Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Критерии оценки доклада и реферата

Поиск

Отлично – оцениваются доклады и рефераты, содержание которых основано на глубоком и всестороннем знании темы, изученной литературы, изложено логично, аргументировано и в полном объеме. Основные понятия, выводы и обобщения сформулированы убедительно и доказательно.

Хорошо – оцениваются доклады и рефераты, основанные на твердом знании исследуемой темы. Возможны недостатки в систематизации или в обобщении материала, неточности выводов. Студент твердо знает основные категории, умело применяет их для изложения материала.

Удовлетворительно – оцениваются доклады и рефераты, которые базируются на знании основ предмета, но имеются затруднения в изложении и систематизации, выводы слабо аргументированы, в содержании допущены теоретические ошибки.

Неудовлетворительно – оцениваются доклады и рефераты, в которых обнаружено неверное изложение основных вопросов темы, обобщений и выводов нет. Текст реферата целиком или в значительной части дословно переписан из первоисточника без ссылок на него.

Примерная тематика эссе

1. Функции общественного сектора.

2. Государственное регулирование внешних эффектов.

3. Образование как общественное благо.

4. Принцип Парето-эффективности и функционирование общественного сектора.

5. Специфика общественного сектора в переходный период.

6. Тенденции развития общественного сектора.

7. Анализ дифференциации денежных доходов населения России.

8. Бедность в странах с переходной экономикой.

9. Теоретические подходы к анализу общественного благосостояния. Функция общественного благосостояния.

10. Общественные альтернативы.

11. Теорема Эрроу о невозможности.

12. Манипулирование результатами голосования.

13. Группы специальных интересов. Причины формирования и способы действия.

14. Реабилитация бюрократии.

15. Административная реформа в России.

16. Стимулирующие и дестимулирующие эффекты налогообложения.

17. Оценка налоговой системы России в соответствии с критериями оптимизации.

18. Налоги и рынок труда.

19. Эквивалентные налоги.

20. Последствия налогов для потребителей.

21. Влияние налогообложения на потребительский излишек.

22. Измерение воздействия налогообложения на предложение труда.

23. 0боснование правила Рамсея.

24. 0бщественые расходы в переходной экономике.

25. Анализ невозможности частного страхования социальных рисков на примере страхования от безработицы.

26. Виды пенсионных схем и участие в них государства.

27. Проблемы адресной направленности социальной помощи.

28. Анализ эффективности мер социальной помощи. Возможные “провалы” и “утечки”, искажающие и демотивирующие эффекты.

29. Основные цели контрактации и создания квазирынков.

30. Эффективность бюджетной децентрализации.

31. Гипотеза Тибу.

32. Бюджетный дефицит и государственный долг.

 

Практические задания

Задание 1

Установите соответствие между представителем экономической школы и его высказываниями относительно роли государства как субъекта экономики общественного сектора.

 

Представитель экономической науки Сущностно - функциональная роль государства как субъекта общественного сектора
1.Историческая школа (А. Вагнер) А: Обоснование первостепенной роли государства в осуществлении стабилизационной макроэкономи­ческой политики
2.Неоклассическая школа (А. Пигу) Б: Обоснование несостоятельности интервенцио­низма, т. е. государственного вмешательства в ры­ночную экономику
3.Кейнсианская школа (Дж. М.Кейнс) В: Выявлена закономерность - по мере роста госу­дарственных расходов темпы роста ВВП снижаются
4.Австрийская и неоавстрий­ская школы (Л. Мизес, Ф. Хайек, М. Ротбарт, И. Кирцнер) Г: Необходимость формирования институтов обще­ственного сектора обусловлена реализацией целе­вой установки развития общества - повышением благосостояния населения

 

       
       

 

Задание 2

2. Сформулируйте определения и запишите их в таблицу, приведите примеры видов общественных благ.

 

 

Вид общественного блага Определение Примеры
Чистое общественное благо    
Смешанное общественное благо    
Социально значимое благо    
Публичное благо    
Международное обществен­ное благо    

Задание 3

В таблице ранжированы предпочтения трех политических
партий А, В, С по необходимости финансирования трех правительственных программ X, Y, Z. Какой окончательный выбор предпочтений будет сделан, если все фракции количественно одинаковы:

 

Политическая партия Самое важное Средняя степень важности Наименее важное
А Y Z X
В Z X Y
С X Z Y

 

a)Z,X,Y;

6)X,Y,Z;

b)Y,X,Z

г) принятие единого решения невозможно.

Задание 4

Допустим Иванов, Петров, Сидоров и Симонов должны принять решение о последовательности определенных действий, каждое из которых проранжировано в соответствии со следующей шкалой предпочтений:

Иванов: А, Б, С, Д;

Петров: Б, С, Д, А;

Сидоров: С, Б, А, Д;

Симонов: Б, Д, С, А;

Какая программа действий будет принята:

а) Б, С, А, Д;

б) С,Б,А,Д;
в) Б,А,С,Д;

г) принятие единого решения невозможно.

Задание 5

В ситуации, изображенной на графике, кандидату следует ориентироваться:


а) на позицию медианного избирателя;

б) позицию модального избирателя;

в) позицию избирателя, проявляющего рациональное неведение;

г) позиции всех избирателей, участвующих в голосовании.

Задание 6

1. Оцените преимущества и возможные недостатки от проведения референдума как элемента избирательной системы. Считаете ли Вы, что в современном демократическом социальном государстве должна существовать развитая система прямой демократии?

2. Укажите любые четыре причины низкой явки избирателей на выборах.

3. Назовите любые четыре фактора, оказывающие влияние на выбор избирателя во время голосования.

Задание 7

1. Проведите сравнительный анализ трех моделей бюджетного федерализма (Модель фискального федерализма, Модель конкурентного фе­дерализма, Канадская модель бюджетного федерализма) с выделением классификационных признаков.

2. Проведите сравнительный анализ преимуществ и недостатков централизованных и децентрализованных схем борьбы с бедностью.

3. Установите соответствие между видом налога и уровнем формирования бюджета. Результаты запишите в таблицу.

 

Виды налогов Уровень формирования бюджета
1) Налог на добавленную стоимость А) Федеральный
2) Налог на имущество физических лиц Б) Региональный
3) Налог на имущество юридических лиц В) Местный
4) Налог на прибыль предприятий  
5) Земельный налог  
6) Транспортный налог  
7) Подоходный налог  
8) Таможенная пошлина  

4.

               
               

Задание 8

1. Опишите российскую модель социальной политики с учетом целей, задач, этапов реформирования, социальных принципов.

2. Выявите основные изменения, которые происходят в социальной политике при переходе от плановой экономики к рыночной экономике.

3. Заполните таблицу «Основные элементы российской системы социальной защиты населения».

 

Элемент Задача Примеры или типы программ
     

4. Распишите любую программу предоставления социальных или публичных услуг населению в соответствии предложенными категориями мониторинга.

Пример выполнения задания.

 

Вопрос Описание Назначение
Сколько? Сколько клиентов обслуживаются данным отделом? Сколько новых клиентов было зарегистрирова­но за отчетный период? Сколько клиентов выбыло за отчетный период? Сколько услуг каждо­го вида было предоставлено? Сколько произошло контактов с клиентами? Дает руководителям точные данные о числе обслуженных клиентов за определенный пе­риод времени, что позволяет лучше определить затраты и потребность в услугах
Кто? Кто получает услуги (целевая группа)? Обеспечивает обслуживание предусмотренных групп на­селения и помогает выявить группы, получающие услуги в недостаточном количестве
Что? Что (т. е. какая услуга) предостав­ляется? Обеспечивает предоставление всех услуг, на получение кото­рых имеют право клиенты, и не допускает предоставление услуг, на которые клиенты пра­ва не имеют
Когда? Какой период охватывает отчет о результатах мониторинга – день, неделю или месяц? Если указывается количество услуг, за какое время они были предоставлены? Позволяет руководителю выявить периоды, когда спрос на услуги повышается. Это помогает планировать работу и бюджет на весь год. Периодичность предоставления услуг (разовые, постоянные) позволят определить необходимый объем ресурсов и возможные результаты
Насколько хорошо? Насколько хорошо предоставляются услуги? Какова их стоимость для бюджета? Суть мониторинга состоит в определении того, насколько хорошо работает программа и в чем она требует улучшения. Важной частью оценки работы является сопоставление затрат и результатов

 

5. Заполните таблицу для каждой из перечисленных ниже программ. Цели программы уже указаны.

 

 

Цель Индикатор Источник и метод сбора данных
Программа жилищных субсидий
Обеспечение защиты малоимущих семей при повышении стоимости ЖКХ; участие малоимущих семей в программе адресное предоставление помощи наиболее нуждающимся    
Стимулирование более эффективного ис­пользования жилищного фонда в результате реализации программы жилищных субсидий    
Насколько эффективна программа    
Программа помощи безработным
Защита безработных от последствий потери заработка    
Помощь в трудоустройстве    
Эффективность программы помощи в тру­доустройстве    
Образование
Сохранение достигнутых или улучшение по­казателей работы учащихся    
Сохранение достигнутого или повышение качества образования    
Обеспечение надлежащей численности профессионального уровня преподавателей    
Содержание школьных занятий    

 

 

Тесты

1. Предметом экономики общественного сектора является:

а) формирование и использование ресурсов государства и влияние
государства на экономическое положение и поведение фирм и
домохозяйств;

б) совокупность ресурсов экономики, находящихся в распоряжении государства;

в) распределение и перераспределение средств между бюджетами
различного уровня;

г) оценка программ бюджетных расходов и их финансирования с
помощью налогов.

2. Использование возможностей общественного сектора оправдано, если:

а) имеются провалы рынка;

б) провалы рынка более существенны, чем провалы государства;

в) требуется перераспределение доходов в соответствии с принципами справедливости, принятыми в данном обществе;

г) верны ответы б и в.

3. Основными функциями государства в экономике общественного сектора являются:

а) стабилизационная, распределения ресурсов, распределения доходов;

б) стабилизационная, социальная, фискальная;

в) распределительная, учетная, контролирующая;

г) нет верного ответа.

4. В равновесии Линдал я налоги всегда:

а) соответствуют предельной готовности платить за общественное
благо;

б) неотрицательны для всех налогоплательщиков;

в) одинаковы для всех налогоплательщиков;

г) объясняют проблему безбилетника.

5. Особенностью клубного блага является то, что:

а) потребление такого блага одним лицом снижает выгоды от его
потребления другими лицами до нуля;

б) потребление такого блага одним лицом снижает выгоды от его
потребления другими лицами, но не до нуля;

в)потребление такого блага одним лицом не снижает выгоды от
его потребления другими лицами;

г)потребление такого блага одним лицом повышает выгоды от его
потребления другими лицами.

6. Парето-оптимум в обмене формируется, когда:

а) потери одного из участников перевешиваются выигрышем другого;

б) перераспределение благ приводит к потере полезности обоих
участников обмена;

в) увеличение полезности для одного из участников обмена невозможно без снижения полезности для другого участника;

г) оба участника могут выиграть от обмена.

7. Принцип второго наилучшего был впервые сформулирован:

а) Р. Липси и К. Ланкастером;

б) Д. Хиксон и А. Маршаллом;

в) Л. Вальрасом и В. Парето;

г) Ф. Эджуортом.

8. Какая функция общественного благосостояния помимо экономических переменных в качестве аргументов рассматривает различные аспекты социального состояния общества:

а) функция Ф. Ницше;

б) функция Дж. Ролза;

в) функция А. Бергсона;

г) функция Дж. Нэша.

9. Согласно взглядам Дж. Ролза:

а) неравенство в распределении доходов недопустимо;

б) необходимо повышать благосостояние наиболее обеспеченных,
так как они способны компенсировать неравенство;

в) неравенство в распределении доходов экономически оправдано;

г) неравенство в распределении доходов оправдано тогда, когда
оно способствует повышению благосостояния наименее обеспеченных членов общества.

10. Принцип компенсации Калдора-Хикса состоит в том, что:

а) позволяет разграничить проблему экономической эффективности и распределения;

б) те члены общества, чье благосостояние повысилось, могут компенсировать потери, понесенные другими индивидами, и при
этом сохранить прежний уровень благосостояния;

в) учитывает все изменения в благосостоянии индивидов;

г) является обязательным к исполнению в случае снижения полезности одним субъектом.

11. К причинам неравенства населения по уровню получаемых доходов не относятся:

а) участие в предпринимательской деятельности;

б) присвоение доходов от собственности на факторы производства;

в) качество человеческого капитала;

г) качество предоставляемых услуг населению.

12. Необходимым условием второй теоремы общественного благосостояния является:

а) существование равновесной системы цен;

б) наличие кривых безразличия и изоквант;

в) монотонная выпуклость кривых безразличия и изоквант;

г) Парето-эффективное распределение благ или ресурсов.

13. Функция общественного благосостояния, представленная
суммой благосостоянии отдельных индивидов называется:

а) функцией Нэша;

б) функцией Ролза;

в) функцией Бентама;

г) функцией Парето.

14. Укажите, что характеризует экономическую дифференциацию общества:

а) различие доходов и уровня жизни населения;

б) существование в обществе различных этнических общностей;

в) деление общества на социальные слои и группы;

г) выделение в обществе различных групп населения по роду их
деятельности.

15. Для определения прожиточного минимума используется метод:

а) сопоставления структуры доходов и расходов;

б) измерения физиологического минимума;

в) потребительской корзины;

г) дисконтирования.

16. Представительная демократия по сравнению с прямой демократией является:

а) более простым процессом голосования;

б) более профессиональным и эффективным механизмом разработки законов;

в) более простым правилом принятия политических решений;

г) верны все ответы.

17. Медианный избиратель - это избиратель, который:

а) в одинаковой степени симпатизирует всем политическим партиям;

б) имеет среднюю степень заинтересованности в решении общественных проблем;

в) голосует только за депутатов правящей партии;

г) относится к представителям среднего класса.

18. Нетранзитивность предпочтений трактуется как:

а) парадокс Кондорсе;

б) рациональный выбор;

в) парадокс предпочтений;

г) теорема Эрроу.

19. Парадокс голосования впервые сформулировал:

а) Жан Кондорсе;

б) Кеннет Эрроу;

в) Джеймс Бьюкенен;

г) Дуглас Норд,

20. Теория общественного выбора предполагает, что действия и
выбор людей, выполняющих государственные роли, определяются:

а) национальными традициями;

б) заботой об общественном благе;

в) их собственными интересами;

г) советами политических консультантов.

21. Какая процедура голосования не поддается манипулированию:

а) правило простого большинства;

б) выбор по максимальному значению;

в) процедура, при которой коллективное решение всегда будет совпадать с мнением одного избирателя (диктатура);

г) правило исключения проигравших.

22. Рациональное неведение отражает ситуацию, при которой:

а) избиратель не информирован о проведении выборов;

б) избиратель не участвовал в выборах, так как ему не интересны
данные кандидаты;

в) избиратель не голосовал, так как не видел в этом личной выгоды;

г) все ответы верны.

23. Пропорциональная избирательная система отличается от мажоритарной тем, что:

а) выборы являются всеобщими и равными;

б) голосование на участках является тайным;

в) избиратель голосует за списки кандидатов от избирательных
объединений;

г) победителем признается кандидат, получивший большинство в
своем округе.

24. Укажите в приведенном списке возраст граждан, имеющих
право участвовать в выборах в качестве избирателей:

а) 14 лет;

б) 16 лет;
в) 18лет;
г) 21 год.

25. Лоббизм - это:

а) влияние групп с особыми интересами на принятие решений законодателями и чиновниками;

б) взаимная поддержка депутатов путем обмена голосами при принятии законодательных решений;

в) регулирование процесса принятия экономических решений государством;

г) верны все ответы.

26. Логроллинг - это:

а) взаимная поддержка депутатов путем обмена голосами при
принятии законодательных решений;

б) принцип проведения избирательной компании;

в) механизм ограничения свободной законотворческой деятельности депутатов;

г) нет верного ответа.

27. Какую функцию из перечисленных ниже выполняют общественные финансы:

а) регулирующую;

б) контролирующую;

в) социальную;

г) фискальную.

28. Специфический налог устанавливается:

а) от доходов, извлекаемых на территории страны;

б) в фиксированной сумме на единицу блага;

в) исходя из принципов справедливости, характерных для данного
общества;

г) исходя из стоимости объекта налогообложения.

29. Критериями оптимальности налоговых систем не являются:

а) относительное равенство обязательств;

б) экономическая нейтральность;

в) организационная простота;

г) контролируемость со стороны плательщика.

30. При оптимальном налогообложении фактический объем производства каждого из товаров сокращается в одинаковой пропорции. Это утверждение называется:

а) правилом Корлета-Хейга;

б) правилом Рамсея;

в) принципом второго лучшего;

г) критерием Калдора-Хикса.

31. Теорема о децентрализации локальных общественных благ
основана на:

а) сопоставлении общественных издержек и выгод;

б) учете эффективности поставки общественных благ;

в) снижении уровня издержек;

г) верны ответы а и б.

32. Использование квазирынков дает возможность:

а) привлечь ресурсы частного сектора для производства общественных благ;

б) повысить эффективность внутри общественного сектора;

в) верны ответы а и б;

г) нет верного ответа.

33. Заключение контрактов с частными фирмами для реализации программ общественных расходов наиболее целесообразно, когда:

а) имеется конкурентный рынок услуг, необходимых для реализации программы;

б) результаты предстоящих действий могут быть заранее четко
определены;

в) приоритетное значение имеет минимизация затрат,

г) верны ответы а и в.

34. Контрактация представляет собой:

а) форму соучастия частного и общественного секторов в финансирование производства общественных благ;

б) форму собственности;

в) способ заработать доходы в условиях рыночной экономики;

г) организационно-правовую форму предпринимательской деятельности.

35. Согласно гипотезе Тибу, бюджетная децентрализация способствует:

а) усилению монополизации государства;

б) проявлению провалов государства;

в) достижению парето-эффективности;

г) росту доходов населения.

36. Трактовка системы социальной защиты как «контролируемого социального порядка» принадлежит:

а) Р. Титмуссу;

б) О. Бисмарку;

в) Я.Корнай;
г) М. Веберу.

37. Эффективная социальная политика государства с точки зрения снижения степени риска должна ориентироваться:

а) на меры смягчающего характера;

б) меры превентивного характера;

в) меры по преодоления негативных последствий;

г) верны все ответы.

 

Примерный перечень вопросов для сдачи зачёта по дисциплине

1. Роль государства в экономике.

2. Критерий Парето и альтернативные критерии.

3. Проблемы равенства и эффективности.

4. Функции общественного благосостояния.

5. Структура общественного сектора.

6. Первая и вторая теоремы экономики благосостояния.

7. Провалы рынка.

8. Общественные блага - определение, спрос и предложение. Равновесие Линдаля.

9. Условие Самуэльсона.

10. Принцип "второго лучшего".

11. Коллективные действия и коллективный выбор.

12. Правило простого большинства.

13. Теорема о медианном избирателе.

14. Процедуры принятия коллективных решений.

15.Представительная демократия - избиратели, политики, бюрократия.

16. Группы специальных интересов.

17. Причины и последствия коррупции.

18. Изъяны государства.

19. Формы общественных расходов.

20. Перемещения выгод и сферы действия программ общественных расходов.

21. Искажающее действие общественных расходов.

22. Неполнота информации и проблемы на рынке частного страхования.

23. Роль социального страхования.

24. Различные виды социального страхования.

25. Социальная помощь.

26. Контрактация и квазирынки.

27. Оценки затрат и результатов в частном и общественном секторах. Критерии оценивания.

28. Анализ издержки – результативность, издержки – полезность, издержки – выгоды.

29. Управление государственными активами: регулирование, приватизация.

30. Структура государственных доходов.

31. Классификации налогов.

32. Критерии оценки налоговых систем.

33. Сфера действия налога.

34. Воздействие налогообложения на рынок труда.

35. Перемещение налога на конкурентном и монополизированном рынках.

36. Анализ перемещения налогового бремени в контексте общего равновесия.

37. Избыточное налоговое бремя.

38. Мера искажающего действия налога.

39. Избыточное бремя налогообложения доходов и накоплений.

40. Избыточное налоговое бремя в контексте общего равновесия.

41. Цели и ограничения налоговой политики.

42. Правило Рамсея. Цены Рамсея.

43. Парето-эффективные налоговые структуры.

44. Спрос на общественные блага и бюджетная децентрализация.

45. Теорема о децентрализации.

46. Численность населения и масштабы производства локальных общественных благ.

47. Функции и расходы территориальных бюджетов.

48. Доходы территориальных бюджетов. Бюджетные гранды.

 

Критерии оценок знаний студентов

Оценка отлично ставится:

- за полное и глубокое знание программного материала;

- за умение логически мыслить, правильно и четко формулировать ответы на поставленные вопросы, свободно используя при этом специаль­ную лексику и терминологию данного курса.

Оценка хорошо ставится:

- за соответствие знаний студента предыдущим критериям, но при допущении им нечетких формулировок и неуверенности в ответе на постав­ленные преподавателем вопросы.

Оценка удовлетворительно ставится:

- при условии, что студент знает большую часть основного материала, но излагает его в основном поверхностно и сжато, без соответствующих комментариев, доказательств и выводов.

Оценка неудовлетворительно ставится:

- в том случае, когда студент не способен изложить основной материал ни в процессе устного, ни в процессе письменного контроля знаний студентов и затрудняется с ответами на дополнительные вопросы эк­заменаторов.

Первые три критерия соответствуют оценке знаний зачтено, четвертый – незачтено.

Учебно-методическое и информационное обеспечение учебной дисциплины

Основная литература

№ п/п Наименование Автор(ы) Год и место издания Используется при изучении разделов Семестр Количество экземпляров
В библиотеке На кафедре
  Экономика общественного сектора: учебник Ахинов Г.А., Мысляева И.Н. Москва: ИНФРА-М, 2013. 1,2     -
  Экономика и финансы общественного сектора: учебник Пономаренко Е.В., Исаев В.А. Москва: ИНФРА-М, 2010. 1,2   -  

Дополнительная литература

№ п/п Наименование Автор(ы) Год и место издания Используется при изучении разделов Семестр Количество экземпляров
В библиотеке На кафедре
  Государственные и муниципальные финансы: учебник Мысляева И.Н. Москва: ИНФРА-М, 2013.       -
  Институциональная экономика: учебное пособие. Олейник А.Н. Москва ИНФРА-М, 2012.   1,2     -
  Экономика государственного сектора Стиглиц Дж.Ю. Москва: Изд-во ИНФРА-М, 1997.         -
  Экономика общественного сектора: Основы теории государственных финансов: учебник для вузов Якобсон Л.И. Москва: Наука, 1995.   1,2     -

5.3. Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы:

1. Федеральная служба государственной статистики [официальный сайт]. – URL: http://www.gks.ru.

2. Министерство экономического развития РФ [официальный сайт]. – URL: http://www.economy.gov.ru.

3. Министерство финансов РФ [официальный сайт]. –http:// www.minfin.ru.

4. Портал электронной библиотеки - http://www.ihtik.lib.ru/

5. Информационно-поисковая система: Консультант Плюс - http://www. consultant.ru (edu. consultant.ru)

6. Электронно-библиотечная система (ЭБС) ООО «Издательский Дом ИНФРА-М» (доступ через Интернет-репозиторий образовательных ресурсов ВЗФЭИ). – URL: http://repository.vzfei.ru. Доступ по логину и паролю.

7. Федеральная ЭБС «Единое окно доступа к образовательным ресурсам». – URL: http://window.edu.ru. Доступ свободный.

8. Интернет-репозиторий образовательных ресурсов ВЗФЭИ– специфично организованная ЭБС, дополненная развитой системой функций обучения. – URL: http://repository.vzfei.ru. Доступ по логину и паролю.

9. Электронные каталоги АИБС МАРК-SQL: «Книги», «Статьи», «Диссертации», «Учебно-методическая литература», «Авторефераты», «Депозитарный фонд». – URL: http://www.vzfei.ru/rus/library/elect_lib.htm. Доступ свободный.

 

ГЛОССАРИЙ

Агент — индивид или организация, которые действуют от лица другого индивида или организации (принципала); например, врач является агентом пациента, главный управляющий компании — это агент собственников компании, ее акционеров, депутат парламента — агент избирателей.

Агентские отношения — существуют тогда, когда индивид или организация (агент) действует от лица другого индивида или организации (принципал).

Акциз— косвенный налог на продажу определенной продукции (алкоголя, табачных изделий, деликатесов, предметов роскоши и т.д.). Под акцизным минеральным сырьем признаются нефть и стабильный газовый конденсат, а также природный газ.

Анализ эффективности издержек — метод оценки эффективности разных вариантов проекта, результаты которого сопоставимы в нестоимостных показателях и критерием выбора которого является наибольший результат с наименьшими затратами.

Асимметричная информация — неполная, неравномерно распределенная, некачественная информация. Неполнота информации, ее неравномерное распределение между покупателями и продавцами ведут к тому, что покупа­тели и производители могут принимать неверные решения, неэффективно используют ресурсы.

Асимметричная информация в общественном секторе — неполная, неравномерно распределенная, некачественная информация; возникает тогда, когда индивиды или организации, функционирующие в общественном секторе, знают что-то, чего не знают другие индивиды и организации. Правительс­тво, государственные органы, бюрократия вообще обладают информацией, которая может быть недоступна избирателям.

Безвозмездные перечисления — финансовая помощь из бюджетов вышестоящего уровня бюджетам нижестоящего уровня. Безвозмездные перечисления могут принимать форму нецелевой (дотации), целевой (субвенции) и долевой (субсидии) помощи.

Благосостояние — состояние благополучия или процветания, связанное с богатством, достатком.

Бюджет — план доходов и расходов государства, утверждаемый парламен­том. Бюджет представляет собой денежные отношения, которые возникают у государства с субъектами хозяйства (фирмами и домашними хозяйствами) по поводу образования и распределения бюджетного фонда в ходе производства, распределения и использования ВВП для целей социального, экономического и территориального развития в рамках конкретного временного периода (как правило, годового, реже — трехлетнего), разрабатываемый и принимаемый различными ветвями публичной власти в форме закона.

Бюджет муниципального образования — форма образования и расходова­ния денежных средств, предназначенных для выполнения задач и функций, отнесенных к компетенции местного самоуправления.

Бюджет субъекта РФ — финансовый план и фонд денежных средств субъекта Федерации.

Бюджетирование, ориентированное на результаты, — более прогрессивная (по сравнению с затратным методом) методология подготовки и исполнения бюджета, в соответствии с которой акцент переносится с затрат на резуль­таты.

Бюджетная система — совокупность отношений и институтов, в рамках которой реализуется бюджет РФ.

Бюджетное послание Президента РФ — документ, который в начале каж­дого года направляется Президентом РФ Федеральному Собранию. В данном документе Президент РФ обозначает важнейшие стратегические и тактические приоритеты бюджетной политики на очередной финансовый год и среднесрочную перспективу.

Бюджетный процесс — составление, рассмотрение, утверждение, испол­нение бюджета и контроль на всех этапах этого процесса, возведенные в рамки закона.

Бюро — специализированное подразделение государственного аппарата, финансируемого из бюджета, обладает монополией на информацию об издержках общественного проекта. <

Бюрократическая монополия — свойство бюрократии, означающее, что бюрократия часто является единственным экономическим субъектом, определяющим масштабы тех или иных государственных расходов.

Бюрократия — та часть государственного сектора экономики, которая непосредственно ответственна за реализацию экономических проектов, за реализацию экономической политики вообще. Представляет собой систему государственного управления, осуществляемого особым аппаратом, отделен­ным от общества, а также особый слой людей, связанных с государственным управлением.

Важнейшие критерии при приватизации государственных корпораций — во-первых, возможность получения государственных доходов от привати­зации; во-вторых, возможность государственного регулирования провалов рынка таким способом, который ведет к повышению эффективности про­изводства с учетом издержек регулирования.

Важнейшие тенденции развития производства в рамках государственного сектора — во-первых, уменьшение масштабов производства в государствен­ном секторе; во-вторых, продолжение приватизации государственных пред­приятий; в-третьих, продолжающийся процесс реструктуризации государ­ственных предприятий и организаций.

Ведомственная классификация расходов — перечень главных распоряди­телей бюджетных средств.

Взаимодополняющие внешние эффекты — возникают в ситуации, когда при производстве или потреблении благ появляются внешние эффекты, дополняющие друг друга. Пример положительных взаимных внешних эффектов — это пример с пасекой и фруктовым садом.

Внешние эффекты — издержки или выгоды, которые достаются «третьим лицам», не участвующим в рыночной сделке, т.е. внешние эффекты оказы­вают воздействие на производителей или потребителей, не вовлеченных в процесс купли-продажи данного товара.

Вторая фундаментальная теорема экономики — если потребители и производители руководствуются своими предпочтениями, нет возрастающей отдачи (кривая производственных возможностей выпукла), то оптимальным по Парето состоянием экономики является конкурентное равновесие любого начального распределения ресурсов.

Выявление предпочтений — предоставление информации поставщику общественных благ о том, как оценивается потребителем польза от потребления этих благ.

Главная особенность анализа издержек и выгод по проектам государственных расходов — использование альтернативных методов оценки затрат и выгод в условиях, когда рыночные цены не отражают общественные издержки и общественные выгоды.

Государственные внебюджетные фонды — государственные фонды денежных средств, которые образуются вне бюджета и управляются органами государственной власти. Средства таких фондов формируются преимущест­венно за счет страховых платежей, которые отчисляются предприятиями всех форм собственности и составляют определенный процент от фонда оплаты труда. Существу



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 621; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.166.224 (0.014 с.)