Государственный универ- ситета Юго-Западного Миссури, предложил следующее решение этой проблемы. В своей публика- ции в «Журнале Американского восточного общества», он показал, что, несмотря на расположение Эриду, в низменной впадине юго- западней Ура восемнадцатиметро- вый крутой откос формации Вер- хний Фарс, протянувшийся на большое расстояние с севера на юг, не позволяет водам попасть в низменность»49. Сейчас, глядя на карту доли- ны, по которой протекают Тигр и Евфрат, я могу легко представить, что при фландрской трансгресии относительно небольшое и непродолжительное под- нятие уровня моря привело к затоплению низко лежащих регионов древнего Шумера — вода проникла вглубь страны, возможно, на 180 км50 на территории современных Ирана, Кувейта и Ирака. Северная береговая линия из-за этого затопления могла придвинуться к Эриду, и вода захлестнула Ур, оставив тот слой глины, который нашел Вулли51.

ШУРРУПАК И СИППАР

Археологические раскопки города Шуррупак, тоже существовавшего до на- воднения и расположенного примерно в 100 км к северу от Эриду на реке Евф- рат, также показали следы наводнения в форме «значительного количества гли- ны и песка, осевших в результате большого и продолжительного наводнения»52. Поскольку Шуррупак известен как место рождения Зиусудры, шумерского Ноя, сохранившего «семя рода людского»53, я сразу подумал, что поиск следует начи- нать именно с этого города. Но мои надежды тут же угасли. Наводнение, от ко- торого пострадал Шуррупак, произошло 4900 лет назад — эту дату ученые опре- делили достаточно точно — что на семь веков позже того, как наводнение дос- тигло Ура, причем Шуруппак был затоплен разливом реки54.

Посвященный богу-солнцу Уту55 Сиппар из всех затронутых наводнением городов располагается дальше всех в глубине страны и играет особую роль в истории шумерского потопа. На фрагменте 4а — одном из нескольких разроз- ненных остатков некогда широко известной «Истории» вавилонского жреца Бероэса (писавшего в III веке до н.э., продолжая, как полагают ученые, древ- нюю шумерскую традицию)56, Сиппар упоминается как место, где от наводне- ния удалось укрыть знания существовавшего до потопа народа, чтобы выжив- шие люди смогли бы ими воспользоваться.

В этой версии легенды о потопе Ной носит имя Ксисутрос (а не Зиусудра). Бог посещает Ксисутроса во сне, предупреждая его о скорой гибели человече- ства в ужасном наводнении и приказывая ему построить огромный корабль уже известным нам способом57. До этой части повествование идет по знакомой нам

колее, однако дальше появляется подробность, отсутствующая в других леген- дах о потопе. Бог говорит Ксисутросу, что надо собрать коллекцию табличек, на которых написаны секретные знания, и зарыть их в потайном месте глубоко под землей в «Сиппаре, городе Солнца»58. Эти таблички, содержащие все зна- ния, которые были даны людям богами, Ксисутрос обязан сохранить для того, чтобы мужчины и женщины, выжившие в наводнении, «узнали все о том, чему боги раньше учили человечество»59.

Далее следует история самого наводнения, а также история путешествия в ковчеге Ксисутроса и его спутников. После того как ковчег подошел к земле после наводнения, Ксисутрос вышел из огромного корабля, принес жертвы 60- гам и затем исчез, поскольку получил вечную жизнь. Оставшиеся на борту и потерявшие своего вождя спутники его пришли в смятение, но вдруг услышали с небес голос, приказавший им поднять парус и отплыть обратно в Вавилон, чтобы отыскать город Сиппар, который должен был сохраниться при наводне- нии. Далее следовало «вырыть таблички, что были там зарыты, а затем вернуть их человечеству»60. И те, кто прибыл в Вавилон, нашли таблички в городе Сип- пар. Они построили много городов и возвели много храмов, посвященных 60- гам, а также знаменитый Вавилон61.

НЕЛОВКОЕ ЧУВСТВО

Проведенный обзор открыл нам названия трех древних городов Персидс- кого залива — Сиппара, Шуррупака и Эриду, носивших их в историческое вре- мя, и трех городов, называвшихся так еще до потопа. Кроме того, нас интересу- ет Ур, расположенный очень близко от Эриду, и не упоминающийся среди су- ществовавших до потопа, однако явно испытавший крупное наводнение, оставившее около 3 м осадков примерно в четвертом тысячелетии до н.э. Шур- рупак тоже пострадал от наводнения, но только через 700 лет. Допотопный го- род Сиппар, самый северный и наиболее удаленный от современной береговой линии, назван в тексте Бероэса местом, наиболее удобным для хранения тай- ных знаний до того времени, как наводнение схлынет и вода убудет.

Два другие допотопные города шумерской традиции — Бадтибира и Ларак — также отождествлены с местами археологических раскопок в Ираке62; однако по сравнению с городами Сиппар, Шуррупак и Эриду эти населенные пункты довольно малы и куда более скромны, чем этого можно было ожидать от таких священных мест. Уильям Хэлло из Йельского университета говорил по этому поводу: «Города, о которых идет речь, не явлются выдающимися по своему зна- чению... они интересны в первую очередь своей древностью»63.

Раскопки в Эриду выявили, что следы человеческой деятельности в этих местах встречаются не ранее 7000 лет назад. Чисто формально данные города можно считать «допотопными» (более чем на 1000 лет), если принимать за по- топ фландрийскую трансгрессию. Исследования Ура указывают примерно на такую же дату, поскольку раскопки Вулли выявили следы обитания не только над слоями, отмеченными наводнением, но и под ними.

Тогда, похоже, можно согласиться с мнением — и многие ученые, начиная с Вулли, действительно с этим соглашаются, — что именно наводнение того периода стало основой возникшей в Шумере легенды о потопе. Новые исследования выявили следу значительного наводнения в Южной Месопотамии, со- пившегося примерно в 4000—3500 годах до н.э. (на границе исторического пе- риода), — и эти исследования лишь подкрепили вышеизложенное мнение.

Но что-то в этой гипотезе кажется странным.

ХЕЙЕРДАЛ В ШУМЕРЕ

Наводнения, о которых свидетельствуют раскопки в долине Тигра и в нижнем течении Евфрата, произошли чересчур скоро после основания Эриду и других «до- потопных» городов, так что они не могли отличаться великолепием и древностью, приписываемыми им легендами. Когда я обращаюсь к истории Зиусудры, истории вавилонского героя Атрахасиса64, к эпосу о Гильгамеше65, к фрагментарным остат- кам истории Бероэса и к другим многочисленным версиям легенды о потопе, то вижу, что в них период создания городов занимает очень большой срок — десятки тысяч, а порой и сотни тысяч лет66. При всем согласии с мнением Уильяма Халло, утверждающего, что «эта хронология, измеряемая тысячами лет, явно фантасгич- на»67, я считаю, что предложенная им самим хронология столь же нереальна. «Го- рода в Месопотамии, — утверждает Халло в “Журнале изучения клинописи”, — существовали только два века перед наводнением...»68

В июне 2000 года я встретился с исследователем и писателем Туром Хейер- далом (которому тогда было 86 лет) на раскопках нескольких ступенчатых пи- рамид на острове Тенерифе, относящимся к группе Канарских островов. Под палящими лучами солнца мы провели вместе целый день, изучая место, к кото- рому он привлек внимание всего мира. Хейердал оказался именно таким, ка- ким я его и представлял — отнюдь не любителем протокола, энергичным, с про- ницательными голубыми глазами, покоряющей целеустремленностью, соленым юмором — и исследовательским, беспокойным, открытым для всего нового умом. Его экспедиция на «Тигрисе» 1977 года, которая началась в Персидском заливе и завершилась в Джибути у входа в Красное море, доказала, что камы- шовые лодки Древней Месопотамии были достаточно технически совершенны для того, чтобы совершать долгие морские путешествия. То, что Хейердал под- твердил возможность трансокеанической торговли с самого начала шумерской истории, сделало весьма убедительной и версию дальнего, как у Ноя, путеше- ствия в четвертом тысячелетии до н.э. и, возможно, даже более раннего.

«Сейчас, когда мы знаем, что человеку больше двух миллионов лет, — вое- клицал Хейердал, — кажется очень странным, что наши предки все время жили одним лишь собирательством до тех пор, пока вдруг в долине Нила, в Месопота- мии и в долине Инда вдруг не появились удивительно высокоразвитые цивили- зации. Есть вопрос, на который я никак не могу найти ответа. Гробницы первых царств Шумера украшены прекрасными орнаментами и полны изделий из золо- та, серебра, платины и полудрагоценных камней, каких не найдешь в Месопота- мии, где легко обнаружить только грязь и воду. Это хорошо объясняет развитие сельского хозяйства, но ничего другого. Каким образом местное население “вне- запно” узнало, где имеются месторождения золота и все прочие вещи? Для этого требовалось хорошо знать географию всего района. На это требовалось время. Так что наверняка что-то происходило раньше, чего мы не знаем».

Я отметил, что первая династия Шумера назвала себя «первой династией после потопа». Древние шумеры всегда верили, что их история связана с более ранними этапами градостроительства и цивилизованной жизни, которая нача- лась много тысяч лет назад, и от которой их отделял потоп.

•Возможно, — предположил я, — что великие цивилизации известных нам времен могли получить какое-либо наследство от допотопной культуры, как бы критически ни относились к этой идее археологи.

• Я знаю это, — ответил Хейердал, — но не думаю, что древние цивилиза- ции могли оставить достаточно знаний, которые, к примеру, позволили бы шу- мерам пять тысяч лет назад понять, куда им следует идти и где искать месторож- дения. Должно быть, все, что у них имелось — это общие знания о мире. Для меня все это выглядит так же фантастически, как и гипотезы Эриха фон Дэникена о пришельцах из Космоса. Я хочу сказать, что сомневаюсь в традиционной исто- рии, согласно которой люди, поселившиеся в Египте, Месопотамии и в долине Инда, вдруг решили — бац! — построить пирамиды, потом поискать золото, еде- лать все это... Это смешно! Я говорю прямо — это не может быть правдой.

• От намека на некую исчезнувшую цивилизацию археологи просто выхо- дят из себя, они не хотят даже думать об этом.

• Ну, я понимаю почему. Слишком много людей окружили этот вопрос разного рода легендами...

•И это настолько пугает историков, что они просто не исследуют этот вопрос?

• Да, и это очень прискорбно. Потому что я считаю, что даже история о затонувшей Атлантиде, хотя на нее не обращают никакого внимания, очень интересна. Почему грекам захотелось записать эту историю, почему они полу- чили ее от египтян и почему в мире каждый цивилизованный или полуцивили- зованный народ вспоминает о наводнении? Не нужно все отбрасывать до тех пор, пока не будет твердо установлено, что все это невозможно... и я думаю, что нам следует исследовать этот вопрос, привлекая современные технические сред- ства. Полагаю, что нас ждет много сюрпризов — как на земле, так и в море.








Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.198.126.110 (0.009 с.)