(Составлено Михалкиной Е.В. по: Роик В.Д.Старость должна быть достойно обеспеченной // Человек и труд. - 2003. - № 7.)
Институт пенсионного обеспечения
| Основные принципы
| Метод
финансирования пенсий
|
Государственное
пенсионное
обеспечение
| Основано на финансировании пенсий за счет федерального бюджета. Используется для лиц, в отношении которых другие институты по тем или иным причинам оказались недоступными или малоэффективными
| Бюджетный и (или) налоговый методы
|
Обязательное
пенсионное
страхование
| С помощью коллективных (массовых) форм страхования социальных рисков позволяет сохранить жизненный уровень, достигнутый в трудоспособном периоде. Данный институт получил широкое распространение в индустриальных и постиндустриальных обществах
| Распределительный и (или) накопительный методы
|
Дополнительное
пенсионное
обеспечение
| Данный институт включает в себя негосударственные пенсии, выплачиваемые в рамках договоров с негосударственными пенсионными фондами, финансируемые за счет взносов работодателей и работников в свою пользу и дохода, полученного от их инвестирования
| Накопительный метод, а также средства региональных и местных бюджетов
|
Метод
| Преимущества
| Недостатки
|
Самоадресация
| Отсутствие административной нагрузки по проверке нуждаемости.
Не исключает нуждающихся в помощи.
Особенно эффективна в случае незначительного объема помощи или необходимости личных затрат малоимущего в обмен на получаемую помощь
| Существует вероятность включения в программу тех, кто реально не нуждается в помощи. Если механизм самоадресации проработан плохо, то возможно произойдет увеличение бюджетных расходов на ее реализацию
|
Категоризация
| Надежный подход при наличии трудностей в получении информации о доходах. Относительная простота реализации (существуют четкие критерии определения участников)
| Принадлежность к определенной категории может быть не связана с нуждаемостью в социальной помощи
|
Оценка уровня доходов
| Уровень доходов является надежным показателем нуждаемости.
Простота исполнения. Формальное исключение ошибок
| Требует определенных административных усилий (персонал для приема документов и проверки права на получение помощи).
Возможны злоупотребления в случае занижения фактического уровня доходов
|
Оценка имущест-венного положения
| Имущественное обеспечение является надежным показателем нуждаемости. Простота исполнения. Формальное исключение ошибок
| «Имущественный фильтр» может исключить некоторых действительно нуждающихся в помощи граждан.
Проверка имущественного положения увеличивает стоимость администрирования программы
|
Косвенные методы определения уровня доходов
| Метод работает при отсутствии полноты данных о доходах за счет учета различных факторов
| Вероятность высокого уровня ошибок включения/ исключения в случае, если используемые индикаторы не достаточно четко связаны с бедностью
|
Критерии, разработанные внутри местного сообщества
| Могут быть эффективными при отсутствии достаточных данных о доходах.
Обеспечивают гибкость и возможность выявления нуждающихся на местах. Основаны на местных знаниях о потребностях жителей
| Могут усилить процесс исключения нуждающихся из программ социальной помощи. Принимающие решения лица могут преследовать личные цели.
Возможно снижение эффективности деятельности лидеров местных сообществ
|
(Составлено Михалкиной Е.В. по: Хатри ГЛ. Мониторинг результативности в общественном секторе / пер. с англ. - М.: Фонд «Институт экономики города», 2005. - С. 20-34.)