Ис см. Исследовательский совет. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ис см. Исследовательский совет.



Искажение, вызванное испытуемыми (participant bias). Возникает, когда на поведение участников исследования влияет их мнение о том, как они должны вести себя в ходе эксперимента.

Искажение, вызванное наблюдателем (observer bias). Возникает, если предвзятое мнение исследователя влияет на сущность наблюдений.

Искажение, вызванное отсутствием ответа (nonresponse bias). При проведении опроса — возникает, если люди, вернувшие опросники, имеют характерные отличия (например, в политической установке) от тех, кто не отвечал на вопросы.

Искажение, вызванное социальным ожиданием (socialdesirability bias). При проведении опроса — искажение ответа вследствии желания произвести наилучшее впечатление.

Искажение, вызванное экспериментатором (experimenter bias). Возникает, если ожидания экспериментатора влияют на результаты исследования.

Искажение по подтверждению (confirmation bias). Когнитивное искажение, при котором события, подтверждающие сложившееся мнение, воспринимаются и запоминаются с большей готовностью. Опровергающие мнение события игнорируются или забываются.

Исследование конкретного примера (case study). Описательный метод, при котором проводится всесторонний анализ отдельного индивидуума, редкого события или события, четко отражающего некоторый феномен.

Исследование методом поперечных срезов (cross-sectional study). В психологии развития — план, в котором возраст является независимой переменной. При этом тестируется несколько групп испытуемых, в каждой группе — люди одного возраста.

Исследовательская группа (research team). Группа исследователей (преподавателей и студентов), работающих вместе над какой-либо проблемой.

Исследовательский совет (IRBInstitutional Review Board). Университетская комиссия, занимающаяся изучением предложений о проведении научных исследований с целью оценки защиты прав участников. Существует во всех вузах, имеющих правительственное финансирование исследований.

История (history). Угроза внутренней валидности исследования, вызванная появлением в ходе исследования некоторого исторического события, влияющего на его участников.

Истощение (attrition). Нарушение внутренней валидности исследования, возникающая, когда испытуемые не могут продолжать участвовать в исследованиях. В основном это касается длительных исследований, при которых высока вероятность замены.

Качественное исследование (qualitative research). Вид исследования, заключающийся в нарративном анализе информации, полученной в ходе эксперимента. Включает изучение примеров, наблюдений и интервью.

Квазиэксперимент (quasi-experiment). Эксперимент, в котором не установлено влияние независимой переменной вследствие недостатков контроля над переменными в ходе исследования.

Кластерная выборка (clustersample). Вероятностная выборка, при которой случайным образом выбирается группа людей, имеющих нечто общее (например, студенты, посещающие лекции по истории), и тестируются все члены выбранной группы (т. е. все студенты трех из девяти групп, посещающих данные лекции).

Ключевой информатор (key informant). При оценке программы — член коллектива, осведомленный о потребностях данного коллектива.

Количественное исследование (quantitative research). Вид исследования, при котором результаты исследования представляются в цифровом виде, обычно в форме описательных и выведенных логически данных.

Конструкт (construct). Гипотетический фактор, например голод, который непосредственно не наблюдается, а предполагается на основании некоего поведения (еды) и является следствием определенных обстоятельств (24 часа без еды).

Конструктная валидность (construct validity). В измерениях — присутствует при точном оценивании некого гипотетического конструкта с помощью выбранной единицы измерений. Также показывает, является ли валидным сам конструкт. В исследованиях показывает валидность операциональных определений, использованных для независимых и зависимых переменных.

Контент-анализ (content analysis). Процедура, используемая в описательных исследованиях для категоризации исследуемого поведения (обычно вербального).

Контрольная группа (control group). Группа людей, не подвергавшихся воздействию, изучаемая для сравнения результатов.

Контрольная группа листа ожидания (waiting list control group). Контрольная группа, члены которой еще не подвергались воздействию, но будут подвергнуты через некоторое время. Используется для подтверждения того, что члены экспериментальной и контрольной групп эквивалентны (например, и те и другие ожидают помощи в решении одной и той же проблемы).

Контрольная группа плацебо (placebo control group). Контрольная группа, некоторые члены которой уверены в том, что они подвергаются экспериментальному воздействию при отсутствии такового.

Контрольные таблицы поведения (behavior checklists). Таблицы с операциональными определениями, которые исследователи должны использовать при наблюдении.

Корреляционная матрица (cross-laggedpanel correlation). Применяется в корреляционных исследованиях, связанных с проблемой направленности. Если переменные X и Y измеряются в разное время и X предшествует Y, то X может вызвать Y, а Уне может вызвать X.

Корреляция (correlation). См. положительная корреляция и отрицательная корреляция.

Коэффициент детерминации (coefficient of determination). Для двух коррелирующих факторов — степень изменчивости одного фактора, вызванная изменчивостью второго фактора. Находится возведением в квадрат пирсонова г.

Коэффициент корреляции (coefficient of correlation), см. пирсоново г (Pearson's r).

Креативное мышление (creative thinking). Процесс установления новых связей между идеями или событиями, на первый взгляд несвязанными.

Критериальная валидность (criterion validity). Валидность, состоящая в том, что наличие некоторого психологического критерия измерений дает возможность предсказать будущее поведение или этот критерий существенным образом связан с другим показателем.

Критериальная переменная (criterion variable). В регрессионном анализе — переменная, предсказываемая на основании предикторной переменной (например, школьные оценки предсказываются на основании оценок SAT).

Кумулятивное записывающее устройство (cumulative recorder). Аппарат для записи кумулятивной частоты реакции испытуемого при оперантном обусловливании.

Лабораторное исследование (laboratory research). Исследование, проводящееся в рамках научной лаборатории.

Латинский квадрат (latine square). Вид частичного позиционного уравнивания, при котором каждый набор условий эксперимента встречается в каждой позиции последовательности условий только один раз.

Линия регрессии (regression line). Линия, объединяющая точки на диаграмме рассеивания, дающая возможность делать прогнозы.

Лонгитюдное исследование (longitudinal study). В психологии развития — план, в котором возраст является независимой переменной, а одна и та же группа людей периодически исследуется на протяжении многих лет.

Медиана (median). Срединное значение набора данных — одинаковое количество значений располагаются выше и ниже медианы.

Межнаблюдательская надежность (interobserver reliability). Степень согласия исследователей друг с другом по поводу некоторого события.

Межсубъектный план (between-subjects design). Любой экспериментальный план, при котором для разных групп испытуемых создаются разные условия исследования.

Местоположение медианы (median location). Место в последовательности значений, где находитгя медиана.

Метод интервью (interview survey). Вид опроса, при котором руководитель эксперимента лично беседует с участником. Этот метод обеспечивает более глубокое изучение при помощи последовательных вопросов и ответов.

Метод констант (method of constant stimuli). Психофизический метод, при котором стимулы с различной интенсивностью представлены в случайном порядке по одному (абсолютный порог) или попарно (дифференциальный порог).

Метод критических случаев (critical incidents). Метод, применяемый комиссией по этике, инспектирующей психологов, заключающийся в просьбе привести пример поведения, неэтического с точки зрения профессионального психолога.

Метод минимальных изменений (method of limits). Психофизический метод чередования возрастающих и убывающий серий стимулов. В экспериментах с возрастающей серией интенсивность стимула растет от подпороговой до поддающейся ощущению, с убывающей серией — уменьшается от надпороговой до неподдающейся ощущению.

Метод средней ошибки (method of adjustment). Психофизический метод, при котором испытуемый приспосабливается к интенсивности стимулов от слабой до нормальной их дифференциации.

Метод стебля и листа (stem and leaf display). Метод представления данных, заключающийся в объединении таблицы частотного распределения и гистограммы.

Мистификация (deception). Стратегия исследования, при которой участникам не сообщают подробностей проведения эксперимента с целью избежать появления наводящих признаков.

Множественная регрессия (multiple regression). Мультивариантный анализ, включающий критериальную переменную, а также две и более предикторных переменных, имеющих различный вес.

Мода (mode). Значение, наиболее часто появляющееся в наборе данных.

Мощность (power). Вероятность отрицания нулевой гипотезы (Н0), если она ложная.

Мультивариантный анализ (multivariate analysis). Статистический анализ, выявляющий отношения между тремя и более переменными.

Наблюдение участника исследования (participant observation). Описательный метод исследований, при котором изучается поведение людей в естественных условиях повседневной жизни, а исследователь является членом наблюдаемой группы.

Наводящий признак (demand characteristic). Особенность экспериментальной схемы или процедуры, повышающая вероятность того, что участники определят истинную цель эксперимента.

Надежность (reliability). Степень устойчивости измерений некоторого феномена и возможность их воспроизведения. Измерения с высокой надежностью содержат минимальное количество ошибок.

Наука (science). Способ познания, характеризующийся применением объективного эмпирического метода для поиска причин естественных явлений.

Независимая переменная (independent variable). Фактор, представляющий научный интерес, регулируемый исследователем (например, при внушении разной степени тревоги испытуемым) или подобранный заранее при отборе участников по степени проявления в них определенного качества (отбор двух групп людей с разным нормальным уровнем тревожности).

Нелинейный эффект (nonlinear effect). Результаты эксперимента, на графике отображающиеся в виде кривой. Возникает, только если независимая переменная принимает более двух значений.

Непрерывная переменная (continuous variable). Переменная, способная принимать бесконечное количество значений (например, дозировка лекарства).

Нерепрезентативная выборка (biasedsample). Выборка, не отражающая население в целом.

Номинальная шкала (nominal scale). Шкала измерений, в которой каждое деление означает не количество, а категорию, к которой можно отнести некоторое явление.

Нормальная кривая (normalcurve). Теоретическое частотное распределение популяции; кривая в форме колокола.

Нулевая гипотеза (nullhypothesis). Предположение о том, что между условиями проведения эксперимента нет действительных различий или что в исследовании по изучению корреляции не существует отношений между переменными (Н0).

Обратное позиционное уравнивание (reverse counterbalancing). Во внутрисубъект-ном плане при тестировании участников более одного раза при каждом наборе условий — испытуемые проходят одну серию экспериментов, а затем другую, расположенную в обратном порядке (т. е. А-В-С-С-В-А).

Общие собрания (community forum). При оценке программы — собрание всех участников для обсуждения необходимости определенной программы или особенностей ее проведения.

Объект (subject). Традиционное название участника исследования (человека или животного). В настоящее время людей, принимающих участие в исследовании в качестве испытуемых, называют участниками исследования, животных — объектами.

Объективность (objectivity). Предполагается ее наличие, если результаты наблюдения могут подтвердить несколько исследователей.

Объяснение (explanation). Задача науки, заключающаяся в поиске причин событий.

Ограничение диапазона (restricting the range). При изучении корреляции — использование ограниченного количества значений одной или обеих изучаемых переменных. Ограничение диапазона обычно снижает уровень корреляции.

Однофакторный многоуровневый план (single-factor multilevel design). План с одной независимой переменной, принимающей более одного значения.

Однофакторный план (single-factor design). Экспериментальный план с одной независимой переменной.

Оперантное обусловливание (operant conditioning). Вид научения, при котором поведение изменяется в зависимости от последствий — положительное последствие усиливает поведение, а отрицательное — ослабляет его.

Операциональное определение (operationaldefinition). Определение понятия или переменной путем точного описания операций, измерений или процедур.

Операционизм (operationism). Теория, разработанная Бриджманом в рамках философии науки, утверждающая, что значение понятия устанавливается рядом операций.

Описание (description). Задача науки, заключающаяся в точной классификации поведения или фиксировании последовательности внешних стимулов и соответствующих им поведенческих актов.

Описательная статистика (descriptive statistics). Краткое описание особенностей данных, полученных при исследовании некоторой выборки.

Оправдание усилий (effort justification). После больших затрат времени и сил на достижение некоторой цели человеку требуется убедить себя в том, что усилия были стоящими, даже если полученные результаты ниже, чем ожидалось.

Опрос (survey). Описательный метод, при котором испытуемые отвечают на серию вопросов или высказываются по поводу набора утверждений на заданную тему.

Опрос по телефону (phone survey). Метод опроса, при котором исследователь задает вопросы и получает ответы по телефону.

Осведомленное согласие (informed consent). Предоставление человеку достаточной информации об исследовании для принятия решения об участии в эксперименте.

Осложнитель (confound). Любая внешняя переменная, сходная с независимой переменной, которая приводит к альтернативному объяснению результатов.

Основной эффект (main effect). Показывает, существуют ли статистически значимые различия в значениях независимой переменной в факторном плане.

Открытый вопрос (open-ended question). Тип вопроса, использующегося при проведении опросов, предполагающий ответ, отличающийся от «да» или «нет».

Отрицательная корреляция (negative correlation). Отношение между переменными X и Y, при котором высоким значениям X соответствуют низкие значения Y, и наоборот.

Оценка программы (program evaluation). Прикладное исследование, направленное на оценку программы от ее планирования до завершения.

Очевидная валидность (face validity). Имеет место, когда один параметр измерения величины представляется более подходящим, чем другой (например, для измерения интеллекта способность к решению проблем имеет большую очевидную валидность, чем размер головы).

Ошибка 1-го рода (type I error). Отказ от нулевой гипотезы, тогда как она верна, или признание наличия статистически значимого эффекта при его отсутствии.

Ошибка 2-го рода (type II error). Принятие нулевой гипотезы, когда она ошибочна, или признание отсутствия статистически значимого эффекта при его наличии.

Ошибка измерения (measurement error). Ошибка, вызванная любым фактором, вводящим погрешность в измерение некоторой переменной.

Переменная задания (task variable). Вид независимой переменной, вводящейся, если каждый участник получает задание, отличающееся от остальных (например, лабиринты с различными уровнями сложности).

Переменная уравнивания (matching variable). Переменная, используемая для отбора участников исследования с эквивалентными группами.

Переоценка по запоминаемости (availability heuristic). Когнитивное искажение, при котором люди переоценивают частоту появления ярких или запоминающихся событий.

Пилотажное исследование (pilot study). Сбор данных на начальных этапах исследования. Проблемы, обнаруженные на этой стадии, позволяют усовершенствовать процедуру исследования и впоследствии избежать методологических ошибок.

Пирсоново г (Pearson's r). Единица измерения корреляции между двумя переменными. Принимает значения от абсолютно негативной корреляции (-1) до абсолютно позитивной (+1). Если г - 0, то между переменными нет никаких отношений.

Письменный опрос (written survey). Метод опроса, при котором исследователь разрабатывает письменный опросник, заполняемый затем участниками эксперимента.

Плагиат (plagiarism). Сознательное присвоение чужих идей.

План А-А1-В-А1-В (А-А -В-А -В). План с малым N для оценки эффекта плацебо. А1 — условие, при котором применяется плацебо.

План А-В (А-В design). План с малым N, в котором за базовым периодом (А) следует период воздействия (В).

План А-В-А (А-В-А design). План с малым N, в котором за базовым периодом (А) следует период воздействия (В), а за ним — период, в котором воздействие заменяется противоположным или прекращается (второе А).

План А-В-А-В (А-В-А-В design). To же, что и план А-В-А, но с последующим применением второго периода воздействия (второе В).

План А-В-С-В (А-В-С-В design). План с малым N для сравнения ситуативного подкрепления (В) с неситуативным (С), позволяющий исследователю разделить эффекты подкрепления и эффекты контингенции.

План с временной последовательностью (time series design). См. план с прерванной временной последовательностью.

План с изменяющимся критерием (changing criterion design). План с малым N, в котором критерий получения подкрепления уточняется по ходу эксперимента. Используется для формирования поведения.

План с независимыми группами (independentgroups design). Межсубъектный план с регулируемой независимой переменной, предполагающий наличие не менее двух групп участников. Участники распределяются по группам случайным образом.

План с несколькими базовыми уровнями (multiple baseline design). План с малым N, при котором проводится воздействие с меняющимися интервалами (на разных уровнях, через разные интервалы) для изменения: а) поведения нескольких человек, б) нескольких вариантов поведения одного человека или в) поведения одного человека в разных условиях.

План с неэквивалентной контрольной группой (nonequivalent control group design). Квазиэкспериментальный план, в котором участники не могут быть случайным образом распределены на экспериментальную и контрольную группы.

План с неэквивалентными группами (nonequivalent groups design). Межсубъектный план с субъектной переменной, включающий не менее двух групп участников; также план, при котором создаются неэквивалентные группы.

План с отменой (withdrawal design). План с малым N, при котором воздействие имеет место некоторое время, а затем прекращается для проверки возможности возвращения частоты ответов к базовому уровню.

План с повторяющимися измерениями (repeated-measures design). To же, что внут-рисубъектный план. Участники тестируются при каждом наборе экспериментальных условий.

План с прерванной временной последовательностью (interrupted time series design). Квазиэкспериментальный план оценки программы исследований или воздействия на испытуемых путем измерения параметров выполнения заданий несколько раз до и несколько раз после реализации программы или воздействия.

План, прерванной временной последовательностью и переключающими повторениями (interrupted time series with switching replications). План с прерванной временной последовательностью, при которой программа повторяется в другом месте и в другое время.

План с уравненными группами (matched groups design). Межсубъектный план с регулируемой независимой переменной и не менее чем двумя группами участников. Испытуемые, эквивалентные в отношении некоторой переменной, влияющей на исход исследования, распределяются по группам случайным образом.

План с чередующимся воздействием (alternating treatments design). План с малым N для сравнения двух и более способов воздействия, направленных на измене-

ние некоторого поведения. План реализуется в рамках одного исследования, на примере одних и тех же испытуемых.

Позиционное уравнивание {counterbalancing). Для внутрисубъектной переменной любая процедура, компенсирующая эффект последовательности.

Полевое исследование {field research). Исследование, проходящее вне научной лаборатории.

Полевой эксперимент {field experiment). Эксперимент, проводящийся за пределами лаборатории. Более узкий термин, чем «полевое исследование».

Полное позиционное уравнивание {complete counterbalancing). Возникает, когда при внутрисубъектном плане порядок чередования условий эксперимента изменяется всеми возможными способами.

Положительная корреляция {positive correlation) Отношение между переменными X и Y, при котором высокое значение X соответствует высокому значению Y, и наоборот.

Популяция {population). Совокупность всех членов идентифицируемой группы.

Порядковая шкала {ordinal scale). Измерительная шкала, деления которой служат для относительного упорядочивания явлений.

Посторонняя переменная {extraneous variable). Любой неуправляемый фактор, не представляющий научного интереса, влияющий на результаты эксперимента.

Предварительная оценка {formative evaluation). Вид оценки программы, при котором рассматривается соответствие хода выполнения программы запланированному варианту.

Предварительное тестирование (pretest). Измерение, проводящееся в начале исследования, до того как участники (кроме членов контрольной группы) подверглись экспериментальному воздействию.

Предикторная переменная {predictor variable). В регрессионном анализе — переменная, используемая для прогнозирования значений критериальной переменной (например, школьные оценки предсказываются на основании оценок SAT).

Прикладное исследование {applied research). Исследование, направленное на решение конкретных, не допускающих отлагательств проблем.

Прикладной анализ поведения {applied behavior analysis). Исследование, использующее различные методы оценки эффективности процедур обусловливания, призванных вызвать изменение скорости реакции.

Проблема направленности {directionality problem). В корреляционных исследованиях — при корреляции двух переменных X и Y, X вызывает Y, но Y также может вызвать X. В таком случае корреляция не дает достаточных оснований для выбора одного из вариантов.

Проблема самовыбора {self-selection problem). При проведении опросов — если выборка состоит только из людей, добровольно вызвавшихся отвечать, то она может не быть репрезентативной.

Проблема третьей переменной {third variable problem). Проблема, связанная с направлением выводов корреляционного исследования в определенное русло,

вызванным третьей переменной — любым неуправляемым фактором, подчеркивающим корреляцию переменных X и Y.

Проверка по критерию Стьюдента для зависимых групп (t test for dependent groups). Дедуктивный статистический анализ, используемый при сравнении двух групп в плане с эквивалентными группами или с повторяющимися измерениями.

Проверка по критерию Стьюдента для независимых групп (t test for independent groups). Дедуктивный статистический анализ, используемый при сравнении двух групп в плане с независимыми или неэквивалентными группами.

Проверка эффективности воздействия (manipulation check). При дебрифинге — выявление, насколько субъект знаком с истинными целями эксперимента; также проверка, вызывает ли систематическое воздействие на участников эксперимента предполагаемый эффект.

Прогнозирование (predictions). Задача науки, которая заключается в утверждении возникновения некоторого поведения. Утверждение имеет определенную степень вероятности.

Программный аудит (program audit). Изучение соответствия реализации программы запланированному варианту. Вид предварительной оценки.

Программы исследований (programs of research). Совокупность взаимосвязанных исследований, в которой результаты одного эксперимента приводят к другому эксперименту.

Продуктивность (productivity). Связана с количеством исследований, разработанных для проверки выдвинутой теории. Теории, приводящие к большому количеству исследований, считаются продуктивными.

Простая случайная выборка (simple random sample). Вероятностная выборка, при которой все члены популяции имеют равные шансы быть выбранными.

Простая теория (parsimonious). Теория, содержащая минимальное число конструктов и допущений, необходимых для правильного объяснения и предсказания некоторого явления.

Псевдонаука (pseudoscience). Исследования, опирающиеся на единичные свидетельства и слишком неопределенные для адекватной проверки.

Психофизика (psychophysics). Одна из областей исследований экспериментальной психологии; исследует отношения между физическим стимулом и его ощущением; изучает пороги ощущения.

Разброс (range). Для набора оценок — разница между оценками, имеющими наибольшее и наименьшее значения.

Разглашение (leakage). Сообщение предыдущими участниками эксперимента истинных целей исследования будущим испытуемым.

Расслоенная выборка (stratifiedsample). Случайная вероятностная выборка, в которой пропорционально представлены представляющие интерес подгруппы.

Расширение (extension). Повторение основного исследования при изменении некоторых факторов (например, введение дополнительного значения независимой переменной).

Расщепленная надежность {split-half reliability). Вид надежности, при которой половина элементов теста (например, с четными номерами) коррелирует с другой половиной.

Реактивность {reactivity). Наблюдается, когда на поведение участников исследования влияет знание того, что за ними наблюдают.

Регрессионный анализ {regression analysis). В корреляционных исследованиях — процесс, заключающийся в предсказании значения переменной Y по степени корреляции и значению переменной X.

Регрессия к среднему {regression to the mean). Если при тестировании получены очень высокие или низкие оценки, то при следующем тестировании оценки будут ближе к среднему. Регрессия к среднему может снизить внутреннюю ва-лидность эксперимента, если доэкспериментальные оценки очень высокие или низкие, а послеэкспериментальные — ближе к среднему.

Репликация {replication). Повторение эксперимента. Точные повторения редки и обычно проводятся при наличии предполагаемых ошибок в основном эксперименте.

Репрезентативная выборка {representative sample). Выборка, характеристики которой соответствуют характеристикам популяции.

Ретестовая надежность {test-retest reliability). Вид надежности, при котором один тест проводится два раза и определяется корреляция между этими попытками.

Ригидность мнения {belief perseverance). Нежелание рассматривать никакие факты, противоречащие придерживаемой точке зрения. Близко к принципу упорства, предложенному Пирсом.

Рисунок {figures). В лабораторном отчете или описании исследования — графики, диаграммы, схемы, наброски приборов или фотографии.

Роль положительного субъекта {good subject role). Вид искажения, вызванного испытуемыми, при котором они пытаются угадать гипотезу исследования и подтвердить ее своим поведением.

Систематическая дисперсия {systematic variance). Изменчивость по причине, поддающейся определению, — либо вследствие систематического изменения независимой переменной, либо из-за неконтролируемого изменения результата.

Ситуационная переменная {situational variable). Внешняя переменная, вводимая, если испытуемые сталкиваются с различными внешними обстоятельствами (например, противопоставление большой и маленькой комнат при проведении исследования с большим количеством участников).

Случайное открытие {serendipity). Нахождение X при поиске У.

Случайное распределение {random assignment). Наиболее общий метод создания эквивалентных групп при реализации межсубъектного плана. Все испытуемые имеют равную вероятность попасть в ту или иную группу.

Смешанный факторный план {mixed factorial design). Факторный план с межсубъектными и внутрисубъектными факторами.

Событийная выборка (event sampling). Процедура наблюдения, в которой рассматриваются только определенные варианты поведения, выявленные в конкретных условиях.

Согласие (assent). В кодексе SRCD, посвященном этике исследований, связанных с детьми, согласие означает готовность ребенка участвовать в исследовании.

Социальная валидность (social validity). Потенциальная возможность программы анализа поведения улучшить общество в процессе ее проведения или вследствие осознания ее ценности участниками исследования.

Среднее арифметическое (mean). Значение, полученное суммированием всех значений определенного набора данных и делением суммы на общее количество значений.

Стандартное отклонение (standard deviation). Отклонение набора значений от среднего; квадратный корень дисперсии.

Статистика вывода (inferential statistics). Обобщение выводов исследования выборки на население в целом.

Статистическая валидность (statistical conclusion validity). Степень точности статистического анализа и сделанных на его основании выводов.

Статистический детерминизм (statistical determinism). Предположение исследователей-психологов о том, что поведение можно предсказать с вероятностью выше вероятности случая.

Субъективная переменная (subject variable). Дополнительная переменная, которая выбирается экспериментатором и не изменяется в ходе эксперимента. Любая характеристика индивидуума, выбранного для проведения исследования (например, пол).

Суммарная оценка (summative evaluation). Вид оценки программы, проводящейся в конце программы с целью определить эффективность выполнения поставленных задач.

Сходящиеся операции (converging operations). Возникают, когда результаты нескольких различных исследований, по-разному определяющих термины, сходятся к общему выводу.

Таблица (table). В отчете об исследовании — представление данных или описание плана исследования в виде рядов и столбцов.

Тенденция (trend). Предсказуемый набор событий, происходящих в некоторый период; выявляется в исследованиях с временным планом.

Теория (theory). Набор утверждений, организующих и обобщающих информацию о некотором явлении, представляющий собой основу для прогнозов, достоверность которых проверяется затем эмпирически.

Тестирование (testing). Нарушение внутренней валидности вследствие влияния доэкспериментального исследования на результаты послеэкспериментального исследования (например, возникающего из-за привыкания испытуемых).

Удобная выборка (convenience sample). Простая выборка, при которой исследователь вызывает добровольцев из группы людей, соответствующих общим тре-

бованиям проведения исследования (например подростков). Применяется в большинстве психологических исследований, кроме тех, которые направлены на анализ потребностей населения.

Упорство {tenacity). Способ познания, описанный Пирсом, заключающийся в формировании искаженных представлений и нежелании изменять их перед лицом опровергающих их данных.

Управление {control). Задача науки, которая заключается в применении основных законов, открытых научными методами, для решения проблем.

Уравнивание {matching). Процедура, при которой у всех участников измеряется определенная характеристика («неременная отбора»), коррелирующая с зависимой переменной, а затем участники с одинаковыми значениями переменной отбора случайным образом распределяются по группам.

Участник исследования {research participant). Человек, принимающий участие в исследовании в качестве испытуемого.

Факторная матрица (factorial matrix). Таблица, описывающая факторную схему, в рядах и столбцах которой отображаются независимые переменные, значения этих переменных и общее число условий эксперимента (ячейки таблицы).

Факторный анализ (factor analysis). Многомерный анализ, выявляющий взаимосвязь многочисленных переменных. Переменные, высоко коррелирующие друг с другом, образуют «факторы».

Факторный план (factorial design). Экспериментальный план, имеющий более одной независимой переменной.

Факторный план Рх Е х Еfactorial'design). Факторный план, включающий не менее одного субъектного фактора = personal variable —переменная индивидуума) и не менее одного управляемого фактора = environmental variable — переменная среды).

Фальсификация (falsification). Исследовательский подход, защищаемый Поппе-ром, заключающийся в проверке теорий путем попытки их опровержения или замены.

Фальсификация данных (falsifying data). Обработка или подмена данных для получения желаемого результата.

Фокус-группа (focusgroup). Небольшая и относительно однородная группа людей, собранная для коллективного обсуждения некоторой темы или — при оценке программы — для выяснения необходимости определенной программы или особенностей ее проведения.

Фонд участников (participantpool). Группа студентов, которых попросили принять участие в начальном этапе исследования в качестве испытуемых. Историческое название — «фонд испытуемых».

Формирование (shaping). Оперантная процедура для выработки нового поведения, лежащая в основе плана с изменяющимся критерием. Поведение подкрепляется в процессе приближения к требуемой модели.

Хоторнский эффект {Hawthorne effect). Предубеждение участников исследования, считающих, что участие в эксперименте повышает их значимость в глазах экспериментатора.

Частичное повторение {partial replication). Повторение части некоторого исследования. Обычно проходит в рамках эксперимента, расширяющего результаты основного исследования.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 363; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.211.66 (0.135 с.)