Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Экономика общественного сектора↑ Стр 1 из 43Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Рязанский государственный университет Имени С.А. Есенина»
Экономика общественного сектора учебное пособие
Уровень основной образовательной программы: магистратура
Направление подготовки: 081100 Государственное и муниципальное управление
Магистерская программа Управление в государственных и муниципальных учреждениях
Форма обучения: очная, заочная Срок освоения ООП: нормативный – 2г. (очная); 2г. 5м-цев (заочная)
Факультет: социологии и управления Кафедра: управления персоналом
Рязань, 2016
Летунов В.Н., Василенкова О.В. Экономика общественного сектора: Учебное пособие.
В учебном пособии рассматриваются теоретические и практические основы функционирования общественного сектора экономики: функции государства в экономике; понятие общественного сектора; эффективность и общественное благосостояние; общественный выбор; государственные доходы; распределение налогового бремени; общественные расходы; особенности некоммерческого сектора в рамках общественного сектора экономики; бюджетный федерализм; производство в государственном секторе экономики; социальная политика государства. Включает вопросы для самостоятельной работы, практические задания для обсуждения, планы семинарских и практических занятий, примерные темы докладов, рефератов, эссе, а также тесты, понятийный аппарат и приложения. Для студентов магистратуры по направлению подготовки «Государственное и муниципальное управление». Может быть полезно также всем, изучающим экономические, управленческие и социальные дисциплины.
Введение Экономика общественного сектора как наука возникла на стыке экономических, юридических, политических и социальных научных направлений. Общественный сектор экономики является одним из важнейших элементов организации рыночной системы хозяйствования, при этом государство рассматривается как основной субъект экономики общественного сектора. В общественном секторе экономики наращиваются ресурсы для реализации интересов общества в целом, удовлетворяется спрос на общественные блага и услуги, компенсируются «изъяны» рынка, решаются вопросы социального обеспечения и страхования. Проблемной составляющей данной отрасли знаний являются всевозможные организационно-экономические и управленческие аспекты, характеризующие особенности деятельности субъектов государственного, частного и негосударственного секторов экономики. Учебное пособие преследует несколько важных целей. Например, освоив учебную дисциплину, студент должен получить возможность: - понять необходимость развития государственного сектора в рыночной экономике; - теоретически обосновать необходимость государственного вмешательства в рамках микроэкономики с позиций эффективности и справедливости; - ознакомиться с теорией общественного выбора, определить проблемы и трудности государственного регулирования экономики - выявить недостатки («изъяны») государства, сопоставить их с недостатками («изъянами») рынка; - ознакомиться с основными направлениями развития государственного сектора в экономической и социальной сферах, механизмом и инструментами государственного вмешательства в экономику. Кроме этого студент должен уметь: - формулировать и анализировать доводы за и против экономической роли государства в рыночной экономике; - обосновывать и понимать закономерности деятельности общественного сектора экономики и параметры его эффективности. При разработке учебного пособия были использованы материалы таких авторов как Г.А. Ахинов, Е.Н. Жильцов, Е.В. Пономаренко, В.А. Исаев, Е. В. Михалкина и другие. Структура и содержание дисциплины Очная форма обучения (срок обучения 2 года)
Заочная форма обучения (срок обучения 2 года 5 месяцев)
Раздел 1 Эффективность рынка В экономической теории общественного сектора необходимость государственного вмешательства в экономику обосновывается с позиций эффективности и справедливости, но главным образом - с позиций эффективности. Речь идет об экономической эффективности рыночной конкуренции. Там, где рыночная конкуренция дает сбои, т.е. не обеспечивает эффективного распределения и использования ресурсов, необходимо государственное вмешательство в экономику с целью более эффективного использования ограниченных ресурсов общества. Но прежде чем приступить к детальному анализу недостатков (сбоев) рынка, т.е. начать разговор о том, где государство должно вмешиваться в рыночную экономику, следует вспомнить из курса микроэкономики, как связаны между собой эффективность и конкуренция. В современной рыночной экономике важнейшую роль играет частный сектор, в котором производится большая часть ВВП стран с развитой экономикой. Считается, что частный сектор, где господствует конкуренция, более эффективен, чем государственный сектор экономики. В каком смысле конкурентная рыночная система является эффективной? Ответ на этот вопрос дают две фундаментальные теоремы экономической теории благосостояния, выступающие также важнейшими теоретическими предпосылками экономики общественного сектора. Благосостояние- это состояние благополучия или процветания, связанное с богатством, достатком. Экономическая теория благосостояния(welfare economics) - направление современной экономической теории, которое исследует содержание индивидуального и общественного благосостояния, определяющие его факторы, влияние институциональных особенностей экономической системы на благосостояние общества.Одной из важнейших проблем экономической теории благосостояния является вопрос о том, какие институты обеспечивают лучшее сочетание индивидуальных интересов и общественного блага. Рассматривается, главным образом, воздействие на общественное благосостояние таких институтов, как свободный рынок, рынок в сочетании с государственным регулированием, централизованное планирование. С возникновением этой теории связаны, прежде всего, имена итальянского экономиста Вильфредо Парето(1848-1923, Лозанская экономическая школа) и английского экономиста Артура Пигу(1877-1959, Кембриджская экономическая школа). Прежде чем сформулировать фундаментальные теоремы экономической теории благосостояния, мы должны вспомнить, что такое общее конкурентное равновесие и условия, при которых экономика является эффективной.После этого понятия конкуренции и эффективности используются для формулировки фундаментальных теорем благосостояния. Общее конкурентное равновесие существует тогда, когда субъекты рынка являются ценополучателями, а цены изменяются таким образом, что исчезают избыточные спрос и предложение, при этом рынки уравновешиваются. Таким образом, поведение субъектов рынка в этом случае является конкурентным, т.е. потребители и производители цены принимают как данные. Цены, в свою очередь, изменяются в результате несовпадения спроса и предложения, вследствие этого исчезают избыточный спрос и избыточное предложение, на всех рынках устанавливается равновесие (markets clear). В условиях общего конкурентного равновесия потребители максимизируют свою полезность, а производители максимизируют получаемую прибыль. Общие условия максимизации полезности и максимизации прибыли, сформулированные в микроэкономической теории, выглядят следующим образом: Условие максимизации полезности: потребители максимизируют свою полезность, когда предельные нормы замещения одного блага другим являются у них одинаковыми и равны соотношению цен этих благ. РХ MRSАXY = ------- = MRSВXY - условие максимизации полезности РY потребителя, где X, Y - блага, приобретаемые индивидуумами А и В; MRSXY - предельная норма замещения блага X благом Y; P Х и P Y - цены благ X и Y. В теории потребительского поведения предельная норма замещения представляет собой количество товара К, которое необходимо потребителю, чтобы компенсировать отказ от определенного количества товара Х при этом потребитель имеет такой же уровень благосостояния, как и до замещения. Графически предельная норма замещения - это угол наклона кривой безразличия, который равен отношению предельных полезностей рассматриваемых благ, а также отношению цен этих благ. Условие максимизации прибыли (оптимального объема производства): производители максимизируют прибыль, когда предельные издержки производимых благ равны ценам этих благ. МСХ = РХ; MCY = РY - условие максимизации прибыли, где МСХ и МСY - предельные издержки производства благ X и Y. Экономика является эффективной, если производится максимально возможный объем требуемых обществом благ при имеющихся ограниченных ресурсах. В современной экономической теории используется стандартное понятие эффективности экономики, называемое Парето-эффективностью или Парето-оптимальностью (эффективность по Парето или оптимальность по Парето). Оптимальность по Парето означает, что имеет место такое распределение ресурсов и готовой продукции, при котором отсутствует какой-либо вариант перераспределения, улучшающий, по крайней мере, положение одного индивида и не ухудшающий положения других.Для определения Парето-эффективности используется также понятие Парето-улучшения. Парето-улучшение имеет место тогда, когда изменение экономической ситуации приводит к улучшению положения хотя бы одного индивидуума без ухудшения положения какого-то другого индивидуума. Другими словами, это такие изменения, при которых никто не проигрывает, но хотя бы кто-то выигрывает. Парето-эффективность, или Парето-эффективное состояние экономики, - это такое состояние, при котором все имеющиеся ранее возможности Парето-улучшений уже реализованы, новые Парето-улучшения невозможны. То есть невозможно улучшить чье-то благосостояние, не ухудшая благосостояния других. При каких условиях невозможны Парето-улучшения?Другими словами, при каких условиях имеет место Парето-эффективность? Различают три условия, которые называются также «условия Парето». Во-первых, Парето-улучшение невозможно в том случае, когда предельные нормы замещения потребления благ равны для всех потребителей. Это имеет место при эффективности по Парето. Данное условие называют условием эффективности обмена. Условие эффективности обмена состоит в том, что Парето-улучшение невозможно, когда предельные нормы замещения потребления благ равны для всех потребителей. MRSAXY = MRSBXY - условие эффективности обмена. Во-вторых, Парето-улучшение невозможно тогда, когда существует эффективное использование ресурсов, т.е. эффективное производство. Эффективность по Парето предполагает, что эффективное производство в экономике (максимальные объемы производства благ при имеющихся ресурсах) существует тогда, когда предельные нормы технического замещения труда капиталом равны в производстве всех благ. Данное условие называют условием эффективности производства. Условие эффективности производства состоит в том, что Парето-улучшение невозможно, когда предельные нормы технического замещения труда капиталом равны в производстве всех благ. MRTSXLK = MRTYSLK - условие эффективности производства, где MRTSLK - предельная норма технического замещения труда капиталом. В теории фирмы (теории поведения производителя) предельная норма технического замещения двух производственных ресурсов, и частности замещения труда капиталом, представляет собой количество труда, необходимого для замещения уменьшающегося объема капитала; при этом сохраняется тот же объем производства, что и до замещения. Величина предельной нормы технического замещения труда капиталом равна отношению предельного продукта капитала к предельному продукту труда. Графически она представляет собой угол наклона изокванты. В-третьих, Парето-улучшение невозможно тогда, когда существует эффективное распределение (размещение) ресурсов. Эффективность по Парето предполагает, что эффективное распределение (размещение) ресурсов в экономике существует тогда, когда предельные нормы трансформации в производстве благ равны предельным нормам замещения потребления благ для всех потребителей. Данное условие называют условием эффективности (распределения) размещения ресурсов. Ни условие эффективности обмена, ни условие эффективности производства не обеспечивают наилучшую комбинацию производимых благ в экономике. Например, если благо X - это ткань, а благо Y- это овощи и все ресурсы используются для производства овощей, то большинство потребителей предпочтут, чтобы часть ресурсов направлялась для производства тканей. Условие эффективности (распределения) размещения ресурсов сводит воедино потребление и производство в экономике, оно предполагает, что в экономике производится то, что хотят потребители. Данное условие часто называют условием высшего порядка. Условие эффективности (распределения) размещения ресурсов состоит в том, что Парето-улучшение невозможно, когда предельные нормы трансформации в производстве благ равны предельным нормам замещения потребления благ для всех потребителей. MRSAxy = MRTXY; MRSBXY = MRTXY - условия эффективности размещения ресурсов, где MRTXY - предельная норма трансформации при перемещении ресурсов в производстве различных благ, или предельная норма трансформации блага А в благо В. Предельная норма трансформации блага А в благо В при перемещении ресурсов в производстве этих благ представляет собой объем сокращения производства блага А при производстве дополнительного объема блага В. Она равна отношению предельных издержек производства товара В к предельным издержкам производства товара А. В модели кривой производственных возможностей предельная норма трансформации - это численное значение угла наклона кривой производственных возможностей. Рассмотренные выше условия являются условиями эффективности по Парето. Концепция Парето-эффективности не является абсолютной, у нее есть свои недостатки. В частности, спорными являются лежащие в ее основе следующие общие предпосылки, представляющие собой субъективные нравственные суждения. 1. Индивидуумы определяют ценности, нет общества вне и за пределами индивидуумов, которые заинтересованы только в своем собственном благосостоянии. 2. Индивидуумы лучше всего могут оценить свое собственное благосостояние, только они знают, что для них хорошо и что плохо. 3. Общественное благосостояние увеличивается, если оно улучшилось хотя бы у одного человека и ни у кого не ухудшилось. В принципе экономическая теория пытается избегать оценочных нравственных суждений. Вместе с тем современная экономическая теория благосостояния опирается на оценочные суждения, лежащие в основе концепции эффективности по Парето. А оценочные суждения, как правило, дискуссионны. Например, в отношении первой предпосылки Парето-эффективности многие не согласятся и будут утверждать, что отдельно существуют самостоятельные ценности таких общественных групп, как семья или класс, что важными являются такие блага, как культурное наследство, природа, национальное самосознание и т.д. Мы можем ценить природу не только потому, что мы получаем удовольствие от общения с ней, пользуемся ее дарами, но и потому, что нас беспокоит то, как будут жить будущие поколения людей. В отношении второй предпосылки Парето-эффективности также можно возразить. Во-первых, не только дети, но и многие взрослые не знают, что для них является лучшим выбором в тех или иных обстоятельствах. Например, в случае болезни немногие могут поставить себе диагноз лучше, чем врач. Во-вторых, даже если мы знаем, что для нас лучше, у нас часто не хватает силы воли, чтобы выбрать оптимальный вариант. Ярким примером такого поведения индивидуума является поведение заядлого курильщика. Слабость третьей предпосылки Парето-эффективности состоит в том, что она ничего не может сказать о правильном, т.е. нужном, распределении (размещении) ресурсов. Если один из упомянутых выше индивидуумов А и В потребляет все произведенные блага, аони оба эгоистичны, то другой умирает от голода. Общий результат будет Парето-эффективным, но с точки зрения человеческой справедливости ненормальным. Таким образом, критерий эффективности по Парето ничего не говорит о справедливости распределения. В действительности ситуации в основном таковы, что одна группа людей предлагает одно решение, улучшающее их благосостояние, другая группа - другое решение, улучшающее их благосостояние. Дискуссия о налогах или о величине государственных расходов не может быть решена с использованием только критерия оптимальности по Парето. Трудно не согласиться с ограничениями предпосылок в концепции Парето-оптимальности. В целом большинство экономистов понимают ее ограниченность, но принимают эффективность по Парето как необходимую точку отсчета в экономическом анализе.
Тема 3. Общественный выбор План 1. Теория общественного выбора. 2. Отличия общественного выбора от потребительского выбора на рынке. 3. Голосование избирателей, принятие решения большинством и парадокс голосования. 4. Приоритет избирателя-центриста и учёт интересов меньшинства в парламенте.
Теория общественного выбора В современной экономической литературе существует широкое и узкое понимание общественного выбора (Наиболее известными представителями теории общественного выбора в широком смысле являются Р. Райх, П. Старр, а в узкой трактовке этой теории - Д. Бьюкенен и М. Олсон.). Общественный выбор в широком смысле рассматривается как поле или пространство, где происходит соперничество не только личных интересов, но и различных концепций и программ в отношении общественных благ как сознательное творчество масс. В ходе такого конкурентного процесса формируется целостное видение целей и перспектив общественного развития. Одним из способов подлинно демократического выбора на уровне местной общины в США становятся Форумы по общественным проблемам (ФОП) как особый вид городских собраний. На них граждане принимают активное участие в общественных дискуссиях, в формировании общественного мнения, в принятии совместных решений и в действиях, отвечающих интересам общества в целом. Здесь приобретаются навыки практической политики. При этом речь идет не просто об учете и политической трансформации предпочтения людей, но и о дискуссии в отношении альтернативных путей выбора, о конкуренции проектов, предложений и идей, результатом чего является выработка новых программ, учитывающих разнообразные интересы членов общества. Поэтому современная политическая демократия представляет собой конкурентную демократию, ориентированную на управление через диалог, дискуссию и поиск согласия, компромисса и социально-политической стабильности в обществе. Общественный выбор в узком смысле представляет собой как бы политический рынок, который характеризуется тем, что в условиях представительной демократии люди, управляющие государством (выборные представители и чиновники), максимизируя собственное благополучие и преследуя собственные цели, обеспечивают реализацию общественных интересов. Общественный выбор понимается как стихийный процесс действия «невидимой руки», как разновидность борьбы за существование. С учетом отмеченного выше можно утверждать, что общественный выбор - механизм нерыночного распределения ресурсов для производства общественных благ, который представляет собой процесс выявления индивидуальных предпочтений в отношении количества и конкретных видов общественных благ, а также процесс принятия решения в отношении предложения и спроса на блага с помощью политических институтов и политических процессов. Механизм общественного выбора в связи с его сильной зависимостью от политического характера принимаемых решений принято называть политическим механизмом. В современной трактовке общественного выбора центральное место занимают идея П. Самуэльсона о применении принципа затрат - выгод в общественном секторе и определение оптимального объема общественных благ путем соотношения предельных затрат и предельных социальных выгод. Такой нормативный подход к общественному выбору ориентирован на процесс согласования равновесия в общественном секторе с общим рыночным равновесием. Впервые основы этого подхода были изложены в 1919 г. шведским экономистом Э. Линдалем в работе «Справедливость налогообложения - позитивное решение». Он предложил распространить принцип эквивалентности на сферу общественной экономики и применить оптимум Парето к производству общественных благ. При этом было предложено рассматривать налоги как специфический вид цен, уплачиваемый каждым индивидом за конкретное общественное благо. Предельная общественная выгода (общественная полезность) представляет собой сумму предельных выгод (полезностей) для всех потребителей, ибо каждая дополнительная единица общественного блага приносит выгоды не одному, а всем потребителям. Указанная модель общественного выбора может найти применение при единодушии избирателей и правдивом информировании каждого избирателя о его истинных выгодах (полезностях). Очевидно, такой подход возможен при предложении коллективных (клубных) благ, когда приходится иметь дело с малыми группами, небольшими ассоциациями и организациями местного самоуправления, действующими на принципах добровольной кооперации финансовых средств. Импульсом к развитию современного экономического анализа политики были вышедшая в 1951 г. книга будущего нобелевского лауреата по экономике К. Эрроу «Социальный выбор и индивидуальные ценности», в которой проводилась аналогия между государством и личностью, а также книга Дж. Бьюкенена и Г. Таллока «Исчисление согласия» (1962), в которой государство сравнивалось с рынком. Отношения граждан с государством рассматривались при этом согласно принципу «услуга за услугу». Эти и другие идеи, получившие развитие в работе Дж. Бьюкенена «Границы свободы» (1975), и легли в основу теории общественного выбора. Важную роль в ее разработке также сыграли Э. Дауне, автор знаменитой «Экономической теории демократии» (1975), Д. Мюллер, У. Несканен, М. Олсон, Р. Толлисон и др. В этой связи отметим, что теория общественного выбора, как писал Дж. Бьюкенен, использует главным образом инструменты и методы анализа, разработанные на более сложных уровнях исследований в экономической теории, и применяет эти инструменты и методы к политическому и управленческому секторам, к политике и государственной экономике. Д. Мюллер дает следующее определение: «Общественный выбор может быть определен как экономическое изучение нерыночного принятия решений или просто как применение экономики к политической науке. Предмет общественного выбора тот же, что и у политической науки: теория государства, избирательные правила, голосовательное поведение, политика партий, бюрократия и т.д. Методология общественного выбора - та же, что и у экономической науки. Базовым поведенческим постулатом общественного выбора, как и у экономической науки, является то, что человек эгоистичен, рационален и стремится к максимизации собственной выгоды». Д. Мюллер воспринимает «политического человека» как ведомого общественным интересом, а «экономического человека» - как озабоченного интересом частным. В теории общественного выбора существенным является объяснение феномена «выбор». Любая деятельность выступает результатом определенного выбора, который требует исследования человеческих потребностей. Выбор можно определить как проявление собирательного волеизъявления, которое получает непосредственное отражение в правовом регулировании принципов бытия с использованием рычагов и как средство утверждения политической системы. С развитием общества меняется и восприятие общественных процессов, а свобода выбора становится критерием оценки социальных процессов. В данном случае свобода понимается не как вседозволенность, а как добровольно принятые на себя обязательства. В то же время важно отметить, что «общественный выбор» определяется и как механизм коллективной выработки и принятия решений относительно производства, распределения, обмена и потребления общественных благ, что предполагает согласование предпочтений в рамках политических решений, в свою очередь противоречия и обусловленные ими парадоксы разрешаются на основе общественного консенсуса. Характер общественного согласия зависит от соотношения принуждения и свободы, обусловленного характером государственной системы и степенью эффективности ее функционирования. В такой ситуации формируется закон - главное средство саморегулирования общества, которое Дж. Бьюкенен считает общественным капиталом. Общественный капитал представляет собой совокупность принципов, обычаев, традиций, основанную на ценностной системе духовных восприятий данной общности, гарантом которой является сформированная на основе общественного выбора политическая система. В рамках теории общественного выбора основной категорией анализа является индивид, способный принимать рациональные решения, ведущие к выгоде общества в целом. Теория общественного выбора предсказывает, как поведение индивида в различных ролях (например, избирателя или налогоплательщика, лоббиста или кандидата в политические деятели) может повлиять на состояние политического сообщества в целом. С учетом отмеченного выше положения теория общественного выбора строится на определенных предпосылках, среди которых можно выделить следующие (они и формируют основы современного демократического общества): - единое представление о природе человека, об обществе и т.д., в результате чего человек имеет собственные интересы, сам способен отстаивать их в активной автономной деятельности наиболее эффективным образом; - общество - совокупность индивидов, и лучшим считается общество, которое в наибольшей степени позволяет индивидам свободно реализовать их частные интересы; - правительство создается свободными людьми для защиты установленных конституцией прав; - индивиды должны сами решать, что правильно и что ложно, максимизируя свою функцию полезности. Публичная власть возникает только в результате соглашения индивидов, и только индивиды могут определить разумные границы этой власти. Равенство понимается как создание равных возможностей; - экономическая эффективность достигается тогда, когда ресурсы достаются тем, кто может их наилучшим образом использовать. Результатом является Парето-эффективность - ситуация, в которой ни один человек не может улучшить свое благосостояние, не ухудшая тем самым положение других людей. То есть четкое определение прав индивидов создает предпосылки для эффективного функционирования рыночной экономики, выявляет ее коренные преимущества в сравнении с другими экономическими системами. Вместе с тем сторонники синергетического эффекта делают принципиальный вывод, с которым нельзя не согласиться, что общество не сумма индивидуальных полезностей отдельных потребителей, а единое целое. С учетом отмеченных выше положений можно утверждать, что теория общественного выбора изучает политический механизм формирования макроэкономических решений или политику как разновидность экономической деятельности. В рамках теории общественного выбора все мероприятия государственной экономической политики понимаются как эндогенные для экономико-политической системы, поскольку решения относительно их реализации принимаются под влиянием запросов субъектов политического рынка, которые одновременно являются экономическими субъектами. Поэтому в рамках общественного выбора рассматриваются субъекты политического рынка, такие, как избиратели, политики и чиновники, политические партии и государство. Процесс принятия общественных, государственных решений в условиях парламентской представительной демократии можно представить в виде ряда последовательных акций. Прежде всего, предпочтения избирателей оказывают влияние на принятие решений законодателей (парламент) и правительства. Эти решения принимаются к исполнению чиновниками (бюрократией). Результаты деятельности управленческого аппарата влияют на поведение предпринимателей, семейных хозяйств как производителей и потребителей и, в конечном счете, на избирателей. На всех стадиях процесса принятия и исполнения государственного решения существует сильное лоббистское влияние заинтересованных групп. Они пытаются убедить представителей власти вынести нужное им решение. Процесс принятия государственного решения может быть представлен следующей схемой (рис. 3.1).
Рис. 3.1. Процесс принятия государственного решения
Раздел 2 Оптимизация налогообложения Проблема оптимизации налогообложения выражается в достижении эффективности налогообложения при ограничениях распределительного характера, т. е. фискальная политика должна проводиться с целью сбора налоговых доходов, размер которых соответствует потребностям государства для финансирования общественного сектора экономики. Оптимальное налогообложение должно минимизировать индивидуальное налоговое бремя и проводиться с учетом сложившихся в обществе представлений о справедливом перераспределении доходов. Задачу оптимизации можно представить с позиции функции общественного благосостояния: Мах W при T (t1,..tn) = R где W - уровень благосостояния общества; t1,..tn - ставки налогообложения различных объектов (товаров, доходов, инвестиций); T(t1,..tn) - функция, выражающая зависимость налоговых поступлений от налоговых ставок; R - сумма, которая требуется, чтобы профинансировать государственные расходы без нарушения макроэкономического равновесия. В качестве доступного набора рассматриваются налоги на товары и услуги. Задача состоит в том, чтобы сформировать структуру налогов, минимизирующую индивидуальное налоговое бремя при данной величине сборов (R). Проблема оптимального налогообложения была впервые проанализирована в 1927 г. британским экономистом Ф. Рамсеем. Избыточное налоговое бремя будет минимальным, когда налогообложение разных товаров относительно сокращает производство и продажи этих товаров в одинаковой степени. То есть при одинаковом налогообложении физический объем производства каждого из товаров сокращается в одинаковой пропорции. Это утверждение называется правилом Рамсея. Правило Рамсея (правило обратных эластичностей): оптимальные ставки налогообложения товаров обратно пропорциональны величинам эластичности компенсированного спроса на них. Практическое применение правила Рамсея состоит в таком построении налоговой системы, чтобы большими ставками облагались те товары, которые характеризуются меньшей эластичностью. Рассмотри
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 435; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.34.209 (0.026 с.) |