Разработка опросов для исследований по психологии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Разработка опросов для исследований по психологии



В этом приложении вы научитесь:

• разрабатывать опросы для исследовательских проектов;

• создавать хороший инструментарий для оценки:

 

♦ отношений;

♦ знаний и памяти;

♦ демографической информации.

Опрос — общее руководство по планированию

Как и любое другое исследование по психологии, опрос начинается с того, что на основании эмпирических вопросов разрабатывается гипотеза, которая далее проверяется путем сбора данных. Например, в колледжах или университетах подобные вопросы могут иметь конкретную направленность:

• Чувствуют ли себя студенты в безопасности, проходя по кампусу в ночное время?

• Едят ли студенты сбалансированную, питательную пищу?

 

• Являются ли преподаватели более либеральными, чем студенты? Или они могут быть более общими:

• Довольны ли студенты своим обучением в университете?

• Если рассматривать поведение студентов в целом, можно ли охарактеризовать его как укрепляющее здоровье или подрывающее его?

Когда сформулированы эмпирические вопросы, необходимо тщательно спланировать опрос. Необходимо выбрать способ проведения опроса: в виде интервью с глазу на глаз, по телефону, с помощью письменных опросников или как комбинацию различных способов. О достоинствах и недостатках каждого из способов см. главу 12. Также необходимо выбрать процедуру построения выборки. Поскольку для проведения опроса важно иметь репрезентативную выборку, необходимо провести один из вариантов вероятностной выборки. Как вы помните из главы 4, они варьируются от простой случайной выборки до расслоенной и гнездовой. Если популяция небольшая (например, маленький кампус) и можно получить список

студентов, достаточно простой случайной или расслоенной выборки. Если необходимо точно отобразить в выборке некоторые важные подгруппы, имеющие различный вес в популяции, следует использовать процедуру расслоенной выборки. Например, если в кампусе 60% женщин и 40% мужчин, неплохо создать ту же пропорцию мужчин и женщин в выборке. Аналогично может возникнуть необходимость пропорционально отобразить количество первокурсников, второкурсников, студентов младших и старших курсов. Для больших популяций может потребоваться использовать одну из разновидностей кластерной выборки. Например, для длинного списка общеобразовательных предметов, которые предлагаются для изучения в течение одного семестра, можно сделать выборку и опросить всех студентов, посещающих отобранные предметы (с их личного согласия, конечно).

Поставив эмпирические вопросы и выбрав вид опроса и процедуру выборки, вы готовы приступить к размышлениям о том, какую информацию вам необходимо собрать в ходе этого опроса. Например, если вы хотите исследовать, какой образ жизни ведут студенты, здоровый или нездоровый, вам необходимо составить список поведенческих актов людей и их отношения к различным вопросам — исследование будет направлено на изучение этого списка. Вы можете рассмотреть употребление алкоголя, питание, сексуальные отношения, курение, выполнение физических упражнений или несколько вопросов одновременно. Определив все эти параметры, можно приступить к разработке самого инструментария опроса.

Построение опросов

Предположим, что вы решили разработать и провести письменный опрос. Такие опросы обычно создаются с целью получения трех основных видов информации. Первый касается отношения опрашиваемых к каким-либо вопросам, второй включает в себя знания респондентов или их способность запомнить определенные сведения, а третий представляет собой демографическую информацию — возраст, пол, социоэкономический статус и т. д.

Отношение

Отношение к определенным предметам или вопросам — это общая тенденция думать, чувствовать и вести себя. Например, мы можем считать, что на работе к женщинам относятся несправедливо. Подобное отношение включает когнитивный компонент, в который могут входить определенные доводы в поддержку этого отношения (например, разниц} в зарплате мужчин и женщин, выполняющих одинаковую работу), эмоциональный компонент (например, «Это неправильно и я недоволен этим»), который может различаться по силе, и склонность вести себя в соответствии с этими компонентами (например, «Я должен подписать петицию за уравнивание зарплаты»). Отношение часто оценивается с помощью опросов. Есть несколько общих правил для разработки таких опросов.

1. Не изобретайте колесо — по возможности используйте опубликованные опросы. Напечатаны сотни опросов, и если хороший опрос уже создан, вы

можете не затруднять себя созданием своего собственного, а получить разрешение на использование существующего. Опубликованные опросы можно найти с помощью базы данных PsycINFO. Например, если вас интересует отношение к исследованиям с использованием животных, поиск по данной теме без сомнений покажет исследование Плауса (Pious, 1996b), рассмотренное в качестве примера в главе 12. Далее вы можете написать Плаусу, спросить у него разрешение на использование опроса и попросить копию опросника. Другой неплохой источник — Test Locator в «Центре обмена информацией по оценке» {ERIC, Clearinghouse on Assessment and Evaluation), который находится по адресу http://ericae.net 2. Используйте открытые вопросы с осторожностью. Открытые вопросы могут быть полезны для получения самых разных ответов, в том числе таких, о которых исследователь не подозревает. Также они могут усилить у опрашиваемых чувство контроля за ситуацией при заполнении опросника. Но так как участники могут приводить разнообразные ответы, открытые вопросы трудно оценивать и выполнение такого исследования может потребовать заметно больше времени. Поэтому количество таких вопросов следует ограничить. Один неплохой способ — дать опрашиваемым возможность прокомментировать свои ответы на закрытые вопросы. Например, в конце списка закрытых вопросов в опроснике может быть отведено место для комментариев участников о любых вопросах, в особенности о тех, в случае которых были поставлены экстремальные оценки.

Еще один хороший способ применения открытых вопросов — в пробных исследованиях для определения вариантов ответов для будущего опросника, составленного из закрытых вопросов. Например, один их часто встречаемых открытых вопросов иногда называют «самой важной проблемой» (Schumann & Presser, 1996). В качестве примера можно привести следующий вопрос: «Как вы думаете, какие наиболее важные проблемы стоят сегодня перед этим университетом?»

Этот вопрос, заданный в пробном исследовании, вероятно, вызовет различные ответы, которые могут стать вариантами ответов, приведенными в заключительном варианте вопроса: «Что из перечисленного ниже является наиболее важной проблемой, стоящей сегодня перед этим университетом? (Также можно попросить оценить указанные проблемы по важности.)

____ Пожилые преподаватели.

____ Недостаточное компьютерное оснащение.

____ Авторитарный президент.

____ Плохие условия в общежитиях.

____ Недостаточная помощь в выборе профессии и т. д.».

Кроме того, некоторые вопросы могут быть «частично» открыты и включать перечень ответов, последним из которых идет графа «Прочее», в которую опрашиваемые могут вписывать свои ответы.

3. Рассмотрите возможность использования шкалы Ликерта. Как вы помните из главы 12, опросы, в которых используется шкала Ликерта, состоят из последовательности утверждений, а задание состоит в том, чтобы указать степень согласия или несогласия с этими утверждениями. Например, утверждение для опроса отношения к базовому учебному плану университета может быть сформулировано следующим образом:

«Курс введения в психологию (PSY 100) должен быть обязательным для всех студентов». Варианты ответов из 5-балльной шкалы Ликерта могут быть следующими:

___ полностью согласен;

___ согласен;

____ сомневаюсь (иногда больше подходит «нейтральное отношение»);

___ не согласен;

___ никак не согласен.

Шкалу можно превратить в 7-балльную, добавив «абсолютно согласен» и «абсолютно не согласен». Явных преимуществ у 5- или 7-балльной (или более) шкалы не существует. 5-балльная шкала обычно обеспечивает достаточные различия между степенями согласия, но на практике она может стать de facto 3-балльной, принимая во внимание, что некоторые люди не склонны выбирать ответы, расположенные на обоих концах шкалы. 7-балльная шкала также дает 5 точек, если люди избегают точек экстремума, но введение дополнительных ответов может увеличить время, необходимое для завершения опроса. Общее правило состоит в том, чтобы не смешивать различные форматы. Если вы решили использовать 5-балльную шкалу Ликерта, везде используйте именно ее; не пользуйтесь 5- и 7-балльными шкалами в одном опросе.

При использовании шкалы Ликерта формулируйте одни утверждения позитивно, а другие негативно. Например, в исследовании по оценке обучения последовательные утверждения могут быть сформулированы так:

Преподаватель удерживал мое внимание во время лекций.

Преподаватель составил такие вопросы для экзамена, которые адекватно проверяют знание изученного материала.

Преподаватель был хорошо подготовлен к занятиям.

Преподаватель оказывал дополнительную помощь вне лекций.

Все эти ответы сформулированы позитивно, так что если студенту нравится преподаватель, он может пробежать опрос, не обращая внимания на отдельные вопросы, и со всем согласиться. Кроме того, ответы некоторых студентов подвержены искажению, которое социальные психологи называют «полное согласие в ответах». Оно состоит в тенденции соглашаться практически со всеми вопросами. Чтобы избежать таких проблем, опросы со шкалой Ликерта обычно содержат позитивные и негативные утверждения, что застав-

ляет участников внимательно читать и отвечать на каждое из них (Patten, 1998). Например, приведенные выше утверждения могут быть представлены следующим образом (два из них сформулированы позитивно, а два негативно):

Преподавателю редко удавалось удерживать мое внимание во время лекций.

Преподаватель составил такие вопросы для экзамена, которые адекватно проверяют знание изученного материала.

Преподаватель часто был неподготовлен к занятиям.

Преподаватель оказывал дополнительную помощь вне лекций.

4. Внимательно подбирайте слова. В главе 12 были кратко описаны несколько примеров возможных подводных камней. Необходимо избегать двусмысленностей, наводящих вопросов и искажений, а также не ставить два различных вопроса в виде одного. Приведем еще несколько советов (большинство примеров заимствовано из Fink, 1995).

♦ Составляйте полные предложения. Плохо: Место жительства?

Лучше: Как называется город, в котором вы живете в настоящее время?

♦ Избегайте большинства аббревиатур.

УЮК может быть как Университетом Южной Калифорнии, так и Университетом Южной Каролины.

♦ Не используйте сленг и разговорные выражения, они выходят из моды; например, к моменту выхода этой книги выражение «информационный суперхайвей» уже устареет.

♦ Не используйте жаргонные выражения, вы можете понимать разницу между «формирующей» и «суммарной» оценками (глава 10), но большинство участников опроса не понимают этого.

♦ Не используйте негативную формулировку вопросов. Негативные утверждения труднее понимать, чем позитивные.

Плохо: Считаете ли вы, что работники университета не должны иметь права осматривать вашу комнату в общежитии?

Лучше: Должны ли работники университета иметь право осматривать вашу комнату в общежитии?

— Используйте сбалансированные вопросы, а не такие, в которых отдается предпочтение той или иной точке зрения.

Плохо: Поддерживаете ли вы использование животных при лабораторных занятиях студентов?

Лучше: Поддерживаете ли вы или отвергаете использование животных при лабораторных занятиях студентов?

Знания и память

Общие правила, с которыми вы уже познакомились, распространяются также на опросы, призванные выявить знания опрашиваемых по определенной теме или их воспоминания о некотором событии. Но, к сожалению, при изучении базы знаний и/или памяти встречаются и особые проблемы.

1. Не задавайте вопросов, на которые невозможно ответить из-за ограниченности памяти. В вопросах о том, как часто участники совершают определенные поступки, задание слишком большого промежутка времени увеличивает шансы возникновения ошибок, связанных с памятью. Например, в опросе по изучению потребления алкоголя (предположим, что определениетермина «выпивать» было разъяснено опрашиваемым):

Плохо: Сколько раз вы выпивали за последний месяц? Лучше: Сколько раз вы выпивали за последнюю неделю?

Конечно, промежуток времени будет зависеть от задаваемого вопроса. Если деятельность является относительно редкой (например, посещение зоопарка), небольшой интервал вызовет слишком много нулевых оценок. Один из способов избежать проблем с воспоминаниями — составлять списки. Например, в опросах, посвященных досугу, опрашиваемых можно попросить вспомнить последний месяц и указать, сколько раз они брали фильмы на прокат, ходили на прогулки, посещали филармонию и т. д.

2. С осторожностью используйте ответ НЗ. Очень часто честным ответом навопрос о том, что знает человек, будет «Я не знаю». Поэтому вопросы, направленные на выявление знаний, часто содержат вариант ответа, называемый НЗ(«Не знаю»). Некоторые специалисты не одобряют использование ответовНЗ, так как опрашиваемые могут злоупотреблять ими, консервативно отмечая НЗ, даже если они обладают некоторыми знаниями по данному вопросу.Результаты опросов с большим количеством ответов НЗ не слишком показательны. С другой стороны, отсутствие варианта НЗ может привести к тому,что опрашиваемые могут случайным образом выбрать ответ на вопрос, о котором они не имеют никакого представления (Schuman & Presser, 1996). Одиниз способов включить ответы НЗ в опрос и в то же время предотвратить ихчрезмерное использование участниками — замаскировать вопросы, направленные на выявление знаний, предпослав им высказывания типа: «Постарайтесь предположить...» или «Не доводилось ли вам слышать или читать о том,что...» (примеры из Fink, 1995, р. 76). Кроме того, ответы НЗ должны использоваться только тогда, когда есть основания предполагать, что некоторые опрашиваемые не будут знать ответа на вопрос (Patten, 1998).

Демографическая информация

Использование вопросов, направленных на получение демографической информации, позволяет исследователю разделить результаты по категориям. Например, в опросе отношения студентов психологических специальностей к исследованиям с животными, приведенном в качестве примера в главе 12, Плаус (Pious, 1996b) просил участников указать свой пол, курс (например, второй) и ответить, собира-

ются ли они поступать в аспирантуру. Это позволило ему выяснить, что женщины чаще возражают против исследований с животными, чем мужчины, но также что отношение не изменяется систематически как функция от желания поступить в аспирантуру или курса.

Неплохо поместить демографические вопросы в конец опроса. Если вы с них начнете, участникам может стать скучно и они не будут отвечать на ключевые вопросы так хорошо, как должны. Также необходимо включать в опрос только те демографические категории, которые имеют значение для изучаемой гипотезы. Чем больше демографических вопросов вы зададите, тем длиннее будет опрос и выше риск, что участникам станет скучно. Кроме того, их могут раздражать подобные вопросы: запрос о получении некоторых демографических сведений (например, о доходе) может восприниматься как вмешательство в частную жизнь, даже если опрашиваемых заверили в конфиденциальности (Patten, 1998).

Есть определенные правила о том, как задавать демографические вопросы:

• Выясняя возраст, спрашивайте дату рождения.

• Выясняя годовой доход, приведите диапазоны зарплат, чтобы уменьшить опасения о вторжении в частную жизнь (например, 50 000 долларов или менее; 50 00 -100 000 долларов).

• Не допускайте пересечения вариантов ответов (например, как в вопросе о доходе, приведенном выше в качестве примера использования диапазонов).

• При проведении сравнения с другими опросами, задавайте те же демографические вопросы.

• Положитесь на профессионалов: например, вы можете позаимствовать вопросы из Управления переписи Соединенных Штатов (www.census.gov). Там, где новичок, к примеру, в графе «семейное положение» использует «женат/замужем, холост/не замужем, разведен(а) и вдовец/вдова», профессионал распознает неоднозначность категории «холост/не замужем» и укажет категории из переписи: «женат/замужем, живу отдельно, вдовец/вдова, разведен^), никогда не был(а) женат/замужем» (Patten, 1998, стр. 27).

Советы

1. Проводите пробное испытание опроса. Если вы сами составляете вопросы, перепишите их по крайней мере дважды, а затем попросите двух друзей прочитать их, обращая внимание на ясность формулировок. Выберите таких друзей, которые не постесняются сказать вам, что конкретный вопрос просто ужасен. Когда вы поймете, что опрос достаточно хорош, проведите пробную проверку. Например, если вы составляете опрос в рамках курса по методам исследований, спросите у преподавателя, можно ли вам опробовать его на студентах, посещающих эти занятия. Затем попросите своих однокурсников: а) заполнить опросник и б) письменно покритиковать его. После чего выполните черновой анализ вопросов по полученным результатам. Допустим, к примеру, что опросник содержал следующий вопрос: «Сколько раз вы курили марихуану за последний месяц?»

______ 0-10; ___ 11-20 ___ 21-30.

и все выбрали ответ «0-10». Это говорит о том, что категории слишком объемные. Исправленная версия должна содержать большее число ответов, в том числе категорию «0».

2. Внимательно составляйте введение. В опросах, которые рассылаются по почте, введение представляет собой сопроводительное письмо, в котором объясняются цели исследования, опрашиваемые заверяются в конфиденциальности и прилагаются все усилия, чтобы убедить участников заполнить опрос. Сам опрос может содержать вступительную инструкцию или несколько инструкций, предваряющих различные части опроса. Их также необходимо тщательно формулировать. Они должны быть кристально ясными и в то же самое время: а) не быть чрезмерно длинными и б) не ставить под сомнение интеллект опрашиваемого.

3. Тщательно прорабатывайте визуальное представление опроса. Если опрос будет выглядеть профессионально, то участники скорее поверят, что вы серьезно относитесь к исследованию, и в то, что это исследование заслуживает доверия. Например, между концом одного вопроса и началом другого должно быть оставлено достаточно места, опрос не должен содержать опечаток и быть качественно отпечатан (т. е. не пользуйтесь низкокачественными копировальными аппаратами).

4. Внимательно относитесь к порядку следования вопросов. Если отдельные вопросы некоторые участники могут счесть недопустимыми (например, о частоте употребления алкоголя или наркотиков, сексуальной жизни), поместите их в конец опроса. Если вы начнете с таких вопросов, опрашиваемые могут на них остановиться, а если они будут в конце, то участники потратят некоторое время, дойдя до них, и с большей охотой закончат опрос. Начните с таких вопросов, которые не являются личными, интересны и на которые легко ответить. Помещайте вопросы на одну тему в одной части опроса.

5. Вознаграждайте участников за ответы. Однажды я заполнил опрос об особенностях, которые я хотел бы найти в книгах по социальной психологии, потому, что получил за это подарочный сертификат книжного магазина Barnes & Noble на 5 долларов. Вероятно, вы не сможете позволить себе подобное вознаграждение, но можно рассмотреть другие способы увеличения процента ответов. Можно поступить просто и прикрепить к опросу карандаш или более сложно и вложить в него лотерейный билет для участия в розыгрыше относительно большого подарка. Плаус (Pious, 1996b), к примеру, проводя опрос студентов психологических специальностей об исследованиях с животными, подарил лазерный принтер психологическому факультету, а один из участвующих в опросе студентов по результатам лотереи выиграл 500 долларов (он также получил крупный грант от National Science Foundation).

6. Не забывайте об этике исследований. Следуйте требованиям исследовательского совета вашего учебного заведения, при необходимости подготовьте документ об обоснованном согласии (эту роль может играть сопроводительное письмо), предпримите все необходимые усилия, чтобы гарантировать конфиденциальность, а также не забудьте предоставить участникам возможность получить информацию о результатах опроса.

ПРИЛОЖЕНИЕ С



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 221; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.172.249 (0.031 с.)