Упражнение 8.3. Оценка количества участников 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Упражнение 8.3. Оценка количества участников



Для каждого из следующих планов с помощью имеющейся информации определите количество участников, которые могут потребоваться для проведения исследования (подсказка: для одного из планов это нельзя определить, не получив дополнительной информации).

1. Смешанный факторный план 3 х 3; для заполнения ячейки А1В1 требуется 10 участников.

2. Факторный план 2 х 3 с повторяемыми измерениями; для заполнения ячейки А1В1 требуется 20 участников.

3. Факторный план 2 х 2 х 2 с независимыми группами; для заполнения ячейки А1В1С1 требуется 5 участников.

4. Смешанный факторный план 2x4; для заполнения ячейки А1В1 требуется 8 участников.

ГЛАВА 9

Корреляционные исследования

Обзор задач главы

Вы только что завершили изучение четырех глав, посвященных экспериментальному методу в психологии. В оставшихся четырех главах рассматриваются другие методы исследований. Данная глава сосредоточена на корреляционном исследовании, связанном с изучением взаимосвязей между переменными. Далее вы узнаете, что интерпретацию корреляционных исследований необходимо проводить очень осторожно, а также, что на основании таких исследований можно предсказывать будущее поведение. Изучив эту главу, вы:

• поймете, что корреляционные исследования берут свое начало в работах Фрэнсиса Гальтона, и осознаете значимость речи Ли Кронбаха о «двух дисциплинах»;

• научитесь отличать положительные и отрицательные двумерные корреляции и отображать их с помощью графика рассеяния, а также узнаете, какие факторы могут влиять на значение коэффициентов корреляции (например, ограничение диапазона);

• научитесь вычислять коэффициент детерминации и интерпретировать его значение;

• поймете, как с помощью регрессионного анализа предсказывать будущее поведение;

• поймете, каким образом направленность может затруднить интерпретацию корреляции и как эта проблема решается с помощью корреляционной матрицы;

• научитесь понимать проблему третьей переменной и научитесь оценивать такую переменную с помощью процедуры взаимной корреляции;

• сможете описать различные ситуации исследований, в которых использование корреляционного подхода наиболее вероятно;

• сможете описать алгоритмы многомерных процедур множественной регрессии и факторного анализа.

Помните Роберта Вудвортса и его колумбийскую библию — первый в своем роде учебник по экспериментальной психологии (см. главу 5)? В своей книге он

впервые показал ставшие для нас привычными различия между независимыми и зависимыми переменными в экспериментальных исследованиях. Он также разделил методы на экспериментальные и корреляционные, что оказало сильное влияние на психологические исследования. Согласно Вудвортсу, в экспериментальном методе управляют переменными, а в корреляционном — «измеряется одна или несколько характеристик одного и того же человека [и] вычисляется корреляция между этими характеристиками...» (Woodworth, 1938, р. 3). Вудвортс постарался убедить читателей, что оба подхода одинаково важны. По его словам, корреляционный метод «необходимо отличать от экспериментального, [но] он скорее равен последнему по значению, нежели стоит выше или ниже...» (Woodworth, 1938, р. 3). Однако, сделав такое утверждение, Вудвортс предоставил читателям искать информацию о корреляционных исследованиях в других источниках и посвятил оставшиеся 820 страниц своей книги исследованиям, иллюстрирующим экспериментальный метод. Можно понять читателей, если они решат, что корреляционные исследования не так важны, как экспериментальные.

Две психологические дисциплины

В книге Вудвортса было положено начало разделению, которое в конечном счете привело к президентскому обращению Ли Кронбаха к Американской психологической ассоциации, озаглавленному «Две дисциплины научной психологии» (Two Disciplines of Scientific Psychology) (Cronbach, 1957). Как вы можете догадаться, две дисциплины — это корреляционная и экспериментальная психология. Согласно Кроибаху, корреляционная психология посвящена исследованию взаимосвязей между естественными переменными и изучению индивидуальных различий. Психологи-экспериментаторы, в свою очередь, обычно не изучают индивидуальные различия, а сводят их к минимуму или контролируют их с целью показать, что некоторые факторы предсказуемым образом влияют на поведение всех индивидуумов. Ученые, посвятившие себя корреляционным исследованиям, наблюдают переменные и выявляют взаимосвязи между ними, а экспериментаторы управляют переменными и наблюдают результаты. Первые ищут отличия людей друг от друга, а вторые стремятся открыть общие законы, распространяющиеся на всех людей.

Кронбах опасался, что корреляционное направление будет недооценено в научной психологии, и выразил надежду на синтез двух направлений. По его мнению, это должно привести к тому, что эти подходы будут одинаково высоко оценены сторонниками каждого из направлений, а исследования будут проводиться с учетом обеих стратегий. По его словам,

далеко не достаточно, чтобы каждая из дисциплин заимствовала отдельные подходы у другой. Корреляционная психология изучает только различия между организмами: экспериментальная психология изучает только различия между воздействиями. Общая дисциплина будет изучать и то и другое, но кроме того, она будет учитывать, в противном случае забытые, взаимодействия между переменными, связанными с организмами, и переменными воздействия.

Cronbach, 1957, р. 681, курсив мой. —Дж. Г.

Как свидетельствуют слова, выделенные курсивом, Кронбах требовал увеличения числа экспериментальных планов Р х Е (Р — индивидуум или организм; Е — среда или внешнее воздействие), с которыми вы познакомились в предыдущей главе. Также он требовал переоценки корреляционного метода в целом, что и произошло в последние 40 лет. Благодаря скорости и возможностям современных компьютеров такие сложные корреляционные процедуры, как множественная регрессия и факторный анализ сегодня широко распространены. Однако авторы многих учебников по экспериментальной психологии придерживаются созданной Вудворт-сом традиции и уделяют мало внимания корреляционному методу, зачастую выделяя ему лишь одну или две страницы в главе о «неэкспериментальных» методах. Как вы увидите, эта книга является исключением. Но прежде, чем погружаться в суть корреляционных исследований, прочитайте вставку 9.1, в которой описано, как в ходе исследования сэра Фрэнсиса Гальтона, посвященного вопросам наследования гениальности, родилась корреляционная процедура.

ВСТАВКА 9.1



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 321; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.106.100 (0.009 с.)