Этика — оценочные исследования и этика 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Этика — оценочные исследования и этика



Вне зависимости оттого оценивается ли программа, реализуемая на предприятии или определенная правительственная программа, исследователи, занимающиеся ее оценкой, часто сталкиваются с этическими проблемами, которые никогда не встают перед психологами, работающими в лабораториях. Вот некоторые из них.

Осведомленное согласие. Социальную помощь часто получают люди беспомощные. Когда их просят «добровольно поучаствовать» в исследовании и подписать документ об осведомленном согласии, они могут решить, что отказ «подписаться» будет означать потерю социальной поддержки. Исследователи должны совершать хорошо обдуманные действия, чтобы в такой ситуации убедить участников в ошибочности подобного мнения.

Сохранение конфиденциальности. В некоторых исследованиях для сохранения конфиденциальности полученные от участников данные могут оставаться неподписанными. В других исследованиях необходимо знать, от кого именно получены данные. Например, исследователю может понадобиться вновь связаться с участниками, особенно если проводится лонгитюдное исследование. Или может потребоваться узнать, кто прошел опрос, чтобы связаться с теми, кто не прошел его. В таком случае следует разработать систему кодировки, чтобы скрыть имена участников. Иногда участники лонгитюдных исследований пользуются псевдонимами. Заполнив опросник, участник может анонимно послать его исследователю и сообщить о своем участии в отдельном письме (Sieber, 1998).

Воспринимаемая несправедливость. Как было отмечено во вставке 7.2, некоторые люди могут возражать против участия в исследовании в качестве члена контрольной группы на том основании, что они не подвергаются предполагаемо благотворному воздействию. Хотя чаще всего члены контрольных групп подвергаются обычному воздействию, а не остаются вовсе без никакого, может возникнуть проблема контрольной группы. Например, если члены контрольной группы получат важную информацию о программе, в которой участвуют другие люди, может произойти «утечка» (см. вставку 8.2). Их возмущение по поводу того, что с другими «обращаются особенным образом», может серьезно повлиять на результаты исследования. Например, в исследовании, посвященном оценке изменений в работе угольной шахты, шахтеры из контрольной группы быстро начинают завидовать членам группы воздействия, которым, по их мнению, уделяют особое внимание и которые не должны так тяжело работать при той же зарплате (Blumberg & Pringle, 1983). Неприязнь распространилась и на самих исследователей. Рабочие из контрольной группы посчитали, что те находятся в сговоре с владельцем шахты с целью нарушить единство внутри профсоюза. Исследование в том виде, как оно было запланировано, пришлось прекратить.

Избегание конфликтов с заинтересованными лицами. Заинтересованные лица - это люди, связанные с программой и материально заинтересованные в ее проведении, - заказчики, персонал и руководители программы. Исследователям, занимающимся оценкой программы, необходимо избегать возможных конфликтов с заинтересованными лицами. Это означает знать требования заинтересованных лиц и явным образом учитывать их на этапе планирования оценки. Например, исследователь может внести в контракт особые положения о том, в каком виде будет представлен отчет и каковы будут последствия получения различных видов результатов (Posavac & Carey, 1985). Говоря словами Кэмпбелла, четкие представления, составленные заранее, помогут превратить «директивную» администрацию в «экспериментирующую» (вставка 10.2).

Резюме

За пределами лаборатории

Задача прикладных исследований — пролить свет на причины возникновения и способы решения практических проблем. Но аналогично фундаментальным исследованиям их результаты важны для построения общих теорий о поведении (например, исследование, проведенное методом когнитивного интервью, расширяет наши знания о влиянии контекста на запоминание). Американские психологи всегда интересовались прикладными исследованиями, отчасти вследствие общественного давления, заставляющего их продемонстрировать, что психология — «новая», возникшая в конце XIX в. наука — способна быть полезной обществу. Прикладные исследования сталкиваются с этическими проблемами (например, обоснованное согласие) и проблемами внутренней валидности (например, неэквивалентность групп), но внешняя валидность у таких исследований всегда высока.

Квазиэкспериментальные планы

Исследования, в которых участники не могут быть случайно распределены по условиям, называются квазиэкспериментальными. Один из примеров — исследование с неэквивалентной контрольной группой. Обычно проводят сравнение изменений, произошедших от предварительного к заключительному тестированию в группе, подвергающейся некоторому воздействию, с подобными изменениями в контрольной группе, сформированной без использования случайного распределения. Эффект регрессии может затруднить интерпретацию результатов, если неэквивалентные группы уравниваются по оценкам предварительного тестирования. При использовании планов с временной последовательностью исследователи проводят несколько измерений до и после применения воздействия, которое необходимо оценить. Исследования с прерванной временной последовательностью позволяют оценить влияние различных тенденций. Иногда к стандартному плану с временной последовательностью добавляют неэквивалентную контрольную группу, «переключающее» повторение или дополнительные зависимые переменные.

Оценка программ

Оценка программ — это один из разделов прикладной психологии. В ходе исследований по оценке программ собираются эмпирические данные об эффективности различных услуг, предоставляемых населению, или правительственных программ. Анализ необходимости выявляет, должна ли разрабатываться новая программа. Данные переписи, различных опросов и другие данные, полученные от населения, помогают оценить необходимость. Предварительная оценка показывает, проводится ли программа в соответствии с планом, а в ходе суммарной оценки оцениваются результаты исследования. Анализ затрат помогает определить, стоит ли польза, полученная от программы, затрат на ее реализацию. Исследование по оценке программ объединяет качественный и количественный подходы.

Задания для повторения

Выбор ответа

1. Прикладные исследования:

1) как правило проводятся за пределами лабораторий;

2) молодой подход в истории американской психологии;

3) дают результаты, не подходящие для проверки общих теорий поведения;

4) это синоним исследований по оценке программ.

2. Какие из перечисленных ниже проблем встречаются в прикладных исследованиях?

1) невозможно получить осведомленное согласие участников;

2) результаты редко оказываются полезными для построения, подтверждения или опровержения психологических теорий;

3) низкая внутренняя валидность;

4) результаты редко обладают внешней валидностью.

3. В плане с неэквивалентной контрольной группой:

1) важно, чтобы обе группы получили одинаковые оценки предварительного тестирования;

2) результаты позволяют исследователю оценить линейные тенденции;

3) ключевым измерением зависимой переменной является оценка различий между результатами предварительного и заключительного тестирования;

4) осложнение отбор х история можно исключить вследствие наличия контрольной группы.

4. Предположим, по причине большого количества травм у детей в штатеОгайо решили ввести закон о ремнях безопасности для детей. Какое из следующих утверждений верно?

1) скорее всего, количество травм возрастет в ближайшие год-два, так как

тенденции не могут быстро измениться; 2) для оценки эффективности данного закона лучше всего использовать план

с неэквивалентной контрольной группой;

3) сравнение со сходными штатами, в которых не действует подобный закон, поможет оценить возможный эффект регрессии;

4) в такой ситуации качественный анализ гораздо эффективнее количественного.

5. Служба помощи семьям ввела новую программу по консультированию повопросам задолженностей. Исследователь, занимающийся оценкой этойпрограммы, периодически присутствует при таких обсуждениях, чтобы определить, соответствует ли происходящее плану, К какому виду относитсятакая процедура по оценке программы?

1) анализ потребности;

2) суммарная оценка;

3) анализ затрат;

4) предварительная оценка.

Короткие эссе

1. Используя пример с когнитивными интервью, покажите: а) различия фундаментальных и прикладных исследований и б) что прикладные исследования связаны с разработкой теорий.

2. Опишите основные вклады Гуго Мюнстерберга в развитие прикладной психологии.

3. Опишите важнейшие особенности плана с неэквивалентной контрольной группой и объясните, почему рис. 10.3, в не позволяет заключить, что программа была успешной.

4. Первоначальная оценка программы «Рывок» показала, что успехи, которых добились участвующие в программе дети, были кратковременны: к третьему классу между детьми, принимающими участие в программе, и остальными не существовало никаких различий. Но такой результат мог быть вызван эффектом регрессии, который появился из-за того, что для формирования групп использовалась процедура уравнивания. Объясните данное явление.

5. Опишите пример, в котором оценивалась программа применения «тренинга эффективности для тренеров», и объясните, почему исследователи решили использовать не экспериментальный, а квазиэкспериментальный план.

6. Опишите важнейшие особенности плана с прерванной временной последовательностью и три разновидности основной процедуры, которые делают выводы исследования более основательными.

7. Опишите две количественные и две качественные процедуры, которые можно использовать при проведении анализа потребности.

8. Опишите различия между предварительной и суммарной оценками и объясните, почему организации предпочитают использовать первую.

9. Иногда в ходе исследований по оценке программы не удается обнаружить никаких различий. Объясните, почему такой результат не всегда плох.

 

10. Кратко опишите основные черты четырех видов исследований по оценке программ.

11. Кратко опишите этические проблемы, с которыми можно встретиться при проведении оценочных исследований.

Упражнения



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 419; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.131.168 (0.017 с.)