Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Семь мудрецов: что говорили шумеры обремени «до потопа»
Шумерские мифы и легенды говорят не только о пяти городах до потопа. Они также рассказывают поразительную историю о том, как их предков, которые жили в «самые древние времена», посещали полубожественные существа, представляв- шие собой наполовину людей, наполовину рыб. Эти существа до потопа были «посланы [богами], чтобы научить культуре и ремеслам». Существа «возникли из моря». Собирательно этих существ называли «семью мудрецами», и имя главного из них было Оаннес. Каждый из них являлся советником одного из правивших до потопа богов, эти советники славились своей мудростью в государственных де- лах, архитектурным мастерством и техническими навыками93. Жрец Бероэс составил свою «историю» по архивам храма в Вавилоне (про этот храм говорили, что в нем хранятся «записи народа», составлявшиеся на протяжении 150 000 лет)94. Он дал нам описа- ние Оаннеса как «чудовища» или «создания». Однако вполне может статься, что это был че- ловек, носивший что-то вроде одежды из ры- бьей шкуры. В тексте есть также странность, которая может оказаться стоящей нашего вни- мания в дальнейших рассуждениях. Чудовище появилось из Красного моря в районе, граничащем с Вавилоном. Все его тело было телом рыбы, но под головой рыбы име- лась другая голова, прикрепленная к телу — человеческая. Его ноги были похожи на чело- веческие, и чудовище имело человеческий го- лос. Его облик скульпторы сохранили до на- ших дней. Это чудовище проводило день с людьми, ничего никогда не ело, но учило людей писать, пользоваться математикой и другими разно- образными знаниями: как построить город, Фигура в костюме рыбы, изображенная на каменном барельефе из ассирийского храма. Возможно, представляет Оаннеса, главного из Семи мудрецов возвести храм, издать законы. Оно учило людей определять границы и делить землю, а также сажать семена, собирать урожай фруктов и овощей, короче, все- му тому, что необходимо для цивилизованной жизни. C тех времен люди не изобрели ничего нового. В конце дня это чудовище, Оаннес, возвращалось обратно в море, где спа- ла ночью. Оно было способно, как амфибия, жить на земле и в воде. Позднее появились другие чудовища, подобные Оаннесу95. ПРИШЛИ ЛИ ОНИ C ВОСТОКА? В 1944 году Бенно Ландсбергер, один из виднейших шумерологов XX сто- летия, в одном из своих второстепенных сочинений писал, что, по его мнению, легенда о семи мудрецах, которые, выплыв из моря, принесли вавилонянам все технические навыки и все знания, вполне может иметь какую-то историческую основу96.
Раньше большинства археологов этот исследователь понял, что «самые важ- ные процессы развития цивилизации в Месопотамии имеют отношение к до- шумерскому населению». Но в то же время шумеры сильно отличались от своих ближайших соседей и были намного лучше развиты, если говорить об уровне их интеллектуальных и философских идей. «В области интеллектуальной культу- ры, — писал он, — только шумеры имели созидательную силу»97. Шумеры выделялись столь сильно, что Ландсбергер пришел к выводу — шумеры являлись мигрантами. Только миграция позволяет объяснить появле- ние уникальной, созидательной и динамической культуры, которая считается специфически шумерской и которая в своих поздних манифестациях представ- ляет шумерский дух в его чистом виде. По всей видимости, шумеры пришли с востока. Не только частота поселений позволяет судить, что они передвигались с юга на север, но также и отсутствие шумерских элементов в горах севернее и восточнее Вавилона. Это подтверждает тезис, что шумеры пересекли море98. Доказывая свою гипотезу, Ландсбергер отметил, что на острове Бахрейн, на юге Персидского залива около Катара, почитают божества, имеющие определен- но шумерские имена, такие как главный бог Эн-зак и его супруга Ме-скил-ак. Это обстоятельство подчеркивает заморское происхождение шумеров, посколь- ку невозможно, чтобы этот остров был колонизован из Южной Месопотамии99. Ландсбергер размышлял, не была ли искра шумерского гения импортиро- вана из долины Инда через Аравийское море на восток100. Это сама по себе ин- тересная идея. Однако в 1940-х Ландсбергер не знал о поразительных измене- ниях, которые произошли в Персидском заливе в конце последнего ледниково- го периода, и потому он не был способен предположить более радикальную возможность, которую дала наука нового времени. ВЗРЫВООПАСНЫЕ ВЫВОДЫ
Работа Курта Ламбека по Персидскому заливу сразу привлекла мое внима- ние, поскольку в ней говорилось о наводнении — фландрийской трансгрессии (примерно 6000—5500 лет назад), которая передвинула северный берег Персид-
ского залива более чем на 150 км в глубь страны, сделав Ур и Эриду прибереж- ными городами. Исследование Ламбека было опубликовано в 1996 году в «Earth and Planetary Science Letters» — специальном геологическом журнале, который, по всей ви- димости, мало знаком большинству археологов101. Работа Ламбека посвящена времени, начиная от 18 000 лет тому назад (примерно пика последнего оледене- ния) — до сегодняшнего дня и рассматривает основные факторы, включая вли- яние на землю нагрузки ледяного панциря и тающей воды, заполнявшей Пер- сидский залив и океан. Модели для этих гляциоизостатических эффектов сравниваются с наблюдениями над изменениями уровня моря. Сделана также реконструкция древней линии побережья залива102. Теперь, читая более внимательно исследования Ламбека, я понимаю, что в них таятся «взрывоопасные» выводы по истории Шумера. После максимума оледенения до времени примерно 14 000 лет назад море не влияло на Персидский залив до конца шельфа Биабан. К 14 000 году по- явился узкий проход — Ормузский пролив, и примерно 12 500 лет назад нача- лось воздействие моря на центральный бассейн Персидского залива. Западная часть Персидского залива заполнилась водой на 1000 лет позже. Полностью Персидский залив оказался залит водой примерно в 11300 — 10 500 годы до н.э. Другими словами, современное дно Персидского залива — то есть все, что находится западнее современного Оманского залива и Ормузского пролива, 18 000—14 000 лет тому назад было сухим. После этого море вторглось в Пер- сидский залив, поначалу — в узкий проход Ормузского пролива. Позднее нача- лись куда более мощные, хотя и кратковременные наводнения, которые сопро- вождались то частичными отступлениями воды, то периодами стабильности, то новыми наводнениями через различные промежутки времени. Еще при первом знакомстве с исследованиями Ламбека я узнал, что к суще- ствующей в настоящее время береговой линии Персидского залива вода подошла примерно 5500 лет назад, во времена фландрской трансгресии. Но я не сразу по- нял, насколько неординарная геологическая драма разыгралась 14 000 лет назад, когда Персидский залив начал заполняться первый раз, и 7 000 лет назад, когда на северо-западном конце залива был основан город-государство Эриду, вместе с которым установился образ жизни, ставший основой шумерской цивилизации. ДНО ПЕРСИДСКОГО ЗАЛИВА Ламбек был уверен, что имеется какая-то связь между наводнением в Пер- сидском заливе и «шумерской проблемой»: «Ранние записи очень неполны и потому вызывают много вопросов. Кем были шумеры, откуда они пришли? Когда они появились в этих местах? При- были ли они из горных районов между Ираном и Ираком — или же они прибы- ли по морю? Были ли эти люди потомками более раннего, неолитического на- селения данного региона, либо же они относились к убейдской культуре 4500— 3500 гг. до н.э., или же они принадлежали более ранней культуре Эриду, существовавшей около 5000 г. до н.э. [археологи часто называют культуру Эри- ду “убейд I”, т.е. определяют ее как предшественницу убейдской культуры]103.
Персидский лалив 16 400 лет назад На этих картах — и на всех картах наводнения в этой книге — черные линии
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 538; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.131.13.194 (0.007 с.) |