Теоремы экономики благосостояния 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теоремы экономики благосостояния



Рассмотренные выше условия представляют собой условия эффективности по Парето. Рассмотрим рыночные структуры (точнее, состояния рынка), при которых действуют эти условия. Связующими звеньями между понятиями общего конкурентного равновесия и условиями Парето-эффективности являются два те­оретических положения, которые называются фундаментальными теоремами экономики благосостояния.

Первая фундаментальная теорема экономики благосостояния утверждает, что общее конкурентное равновесие является Парето-эффективным.

Выше мы отметили, что общее конкурентное равновесие пред­полагает оптимизацию потребительского поведения, максимиза­цию его полезности, оптимизацию поведения производителей и максимизацию прибыли. Между условиями общего конкурент­ного равновесия и условиями эффективности по Парето сущест­вует тесная связь. В частности, оптимизация потребительского поведения предполагает эффективность обмена, оптимизация поведения производителей - производственную эффективность, а вместе взятые, они предполагают эффективность высшего по­рядка, т.е. эффективность размещения ресурсов. Таким обра­зом, равновесие на конкурентном рынке отвечает всем условиям Парето-эффективности.

Вторая фундаментальная теорема экономики благососто­яния утверждает, что если потребители и производители руководствуются своими предпочтениями, нет возрастающей отдачи (кривая производственных возможностей выпукла), то оптимальным по Парето состоянием экономики являет­ся конкурентное равновесие любого начального распределения ресурсов.

В отличие от первой теоремы вторая фундаментальная теорема экономики благосостояния требует дополнительной предпосылки об отсутствии возрастающей отдачи.

Какое отношение имеют эти теоремы к экономике обществен­ного сектора? Какова их роль в экономической теории общественного сектора?

Если мы рассматриваем совершенную конкуренцию, то поло­жения первой фундаментальной теоремы экономики благососто­яния принимаются как действительные. В этих условиях, усло­виях эффективного использования ресурсов, нет необходимости государственного вмешательства в экономику. Могут быть другие основания для этого вмешательства, но не с позиций эффектив­ности экономики.

Однако вторая фундаментальная теорема свидетельствует о том, что государство может вмешаться в экономику с целью достижения более справедливого результата без снижения эффективности.

Вспомним, что любая точка на кривой потребительских воз­можностей может быть достигнута в результате перераспределения ресурсов. При этом, как говорит первая фундаментальная теорема, любое распределение ресурсов будет Парето-эффективным. Пред­положим, что в точке D на кривой потребительских возможностей ресурсы распределены определенным образом и имеет место эф­фективность по Парето (рис. 2.1). Ресурсы в экономике использу­ются эффективно, но несправедливо, имеет место ярко выражен­ное неравномерное их распределение. Если общество предпочтет другое распределение ресурсов, например в точке D1), то оно также будет экономически эффективным, но вместе с тем и более спра­ведливым. При этом нет необходимости отказываться от рыночной экономической системы. Государству потребуется первоначальное перераспределение ресурсов, а рыночная экономика обеспечит их эффективное по Парето использование.


Рис. 2.1. Кривая потребительских возможностей и теоремы благосостояния

Многие экономисты подвергают сомнению практическую значимость этих теорем. В их основе лежит положение об общем конкурентном равновесии. Достижимо ли оно в принципе? Кейнсианцы, например, сомневаются в том, что конкурентная экономика вооб­ще стремится к равновесию. Другие экономисты считают, что эко­номика стремится к равновесию, но никогда его не достигает.

В отношении второй теоремы также выдвигаются критичес­кие аргументы. В частности, Ф. фон Хайек (1899-1992, лауреат Нобелевской премии по экономике, 1974) указывал: государство, чтобы достичь Парето-эффективного размещения ресурсов, долж­но знать заранее предпочтения всех индивидуумов и технологию производства, что необходимо для подсчета предельных издержек и предельных норм замещения. На практике только рынок может предоставить такую информацию. Получается, что государство нуждается в информации до того, как принять решение о пере­распределении ресурсов, но информация может быть получена только после того, как начнут действовать рынки.

Действительно, реальная экономика далека от предпосылок о всеобщем конкурентном равновесии, лежащих в основе фундамен­тальных теорем. Вместе с тем экономист должен знать, что такое в принципе эффективная экономика, чтобы определить, в чем может состоять ее неэффективность и когда возникает необходимость государственного вмешательства в экономику с позиций эффек­тивности. Это возможно лишь при сравнении реальной экономики с ее идеальной моделью.

Важнейшими недостатками (сбоями) рынка в рамках микро­экономической теории, рассматриваемыми с позиций эффектив­ности, являются упомянутые в предыдущей главе общественные блага, внешние эффекты и асимметричная информация. Именно данные сбои рынка являются важнейшими конкретными аргумен­тами необходимости государственного вмешательства в экономику с позиций эффективности экономики.

Анализируя эффективность экономики, надо иметь в виду, что государственное вмешательство в экономику вовсе не обязательно приведет к повышению эффективности по сравнению с конкурент­ным рынком. Например, расходы, связанные с государственным регулированием, могут превысить потери из-за рыночной неэф­фективности.

Вместе с тем обоснование необходимости государственного вмешательства в экономику не всегда осуществляется с позиций эффективности экономики. Это обоснование часто проводится с позиций справедливости и равенства. То, что экономика является Парето-эффективной, еще не означает, что доходы в ней распреде­лены справедливо и все счастливы. Рыночный механизм в принци­пе ведет к неравномерному распределению доходов. Появляются группы людей без средств к существованию, что противоречит таким нравственным принципам человечества, как справедли­вость, милосердие, любовь к ближнему, взаимопомощь. Развива­ется система государственного социального обеспечения, которая предоставляет пособия безработным, инвалидам, пенсионерам. Это осуществляется через механизм государственного перераспределения доходов.

Другим примером необходимости государственного вмешатель­ства с позиций справедливости и равенства, т.е. независимо от эффективности производства, является обеспечение всех членов общества в условиях рынка так называемыми жизненно важными благами и ограничение потребления «жизненно вредных благ». Предполагается, что индивиды могут действовать не в своих собс­твенных интересах. Даже хорошо информированные потребители принимают вредные для них решения.

Жизненно важные блага (merit goods) - это блага, которые общество принуждает индивидуумов потреблять независимо от их предпочтений и возможностей.

Жизненно вредные блага (dismerit goods) - это блага, от по­требления которых общество принуждает индивидуумов от­казаться независимо от их предпочтений и возможностей.

Примерами жизненно важных благ могут служить ремни бе­зопасности в автомобиле, начальное и среднее образование, вак­цинация от полиомиелита. К жизненно вредным благам можно отнести курение, потребление наркотиков, превышение скорости. Государство стимулирует их потребление или отказ от потребле­ния разными методами, в том числе законодательными актами, бесплатным предоставлением жизненно важных благ, уголовным преследованием производства и продажи некоторых социально вредных благ и другими способами.

Наконец, необходимость государственного вмешательства в экономику обосновывается с позиций макроэкономической стабиль­ности. Если в принципе рыночная экономика не стремится или не достигает общего конкурентного равновесия, то необходимо обеспечить это равновесие через государственный механизм мак­роэкономического регулирования экономики.

Таким образом, теоретическое обоснование необходимости государственного вмешательства в экономику осуществляется спозиций эффективности (рыночных сбоев), справедливости иравенства, макроэкономической стабильности. В экономике об­щественного сектора основное внимание будет уделено первым двум аспектам, т.е. рассмотрению государственного вмешательства с позиций эффективности и справедливости.

Проблемы макроэкономического регулирования традиционно рассматриваются в курсе макроэкономической теории. Вместе с тем необходимо иметь в виду, что макроэкономическая политика тесно связана с развитием общественного сектора экономики. Поэтому в курсе экономики общественного сектора мы неизбежно будем касаться проблем макроэкономической политики государства.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 1067; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.79.60 (0.009 с.)