Упражнение 11.1. Разработка программ саморазвития 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Упражнение 11.1. Разработка программ саморазвития



Разработайте программу с изменяющимся критерием для одного из перечисленных ниже проектов саморазвития. Для каждого из проектов дайте операциональное определение целевого поведения или нескольких вариантов поведения, решите, что бы вы стали использовать в качестве подкрепления, и укажите критерий успеха.

1. Увеличение времени эффективного обучения.

2. Разработка программы физических упражнений.

3. Переход к более здоровому питанию.

4. Совершенствование организации времени.

Упражнение 11.2. Гипотетические результаты прикладного анализа поведения

Для каждого из следующих планов начертите график для одного испытуемого, иллюстрирующий противоположные результаты.

1. ПланА-В-С-В:

1) подкрепление действует, но только если оно появляется при наличии определенного поведения;

2) подкрепление действует вне зависимости от условий его появления.

2. План А-А,-В-А,-В:

1) лекарство действует;

2) неизвестно, действует ли лекарство; возможен эффект плацебо.

3. План с несколькими базовыми уровнями для трех различных условий:

1) программа действует;

2) нельзя не учитывать эффекты истории и взросления.

4. План А-В-А-В:

1) программа действует;

2) трудно сказать, вызваны ли изменения программой или другим фактором, например взрослением.

Упражнение 11.3. Графическое изображение результатов прикладного анализа поведения

Для каждого из приведенных ниже описаний и наборов данных начертите график для одного субъекта, точно отображающий результаты. Напишите краткие выводы.

1. Для снижения количества пауз на уроке во втором классе, вызванных поведением нарушителей дисциплины, был использован план А-В-А-В. Воздействие состояло в том, что учитель игнорировал моменты нарушения дисциплины со стороны ребенка и уделял ему особое внимание, если он действовал

продуктивно (например, выполнял задания). Количество пауз, зафиксированных за 1 час, было следующим:

1) во время первого А: 12,12, 7, 6, 6, 9, 8, 10, 9, 11;

2) во время первого В: 9, 8, 9, 4, 3, 2, 2, 1, 4, 2;

3) во время второго А: 4, 5,10, 6, 12, 10,10, 10,12,9;

4) во время второго В: 9, 9, 2, 1, 1, 1, 0, 3,4,1.

2. На тренировках у баскетболистов для повышения количества попаданий при свободных бросках использовался план с несколькими базовыми уровнями для нескольких человек. За успешные броски спортсмены получали очки, которые далее они могли обменять на более весомые награды. Приведенные ниже цифры обозначают количество удавшихся свободных бросков из 50 попыток. Подчеркнутые цифры представляют собой базовый уровень.

Игрок 1: 32. 29. 38. 31. 33. 44, 36, 37, 44, 41,40, 38,45, 42, 40, 44.

Игрок 2: 30. 32. 28. 30. 30.40. 35. 32. 33. 38, 40,45, 44, 44, 42, 44.

Игрок 3: 22. 28. 29. 28. 26. 25. 22. 26. 21. 21. 23. 24. 35, 39, 40, 39.

ГЛАВА 12

Описательные методы исследований

Обзор задач главы

Последняя глава этой книги посвящена методам психологических исследований, которые в целом можно назвать описательными. Основная цель таких исследований — дать точное описание взаимоотношений, возникающих между индивидуумом и окружающей средой. В некоторых обстоятельствах описательный подход является единственно приемлемым, по в основном описательные исследования служат богатым источником гипотез для дальнейших изысканий. В них часто используется качественный анализ изучаемых явлений, но также может проводиться и сложный количественный анализ. В данной главе будут рассматриваться следующие методы: наблюдение, опрос, исследование конкретных примеров и архивное исследование. Прочитав эту главу, вы:

• поймете разницу между естественным наблюдением и наблюдением участников исследования;

• сможете назвать проблемы, связанные с наблюдением (например, проблемы контроля, этические проблемы, проблемы искажения и реактивности), и способы решения этих проблем;

• сумеете описать три вида опросов и указать достоинства и недостатки каждого из них;

• будете в состоянии объяснить проблемы (например, искажения, вызванные социальным ожиданием или формулировкой вопросов), затрудняющие интерпретацию данных, полученных в ходе опроса;

• сможете описать два вида исследований конкретных примеров и оценить адекватность каждого вида исследований;

• сможете описать важнейшие особенности архивных исследований и оценить этот исследовательский подход.

Как видно из структуры этой книги, центральное место в ней занимает экспериментальный метод. Ему были посвящены главы с 5 по 8, а предыдущие главы (в особенности глава 3) служили подготовкой к его изучению. Как вы помните, роль экспериментального метода определяется тем, что он дает возможность делать выводы о причинах и следствиях изучаемого явления, по крайней мере в том смысле,

как понимают причинность психологи. В последних трех главах вы познакомились с методами, которым некоторые блюстители традиций могут отвести лишь второстепенную роль, поскольку выводы, которые можно сделать в ходе исследований с применением этих методов, менее надежны, чем выводы на основе эксперимента. Но несмотря на то, что на основании корреляционных и квазиэкспериментальных исследований, а также исследований с малым N довольно сложно сделать выводы о причинах и следствиях, для полного понимания закономерностей поведения такие исследования просто необходимы. То же самое можно сказать и о методах, с которыми вы познакомитесь в этой главе. Все они имеют свои слабые стороны, но при этом являются неотъемлемой частью научного аппарата.

Наблюдение

Как вы узнали из главы 1, в которой рассматриваются цели психологии, поведение невозможно предсказывать и объяснять, им нельзя управлять без предварительного точного описания этого поведения. Главная цель исследований-наблюдений заключается в получении подобной описательной информации. Данный вид исследований позволяет подробно описать естественное поведение индивидуумов или групп индивидуумов в определенных условиях.

Виды наблюдений

Наблюдения, проводимые с целью описания поведения, можно классифицировать по двум параметрам. Во-первых, они различаются по степени вовлеченности экспериментатора в контакт с участниками исследования. Иногда исследователь устанавливает лишь очень поверхностные отношения с наблюдаемой группой, в других случаях он может даже стать ее членом. Таким образом, этот вид исследований включает соответственно «естественные наблюдения» и «наблюдения участников исследования». Во-вторых, наблюдения могут различаться в зависимости от степени воздействия экспериментатора на наблюдаемые условия. Этот показатель может варьировать от нулевого значения, когда исследователь принимает уже существующие условия и просто наблюдает, не вмешиваясь в происходящее, до достаточно высокого, когда он сам создает определенные условия, а затем наблюдает, что в них происходит. И естественные наблюдения и, наблюдения участников исследования могут проходить в условиях более или менее естественных.

Естественное наблюдение

При естественном наблюдении изучается поведение людей или животных в естественных для них условиях. Полигоном для естественных наблюдений могут быть и детский сад, и африканские тропические леса, а объектами наблюдения могут быть люди всех возрастов и животные практически любых видов. В некоторых случаях не вполне естественная ситуация является достаточно пригодной для проведения естественного наблюдения. Пример тому — изучение поведения животных в современных зоопарках, довольно точно воспроизводящих нормальные условия их обитания.

В некоторых естественных исследованиях наблюдатель скрыт от наблюдаемых испытуемых. К примеру, при изучении способности дошкольников делиться чем-либо с другими детьми наблюдатель может находиться в соседней комнате и ви-

деть детей сквозь прозрачное зеркало (наблюдатель смотрит сквозь него, а дети видят только зеркало). В торговых центрах наблюдатель, изучающий ритуалы знакомств у городских подростков, может просто сидеть на скамейке в стратегически выгодном месте. В других исследованиях наблюдатель может вообще отсутствовать: все большее количество естественных наблюдений проводится с использованием записывающей аппаратуры. Потом сделанные записи просматриваются и исследователь оценивает интересующее его поведение.

При естественном наблюдении животных наблюдателю не всегда удается скрыть свое присутствие, так как животные хорошо чувствуют постороннего. При таких обстоятельствах наблюдатель обычно и не пытается прятаться и надеется, что через некоторое время животные привыкнут к нему и станут вести себя естественно. Такой подход позаимствован из антропологии: ученые-антропологи подолгу живут вместе с членами изучаемого удаленного от цивилизации племени.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 284; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.206.227.65 (0.029 с.)