Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Реструктуризация государственных предприятийСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Реструктуризация государственных предприятий (реформа государственных предприятий) - это комплекс мер, направленных на изменение принципов их действия, изменение системы управления, рост производительности труда, снижение издержек производства, улучшение финансово-экономических результатов деятельности. Условно можно выделить три основных направления реструктуризации государственных предприятий: - во-первых, реформа системы управления государственными предприятиями, включая использование других организационно-правовых форм; - во-вторых, усиление элементов конкуренции в тех сферах, где действуют государственные предприятия; - в-третьих, приватизация государственных предприятий. Первоначально необходим принципиальный финансово-экономический анализ, который включает в себя не только анализ затрат ирезультатов деятельности предприятия, но и сопоставление эффективности государственного предприятия с эффективностью частных предприятий, если это в принципе возможно. Кроме того, необходим общий экономический анализ сферы деятельности предприятия с целью выявления возможных источников провалов государства с позиций экономической эффективности. Наконец, необходимо определение особенностей механизма формирования бюджета предприятия для того, чтобы выявить возможные сбои государства с позиций теории общественного выбора. На основе этого анализа возможно принятие решения о приватизации государственного предприятия. В этом случае разрабатывается процедура приватизации, определяются сроки и конечные цели с точки зрения повышения эффективности производства. Если принято решение о том, что предприятие или организация остается в рамках государственного сектора, то осуществляется реформа системы управления предприятием, меняется его организационно-правовая форма, позволяющая повысить эффективность предприятия. В принципе эти изменения происходят в направлении предоставления большей самостоятельности менеджменту предприятия, внедрения принципов прибыльности, рыночного соизмерения затрат и результатов. Этот процесс получил название корпоратизации государственных предприятий. Другое название корпоратизации - коммерциализация деятельности государственных предприятий. Корпоратизация государственных предприятий осуществляется и в том случае, если в перспективе предстоит его приватизация. Этап корпоратизации должен предварять приватизацию. Корпоратизация позволяет повысить эффективность предприятия, дает возможность рынку оценить стоимость активов предприятия, выявить резервы и узкие места, как в управлении, так и в производстве на данном предприятии. В этом случае приватизация становится более обоснованной, а общество получает реальную компенсацию стоимости приватизированного предприятия. Корпоратизация государственных предприятий означает реформу управления предприятием, новую организационную форму предприятия, предполагающую большую самостоятельность и независимость менеджмента, введение «жесткого бюджетного ограничения», возможность конкурировать с частными предприятиями. Данное направление реструктуризации государственных предприятий является очень эффективным, Значительная часть причин неэффективности государственных предприятий ликвидируется при корпоратизации. Государственные корпорации остаются собственностью государства. Совет директоров назначается парламентом. Вместе с тем политическое влияние на непосредственную деятельность корпорации уменьшается. Корпорация реализует свою продукцию на рынке, распоряжается своими доходами, отвечает по обязательствам, так же как и частная компания, может получать финансы на рынке заимствований, устанавливает стимулирующие системы заработной платы. Но многие государственные организации в принципе не могут быть рыночными, действовать как частная компания. Это относится ко многим организациям, предоставляющим услуги всем участникам рыночной экономики, организациям, услуги которых не могут быть измерены рынком в стоимостном выражении. Реструктуризация таких организаций осуществляется в рамках формирования так называемых организаций, ориентированных на результаты (performance-based organizations). Например,государственное управление по патентам и изобретениям в Великобритании в результате реформы превратилось в такого рода государственную организацию. «Организация, ориентированная на результаты», - это государственная организация, в большей степени отдаленная от рынка по сравнению с государственной корпорацией, но формирующая свою деятельность и систему оплаты труда служащих в зависимости от результатов, измеренных особым образом. Важнейшими условиями превращения обычных государственных организаций в «организации, ориентированные на результаты», выступают, во-первых, возможность в той или иной форме измерить результаты деятельности организаций и, во-вторых, возможность выполнения ими своих функций при переходе к новой организационно-правовой форме. Таким образом, возможные организационные преобразования государственных предприятий и организаций включают: - корпоратизацию (коммерциализацию); - формирование «организаций, ориентированных на результаты»; - приватизацию. Государственные корпорации и «организации, ориентированные на результаты», вовсе не обязательно будут приватизированы. У приватизации есть свои пределы, определяемые сбоями рынка, а также соображениями национальных и общественных интересов. Интересы общества в целом не всегда могут быть реализованы частным сектором. Например, предприятие по производству обогащенного урана технически возможно в частном секторе, но в интересах общества иметь государственное, а не частное предприятие в этой сфере. Приватизация государственной почтовой службы может не только привести к росту цен на почтовые услуги, но, главное, и к тому, что жители отдаленных и малонаселенных пунктов не смогут получить эти услуги. Точно так же интересы общества не всегда могут быть реализованы с помощью государственного регулирования частного сектора. Например, государственное регулирование приватизированной почтовой службы будет дорого стоить обществу, особенно контроль за результатами ее деятельности. (Ситуация, когда издержки государственного регулирования превышают потери, связанные с провалами рынка, представляет собой так называемое дырявое ведро Оукена.) Важнейшими критериями при решении вопроса о приватизации государственных корпораций являются: - возможность получения значительных государственных доходов от приватизации при условии выполнения приватизированными предприятиями необходимых общественных функций; - возможность государственного регулирования провалов рынка, которое ведет к повышению эффективности производства с учетом издержек регулирования. Таким образом, анализ проблемы эффективности государственных предприятий в современных условиях позволяет сделать некоторые общие выводы. 1. В настоящее время происходит стабилизация роли государственных предприятий в экономике стран ОЭСР. 2. На Западе возрождается интерес к деятельности государственных предприятий. 3. Постепенно исчезает образ государственных предприятий В связи с этим необходимо изучать опыт реструктуризации государственных предприятий в странах ЕС в целях его адаптации к условиям нашей экономики, а также послеприватизационный опыт функционирования государственных предприятий в развитых странах.
Вопросы для самостоятельной работы 1.Уточните роль рынка и государства в различных моделях смешанной экономики. 2. В чем состоит особенность распределения ресурсов в экономике общественного сектора? 3. Раскройте функции государства в современной рыночной экономике. 4. Раскройте особенности реализации функции общественного сектора по распределению ресурсов (аллокативной). 5. Раскройте основные типы провалов рынка. 6. Какова роль контрактации и квазирыночных отношений в преодолении провалов государства? 7.Дайте определения Парето-улучшения и Парето-эффективности. 8. При каких условиях невозможны Парето-улучшения? 9.В каких ситуациях большая справедливость может быть эффективна? 10.Объясните смысл теоремы о невозможности. 11.Покажите различия между утилитаристской, роулсианской и изоэластичной функциями общественного благосостояния. 12..Каковы основные предпосылки построения теории общественного выбора? 13.Раскройте отличие пропорциональной системы голосования от мажоритарной. 14. Каково действие принципов принятия решения большинством? 15.Чем обусловлен приоритет избирателя-центриста? 16. Влияние прямых и косвенных налогов на экономическое и социальное развитие общества. 17. Какие принципы лежат в основе построения налоговой системы? 18. В чём сущность принципов справедливости при построении налоговых систем? 19. Что понимают под налоговыми обязательствами и перемещением налогового бремени? 20. Дайте определение избыточного налогового бремени. 21. Дайте определение оптимального налогообложения. 22. Что означает горизонтальное и вертикальное равенство, в чём их отличия? 23.Каковы методы государственного вмешательства в рыночное распределение доходов? 24. Обоснуйте легальные способы ухода от налогов – перемещение дохода, отсрочку налогового платежа, налоговый арбитраж. 25. В чём суть налоговой реформы в России? 26. Почему сферу действия налогообложения необходимо рассматривать в контексте общего равновесия? 27.Объясните, почему на монопольном рынке при одинаковой сумме поступлений в доход государства стоимостное налогообложение более нейтрально, чем специфическое. 28.Как увеличение налогового бремени отразится на предложении труда на промежуточном отрезке кривой предложения труда? 29. Как происходит перемещение выгод в случае субсидий производителям и потребителям? 30. Когда будет больше искажающее действие общественных расходов — в случае натуральных или денежных выплат? 31. Как в рамках теоремы о децентрализации определяется преимущество децентрализованной поставки общественных благ? 32.О чем свидетельствует гипотеза Тибу? 33.От чего будет зависеть эффективность децентрализованного принятия решений? 34.От чего зависит порядок распределения доходных функций? 35. Опишите особенности вертикального и горизонтального выравнивания в различных моделях бюджетного федерализма. 36.В каких отраслях экономики распространено государственное производство благ? 37.Приведите примеры частных благ, производимых общественным сектором, и общественных благ, производимых частным сектором. 38.В связи с изъянами рынка общество может предпринять различные варианты решения проблемы изъянов. Какие? 39.Что входит в состав государственной собственности? 40.Какова доля государственной собственности в составе национального богатства в развитых странах Запада? 41.Что представляет собой интегрированный показатель доли государственных предприятий? 42.Приведите примеры, характеризующие масштабы производства на государственных предприятиях в развитых странах. 43.Выделите основные тенденции развития государственного производства в развитых странах на рубеже веков. 44.Дайте определение естественной монополии, приведите примеры естественных монополий. 45.Почему в отраслях с естественными монополиями возникает необходимость государственного производства? 46.Существуют ли другие варианты решения проблемы естественных монополий кроме организации государственных предприятий? 47.Всегда ли возможно сравнение эффективности государственных и частных предприятий? Объясните. 48.Приведите примеры неэффективности государственных предприятий. 49.Каковы общие причины возможной неэффективности государственного сектора экономики? 50.Что представляет собой «мягкое бюджетное ограничение»? 51.Объясните понятие «реструктуризация государственных предприятий». 52.Что означает корпоратизация государственных предприятий? 53.Объясните, что представляет собой «организация, ориентированная на результаты».
Формы работы студентов по изучению учебной дисциплины 1. Работа на семинаре и практическом занятии: основными критериями служат подготовка докладов, рефератов и выступления по ним, выполнение практических заданий. 2. Выполнение обязательных домашних работ по курсу лекций. 3. Тестирование. 4. Эссе. Работа на семинаре и практическом занятии Подготовка докладов и рефератов с использованием классических работ, аналитических отчетов, статистических данных и публикаций по темам, дополняющим лекционные материалы согласно общему перечню тем курса. Выступление по подготовленным докладам и рефератам, активное обсуждение вопросов и комментариев. Решение предлагаемых практических ситуаций и задач с последующим их обсуждением. Домашние работы по курсу лекций Выполнение заданий по темам, предлагаемым на лекциях, в т.ч. написание мини-эссе (до 1 страницы), анализ статистических данных и аналитических отчетов. Тестирование Написание письменной работы в виде тест - заданий, открытых вопросов, задач по общему перечню тем курса. Эссе Самостоятельная работа студента выполняется дома и оформляется письменно как эссе объемом до 5 страниц печатного текста. Тему студент может выбрать самостоятельно из предложенного перечня, либо по согласованию с преподавателем предложить свою в рамках изучаемой дисциплины. При подготовке эссе студенты должны показать умения и навыки самостоятельной работы с литературой, статистическими данными и опубликованными статьями по различным проблемам экономики общественного сектора. Кроме этого, не последнюю роль при оценке эссе играет способность студента аргументировано отстаивать свою точку зрения. Примечание: темы докладов, рефератов и эссе представлены самостоятельными списками.
Планы семинарских и практических занятий Раздел 1
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 665; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.20.129 (0.008 с.) |