Глава 12. Описательные методы исследований 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 12. Описательные методы исследований



Множественный выбор:

1.1) (390) 2.3) (393) 3.1) (398) 4.3) (410) 5. 3) (409)

Упражнения: 12.1. Усовершенствование опросников.

1) Страдали ли Вы расстройством желудка в последнее время?

а) «Расстройство желудка» можно определить более точно, но основнойпроблемой является неточность словосочетания «последнее время».Что оно означает: последнюю неделю? месяц?

б) Сказав испытуемому, что «расстройство желудка» означает «тошноту, которая, по его мнению, должна вызвать рвоту, но не вызывает» Выможете сформулировать вопрос следующим образом: «страдали ли Вырасстройством желудка в последнюю неделю? Если да, то как часто?»

3) Насколько молод, по Вашему мнению, средний курильщик?

а) Слова «насколько молод» могут привести к тому, что опрашиваемыеукажут меньший возраст, а некоторые могут даже решить, что спрашивают о том, в каком возрасте люди начинают курить.

б) Лучше спросить: «Каков, по Вашему мнению, средний возраст типичного курильщика?»

12.3. Выбор описательного метода.

1) Поскольку такие организации являются в основном частными, наблюдение участника исследования поможет больше узнать, чем естественное наблюдение, но войти в группу может быть непросто. Эффективными могут быть подробные интервью, проводимые в ходе качественного исследования.

3) Размер выборки слишком велик для проведения интервью, поэтому лучше использовать письменный или, возможно, телефонный опрос.

5) Это исследование конкретного примера, вероятно, включающее подробные интервью с пассажирами.


Глоссарий

ANOVA {ANalysis Of VAriance). Наиболее общий заключительный метод статистического анализа результатов эксперимента, при котором зависимые переменные измеряются в шкалах интервалов или отношений.

А77-план {aptitude-treatment interaction design). План взаимодействия способностей и внешнего воздействия. Образует факторный план Р х Е, который часто встречается в исследованиях, посвященных вопросам обучения, и отображает взаимодействие между переменной способностей (личностный фактор — person) и переменной воздействия (фактор среды — environment).

Абсолютный порог {absolute threshold). Интенсивность стимула, достаточная для его обнаружения.

Авторитет {authority). Способ познания, предложенный Пирсом, при котором мнение формируется на основании другого мнения, составленного человеком, считающимся экспертом.

Альтернативная гипотеза {alternative hypothesis). Гипотеза экспериментатора о результатах исследования (Н().

Анализ затрат и эффективности {cost-effectiveness analysis). Способ оценки затрат на разработку, проведение и завершение исследования.

Анализ потребностей {needs analysis). Вид предварительной оценки программы, при которой определяется наличие потребности в данной программе.

Априори метод {a priori method)/ Способ познания, предложенный Пирсом, при котором человек формирует мнение с помощью самостоятельных рассуждений или на основании мнения других людей, составленного путем рассуждений.

Архивное исследование {archival research). Описательный метод анализа полученной информации для проверки выдвинутой гипотезы.

Асимметричный перенос {asymmetric transfer). Возникает, когда одна последовательность действий вызывает эффект переноса, отличный от эффекта, вызванного второй, противоположной ей последовательностью.

База выборки {sample frame). Список людей, из которых делается выборка. При групповой выборке — список групп, из которых делается выборка.

Базовое исследование {basic research). Исследование, направленное на описание, предсказание и объяснение основных законов поведения.

Базовый уровень {baseline). Начальная стадия плана с малым N, в которой подлежащее изменению поведение предварительно наблюдается для определения обычной частоты реакции.

Блоковая рандомизация {block randomization). Процедура, используемая для осуществления случайного выбора и обеспечения равного количества испытуемых для каждого эксперимента в пределах одного исследования. Каждый эксперимент должен быть проведен, прежде чем какой-либо из них будет проводиться повторно с вновь выбранным испытуемым. Испытуемые выбираются случай-

ным образом. В качестве уравновешивающей процедуры блоковая рандомизация используется также в случае внутрисубъектных схем. Если испытуемые участвуют в эксперименте при каждом наборе условий более чем один раз, то они должны пройти все условия, прежде чем повторно проходить одно их них.

Боязнь оценки {evaluation apprehension). Особый вид тревожности, возникающий у испытуемых, приводящий к тому, что они начинают вести себя так, чтобы получить положительную оценку исследователя.

Валидность {validity). В общем смысле — степень действительного измерения X, а не У, при измерении X (т. е. при валидном измерении интеллекта измеряется интеллект, а не что-то другое).

Величина эффекта {effect size). Количество воздействия, оказываемого одной переменной на другую; количество дисперсии зависимой переменной, которое может быть объяснено независимой переменной.

Взаимная корреляция {partial correlation). Многомерная статистическая процедура для оценки эффекта, вызываемого третьей переменной. Если уровень корреляции X и Y остается высоким после появлении третьего фактора Z, то Z считается третьей переменной.

Взаимодействие {interaction). В факторной схеме — присутствует, если результат воздействия одной независимой переменной зависит от значения другой независимой переменной.

Взросление {maturation). Угроза внутренней валидности исследования, возникающая, если участники переживают изменения, связанные со взрослением в ходе проведения исследования, а не с действием независимой переменной.

Внешнее измерение {unobtrusive measure). Измерение характеристик поведения, когда участники не знают о наличии наблюдения за ними.

Внешняя валидность {external validity). Возможность обобщения выводов исследования на других людей, условия и время.

Внутренняя валидность {internal validity). Степень независимости исследования от методологических ошибок, в особенности от смешения факторов.

Внутрисубъектный план {within-subjects design). Любой экспериментальный план, при котором для одних и тех же испытуемых создаются разные условия исследования. Также используется название «план с повторяющимися измерениями».

Возможность открытия {discoverability). Научное предположение о том, что применение научных методов позволяет находить причины событий.

Временная выборка {time sampling). Процедура, используемая при проведении наблюдений, заключающаяся в фиксировании поведения только в определенные моменты времени (например, каждые 10 минут).

Выборка {sample). Некоторая часть или подмножество популяции.

Гипотеза {hypothesis). Научное предположение о взаимосвязи некоторых переменных, проверяемое эмпирически.

Гистограмма {histogram). Столбиковая диаграмма частотного распределения.

Двойной слепой метод (double blind). Контрольная процедура, уменьшающая искажения, при которой ни испытуемому, ни лицу, проводящему эксперимент, не известны условия проведения эксперимента. Часто применяется при изучении действия медикаментов.

Двумерный анализ (bivariate analysis). Статистический анализ, выявляющий отношения двух переменных.

Дебрифинг (debriefing). Общее собрание по окончании эксперимента, на котором исследователь объясняет истинные цели эксперимента, отвечает на вопросы участников и устраняет дискомфорт, возникший в ходе исследования.

Дедукция (deduction). Доказательство от общего к частному. Применяется в науке при выведения из общей теории гипотезы конкретного исследования.

Демистификация (dehoaxing). Часть дебрифинга, в которой участникам объясняется истинная цель эксперимента.

Десенсибилизация (desensitizing). Часть дебрифинга, в которой экспериментатор устраняет нарушения нормального психического состояния или душевного равновесия, появившиеся в результате эксперимента.

Детерминизм (determinism). Научное предположение о том, что любое событие имеет причину.

Диаграмма рассеивания (scatterplot). Схема, отображающая отношения, показанные корреляцией.

Дискретная переменная (discrete variable). Переменная, каждое значение которой представляет определенную категорию, отличную от другой категории (например, женщины и мужчины).

Дисперсия (error variance). Несистематическое отклонение оценок, вызванное случайными факторами или индивидуальными различиями.

Дифференциальный порог (difference threshold). Различие интенсивности стимулов 1 и 2, достаточное для дифференциации этих стимулов.

Единичное свидетельство (anecdotal evidence). Единичный случай, иллюстрирующий некий феномен. Построение теории на основании единичного свидетельства, как в псевдонауке, приводит к ошибочным выводам.

Естественное наблюдение (naturalistic observation). Описательный метод исследования, заключающийся в изучении поведения людей или животных в повседневной жизни.

Жизненный реализм (mundane realism). Степень отражения экспериментом реальной жизни. Считается менее важным, чем экспериментальный реализм.

Зависимая переменная (dependent variable). Поведение, расцениваемое как появившееся в результате эксперимента.

Заинтересованные лица (stakeholders). При оценке программы — люди, связанные с программой и материально заинтересованные в ее проведении — заказчики, персонал и руководители программы.

Заключительное тестирование (posttest). Измерение, проводящееся на заключительной стадии исследования, после того как участники (кроме членов кон-

трольной группы) подверглись экспериментальному воздействию. Полученные результаты сравниваются с результатами доэкспериментального исследования.

Закон (law). Постоянная предсказуемая связь событий.

Закрытый вопрос (closed question). Тип вопроса, применяемого при проведении опросов, на который можно ответить «да» или «нет» или обозначить ответ точкой на некоторой шкале.

Значение альфа (alpha level). Вероятность совершения ошибки 1-го рода; уровень значимости.

Индивидуальная валидность (individual-subject validity). Степень соответствия общих результатов исследования поведению отдельных участников.

Индукция (induction). Доказательство от частного к общему. Используется при изучении результатов исследования для доказательства или опровержения теории.

Инструктивная переменная (instmctional variable). Независимая переменная, определяющая разные cut >собы выполнения заданий для разных групп испытуемых.

Интервальная шкала (interval scale). Шкала измерений с равными делениями, по которым отсчитывается количество. Нулевая отметка является одной из многих и не означает отсутствия измеряемого феномена.

Интроспекция (introspection). Метод, широко применяемый на начальном этапе развития психологии, при котором испытуемый выполняет задания, а затем описывает явления, возникающие в сознании в процессе их выполнения.

Информационный подход (data-driven). Психологический исследовательский подход, заключающийся в том, что выводы о поведении делаются на основании информации, полученной научными методами.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 259; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.81.144.39 (0.018 с.)