Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Реструктуризация государственных предприятий

Поиск

Реструктуризация государственных предприятий (реформа государственных предприятий) - это комплекс мер, направ­ленных на изменение принципов их действия, изменение сис­темы управления, рост производительности труда, снижение издержек производства, улучшение финансово-экономических результатов деятельности.

Условно можно выделить три основных направления реструк­туризации государственных предприятий:

- во-первых, реформа системы управления государственными предприятиями, включая использование других организаци­онно-правовых форм;

- во-вторых, усиление элементов конкуренции в тех сферах, где действуют государственные предприятия;

- в-третьих, приватизация государственных предприятий.

Первоначально необходим принципиальный финансово-эко­номический анализ, который включает в себя не только анализ за­трат ирезультатов деятельности предприятия, но и сопоставление эффективности государственного предприятия с эффективностью частных предприятий, если это в принципе возможно. Кроме того, необходим общий экономический анализ сферы деятельности предприятия с целью выявления возможных источников провалов государства с позиций экономической эффективности. Наконец, необходимо определение особенностей механизма формирования бюджета предприятия для того, чтобы выявить возможные сбои государства с позиций теории общественного выбора.

На основе этого анализа возможно принятие решения о прива­тизации государственного предприятия. В этом случае разрабаты­вается процедура приватизации, определяются сроки и конечные цели с точки зрения повышения эффективности производства.

Если принято решение о том, что предприятие или органи­зация остается в рамках государственного сектора, то осущест­вляется реформа системы управления предприятием, меняется его организационно-правовая форма, позволяющая повысить эффективность предприятия. В принципе эти изменения проис­ходят в направлении предоставления большей самостоятельности менеджменту предприятия, внедрения принципов прибыльности, рыночного соизмерения затрат и результатов. Этот процесс полу­чил название корпоратизации государственных предприятий. Дру­гое название корпоратизации - коммерциализация деятельности государственных предприятий.

Корпоратизация государственных предприятий осуществляется и в том случае, если в перспективе предстоит его приватизация. Этап корпоратизации должен предварять приватизацию. Корпо­ратизация позволяет повысить эффективность предприятия, дает возможность рынку оценить стоимость активов предприятия, вы­явить резервы и узкие места, как в управлении, так и в производстве на данном предприятии. В этом случае приватизация становится более обоснованной, а общество получает реальную компенсацию стоимости приватизированного предприятия.

Корпоратизация государственных предприятий означает ре­форму управления предприятием, новую организационную фор­му предприятия, предполагающую большую самостоятельность и независимость менеджмента, введение «жесткого бюджет­ного ограничения», возможность конкурировать с частными предприятиями.

Данное направление реструктуризации государственных пред­приятий является очень эффективным, Значительная часть причин неэффективности государственных предприятий ликвидируется при корпоратизации. Государственные корпорации остаются соб­ственностью государства. Совет директоров назначается парламен­том. Вместе с тем политическое влияние на непосредственную де­ятельность корпорации уменьшается. Корпорация реализует свою продукцию на рынке, распоряжается своими доходами, отвечает по обязательствам, так же как и частная компания, может получать финансы на рынке заимствований, устанавливает стимулирующие системы заработной платы.

Но многие государственные организации в принципе не могут быть рыночными, действовать как частная компания. Это отно­сится ко многим организациям, предоставляющим услуги всем участникам рыночной экономики, организациям, услуги кото­рых не могут быть измерены рынком в стоимостном выражении. Реструктуризация таких организаций осуществляется в рамках формирования так называемых организаций, ориентированных на результаты (performance-based organizations). Например,госу­дарственное управление по патентам и изобретениям в Великобритании в результате реформы превратилось в такого рода госу­дарственную организацию.

«Организация, ориентированная на результаты», - это госу­дарственная организация, в большей степени отдаленная от рынка по сравнению с государственной корпорацией, но форми­рующая свою деятельность и систему оплаты труда служащих в зависимости от результатов, измеренных особым образом.

Важнейшими условиями превращения обычных государствен­ных организаций в «организации, ориентированные на результа­ты», выступают, во-первых, возможность в той или иной форме измерить результаты деятельности организаций и, во-вторых, воз­можность выполнения ими своих функций при переходе к новой организационно-правовой форме.

Таким образом, возможные организационные преобразования государственных предприятий и организаций включают:

- корпоратизацию (коммерциализацию);

- формирование «организаций, ориентированных на резуль­таты»;

- приватизацию.

Государственные корпорации и «организации, ориентирован­ные на результаты», вовсе не обязательно будут приватизированы. У приватизации есть свои пределы, определяемые сбоями рынка, а также соображениями национальных и общественных интере­сов.

Интересы общества в целом не всегда могут быть реализова­ны частным сектором. Например, предприятие по производству обогащенного урана технически возможно в частном секторе, но в интересах общества иметь государственное, а не частное пред­приятие в этой сфере. Приватизация государственной почтовой службы может не только привести к росту цен на почтовые услуги, но, главное, и к тому, что жители отдаленных и малонаселенных пунктов не смогут получить эти услуги.

Точно так же интересы общества не всегда могут быть реализо­ваны с помощью государственного регулирования частного секто­ра. Например, государственное регулирование приватизированной почтовой службы будет дорого стоить обществу, особенно конт­роль за результатами ее деятельности. (Ситуация, когда издержки государственного регулирования превышают потери, связанные с провалами рынка, представляет собой так называемое дырявое ведро Оукена.)

Важнейшими критериями при решении вопроса о приватиза­ции государственных корпораций являются:

- возможность получения значительных государственных до­ходов от приватизации при условии выполнения привати­зированными предприятиями необходимых общественных функций;

- возможность государственного регулирования провалов рын­ка, которое ведет к повышению эффективности производства с учетом издержек регулирования.

Таким образом, анализ проблемы эффективности государ­ственных предприятий в современных условиях позволяет сделать некоторые общие выводы.

1. В настоящее время происходит стабилизация роли государственных предприятий в экономике стран ОЭСР.

2. На Западе возрождается интерес к деятельности государ­ственных предприятий.

3. Постепенно исчезает образ государственных предприятий
как синоним неэффективности.

В связи с этим необходимо изучать опыт реструктуризации го­сударственных предприятий в странах ЕС в целях его адаптации к условиям нашей экономики, а также послеприватизационный опыт функционирования государственных предприятий в развитых странах.

 

 

Вопросы для самостоятельной работы

1.Уточните роль рынка и государства в различных моделях сме­шанной экономики.

2. В чем состоит особенность распределения ресурсов в эконо­мике общественного сектора?

3. Раскройте функции государства в современной рыночной эко­номике.

4. Раскройте особенности реализации функции общественного сектора по распределению ресурсов (аллокативной).

5. Раскройте основные типы провалов рынка.

6. Какова роль контрактации и квазирыночных отношений в пре­одолении провалов государства?

7.Дайте определения Парето-улучшения и Парето-эффективности.

8. При каких условиях невозможны Парето-улучшения?

9.В каких ситуациях большая справедливость может быть эф­фективна?

10.Объясните смысл теоремы о невозможности.

11.Покажите различия между утилитаристской, роулсианской и изоэластичной функциями общественного благосостояния.

12..Каковы основные предпосылки построения теории обществен­ного выбора?

13.Раскройте отличие пропорциональной системы голосования от мажоритарной.

14. Каково действие принципов принятия решения большинством?

15.Чем обусловлен приоритет избирателя-центриста?

16. Влияние прямых и косвенных налогов на экономическое и социальное развитие общества.

17. Какие принципы лежат в основе построения налоговой системы?

18. В чём сущность принципов справедливости при построении налоговых систем?

19. Что понимают под налоговыми обязательствами и перемещением налогового бремени?

20. Дайте определение избыточного налогового бремени.

21. Дайте определение оптимального налогообложения.

22. Что означает горизонтальное и вертикальное равенство, в чём их отличия?

23.Каковы методы государственного вмешательства в рыночное распределение доходов?

24. Обоснуйте легальные способы ухода от налогов – перемещение дохода, отсрочку налогового платежа, налоговый арбитраж.

25. В чём суть налоговой реформы в России?

26. Почему сферу действия налогообложения необходимо рассмат­ривать в контексте общего равновесия?

27.Объясните, почему на монопольном рынке при одинаковой сум­ме поступлений в доход государства стоимостное налогообложение более нейтрально, чем специфическое.

28.Как увеличение налогового бремени отразится на предложении труда на промежуточном отрезке кривой предложения труда?

29. Как происходит перемещение выгод в случае субсидий произ­водителям и потребителям?

30. Когда будет больше искажающее действие общественных рас­ходов — в случае натуральных или денежных выплат?

31. Как в рамках теоремы о децентрализации определяется преиму­щество децентрализованной поставки общественных благ?

32.О чем свидетельствует гипотеза Тибу?

33.От чего будет зависеть эффективность децентрализованного принятия решений?

34.От чего зависит порядок распределения доходных функций?

35. Опишите особенности вертикального и горизонтального вы­равнивания в различных моделях бюджетного федерализма.

36.В каких отраслях экономики распространено государственное производство благ?

37.Приведите примеры частных благ, производимых обществен­ным сектором, и общественных благ, производимых частным сек­тором.

38.В связи с изъянами рынка общество может предпринять раз­личные варианты решения проблемы изъянов. Какие?

39.Что входит в состав государственной собственности?

40.Какова доля государственной собственности в составе нацио­нального богатства в развитых странах Запада?

41.Что представляет собой интегрированный показатель доли государственных предприятий?

42.Приведите примеры, характеризующие масштабы производства на государственных предприятиях в развитых странах.

43.Выделите основные тенденции развития государственного производства в развитых странах на рубеже веков.

44.Дайте определение естественной монополии, приведите примеры естественных монополий.

45.Почему в отраслях с естественными монополиями возникает необходимость государственного производства?

46.Существуют ли другие варианты решения проблемы естественных монополий кроме организации государственных предпри­ятий?

47.Всегда ли возможно сравнение эффективности государствен­ных и частных предприятий? Объясните.

48.Приведите примеры неэффективности государственных пред­приятий.

49.Каковы общие причины возможной неэффективности госу­дарственного сектора экономики?

50.Что представляет собой «мягкое бюджетное ограничение»?

51.Объясните понятие «реструктуризация государственных пред­приятий».

52.Что означает корпоратизация государственных предпри­ятий?

53.Объясните, что представляет собой «организация, ориенти­рованная на результаты».

 

 

Формы работы студентов по изучению учебной дисциплины

1. Работа на семинаре и практическом занятии: основными критериями служат подготовка докладов, рефератов и выступления по ним, выполнение практических заданий.

2. Выполнение обязательных домашних работ по курсу лекций.

3. Тестирование.

4. Эссе.

Работа на семинаре и практическом занятии

Подготовка докладов и рефератов с использованием классических работ, аналитических отчетов, статистических данных и публикаций по темам, дополняющим лекционные материалы согласно общему перечню тем курса. Выступление по подготовленным докладам и рефератам, активное обсуждение вопросов и комментариев. Решение предлагаемых практических ситуаций и задач с последующим их обсуждением.

Домашние работы по курсу лекций

Выполнение заданий по темам, предлагаемым на лекциях, в т.ч. написание мини-эссе (до 1 страницы), анализ статистических данных и аналитических отчетов.

Тестирование

Написание письменной работы в виде тест - заданий, открытых вопросов, задач по общему перечню тем курса.

Эссе

Самостоятельная работа студента выполняется дома и оформляется письменно как эссе объемом до 5 страниц печатного текста. Тему студент может выбрать самостоятельно из предложенного перечня, либо по согласованию с преподавателем предложить свою в рамках изучаемой дисциплины. При подготовке эссе студенты должны показать умения и навыки самостоятельной работы с литературой, статистическими данными и опубликованными статьями по различным проблемам экономики общественного сектора. Кроме этого, не последнюю роль при оценке эссе играет способность студента аргументировано отстаивать свою точку зрения.

Примечание: темы докладов, рефератов и эссе представлены самостоятельными списками.

 

Планы семинарских и практических занятий

Раздел 1



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 665; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.20.129 (0.008 с.)