Разновидности корреляционных исследований 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Разновидности корреляционных исследований



Исследования, проводящиеся с помощью корреляционных процедур, можно обнаружить во всех областях психологии. Особенно часто они используются в исследованиях: а) посвященных разработке психологических тестов, б) по психологии личности и анормальной психологии и в) направленных на изучение врожденных особенностей и воспитания, начало которым было положено Фрэнсисом Гальтоном. Во всех этих исследованиях особое значение придается характеру отличий людей друг от друга. Далее мы рассмотрим по одному примеру для каждого из трех видов.

Пример 20. Психологическое тестирование

Из главы 4 вы узнали, что для того, чтобы измерение было значимым, оно должно быть надежным и валидным. Надежные измерения можно воспроизвести и они относительно свободны от ошибок измерения. Измерение валидно, если действительно измеряется та особенность, которая интересует. Надежное и валидное измерение интеллекта дает одинаковые значения IQ при двух различных попытках измерения и действительно отображает интеллектуальные способности, а не что-либо другое. Как показывает описанная ниже серия исследований, оценка надежности и валидности в большой мере зависит от корреляции.

Для измерения интеллекта у детей используются два теста: Стэнфордская редакция шкалы Бине—Симона и шкала Векслера для измерения интеллекта детей

(WISC). Однако недавно появился тест, названный Оценочная батарея Кауфмана для детей (Kaufman Assessment Battery for Children, К'ABC) (Kaufman & Kaufman, 1983). Этот тест дает оценку «умственной обработки информации» и состоит из различных более мелких тестов, или субтестов, на «последовательную обработку» и «одновременную обработку». Считается, что именно эти виды умственной активности являются основными у детей. Кроме того, учитывается особая оценка «достижений», отражающая уровень знаний, полученных в школе и за ее пределами.

Кауфманы оценили надежность своего теста несколькими способами. Например, они использовали процедуру, названную расщепленная надежность. Она заключается в том, что элементы, образующие конкретный субтест, разделяются пополам (например, четные и нечетные элементы), а затем находится корреляция между двумя половинами. Если тест надежный, то корреляция должна быть высокой — испытуемый, получивший высокую оценку для одной половины заданий, должен получить высокие оценки и для другой. Второй вид надежности называется ретестовой надежностью и отражает взаимосвязь между двумя различными случаями применения теста. Эта надежность также должна быть высокой — надежный тест дает непротиворечивые результаты от одной попытки тестирования к другой. В случае батареи тестов Кауфмана и расщепленная, и ретестовая надежности имеют высокие показатели. Но как обстоит дело с валидностью теста?

Одним из показателей тестовой валидности является критериальная валид-ность, отражающая возможность на основании данного теста предсказать дальнейшие события. Этот вид валидности определяется путем исследования корреляции между изучаемым тестом (батарея Кауфмана) и оценками, полученными по некоторому «критерию». Критерием обычно является какой-либо другой тест или измерение, тематически связанное с интересующим тестом. В случае теста интеллекта в качестве критериальных оценок принимаются оценки школьной успеваемости, так как тесты интеллекта разрабатываются для того, чтобы иметь возможность предсказать академическую успеваемость. Оценки валидного теста должны положительно коррелировать с критериальными оценками.

Для проверки валидности батареи Кауфмана были проведены многочисленные исследования с использованием большого числа критериальных измерений достижений в учебе (Kaufman & Kaufman, 1983). В целом, результаты были впечатляющими: например, была выявлена корреляция батареи Кауфмана с Тестом базовых навыков штата Айова и Калифорнийским тестом достижений, официально принятыми в качестве тестов для оценки школьной успеваемости.

Этот пример говорит о важности использования хороших (т. е. надежных и валидных) тестов. Ведь на основании полученных результатов (по крайней мере отчасти) принимаются решения, способные повлиять на ход человеческой жизни. Дети обучаются по программе для одаренных, менеджеры продвигаются по службе, студенты колледжей поступают в медицинские вузы, а психиатры ставят своим пациентам правильные диагнозы. Все эти столь важные решения принимаются с помощью психологических тестов, а следовательно, надежность и валидность тестов имеет также и этическое значение. Во вставке 9.2 рассматриваются некоторые вопросы, посвященные этике тестирования, и приводятся нормы Американской психологической ассоциации по разработке и использованию тестов.

ВСТАВКА 9.2

Этика — нормы АРА для психологического тестирования

Взгляните еще раз на табл. 2.2 и вы увидите, что переработанный в 1992 г. Этический кодекс АРА содержит раздел, озаглавленный «Подготовка, оценивание или вмешательство». 10 стандартов, представленных в этом разделе, касаются разработки, использования и интерпретации психологических тестов. В частности, два стандарта связаны с вопросами исследований (American Psychological Association, 1992):



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 228; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.100.34 (0.006 с.)