Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 6. Общественные расходы

Поиск

 

План

1. Факторы роста общественных расходов.

2. Основные направления общественных расходов.

3. Перемещение выгод и сферы действия программ общественных расходов.

4. Искажающее действие общественных расходов.

5. Оценка эффективности общественных расходов.

 

Общественные расходы, как известно, представляют собой це­левое использование ресурсов, аккумулируемых в общественном секторе и направленных на удовлетворение соответствующих по­требностей в общественных благах, а также в реализации оправдан­ной с позиции социальной справедливости перераспределительной политики. При этом задача состроит в том, что при осуществлении общественных расходов необходимо, чтобы ресурсы выделялись в соответствии с выявленными потребностями основной массы налогоплательщиков-избирателей, а также, чтобы намеченные результаты достигались при достаточном уровне затрат.

Основные задачи, решаемые в рамках общественных расходов, условно можно разделить на три направления.

Первое - это финансирование производства и приобретение определенного набора благ (товаров и услуг), ответственность за удовлетворение потребности в которых берет на себя общественный сектор и в том числе государство. Подобные блага обычно относят­ся либо к общественным или социально значимым благам, либо к ключевым факторам формирования этих благ.

Второе направление - это финансирование и организация различных программ социальной помощи тем членам общества, которые в ней нуждаются в соответствии с действующим законо­дательством. Например, участники военных действий, различные категории инвалидов (не относящиеся к страховым случаям), ма­лоимущие члены общества и т.д.

Третье направление - это финансирование и обеспечение раз­личных программ обязательного социального страхования в случае временной (либо по возрасту) потери трудоспособности (например, болезнь, травма, увольнение и т.д.). Подобный вид деятельности предполагает с учетом различных рисков предварительное аккумулирование средств застрахованных, а при наступлении страхового случая - проведение соответствующих выплат.

С учетом отмеченных выше основных направлений, определя­ющих порядок осуществления общественных расходов, необходимо особо отметить еще ряд положений, в частности, что организация производства соответствующих благ в рамках общественного сектора будет целесообразна в том случае, когда от имени потре­бителей (налогоплательщик-избиратель) выступает государство. Кроме того, в пользу организации производства в общественном секторе может рассматриваться такой фактор, как критическая степень зависимости всей экономики от тех ее инфраструктурных подразделений, которые находятся в зонах провалов рынка, а также неразвитость рынка капитала.

В качестве представителя потребителя государство может высту­пать, во-первых, как непосредственный производитель, во-вторых, как покупатель-монополист и, в-третьих, как инстанция, кото­рая детально регулирует и контролирует условия производства и продаж. В то же время ни один из отмеченных выше способов не гарантирует достижения ситуации совершенной конкуренции и, соответственно, достижения всех возможных Парето-улучшений. При этом критерием оценки при выборе варианта, который обеспечит защиту прав потребителей, должна быть гарантия достижения поставленных целей при минимизации издержек производства и распределения соответствующих благ.

Еще одна важная проблема, на которую надо обратить внимание, финансирование производства частных благ за счет обще­ственного сектора сопоставимо с корректирующими налогами, поскольку должно компенсировать смещение рыночного равнове­сия относительно точки оптимума в случае обусловленного положительного внешнего эффекта. В случае отрицательного внешнего эффекта, как известно, необходимо введение корректирующего налога. В этой связи следует отметить, что если государство вынуж­дено выступать в роли организатора производства продукции, не обладающей свойствами частного общественного блага, то данную продукцию необходимо реализовывать, возможно, по ценам ниже
предельных издержек на ее производство. Кроме того, в последнее
время в условиях рыночной экономики идет поиск новых
форм реализации программ общественных расходов, в частности,
заключение контрактов с частными фирмами на поставку товаров
и услуг, ответственность за удовлетворение потребностей в которых
принимает на себя общественный сектор. Развитие контрактно-договорных отношений способствует повышению эффективности общественных расходов, но для достижения подобного результата необходимо, чтобы исполнитель, наделенный правом расходовать общественные средства, был бы ограничен рамками соответству­ющей программы общественных расходов, в которой были бы четко и ясно определены ожидаемые результаты и критерии оценки результатов хозяйственной деятельности.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 339; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.254.114 (0.006 с.)