Компетентность, правильное оценивание и вмешательство. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Компетентность, правильное оценивание и вмешательство.



а) Психологи, разрабатывающие, проводящие, оценивающие, интерпретирующие или использующие особые способы психологической оценки, интервью, тесты и другие методы, выполняют эту работу так, чтобы ее цель и способ выполнения соответствовали проводимому исследованию и чтобы существовало подтверждение корректности и правильного применения разрабатываемых методов.

Построение тестов.

Психологи, разрабатывающие и проводящие исследования, включающие тесты или другие методы оценки, используют научные процедуры и современные научные достижения по разработке, стандартизации, проверке эффективности, снижению или устранению искажений тестов, а также по разработке рекомендаций для их использования. Рассмотрение этих стандартов, а также проведенное нами обсуждение надежности и валид-ности должны показать вам, что психологическое тестирование включает в себя гораздо больше, чем простое составление разумного опросника и проведение по нему опроса испытуемых. А именно так было разработано большинство псевдонаучных психологических тестов, встречающихся в популярных журналах. Подобные тесты кажутся научными, так как к ним прилагаются ключи для интерпретации оценок («если Ваши оценки лежат между 0 и 25, это означает, что...»), но предлагаемые шкалы не имеют никакого смысла, поскольку никто даже не пытался определить их надежность и валидность или провести стандартизацию, так чтобы можно было сравнить полученные оценки с данными, рассчитанными для всей популяции. Эти тесты вполне безвредны, если их не воспринимать всерьез. Вооружившись скепсисом, вы вполне можете поинтересоваться следующими вопросами:

• Испытываете ли Вы стресс? (Self, апрель 2000);

• Скучно ли с Вами? (Young and Modem, июнь/июль 1992);

• Проверь себя: злой или добрый? (Self, январь 1993);

• Ты и он: Ваши тайные сексуальные личности (Glamour, июнь 2000).

Чтобы научиться разрабатывать настоящие психологические тесты и проверять их эффективность, запишитесь на занятия по тестам и измерениям, которые наверняка проводятся на вашем факультете.

Пример 21. Исследования по психологии личности и анормальной психологии

При разработки тестов, измеряющих нормальные и патологические личностные черты, оценка надежности и валидности имеет огромное значение. Но корреляционные процедуры используются не только при разработке тестов, они также очень важны для исследований, посвященных изучению индивидуальных особенностей личности. К примеру, для проведения такого исследования можно отобрать большую группу людей, протестировать их на различные свойства личности, а затем

изучить корреляцию полученных оценок. Такое исследование может показать наличие положительной корреляции между интроверсией и тревожностью (интроверты склонны к тревожности) или отрицательной корреляции между интроверсией и социальностью (интроверты склонны избегать социальных контактов). В качестве примера можно привести исследование манеры объяснений и депрессии, проведенное Селигманом и его коллегами (Seligman et al., 1988).

В главе 3 вы познакомились с работой Селигмана, посвященной беспомощности. На ее примере была проиллюстрирована разработка исследований на основании теорий и развитие теорий под влиянием исследований. Селигман отталкивался от теории выученной беспомощности, основывающейся на нескольких исследованиях по выработке условных рефлексов у животных, а затем пересмотрел ее с учетом «объяснительного стиля». Согласно Селигману, страдающие депрессией люди долгое время попадали в ситуации, способствующие выработке у них приобретенной беспомощности, а их пессимистичная манера объяснять события собственной жизни коррелирует с депрессией. Исследование Селигмана (1988) было разработано для изучения взаимосвязи между пессимистическим стилем атрибуции и склонностью к депрессивным состояниям. Кроме того, исследователи хотели узнать, может ли «когнитивная терапия» иметь двойной эффект и, снижая депрессию, в то же время делать объяснительный стиль более позитивным.

Когда люди с пессимистическим объяснительным стилем переживают некоторое негативное событие, они обвиняют во всем себя, считают случившееся симптомом более общего персонального несоответствия действительности и думают, что будущие неудачи — это скорее правило, чем исключение (Abranson, Seligman & Teasdale, 1978). Вполне понятно, почему подобный образ мыслей сопровождается чувством депрессии. В исследовании Селигмана для выявления манеры объяснения использовался Опросник стиля атрибуции; уровень депрессии измерялся при помощи хорошо известного Опросника депрессии Бека. Исследователи обнаружили, что тяжесть депрессивного состояния значимо коррелирует с пессимистическим объяснительным стилем; данные подтвердились до проведения терапии (г- +0,56), после ее проведения (г- +0,57) и спустя 1 год после окончания терапии (г = +0,63). У пациентов по мере проведения терапии наблюдалось улучшение, но корреляция оставалась практически неизменной, так как «в ходе когнитивной терапии объяснительный стиль и депрессивное состояние изменялись одновременно и по мере того, как объяснительный стиль становился более оптимистичным, у пациентов снижался уровень депрессии» (Seligman et al, 1988, p. 17). Поскольку после терапии оценки объяснительного стиля и депрессии взаимосвязано изменились, то в результате корреляция практически не изменилась. Когнитивная терапия призвана изменить образ мысли людей, а следовательно, и то, как они объясняют происходящие с ними события, поэтому, по мнению исследователей, их работа подтвердила идею о том, что для эффективного лечения депрессии необходимо заставить людей изменить способ мышления и подход к интерпретации жизненных событий.

Одна из самых известных в психологии серий исследований является еще одним примером использования корреляционного подхода для изучения личности — в данном случае для изучения «мотивации достижения». Прежде чем продолжать

изучение материала, обратитесь ко вставке 9.3 — в ней описывается классическое исследование в этом направлении. Ученые, которые провели это исследование, сделали вывод, что для государства было бы правильным следить за тем, чтобы герои детских произведений всегда добивались успеха.

ВСТАВКА 9.3



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 221; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.166.214 (0.004 с.)