Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 7. Особенности некоммерческого сектора в рамках общественного сектора экономики

Поиск

План

1. Социально-экономическое содержание некоммерческого хозяйствования.

2. Источники формирования ресурсов некоммерческого сектора.

3. Формы финансового регулирования деятельности некоммер­ческого сектора.

4. Формы и методы организационно - финансового регулирова­ния деятельности некоммерческого сектора в России.

 

1. Социально-экономическое содержание некоммерческого хозяйствования

Современная экономика состоит из трех секторов. Первый - го­сударственный - включает все виды предприятий и организаций, основанных на государственной форме собственности. Второй - коммерческий. Он охватывает негосударственные коммерческие фирмы, действующие на основе рыночных законов. Третий сектор - некоммерческий, объединяющий совокупность негосударственных некоммерческих организаций, егочасто называют негосударственным, неправительственным, независимым, некоммерческим, неприбыльным, благотворительным, добровольческим, сектором добровольной активности.

Третий сектор интенсивно развивался в послевоенный период в развитых странах, что непосредственно связано со становлением гражданского общества, и до недавнего времени рассматривался как необходимая, но экономически маловыгодная часть современ­ного общества. Однако в последнее время он все чаще восприни­мается как фактор стабильного и устойчивого развития.

В условиях существования и провалов рынка и изъянов госу­дарства производство и потребление общественных и смешанно-общественных благ не может быть ни полностью отдано на откуп рынку, ни полностью изолировано от него.

Производство и реализация благ и услуг коллективного поль­зования обеспечиваются государственным, рыночным и неком­мерческим секторами экономики, однако у каждого сектора своя «рыночная» ниша. Задача государства - обеспечить гарантии пот­ребления общественных благ - как правило, на минимальном уровне.

Реальный же спрос на общественные услуги весьма дифферен­цирован по вертикали, поэтому рынок возьмет на себя верхнюю часть максимального платежеспособного спроса, а некоммер­ческий сектор - производство благ и услуг сверх минимальных государственных гарантий. При этом механизмы реализации по­ставленных задач существенно разнятся.

В то время как государство пытается обеспечить всеобщность охвата и равнодоступность общественных услуг за счет расши­рения общегосударственных программ, что часто противоречит эффективному перераспределению государственных финансовых ресурсов в условиях их постоянного дефицита и ведет к усилению нагрузки на бюджет и на налогоплательщиков, некоммерческий сектор берется за обеспечение потребностей, находящихся за рам­ками массового однородного спроса, путем обеспечения дифференцированности доступа к общественным благам, адресности при их предоставлении.

В условиях ориентации рынка на платежеспособный спрос в ущерб всеобщности охвата, которой добивается государство часто путем весьма расточительных усилий, вызревает противоречие между разнонаправленностью их усилий. Идет поиск сбаланси­рованной, оптимальной и по экономическим, и по социальным критериям эффективности.

Это объективное противоречие частично может быть разрешено в новом социально-экономическом механизме, действующем в некоммерческом секторе и получившем название механизма не­коммерческого хозяйствования.

Его особенности состоят в следующем:

- ориентации деятельности не на прибыль;

- не в отрицании прибыли как таковой, а использовании ее как средства для достижения провозглашаемых целей;

- сочетании экономической эффективности рыночного хозяй­ствования с социальной эффективностью деятельности госу­дарства;

- функционировании в рамках некоммерческого сектора.

Некоммерческий сектор имеетособый механизм хозяйствования, сочетающий экономическую эффективность рынка и социальную эффективность государства:

- отказ от максимализации прибыли в обмен на поддержку об­ществом либо местным сообществом целей деятельности;

- прибыль становится не целью, а средством достижения об­щественно значимых задач;

- формирование ресурсов на принципах совместного финан­сового участия заинтересованных сторон;

- конкурентные начала в распределении ресурсов (грантов, проектов и т.д.).

Преимущества механизма некоммерческого хозяйствования, обусловленные его конституирующими признаками, позволяют некоммерческому сектору во многих случаях преодолевать и про­валы рынка, и изъяны государства эффективнее, чем каждый из секторов в отдельности.

Независимый характер деятельности третьего сектора на Западе позволяет ему иметь высокую степень авторитетности и у бизнеса, и у населения. Некоммерческий сектор может преодолевать такие изъяны государства, как неспособность полностью контролировать последствия принимаемых решений, реакцию аппарата на свои действия, ограниченность контроля над ним. Независимый мо­ниторинг общественного мнения, осуществляемый некоммерческими организациями, с одной стороны, зачастую выполняет роль постоянного «взбадривания» чиновников, с другой - способствует развитию групповой и гражданской активности.

Механизм некоммерческого хозяйствованияобладает целым рядом преимуществ, которые позволяют третьему сектору более эффективно, чем государству, исправлять провалы рынка и осу­ществлять производство и доставку потребителю общественных благ. К этим преимуществам можно отнести:

1. Децентрализацию управления. Речь идет о реализации потреб­ности в самоуправляемом механизме, способном обеспечить ра­зумный баланс между обязательствами государства, гражданской и личной ответственностью. Некоммерческие организации могут более эффективно выполнять программы, для которых нужна ши­рокая поддержка населения.

2. Смешанное финансирование.В рамках некоммерческого сектора существует реальная возможность децентрализованного привлечения различных финансовых потоков, как бюджетных, так и внебюд­жетных, и аккумулирования распыленных финансовых ресурсов, которые иначе не были бы задействованы. Помимо чисто финан­совых источников некоммерческий сектор реализует возможность привлечения дополнительных ресурсов путем широкого использо­вания добровольного неоплаченного труда (волонтерства).

3. Относительная независимость, определенная устойчивость.Множественность источников финансирования обеспечивает, как правило, определенную независимость организации и ее устойчи­вость в условиях резких конъюнктурных колебаний.

4. Адресностьпри предоставлении услуг коллективного пользо­вания ввиду максимальной близости к потребителям.

5. Вневедомственный подход, т.е. меньшая зависимость от поли­тических факторов, давления бизнеса. Услуги в рамках некоммер­ческого сектора менее стандартизированы, более разнообразны, чем в государственном секторе. Здесь отсутствуют жесткая регла­ментация и опасность чрезмерной бюрократизации.

6. Гибкость механизма хозяйствования:

а) организации некоммерческого сектора могут относительно
легко создаваться и расформировываться, образуясь непосредственно для реализации конкретных целей;

б) они имеют возможности для развития новых путей, способов
решения проблем, могут быстро принимать решения и оперативно
откликаться на любые потребности, поскольку имеют более низкие
трансакционные издержки;

в) они могут изменять характер обслуживания в соответствии с индивидуальными требованиями, что обеспечивает значительную степень диверсификации услуг.

Высокая гибкость механизма некоммерческого хозяйствования, возможность заполнения даже самых незначительных по масшта­бам ниш потребительского спроса, т.е. возможность удовлетво­рения глубоко структурированных потребностей при отсутствии ориентации на прибыль и относительно минимальных издержках, чего не дает ни рынок, ни государство, делают некоммерческую деятельность весьма привлекательной для общества.

Некоммерческих организаций, провозглашающих своей це­лью достижение общественно полезных целей великое множество. Исходя из критерия конкретизации этих целей, можно классифи­цировать три группы некоммерческих организаций. Первая - это некоммерческие организации, ставящие своей целью усовер­шенствование всего общества с помощью политических методов, изменение государственной политики, защиту интересов кон­кретных групп. Речь идет о политических партиях, движениях (женские ассоциации, молодежные образования, потребительские общества).

Вторая группа - так называемые клубные структуры, организа­ции, которые реализуют интересы учредителей и их членов, - люби­тели пива, этнографии, спорта и т.д. К ним относятся и ассоциации промышленников и предпринимателей, торгово-промышленные палаты, биржи. Речь идет об объединении групп лиц со схожим социальным статусом, интересами, вкусами, образом жизни и обслу­живании неоднородного, территориально расчлененного спроса, ограниченного только платежеспособностью.

Третья группа - самая крупная по масштабам. Здесь цели - в обслуживании интересов внешних потребителей, которые, как правило, максимально совпадают с целями государства сделать блага коллективного пользования равнодоступными, при макси­мальной адресности. Существенной частью данной группы НКО являются благотворительные и другие организации с четко выраженными социальными, социально-культурными целями, направ­ленными на реализацию общественных интересов.

Целый ряд некоммерческих организаций довольно сложно чет­ко отнести к одной из выделенных категорий, поскольку они могут совмещать, комбинировать различные виды деятельности.

Для анализа финансов некоммерческого сектора необходима клас­сификация структур некоммерческого сектора, которая исходит из анализа их источников финансирования и подразделяет организации третьего сектора на три основных типа (См.: Жильцов Е.Н.Экономика общественного сектора и некоммерческие организации. М., 1995. C.I80-I8I.): первый тип - учреждение, которое создается собственником для осуществления социально-культурных и иных функций некоммерческого характера и финанси­руется преимущественно им; второй тип - общественные, религиозные организации, добровольные объединения, ассоциации (союзы) органи­зуются на основе членства и финансируются преимущественно за счет взносов участников; третий тип - фонды,не имеющие статуса некоммерческих организаций, учреждаются гражданскими и юриди­ческими лицами на основе добровольных имущественных взносов для достижения общественно полезных целей.

При этом следует иметь в виду, что не только в обществе в целом, но, что важнее, в рамках социально значимых отраслей (здравоох­ранение, образование, культура, наука и др.) мирно сосуществуют, взаимно дополняя друг друга, не только различные группы неком­мерческих организаций, но и организационные структуры всех трех секторов. Так, например, в США большинство детей учатся в государственных школах, большинство студентов - в государ­ственных вузах, притом, что существует широкая прослойка част­ных коммерческих и множество некоммерческих образовательных учреждений. В то же время в здравоохранении наибольший объем больничных услуг оказывается в некоммерческих стационарах, дополняемых деятельностью коммерческих больниц. Однако ле­чение наиболее социально значимых для общества заболеваний (психические, туберкулез и т.д.) осуществляется преимущественно в государственных больницах.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 399; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.20.3 (0.012 с.)