Представление результатов психологических исследований 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Представление результатов психологических исследований



Прочитав это приложение, вы научитесь:

• составлять лабораторные отчеты в соответствии с нормами АРА;

• готовить профессиональные презентации своих исследований:

 

♦ в виде устного доклада;

♦ в виде стенда.

Отчеты об исследованиях, подход АРА

Вы вступаете в область, где господствуют навязчивые состояния. По мере изучения норм АРА для составления лабораторных отчетов вам начнет казаться, что каждая пропущенная запятая, каждое слово, которое должно быть написано заглавными буквами, а написано строчными, каждое неподчеркнутое ^или t означает, что с вашим преподавателем что-то не в порядке. Еще будет казаться, что этот формат невозможно усвоить. Держитесь. Правила введены не просто так, а с определенной целью, а процедуру составления лабораторных отчетов вполне можно изучить. Кроме того, АРА издает несложное «Руководство по публикациям» (РП) {American Psychological Association, 1994), в котором вы найдете ответы на все ваши вопросы по составлению отчетов. РП освободит вас от необходимости запоминать правила о запятых и подчеркиваниях.

Если вы еще не приобрели РП, но собираетесь изучать какие-либо дополнительные психологические предметы, вам следует сделать это как можно скорее. Данное приложение поможет вам узнать, как представлять результаты, но 368-странич-ное руководство — это более серьезное оружие в борьбе против ошибок.

Правила, определяющие единый формат представления результатов эмпирических исследований, нужны по двум причинам. Во-первых, по мере того как результаты исследования воспроизводятся в других лабораториях с другими участниками и, возможно, даже с несколько измененной процедурой, исследование накапливает внешнюю валидность. Чтобы в точности повторить исследование или внести определенные изменения в процедуру, читатель должен точно знать, каким образом было проведено оригинальное исследование. Унификация представления результатов исследования облегчает процесс его повторения. Во-вторых, строгий формат делает редакционный анализ статьи более эффективным. Каждый год

в десятки психологических журналов посылаются тысячи статей об исследованиях. Обычно, статьи просматриваются редактором, а затем посылаются одному или нескольким исследователям, компетентным в данном вопросе. Исследователи проводят экспертную оценку и посылают редактору критический обзор и мнение о том, стоит ли публиковать статью (большинство журналов отказывают в 70-80% случаев). Отсутствие заранее установленного формата серьезно осложнит работу редактора и экспертов. А вашему преподавателю методологии психологических исследований наличие строгого формата поможет правильно оценить ваш отчет.

Основные принципы

Я абсолютно уверен в том, что единственный способ научиться проводить психологические исследования — это провести несколько исследований. То же самое можно сказать об описаниях. Умение писать — это такой же навык, как и многие другие, который развивается при наличии практики и при условии, что прилагаемые усилия получают определенный отклик. Поэтому наиболее общая рекомендация, которую я могу дать, — это писать как можно чаще и просить остальных читать написанное вами. Если вы пишете лабораторный отчет, я могу посоветовать вам поискать человека, который прошел курс методологии исследований и получил высокую оценку по этому предмету. Попросите его прочитать ваш отчет и сделать критические замечания.

Стиль письма

Лабораторный отчет, составленный в стиле АРА, — это не американский роман, а поэтому такие литературные приемы, как сюжетная неопределенность, удерживающая интерес читателя, или опущенные подробности, вызывающие его любопытство, которые вполне на своем месте в занятиях по стилистике письма, совершенно неуместны в научной работе. При написании научных статей необходимо стремиться к полной ясности и простоте выражений. Конечно, легче сказать, чем сделать, но вопреки доле правды, которую содержит рис. АЛ, академическая работа не обязательно должна быть скучной и малопонятной.

Все хорошие отчеты и описания выполнены в соответствии с правилами грамматики. Грамматические ошибки создают двусмысленные и неуклюжие места в работе, поэтому первый шаг в обучении составлению лабораторных отчетов — это усвоение основных грамматических правил построения предложения. Существует множество справочников по английскому языку, кроме того, ряд принципов РП специально направлен на иллюстрацию типов предложений, используемых в научных отчетах. Одна особенно распространенная проблема научной манеры письма (кроме желания выглядеть объективно) — чрезмерное употребление пассивного залога. По возможности используйте активный залог — это способствует ясности и упрощает структуру предложений. Например:

Пассивный залог: Смитом было проведено исследование депривации сна. Активный залог: Смит исследовал депривацию сна.

Дело не только в грамматике: очень часто начинающие составители лабораторных отчетов АРА неверно употребляют обычные слова. К примеру, термин «зна-

чимый» в обычном смысле подразумевает нечто важное, значительное, но если в отчете употребить этот термин в таком смысле, то читатель может неправильно вас понять, потому что в лабораторном отчете слово «значимый» означает «статистически значимый», а формальное определение этого термина связано с отклонением Н0. Читатель, встретивший это слово в лабораторном отчете, может решить, что его нужно понимать исходя из формального определения, даже если автор совсем не это имел в виду. Чтобы не создавать неопределенности, в лабораторных отчетах употребляйте этот термин только для обозначения статистической значимости.

Со словоупотреблением связаны еще две проблемы. Одна заключается в смешении слов «аффект» и «эффект», а вторая — в неправильном использовании множественного числа некоторых существительных, например существительного «data» (данные). Эти и другие проблемы рассматриваются в табл. АЛ и А.2.

Таблица А. 1 Правильное употребление терминов «аффект» и «эффект»

Одна из ошибок, чаще всего встречающихся в студенческих лабораторных отчетах, — это непонимание разницы между значениями слов «аффект» и «эффект».

Аффект означает эмоциональное состояние. Например:

• При высокой скорости показа испытуемые продемонстрировали увеличение аффекта. Эффект означает результат некоторого события. Например:

• Нарастание скорости показа имело эффект снижения уровня запоминания

Таблица А.2 Множественное число слов латинского или греческого происхождения

Множественное число многих английских слов, встречающихся в научных работах, сохранило свою латинскую или греческую форму. Неспособность распознать множественное число может привести к грамматической ошибке — отсутствию согласования между существительным и глаголом. Наиболее распространенный пример — это английское слово «data» (данные), имеющее форму множественного числа, и слово «datum», имеющее форму единственного числа. Хотя термин «data» иногда используется в речи в единственном числе, РП (р. 34) рекомендует употреблять его только во множественном числе.

Другие примеры:

Форма единственного числа Форма множественного числа

analysis (анализ) analyses (анализы)

criterion (критерий) criteria (критерии)

hypothesis (гипотеза) hypotheses (гипотезы)

phenomenon (феномен) phenomena (феномены)

stimulus (стимул) stimuli (стимулы)

Устранение искажений речи

Многие годы лингвисты и психологи, интересующиеся проблемами речи, исследуют взаимосвязь речи и мышления. Хотя природа этой взаимосвязи вызывает бурные споры, все согласны, что языковыми средствами можно усилить и закрепить определенные представления, в том числе стереотипные взгляды на поведение людей. Один из примеров, особо отмеченный в РП, — это язык, подразумевающий неравенство мужчин и женщин вследствие ориентации на определенный пол. В 1977 г. АРА впервые разработала нормы для «несексистского», или «сексуально-нейтрального», языка. Авторы, отсылающие свои рукописи в журнал АРА, должны употреблять сексуально-нейтральный язык.

Использование несексистского языка позволяет избежать двух проблем. Первая известна как «проблема обозначения». Она касается тех случаев, когда для обозначения и мужчин, и женщин используются слова, указывающие на мужской пол. Распространенный пример — это использование слова «man» (человек, мужчина), когда подразумевается «person» (человек, человеческая единица), как, например, в высказывании: «Человек (man) с давних пор интересуется причинами психических заболеваний». Исследования показали, что даже если намерения авторов, употребляющих подобные выражения, абсолютно несексистские, читатели часто понимают их так, как будто они не имеет в виду женщин. Например, исследование Кидда (Kidd, 1971) показало, что когда испытуемые встречают слова «man» (человек, мужчина) или «his» (его) в высказываниях, не подразумевающих пола, они в 86% случаев воспринимают их как относящиеся только к мужчинам.

Ниже приведено несколько высказываний, иллюстрирующих проблему обозначения. Как вы увидите, эту проблему довольно легко решить переформулировав фразу, использовав множественное число или опустив слова, связанные с определенным полом. Примеры взяты из табл. 1 «Руководства по публикациям» (р. 54-60).

1. Ценность оказанной консультации лучше всего понимает сам клиент.

Лучше сказать: Ценность оказанной консультации лучше всего понимают сами клиенты.

2. Стремление человека к знаниям. Лучше сказать: Стремление к знаниям.

3. Ученые-исследователи часто не в состоянии уделить достаточно времени своим женам и детям.

Лучше сказать: Ученые-исследователи часто не в состоянии уделить достаточно времени своим супругам и детям.

Кроме проблемы обозначения при употреблении некоторых выражений, имплицитно содержащих значение пола, возникает «проблема оценки». Она появляется, когда слова, относящиеся к мужчинам и женщинам, подразумевают неравенство. Например, говоря о школьных спортсменах, автор может сказать «мужская баскетбольная команда» и «баскетбольная команда девушек» (лучше: «женская баскетбольная команда»). Выражения, подобные фразам «типично мужской» или «типично женский», или стереотипные определения одинакового для мужчин и женщин поведения (например, «амбициозный мужчина», но «агрессивная женщина» или «осторожный мужчина», но «робкая женщина») по этой же причине недопустимы.

Хотя в большинстве своем нормы для сексуально-нейтрального языка разработаны, чтобы не допустить ущемления прав женщин, один случай касается мужчин. Термин «материнская забота» нередко используется для описания опекающего отношения родителя к ребенку. Употреблять термины «материнская забота» по отношению к женщинам и «отцовская забота» для описания такого же поведения мужчин нельзя, так как выражение «отцовская забота» имеет другой смысл. АРА рекомендует использовать сексуально-нейтральный термин «родительская забота», который позволяет понять, что мужчины также могут опекать ребенка.1.

Искажение, связанное с обозначением пола, — это не единственная языковая проблема, указанная в РП. В руководстве также описаны языковые искажения, связанные с сексуальной ориентацией, расовой и этнической принадлежностью, возрастом и инвалидностью. Ниже приведены еще несколько примеров из табл. 1 «Руководства по публикациям».

1. Выборка состояла из 200 взрослых нетрадиционной сексуальной ориентации.

Лучше сказать: Выборка состояла из 100 взрослых гомосексуалистов и

100 взрослых лесбиянок. 2 Мы изучали эскимосов...

Лучше сказать: Мы изучали аборигенов Канады и Алеутских островов...

3....инвалид.

Лучше сказать:...человек с инвалидностью.

4....депрессивные.

Лучше сказать:...люди, страдающие депрессией.

Академическая честность

В главе 2, в разделе, посвященном мошенничеству в науке, изложение было сосредоточено на проблеме фальсификации данных, но отмечался и вопрос плагиата (в конце главы было приведено соответствующее упражнение). В стандарте 6.22 этического кодекса 1992 г. специально указано на явление плагиата и говорится о том, что авторы «не выдают значительные части или отдельные детали чужих работ за свои собственные...» (American Psychological Association, 1992, p. 1609).

Основной вид плагиата — это непосредственное копирование информации из какого-либо источника без использования кавычек и ссылки на этот источник. Совет прост: ни при каких условиях не делайте этого, даже если информация получена из Интернета. Второй вид плагиата не столь очевиден, и студенты не всегда понимают, что занимаются плагиатом, когда должны были бы сослаться на источник. В этом случае студенты своими словами пересказывают чужие идеи. Данное в конце главы 2 упражнение посвящено именно этой проблеме. Каждый раз, когда вы используете идеи, термины, теории или открытия, принадлежащие другим людям, необходимо ссылаться на их работы. Чтобы избежать плагиата, можно прямо цитировать работы других авторов и указывать, откуда взята цитата, или ссылаться на создателей излагаемых идей, опять-таки приводя источник. (Ниже приведены нормы АРА по составлению списка литературы.)

Разное

Данные правила по составлению отчетов призваны облегчить процесс чтения создаваемых вами документов (ваш преподаватель может добавить или исключить некоторые пункты из этого списка):

• делайте двойные интервалы между строчками документа;

• делайте отступы (сверху, снизу и по краям) не менее 2,5 см;

• не сшивайте страницы, а используйте скрепки;

• не меняйте шрифт при наборе документа;

• не используйте жирный шрифт или курсив (слова, которые должны быть выделены курсивом в публикации, необходимо подчеркнуть в рукописи; см. пример документа ниже);

• сделайте себе копию рукописи и сдайте оригинал; не забудьте сохранить файл с вашей работой на диске.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 227; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.104.109 (0.03 с.)