Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Экономика общественного сектора

Поиск

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Рязанский государственный университет

Имени С.А. Есенина»

 

 

Экономика общественного сектора

учебное пособие

 

Уровень основной образовательной программы: магистратура

 

Направление подготовки: 081100 Государственное и муниципальное управление

 

Магистерская программа Управление в государственных и муниципальных учреждениях

 

Форма обучения: очная, заочная

Срок освоения ООП: нормативный – 2г. (очная); 2г. 5м-цев (заочная)

 

Факультет: социологии и управления

Кафедра: управления персоналом

 

 

Рязань, 2016

 

Летунов В.Н., Василенкова О.В. Экономика общественного сектора: Учебное пособие.

 

 

В учебном пособии рассматриваются теоретические и практические основы функционирования общественного сектора экономики: функции государства в экономике; понятие общественного сектора; эффективность и общественное благосостояние; общественный выбор; государственные доходы; распределение налогового бремени; общественные расходы; особенности некоммерческого сектора в рамках общественного сектора экономики; бюджетный федерализм; производство в государственном секторе экономики; социальная политика государства.

Включает вопросы для самостоятельной работы, практические задания для обсуждения, планы семинарских и практических занятий, примерные темы докладов, рефератов, эссе, а также тесты, понятийный аппарат и приложения.

Для студентов магистратуры по направлению подготовки «Государственное и муниципальное управление». Может быть полезно также всем, изучающим экономические, управленческие и социальные дисциплины.

 

Введение

Экономика общественного сектора как наука возникла на стыке экономических, юридических, политических и социальных научных направлений.

Общественный сектор экономики является одним из важнейших элементов организации рыночной системы хозяйствования, при этом государство рассматривается как основной субъект экономики общественного сектора. В общественном секторе экономики наращиваются ресурсы для реализации интересов общества в целом, удовлетворяется спрос на общественные блага и услуги, компенсируются «изъяны» рынка, решаются вопросы социаль­ного обеспечения и страхования.

Проблемной составляющей данной отрасли знаний являются всевозможные организационно-экономические и управленческие аспекты, характери­зующие особенности деятельности субъектов государственного, частно­го и негосударственного секторов экономики.

Учебное пособие преследует несколько важных целей. Например, освоив учебную дисциплину, студент должен получить возможность:

- понять необходимость развития государственного сектора в рыночной экономике;

- теоретически обосновать необходимость государ­ственного вмешательства в рамках микроэкономики с пози­ций эффективности и справедливости;

- ознакомиться с теорией общественного выбора, определить проблемы и трудности государственного регули­рования экономики - выявить недостат­ки («изъяны») государства, сопоставить их с недостатками («изъянами») рынка;

- ознакомиться с основными на­правлениями развития государственного сектора в экономи­ческой и социальной сферах, механизмом и инструментами государственного вмешательства в экономику.

Кроме этого студент должен уметь:

- формулировать и анализировать доводы за и против экономической роли государства в рыночной экономике;

- обосновывать и понимать закономерности деятельности об­щественного сектора экономики и параметры его эффек­тивности.

При разработке учебного пособия были использованы материалы таких авторов как Г.А. Ахинов, Е.Н. Жильцов, Е.В. Пономаренко, В.А. Исаев, Е. В. Михалкина и другие.

Структура и содержание дисциплины

Очная форма обучения (срок обучения 2 года)

№ семестра № раздела Наименование раздела учебной дисциплины   Виды учебной деятельности, включая самостоятельную работу студентов (в часах) Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)
Л ЛР ПЗ СРС всего
    Экономическая роль государства   -        
    Функции государства в экономике. Понятие общественного сектора   -         1,2 неделя Доклад, обсуждение  
      Эффективность и общественное благосостояние   -       3,4 неделя Доклад, обсуждение, эссе
      Общественный выбор   -         5,6 неделя Реферат, тестирование
    Организация и управление в общественном секторе   -        
      Государственные доходы   -       7,8 неделя Доклад, обсуждение, собеседование
      Распределение налогового бремени.   -       8,9,10 неделя Доклад, обсуждение, реферат
      Общественные расходы   -       10,11,12 неделя Доклад, обсуждение
    Особенности некоммерческого сектора в рамках общественного сектора экономики - -           12,13,14 неделя Эссе  
      Бюджетный федерализм   -       14,15,16 неделя Доклад, собеседование  
    Производство в государственном секторе экономики     -       16 неделя Реферат, тестирование
    ИТОГО           Зачёт

Заочная форма обучения (срок обучения 2 года 5 месяцев)

№ семестра № раздела Наименование раздела учебной дисциплины   Виды учебной деятельности, включая самостоятельную работу студентов (в часах)
Л ЛР ПЗ СРС всего
    Экономическая роль государства   -      
    Функции государства в экономике. Понятие общественного сектора   - -    
    Эффективность и общественное благосостояние - -      
      Общественный выбор - -      
    Организация и управление в общественном секторе   -      
      Государственные доходы - - -    
    Распределение налогового бремени. - -      
    Общественные расходы   - -    
    Особенности некоммерческого сектора в рамках общественного сектора экономики - -          
      Бюджетный федерализм - -      
    Производство в государственном секторе экономики   - - -    
    ИТОГО          

 

Раздел 1

Эффективность рынка

В экономической теории общественного сектора необходимость государственного вмешательства в экономику обосновывается с позиций эффективности и справедливости, но главным образом - с позиций эффективности. Речь идет об экономической эффек­тивности рыночной конкуренции. Там, где рыночная конкуренция дает сбои, т.е. не обеспечивает эффективного распределения и использования ресурсов, необходимо государственное вмешатель­ство в экономику с целью более эффективного использования ограниченных ресурсов общества. Но прежде чем приступить к детальному анализу недостатков (сбоев) рынка, т.е. начать разговор о том, где государство должно вмешиваться в рыночную экономику, следует вспомнить из курса микроэкономики, как связаны между собой эффективность и конкуренция.

В современной рыночной экономике важнейшую роль играет частный сектор, в котором производится большая часть ВВП стран с развитой экономикой. Считается, что частный сектор, где гос­подствует конкуренция, более эффективен, чем государственный сектор экономики.

В каком смысле конкурентная рыночная система является эф­фективной? Ответ на этот вопрос дают две фундаментальные те­оремы экономической теории благосостояния, выступающие также важнейшими теоретическими предпосылками экономики обще­ственного сектора.

Благосостояние- это состояние благополучия или процвета­ния, связанное с богатством, достатком.

Экономическая теория благосостояния(welfare economics) - на­правление современной экономической теории, которое исследу­ет содержание индивидуального и общественного благосостояния, определяющие его факторы, влияние институциональ­ных особенностей экономической системы на благосостояние общества.Одной из важнейших проблем экономической теории благо­состояния является вопрос о том, какие институты обеспечивают лучшее сочетание индивидуальных интересов и общественного блага. Рассматривается, главным образом, воздействие на обще­ственное благосостояние таких институтов, как свободный рынок, рынок в сочетании с государственным регулированием, централи­зованное планирование. С возникновением этой теории связаны, прежде всего, имена итальянского экономиста Вильфредо Парето(1848-1923, Лозанская экономическая школа) и английского эко­номиста Артура Пигу(1877-1959, Кембриджская экономическая школа).

Прежде чем сформулировать фундаментальные теоремы эко­номической теории благосостояния, мы должны вспомнить, что такое общее конкурентное равновесие и условия, при которых эко­номика является эффективной.После этого понятия конкуренции и эффективности используются для формулировки фундаменталь­ных теорем благосостояния.

Общее конкурентное равновесие существует тогда, когда субъ­екты рынка являются ценополучателями, а цены изменяются таким образом, что исчезают избыточные спрос и предложе­ние, при этом рынки уравновешиваются.

Таким образом, поведение субъектов рынка в этом случае яв­ляется конкурентным, т.е. потребители и производители цены принимают как данные. Цены, в свою очередь, изменяются в ре­зультате несовпадения спроса и предложения, вследствие этого исчезают избыточный спрос и избыточное предложение, на всех рынках устанавливается равновесие (markets clear). В условиях общего конкурентного равновесия потребители максимизируют свою полезность, а производители максимизируют получаемую прибыль. Общие условия максимизации полезности и максимиза­ции прибыли, сформулированные в микроэкономической теории, выглядят следующим образом:

Условие максимизации полезности: потребители максимизиру­ют свою полезность, когда предельные нормы замещения одного блага другим являются у них одинаковыми и равны соотноше­нию цен этих благ.

РХ

MRSАXY = ------- = MRSВXY - условие максимизации полезности

РY

потребителя, где

X, Y - блага, приобретаемые индивидуумами А и В; MRSXY - пре­дельная норма замещения блага X благом Y; P Х и P Y - цены благ X и Y.

В теории потребительского поведения предельная норма заме­щения представляет собой количество товара К, которое необхо­димо потребителю, чтобы компенсировать отказ от определенного количества товара Х при этом потребитель имеет такой же уровень благосостояния, как и до замещения. Графически предельная нор­ма замещения - это угол наклона кривой безразличия, который равен отношению предельных полезностей рассматриваемых благ, а также отношению цен этих благ.

Условие максимизации прибыли (оптимального объема произ­водства): производители максимизируют прибыль, когда пре­дельные издержки производимых благ равны ценам этих благ.

МСХ = РХ; MCY = РY - условие максимизации прибыли,

где МСХ и МСY - предельные издержки производства благ X и Y.

Экономика является эффективной, если производится макси­мально возможный объем требуемых обществом благ при име­ющихся ограниченных ресурсах. В современной экономи­ческой теории используется стандартное понятие эффектив­ности экономики, называемое Парето-эффективностью или Парето-оптимальностью (эффективность по Парето или опти­мальность по Парето).

Оптимальность по Парето означает, что имеет место та­кое распределение ресурсов и готовой продукции, при котором отсутствует какой-либо вариант перераспределения, улуч­шающий, по крайней мере, положение одного индивида и не ухудшающий положения других.Для определения Парето-эффективности используется также понятие Парето-улучшения.

Парето-улучшение имеет место тогда, когда изменение эко­номической ситуации приводит к улучшению положения хотя бы одного индивидуума без ухудшения положения какого-то другого индивидуума.

Другими словами, это такие изменения, при которых никто не проигрывает, но хотя бы кто-то выигрывает.

Парето-эффективность, или Парето-эффективное состояние экономики, - это такое состояние, при котором все имеющиеся ранее возможности Парето-улучшений уже реализованы, новые Парето-улучшения невозможны. То есть невозможно улучшить чье-то благосостояние, не ухудшая благосостояния других.

При каких условиях невозможны Парето-улучшения?Другими словами, при каких условиях имеет место Парето-эффективность? Различают три условия, которые называются также «условия Па­рето».

Во-первых, Парето-улучшение невозможно в том случае, когда предельные нормы замещения потребления благ равны для всех потребителей. Это имеет место при эффективности по Парето. Данное условие называют условием эффективности обмена.

Условие эффективности обмена состоит в том, что Парето-улучшение невозможно, когда предельные нормы замещения потребления благ равны для всех потребителей.

MRSAXY = MRSBXY - условие эффективности обмена.

Во-вторых, Парето-улучшение невозможно тогда, когда су­ществует эффективное использование ресурсов, т.е. эффектив­ное производство. Эффективность по Парето предполагает, что эффективное производство в экономике (максимальные объемы производства благ при имеющихся ресурсах) существует тогда, когда предельные нормы технического замещения труда капита­лом равны в производстве всех благ. Данное условие называют условием эффективности производства.

Условие эффективности производства состоит в том, что Парето-улучшение невозможно, когда предельные нормы тех­нического замещения труда капиталом равны в производстве всех благ.

MRTSXLK = MRTYSLK - условие эффективности производства,

где MRTSLK - предельная норма технического замещения труда капиталом.

В теории фирмы (теории поведения производителя) предельная норма технического замещения двух производственных ресурсов, и частности замещения труда капиталом, представляет собой количество труда, необходимого для замещения уменьшающегося объема капитала; при этом сохраняется тот же объем производства, что и до замещения. Величина предельной нормы технического замещения труда капиталом равна отношению предельного про­дукта капитала к предельному продукту труда. Графически она представляет собой угол наклона изокванты.

В-третьих, Парето-улучшение невозможно тогда, когда сущест­вует эффективное распределение (размещение) ресурсов. Эффек­тивность по Парето предполагает, что эффективное распределе­ние (размещение) ресурсов в экономике существует тогда, когда предельные нормы трансформации в производстве благ равны предельным нормам замещения потребления благ для всех по­требителей. Данное условие называют условием эффективности (распределения) размещения ресурсов.

Ни условие эффективности обмена, ни условие эффективности производства не обеспечивают наилучшую комбинацию произ­водимых благ в экономике. Например, если благо X - это ткань, а благо Y- это овощи и все ресурсы используются для производ­ства овощей, то большинство потребителей предпочтут, чтобы часть ресурсов направлялась для производства тканей.

Условие эффективности (распределения) размещения ресур­сов сводит воедино потребление и производство в экономике, оно предполагает, что в экономике производится то, что хотят потребители. Данное условие часто называют условием высшего порядка.

Условие эффективности (распределения) размещения ресурсов состоит в том, что Парето-улучшение невозможно, когда предельные нормы трансформации в производстве благ рав­ны предельным нормам замещения потребления благ для всех потребителей.

MRSAxy = MRTXY; MRSBXY = MRTXY - условия эффективности размещения ресурсов,

где MRTXY - предельная норма трансфор­мации при перемещении ресурсов в производстве различных благ, или предельная норма трансформации блага А в благо В.

Предельная норма трансформации блага А в благо В при пере­мещении ресурсов в производстве этих благ представляет собой объем сокращения производства блага А при производстве допол­нительного объема блага В. Она равна отношению предельных издержек производства товара В к предельным издержкам производства товара А. В модели кривой производственных возможнос­тей предельная норма трансформации - это численное значение угла наклона кривой производственных возможностей.

Рассмотренные выше условия являются условиями эффектив­ности по Парето. Концепция Парето-эффективности не является абсолютной, у нее есть свои недостатки. В частности, спорными являются лежащие в ее основе следующие общие предпосылки, пред­ставляющие собой субъективные нравственные суждения.

1. Индивидуумы определяют ценности, нет общества вне и за пределами индивидуумов, которые заинтересованы только в своем собственном благосостоянии.

2. Индивидуумы лучше всего могут оценить свое собственное бла­госостояние, только они знают, что для них хорошо и что плохо.

3. Общественное благосостояние увеличивается, если оно улуч­шилось хотя бы у одного человека и ни у кого не ухудшилось.

В принципе экономическая теория пытается избегать оценоч­ных нравственных суждений. Вместе с тем современная эконо­мическая теория благосостояния опирается на оценочные суж­дения, лежащие в основе концепции эффективности по Парето. А оценочные суждения, как правило, дискуссионны. Например, в отношении первой предпосылки Парето-эффективности мно­гие не согласятся и будут утверждать, что отдельно существуют самостоятельные ценности таких общественных групп, как семья или класс, что важными являются такие блага, как культурное на­следство, природа, национальное самосознание и т.д. Мы можем ценить природу не только потому, что мы получаем удовольствие от общения с ней, пользуемся ее дарами, но и потому, что нас беспокоит то, как будут жить будущие поколения людей.

В отношении второй предпосылки Парето-эффективности также можно возразить. Во-первых, не только дети, но и многие взрослые не знают, что для них является лучшим выбором в тех или иных обстоятельствах. Например, в случае болезни немногие могут поставить себе диагноз лучше, чем врач. Во-вторых, даже если мы знаем, что для нас лучше, у нас часто не хватает силы воли, чтобы выбрать оптимальный вариант. Ярким примером такого по­ведения индивидуума является поведение заядлого курильщика.

Слабость третьей предпосылки Парето-эффективности состоит в том, что она ничего не может сказать о правильном, т.е. нужном, распределении (размещении) ресурсов. Если один из упомянутых выше индивидуумов А и В потребляет все произведенные блага, аони оба эгоистичны, то другой умирает от голода. Общий результат будет Парето-эффективным, но с точки зрения человеческой справедливости ненормальным.

Таким образом, критерий эффективности по Парето ничего не говорит о справедливости распределения. В действительности си­туации в основном таковы, что одна группа людей предлагает одно решение, улучшающее их благосостояние, другая группа - другое решение, улучшающее их благосостояние. Дискуссия о налогах или о величине государственных расходов не может быть решена с использованием только критерия оптимальности по Парето.

Трудно не согласиться с ограничениями предпосылок в концеп­ции Парето-оптимальности. В целом большинство экономистов понимают ее ограниченность, но принимают эффективность по Парето как необходимую точку отсчета в экономическом анализе.

 

Тема 3. Общественный выбор

План

1. Теория общественного выбора.

2. Отличия общественного выбора от потребительского выбора на рынке.

3. Голосование избирателей, принятие решения большинством и парадокс голосования.

4. Приоритет избирателя-центриста и учёт интересов меньшинства в парламенте.

 

Теория общественного выбора

В современной экономической литературе существует широкое и узкое понимание общественного выбора (Наиболее известными представителями теории общественного выбора в широком смысле являются Р. Райх, П. Старр, а в узкой трактовке этой теории - Д. Бьюкенен и М. Олсон.). Общественный выбор в широком смысле рассматривается как поле или простран­ство, где происходит соперничество не только личных интересов, но и различных концепций и программ в отношении общественных благ как сознательное творчество масс. В ходе такого конкурентно­го процесса формируется целостное видение целей и перспектив общественного развития. Одним из способов подлинно демократического выбора на уровне местной общины в США становятся Форумы по общественным проблемам (ФОП) как особый вид городских собраний. На них граждане принимают активное участие в общественных дискуссиях, в формировании общественного мнения, в принятии совместных решений и в действиях, отвечающих интересам общества в целом. Здесь приобретаются навыки практической политики. При этом речь идет не просто об учете и политической трансформации предпочтения людей, но и о дис­куссии в отношении альтернативных путей выбора, о конкуренции проектов, предложений и идей, результатом чего является выра­ботка новых программ, учитывающих разнообразные интересы членов общества. Поэтому современная политическая демократия представляет собой конкурентную демократию, ориентированную на управление через диалог, дискуссию и поиск согласия, компро­мисса и социально-политической стабильности в обществе. Общественный выбор в узком смысле представляет собой как бы политический рынок, который характеризуется тем, что в условиях представительной демократии люди, управляющие государством (выборные представители и чиновники), максимизируя собствен­ное благополучие и преследуя собственные цели, обеспечивают реализацию общественных интересов. Общественный выбор понимается как стихийный процесс действия «невидимой руки», как разновидность борьбы за существование.

С учетом отмеченного выше можно утверждать, что обществен­ный выбор - механизм нерыночного распределения ресурсов для производства общественных благ, который представляет собой про­цесс выявления индивидуальных предпочтений в отношении ко­личества и конкретных видов общественных благ, а также процесс принятия решения в отношении предложения и спроса на блага с помощью политических институтов и политических процессов. Механизм общественного выбора в связи с его сильной зависимостью от по­литического характера принимаемых решений принято называть политическим механизмом.

В современной трактовке общественного выбора центральное место занимают идея П. Самуэльсона о применении принципа за­трат - выгод в общественном секторе и определение оптимального объема общественных благ путем соотношения предельных затрат и предельных социальных выгод.

Такой нормативный подход к общественному выбору ориенти­рован на процесс согласования равновесия в общественном секторе с общим рыночным равновесием. Впервые основы этого подхода были изложены в 1919 г. шведским экономистом Э. Линдалем в работе «Справедливость налогообложения - позитивное реше­ние». Он предложил распространить принцип эквивалентности на сферу общественной экономики и применить оптимум Парето к производству общественных благ. При этом было предложено рассматривать налоги как специфический вид цен, уплачиваемый каждым индивидом за конкретное общественное благо. Предельная общественная выгода (общественная полезность) представляет со­бой сумму предельных выгод (полезностей) для всех потребителей, ибо каждая дополнительная единица общественного блага при­носит выгоды не одному, а всем потребителям. Указанная модель общественного выбора может найти применение при единодушии избирателей и правдивом информировании каждого избирателя о его истинных выгодах (полезностях). Очевидно, такой подход возможен при предложении коллективных (клубных) благ, когда приходится иметь дело с малыми группами, небольшими ассоциациями и организациями местного самоуправления, действующими на принципах добровольной кооперации финансовых средств.

Импульсом к развитию современного экономического анализа политики были вышедшая в 1951 г. книга будущего нобелевского лауреата по экономике К. Эрроу «Социальный выбор и индивиду­альные ценности», в которой проводилась аналогия между государ­ством и личностью, а также книга Дж. Бьюкенена и Г. Таллока «Исчисление согласия» (1962), в которой государство сравнивалось с рынком. Отношения граждан с государством рассматривались при этом согласно принципу «услуга за услугу». Эти и другие идеи, получившие развитие в работе Дж. Бьюкенена «Границы свободы» (1975), и легли в основу теории общественного выбора. Важную роль в ее разработке также сыграли Э. Дауне, автор знаменитой «Экономической теории демократии» (1975), Д. Мюллер, У. Несканен, М. Олсон, Р. Толлисон и др.

В этой связи отметим, что теория общественного выбора, как писал Дж. Бьюкенен, использует главным образом инструменты и методы анализа, разработанные на более сложных уровнях иссле­дований в экономической теории, и применяет эти инструменты и методы к политическому и управленческому секторам, к политике и государственной экономике.

Д. Мюллер дает следующее определение: «Общественный выбор может быть определен как экономическое изучение нерыночного принятия решений или просто как применение экономики к по­литической науке. Предмет общественного выбора тот же, что и у политической науки: теория государства, избирательные правила, голосовательное поведение, политика партий, бюрократия и т.д. Методология общественного выбора - та же, что и у экономичес­кой науки. Базовым поведенческим постулатом общественного выбора, как и у экономической науки, является то, что человек эгоистичен, рационален и стремится к максимизации собственной выгоды». Д. Мюллер воспринимает «политического человека» как ведомого общественным интересом, а «экономического челове­ка» - как озабоченного интересом частным.

В теории общественного выбора существенным является объяснение феномена «выбор». Любая деятельность выступает результатом определенного выбора, который требует исследова­ния человеческих потребностей. Выбор можно определить как проявление собирательного волеизъявления, которое получает непосредственное отражение в правовом регулировании принципов бытия с использованием рычагов и как средство утверждения по­литической системы. С развитием общества меняется и восприятие общественных процессов, а свобода выбора становится критерием оценки социальных процессов. В данном случае свобода понимается не как вседозволенность, а как добровольно принятые на себя обязательства.

В то же время важно отметить, что «общественный выбор» определяется и как механизм коллективной выработки и принятия решений относительно производства, распределения, обмена и потребления общественных благ, что предполагает согласование предпочтений в рамках политических решений, в свою очередь противоречия и обусловленные ими парадоксы разрешаются на ос­нове общественного консенсуса. Характер общественного согласия зависит от соотношения принуждения и свободы, обусловленного характером государственной системы и степенью эффективности ее функционирования. В такой ситуации формируется закон - глав­ное средство саморегулирования общества, которое Дж. Бьюкенен считает общественным капиталом. Общественный капитал представляет собой совокупность принципов, обычаев, традиций, основанную на ценностной системе духовных восприятий данной общности, гарантом которой является сформированная на основе общественного выбора политическая система.

В рамках теории общественного выбора основной категорией анализа является индивид, способный принимать рациональные решения, ведущие к выгоде общества в целом. Теория обществен­ного выбора предсказывает, как поведение индивида в различных ролях (например, избирателя или налогоплательщика, лоббиста или кандидата в политические деятели) может повлиять на состояние политического сообщества в целом.

С учетом отмеченного выше положения теория общественного выбора строится на определенных предпосылках, среди которых можно выделить следующие (они и формируют основы современ­ного демократического общества):

- единое представление о природе человека, об обществе и т.д., в результате чего человек имеет собственные интересы, сам спосо­бен отстаивать их в активной автономной деятельности наиболее эффективным образом;

- общество - совокупность индивидов, и лучшим считается общество, которое в наибольшей степени позволяет индивидам свободно реализовать их частные интересы;

- правительство создается свободными людьми для защиты установленных конституцией прав;

- индивиды должны сами решать, что правильно и что ложно, максимизируя свою функцию полезности. Публичная власть возникает только в результате соглашения индивидов, и только инди­виды могут определить разумные границы этой власти. Равенство понимается как создание равных возможностей;

- экономическая эффективность достигается тогда, когда ре­сурсы достаются тем, кто может их наилучшим образом использо­вать. Результатом является Парето-эффективность - ситуация, в которой ни один человек не может улучшить свое благосостояние, не ухудшая тем самым положение других людей. То есть четкое определение прав индивидов создает предпосылки для эффек­тивного функционирования рыночной экономики, выявляет ее коренные преимущества в сравнении с другими экономическими системами.

Вместе с тем сторонники синергетического эффекта делают принципиальный вывод, с которым нельзя не согласиться, что общество не сумма индивидуальных полезностей отдельных пот­ребителей, а единое целое.

С учетом отмеченных выше положений можно утверждать, что теория общественного выбора изучает политический механизм формирования макроэкономических решений или политику как разновидность экономической деятельности. В рамках теории общественного выбора все мероприятия государственной экономи­ческой политики понимаются как эндогенные для экономико-по­литической системы, поскольку решения относительно их реализа­ции принимаются под влиянием запросов субъектов политического рынка, которые одновременно являются экономическими субъек­тами. Поэтому в рамках общественного выбора рассматриваются субъекты политического рынка, такие, как избиратели, политики и чиновники, политические партии и государство.

Процесс принятия общественных, государственных решений в условиях парламентской представительной демократии можно представить в виде ряда последовательных акций. Прежде всего, предпочтения избирателей оказывают влияние на принятие ре­шений законодателей (парламент) и правительства. Эти решения принимаются к исполнению чиновниками (бюрократией). Резуль­таты деятельности управленческого аппарата влияют на поведение предпринимателей, семейных хозяйств как производителей и потребителей и, в конечном счете, на избирателей. На всех стадиях процесса принятия и исполнения государственного решения су­ществует сильное лоббистское влияние заинтересованных групп. Они пытаются убедить представителей власти вынести нужное им решение.

Процесс принятия государственного решения может быть пред­ставлен следующей схемой (рис. 3.1).

 


 

Рис. 3.1. Процесс принятия государственного решения

 

Раздел 2

Оптимизация налогообложения

Проблема оптимизации налогообложения выражается в достижении эффективности налогообложения при ограничениях распределительного характера, т. е. фискальная политика должна проводиться с целью сбора налоговых доходов, размер которых соответствует потребностям госу­дарства для финансирования общественного сектора экономики. Опти­мальное налогообложение должно минимизировать индивидуальное налоговое бремя и проводиться с учетом сложившихся в обществе пред­ставлений о справедливом перераспределении доходов.

Задачу оптимизации можно представить с позиции функции общественного благосостояния:

Мах W при T (t1,..tn) = R

где W - уровень благосостояния общества;

t1,..tn - ставки налогообложения различных объектов (товаров, до­ходов, инвестиций);

T(t1,..tn) - функция, выражающая зависимость налоговых поступле­ний от налоговых ставок;

R - сумма, которая требуется, чтобы профинансировать государ­ственные расходы без нарушения макроэкономического равновесия.

В качестве доступного набора рассматриваются налоги на товары и услуги. Задача состоит в том, чтобы сформировать структуру налогов, минимизирующую индивидуальное налоговое бремя при данной величи­не сборов (R). Проблема оптимального налогообложения была впервые проанализирована в 1927 г. британским экономистом Ф. Рамсеем. Из­быточное налоговое бремя будет минимальным, когда налогообложение разных товаров относительно сокращает производство и продажи этих товаров в одинаковой степени. То есть при одинаковом налогообложе­нии физический объем производства каждого из товаров сокращается в одинаковой пропорции. Это утверждение называется правилом Рамсея.

Правило Рамсея (правило обратных эластичностей): оптимальные ставки налогообложения товаров обратно пропорциональны величинам эластичности компенсированного спроса на них.

Практическое применение правила Рамсея состоит в таком построе­нии налоговой системы, чтобы большими ставками облагались те това­ры, которые характеризуются меньшей эластичностью.

Рассмотри



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 435; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.34.209 (0.026 с.)