Корреляция и причинно-следственная связь 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Корреляция и причинно-следственная связь



Как вы уже знаете, в экспериментальном исследовании с управляемой независимой переменной с достаточной степенью уверенности можно делать выводы о наличии причинно-следственных связей. Изучаемая переменная является управляемой, и если все остальные факторы поддерживаются постоянными, то результат можно отнести непосредственно на счет независимой переменной. Однако в случае корреляционного исследования невозможно поддерживать постоянными другие факторы, а следовательно, нельзя делать выводы о причинах и следствиях. Рассмотрим две проблемы интерпретации, возникающие в корреляционных исследованиях. Это проблема обратимости, или направленности, и проблема третьей переменной.

Направленность

Если между двумя переменными А и В существует корреляция, то может случиться так, что А вызывает В (А > В), а В вызывает А (В > А). Действие причинно-следственной связи в двух направлениях называется проблемой направленности. Существование корреляции само по себе еще ничего не говорит о направлении этой связи.

Исследования взаимосвязи между просмотром телевизора и детской агрессией дают типичный пример проблемы направленности. Некоторые из этих исследований являются корреляционными и проводятся следующим образом. Измеряется время просмотра телевизора (переменная А), например количество часов в неделю, уделяемое этому занятию. Далее у тех же детей измеряется уровень агрессии (переменная В). Он может представлять собой обобщенную оценку агрессивности, данную учителями этим детям. Предположим, в таком исследовании была обна-

ружена корреляция +0,58, что значимо превышает нулевое значение. Какой вывод можно сделать на основании таких данных?

Можно, конечно, заключить, что поскольку длительный просмотр телевизора неизбежно приводит ребенка к восприятию большого количества сцен с насилием, и, как мы знаем, дети учатся в процессе наблюдения, то длительный просмотр телевизионных передач приведет к тому, что дети станут агрессивными. Это означает А > В.

Но будет ли причинно-следственная связь проявляться в обратном направлении? Возможно ли, что агрессивные дети просто любят смотреть телевизор больше, чем их неагрессивные товарищи? Возможно, зная о существовании большого количества передач, включающих сцены насилия, агрессивные дети захотят проводить больше времени за занятием, которое их по-настоящему интересует. Таким образом, возможно, что агрессивность является причиной просмотра большего количества передач со сценами насилия. Это означает В > А.

Если единственным основанием является наличие корреляции, то правильно определить направленность причинно-следственной связи невозможно. Однако есть способ решить проблему направленности. Он основан на критериях определения причинно-следственной связи, о которых было рассказано в главе 1. Как вы помните, психологи-исследователи считают, что причинно-следственная связь между Аи В установлена, если эти события появляются вместе, если А предшествует В во времени, если эта связь вытекает из некоторой теории или если можно опровергнуть другие объяснения их совместного появления.

В случае описанного ранее исследования просмотра телевизионных передач и агрессии мы знаем только, что А и В появляются вместе, а на основании информации о возможности обучения в процессе наблюдения разумно предположить наличие причинно-следственной связи между ними. Но с большей уверенностью определить направленность взаимосвязи можно с помощью процедуры, носящей название перекрестной корреляции. Эта процедура состоит в изучении корреляции между переменными в различные моменты времени, а следовательно, она представляет собой разновидность лонгитюдного экспериментального плана. Следующий широко известный пример иллюстрирует данную процедуру.

Пример 19. Телевидение и агрессия

Эрон с соавторами (Eron, Huesman, Lefkovitz, & Walder, 1972) занимались исследованием взаимосвязи между просмотром телевидения и агрессией, которой был посвящен наш гипотетический пример. В частности, они измеряли: а) склонность к просмотру телепередач с насилием и б) сопутствующую ей агрессивность. В 1960 г. ученые исследовали 875 третьеклассников, проживающих в сельской местности штата Нью-Йорк. Между просмотром телепередач с насилием и агрессивностью была обнаружена умеренная, но значимая корреляция +0,21. Но самое интересное, что через 10 лет Эрон и его соавторы нашли 427 человек из прежних участников (теперь ставших «тринадцатиклассниками») и оценили у них значения тех же двух переменных. По данным измерения двух переменных в два различных момента времени может быть вычислено шесть корреляций. Данные о корреляциях, полученные Эроном и др. в ходе исследования, показаны на рис. 9.8,

Особый интерес представляют «перекрестные» корреляции, так как они отображают взаимосвязи между переменными, разделенными во времени. Если агрессивность третьеклассников вызывает позднейшую склонность к просмотру телепередач с насилием (В > А), то мы должны ожидать наличие довольно высокой корреляции между агрессивностью в момент 1 и склонностью к определенным телепередачам в момент 2. В действительности корреляция практически равна нулю (+0,01). Если же ранняя склонность к просмотру телепередач с насилием приводит к позднейшему агрессивному поведению (Л > В), то будет значительной корреляция между склонностью в момент 1 и агрессивностью в момент 2. Как видно из приведенных данных, эта корреляция равна +0,31 — не слишком высокий, но значимый показатель. На основании этих данных, а также другой информации, полученной в ходе исследования, Эрон и его коллеги сделали вывод о том, что ранняя склонность к просмотру телепередач с насилием является причиной позднейшей агрессивности.

Однако необходимо очень осторожно подходить к интерпретации перекрестной корреляции (Rogosa, 1980). Например, если вы внимательно изучите корреляции на рис. 9.8, то заметите, что корреляцию со значением +0,31 можно частично отнести на счет корреляций со значениями +0,21 и +0,38. Это значит, что вместо прямой зависимости между склонностью в 3-м классе и агрессией в 13-м эта связь определяется наличием взаимосвязей между склонностью к телепередачам с насилием и агрессией в 3-м классе и между двумя оценками агрессии. Ребенок, имеющий высокие показатели по склонности к передачам с насилием в 3-м классе, может быть агрессивным в этом возрасте и оставаться таким же агрессивным (или даже более агрессивным) в 13-м классе. И наоборот, возможно, что агрессивность в 3-м классе вызывает а) склонность к просмотру телепередач с насилием в 3-м классе и б) позднейшую агрессивность. Таким образом, перекрестная корреляция помогает решить проблему направленности, но не вопрос интерпретации. В более общих словах, трудности с интерпретацией проявляются как проблема третьей переменной.

Третья переменная

Выпуск «Нью-Йорк Тайме Мэгэзин» от 4 июня 2000 г. содержал веселую статью под названием «Мирные лужайки» (Plotz, 2000). Ее автор поднял важный вопрос о том, почему одни страны постоянно воюют, а другие ведут себя относительно

мирно. Его ответом был гольф — страны, в которых значительная часть популяции играет в гольф, менее воинственны, чем страны, не играющие в гольф. Плод описал свою идею следующим образом:

Все мирные европейские нации любят гольф. Но Россия, воюющая с Чечней, не входит в их число. Турция и Греция, не играющие в гольф, долгое время воевали из-за Кипра, также не играющего в гольф. Бывшая Югославия раскололась на пять государств. И только мирная Словения любит помахать клюшкой. Играют ли в гольф в Индии или Пакистане? Конечно, нет. Алжирцы убивают друг друга, а их соседи-марокканцы забивают мячи в лузы (р. 32).

Хотя лозунг «Играйте в гольф, а не в войну» (р. 37) заслуживает всяческого одобрения, я думаю, что вы понимаете абсурдность заявления, что гольф является причиной мира. И лишь немногим более вероятно, что верно обратное — мир является причиной игры в гольф. Если на уровне нации и есть корреляция между миром и игрой в гольф, то поскольку Плоц не представил пирсоново г, ее существование представляет собой гиперболизированный пример проблемы третьей переменной. Так как в случае корреляционного исследования контроль за внешними переменными не осуществляется, причина найденной корреляции может заключаться именно в них. Это означает, что А не является причиной В и В не является причиной А, а некоторая неизвестная третья переменная С вызывает как А, так и В. С — это некая неконтролируемая третья переменная (или переменные — часто бывает, что за корреляцией стоит более одной неконтролируемой переменной). Попробуйте придумать третью переменную, вызывающую эту сомнительную корреляцию мира и игры гольф. Возможно, что благополучные страны имеют больше оснований быть мирными, а люди в них могут иметь больше времени для досуга, в том числе и для гольфа.

Другие примеры проблемы третьей переменной не настолько абсурдны, как пример с мирными странами и игрой в гольф, а поэтому они могут легко подтолкнуть людей к установлению несуществующих причинно-следственных связей, что может иметь весьма печальные последствия. Например, из вставки 9.1 вы узнали о разделяемом Гальтоном и Пирсом убеждении, что положительная корреляция между родителями и детьми в отношении определенных особенностей доказывает, что наследственность является первопричиной интеллектуальных различий. Оба ученых не учли влияния окружающей среды (например, родители с высоким уровнем интеллекта могут создавать стимулирующее окружение для своих детей) как фактора, на котором основывается взаимосвязь способностей родителей и детей. Интересно, что Гальтон был основателем «евгенического» движения, сторонники которого, кроме прочего, считали, что Великобритания должна путем строгого подбора супружеских пар увеличить общий уровень интеллекта своих граждан. Гальтон весьма цинично заметил, что как возможно «путем тщательного отбора получить породу собак или лошадей, обладающую необычной скоростью бега... так, заключая разумные браки на протяжении нескольких поколений, можно создать вид высокоодаренных людей» (Galton, 1869, процитировано в Fancher, 1990, р. 228). Несложно представить обратную сторону евгенического движения — мысль о том, что людям, считающимся «неподходящими» или «дефективными», следует запретить иметь детей. Именно такие мысли возникли у немецкого руководства в 1930-х гг.

Взаимосвязь между просмотром телепередач с насилием и детской агрессивностью является более современным примером проблемы третьей переменной. Как мы узнали, возможно, что передачи с насилием увеличивают агрессию (А > В), но также возможна причинно-следственная связь, имеющая обратную направленность (В > А): агрессивные дети могут иметь склонность к просмотру телепередач с насилием. Третья возможность заключается в том, что и Л и В возникают как результат действия третьей переменной, С (С > А + В). К примеру, родители у таких детей могут быть жестокими. Дети, копируя агрессивное поведение родителей, также будут жестокими, и кроме того, подобное поведение родителей приведет к тому, что дети станут много смотреть телевизор, стараясь «сидеть тихо» и избегать контакта с родителями, которые их часто наказывают. Другой третьей неременной может быть отсутствие беглости речи. Возможно, дети становятся агрессивными из-за того, что их доводы в спорах не действуют, и они также много смотрят телевизор, чтобы избежать разговоров с окружающими.

Иногда попытки определить третью переменную являются делом сугубо умозрительным, а в других случаях могут быть причины подозревать влияние конкретной третьей переменной. В последнем случае, если вообще существует возможность измерить третью переменную, ее влияние можно оценить с помощью процедуры, названной взаимной корреляцией. Данная процедура призвана осуществлять статистический контроль за третьей переменной. В действительности она представляет собой попытку post fact um (после свершившегося факта) создать по крайней мере полуэквивалентные группы. Предположим, к примеру, что вам известно, что между скоростью чтения и его осознанностью существует высокая корреляция, допустим +0,55 (пример из Sprinthall, 2000). Кроме того, вы подозреваете, что причиной этой корреляции является третья переменная, а именно IQ. Чтобы провести процедуру взаимной корреляции, вам потребуется найти корреляцию между a) IQ и скоростью чтения и б) IQ и осознанностью чтения. Допустим, что корреляция равна +0,70 и +0,72 соответственно. Значения достаточно высоки, чтобы заподозрить, что IQ является третьей переменной. Для вычисления взаимной корреляции необходимо использовать все три полученных значения корреляции (точную процедуру см. у Sprinthall, 2000). В результате будет получена взаимная корреляция, показывающая взаимосвязь между скоростью и осознанностью чтения, при которой значение IQ «контролируется». В данном случае взаимная корреляция равна +0,10. Таким образом, если IQ статистически контролируется («разделяется на части»), корреляция между скоростью и осознанностью практически исчезает, а это означает, что IQ действительно является важной третьей переменной, заметно влияющей на получение начальной корреляции между скоростью и осознанностью, равной +0,55.

В исследовании Эрона и др. (Eron et al., 1972), чтобы понять, существуют ли важные третьи переменные, приводящие к относительно высокой корреляции (+0,31) между склонностью 3-классников к насилию и агрессивностью 13-класс-ников, было вычислено несколько взаимных корреляций. В табл. 9.1 показаны результаты, полученные для 12 различных потенциальных третьих переменных (в таблице они названы «контролируемыми переменными»). Как вы видите, значения взаимной корреляции варьируются от +0,25 до +0,31. Это говорит о том, что

ни один из 12 факторов не сделал значимого вклада в начальную корреляцию +0,31. Таким образом, даже при учете других факторов корреляция между ранней склонностью к просмотру телепередач с насилием и позднейшей агрессивностью остается близкой +0,31. Анализ подкрепил выводы о «наличии влияния просмотра телевизионных передач с насилием в ранние формирующие годы на позднейшую агрессию» (Eron et al., 1972, p. 263).

Таблица 9.1 Взаимная корреляция в исследовании Эрона с соавторами (1972), посвященном изучению взаимосвязи между склонностью к просмотру телепередач с насилием и агрессивным поведением

Контролируемая переменная Частичная корреляция между

ТВНасЗ и Аг13*

Отсутствует (начальная корреляция) 0,31Переменные для третьеклассников

Оценка агрессии другими школьниками 0,25

Позиция, занимаемая отцом на работе 0,31

IQ ребенка 0,28

Агрессивность отца 0,30

Агрессивность матери 0,31

Применяемые наказания 0,31

Надежды родителей, связываемые с ребенком 0,30

Мобильность родителей 0,31

Количество часов, проводимых у телевизора 0,30Переменные для тринадцатиклассников

Позиция, занимаемая отцом на работе 0,28

Собственные ожидания испытуемого 0,28

Количество часов, проводимых за телевизором 0,30

* ТВНасЗ - склонность к просмотру телепередач с насилием в 3-м классе; Аг13 = уровень агрессивности в 13-м классе. Источник: Eron et al., 1972, табл. 4.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 752; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.204.196.206 (0.029 с.)