Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Мирные средства разрешения международных споров: переговоры, добрые услуги, посредничество, обследование (следственные комиссии), примирение (согласительные комиссии).
Мирные средства разрешения споров всегда применялись. Право разрешения споров мирными средствами было тесно связано с правом на войну. Раньше разрешение споров мирными средствами не было обязательным, был просто такой призыв. Ограничения права на войну появилось в ХХв. + появляется правовая норма разрешать споры мирным путём (На Гаагских конференциях мира 1899 и 1907 гг. была разработана и принята Конвенция о мирном разрешении международных столкновений). Принятый в 1919г. Статут Лиги Наций хотя и предусматривал обязательное применение в определенных случаях средств мирного разрешения международных споров (третейское и судебное разбирательство), однако допускал войну в качестве законного средства разрешения споров. Устав ООН запретил войну как средство разрешения споров. Появилось обязательство решать все споры мирным путём – принцип (носящий характер jus cogens) разрешения споров мирными средствами (закреплён в Уставе ООН в качестве одного из основополагающих императивных принципов современного МП и содержится в уставах многих организаций, декларациях, международных договорах). Согласно п. 3 ст. 2 Устава «все Члены ООН разрешают свои международные споры мирными средствами таким образом, чтобы не подвергать угрозе международный мир и безопасность и справедливость». Впоследствии содержание этого принципа было развито в Декларации о принципах МП 1970 г. Элементы этого принципа: 1. Обязательство сторон спора (государств) урегулировать спор только мирными средствами; 2. Свобода выбора мирных средств (переговоры, посредничество и т.д.) Этот принцип содержится и в приложении к Уставу ООН, и в региональных соглашениях (Заключительном акте СБСЕ 1975г.), декларациях, двусторонних договорах, резолюциях ГА ООН, в Декларации Тысячелетия (2005). Существенное значение для утверждения в практике МО принципа мирного разрешения международных споров имело принятие ГА ООН в 1982 г. Манильской декларации о мирном разрешении международных споров и в 1988 г. Декларации о предотвращении и устранении споров и ситуаций, которые могут угрожать международному миру и безопасности, и о роли ООН в этой области. В декларации 1988 г. содержатся положения, касающиеся не только урегулирования, но и предотвращения споров.
Международный спор – понятие, которое обычно используется для обозначения взаимных претензий между государствами. Критерием для признания наличия спора является реакция другой стороны (сторона признаёт претензии другой стороны). С момента возникновения спора и в течение всего периода его развития должен действовать принцип мирного разрешения международных споров как общепризнанный императивный принцип МП. В Уставе ООН для классификации конфликтных отношений используются понятия «спор» и «ситуация». Согласно доктрине МП, практике СБ и Международного Суда ООН, спор имеет место тогда, когда государства взаимно предъявляют претензии по поводу одного и того же предмета спора. Ситуация имеет место тогда, когда столкновение интересов государств не сопровождается взаимным предъявлением претензий, хотя порождает трения между ними. Ситуация – более широкое понятие, чем спор. Различают 2 категории споров: 1. а) споры, которые представляют угрозу поддержанию мира, создающие угрозу безопасности; б) споры, не создающие угрозы миру и безопасности. 2. а) политические споры (рассматриваются в СБ ООН); б) юридические споры (рассматриваются в Международном Суде ООН). Разделение на политические и юридические споры было популярно между мировыми войнами, сейчас – это дань прошлому, не имеет практического значения. Юридические последствия признания спора – сторона, признающая спор, не должна обострять обстановку вокруг спора (Декларация о принципах МП 1970г.) Речь идет, прежде всего, о действиях, которые могут затруднить урегулирование спора, создать угрозу для поддержания международного мира и безопасности, а также о действиях, которые могут изменить сложившееся положение в пользу одной из сторон и нанести тем самым ущерб интересам другой стороны. Государства не вправе оставлять свои международные споры неразрешенными. Это означает, 1) требование о скорейшем разрешении международного спора и 2) необходимость продолжения поиска путей урегулирования, если взаимно согласованный спорящими сторонами способ урегулирования не принес позитивных результатов.
Механизмы разрешения споров: · двухсторонние методы; · с привлечением третьего элемента (государство/МОРГ). Практика показывает, что двухсторонние меры применять труднее, а привлечение третьего элемента опасно, но может быть полезно (получение рекомендаций). Если длительные двухсторонние переговоры усложняют ситуацию, стороны решают, прибегнуть ли к привлечению третьей стороны. Под средствами мирного разрешения споров понимаются международно-правовые способы и процедуры урегулирования споров между субъектами МП в соответствии с принципами МП без применения принуждения в какой-либо форме. Система мирного разрешения споров закреплена в ст.33 Устава ООН. Мирные средства для разрешения споров: · переговоры · добрые услуги · посредничество · обследование или следственные комиссии · примирение или согласительные комиссии · арбитраж (судебная процедура) · судебное разбирательство (судебная процедура) Переговоры - наиболее доступное и эффективное средство мирного разрешения споров, играющее ведущую роль среди других мирных средств. Такая их роль обусловлена тем, что конкретные цели, состав участников, уровень представительства на переговорах, их организационные формы и прочие процедурные вопросы согласовываются самими спорящими сторонами. Без переговоров по существу невозможно мирное улаживание международных споров, ибо использование всех мирных средств так или иначе связано с переговорами. Ведение переговоров между заинтересованными сторонами принято именовать дипломатическим путем разрешения спорных международных вопросов. Переговоры различаются по кругу участников - переговоры глав государств, глав правительств, министров иностранных дел, глав дипломатических представительств и переговоры с участием специально уполномоченных лиц. Переговоры могут вестись официально и неофициально. Переговоры различаются также по форме - устные (путем непосредственных контактов), письменные (путем обмена нотами), по числу участников (двусторонние и многосторонние, в том числе рамках международных конференций). Для того чтобы переговоры были положительными, они должны быть равноправными и вестись без предварительных условий, ультиматумов и принуждения, необходимы взаимные поиски решений, взаимные уступки и компромиссы. Если переговоры не привели к соглашению, стороны обязаны обращаться к другим мирным средствам. Консультации - разновидность переговоров – обмен мнениями между руководителями государств. Консультирующиеся стороны могут заранее устанавливать периодичность встреч, создавать консультативные комиссии. Указанные особенности консультаций способствуют поиску компромиссных решений спорящими сторонами, непрерывности контактов между ними. Консультации могут носить факультативный или обязательный характер. Ряд многосторонних соглашений содержат положения, обязывающие стороны обращаться к консультациям по вопросам цели или в связи с реализацией этих соглашений. Добрые услуги и посредничество - это мирные средства разрешения международных споров с помощью третьей стороны. Между ними есть много общего, но есть и различия. Они следующие: целью добрых услуг является налаживание контактов между сторонами в споре с тем, чтобы побудить их вступить в переговоры. Сторона, оказывающая добрые услуги, не должна участвовать в переговорах и влиять на их ход. Добрые услуги могут оказываться как в ответ на соответствующую просьбу одной или обеих спорящих сторон, так и по инициативе самой третьей стороны.
Посредничество предполагает участие третьей стороны в переговорах. Его целью является не только налаживание контактов между спорящими сторонами, но и достижение между ними примирения. Посредник может участвовать в переговорах, активно влиять на их ход, внося предложения по существу спора. Именно поэтому для осуществления посредничества необходимо согласие обеих спорящих сторон. Обладая широкими правами, посредник должен соблюдать определенные обязанности: воздерживаться от оказания помощи одной стороне в ущерб другой, уважать суверенные права, честь и достоинство спорящих государств. Посредник встречается сначала с одной стороной, потом с другой, помогает найти решение. Добрые услуги и посредничество могут быть индивидуальными и коллективными. Их могут оказывать государство, МОРГи, их должностные лица, частные лица, как правило, видные общественные деятели. В практике ООН с оказанием добрых услуг и посредничества очень часто выступают Генсек или его специальные представители. Добрые услуги Генсека во время Карибского кризиса в 1962г. содействовали переговорам между СССР и США и привели к его урегулированию. Добрые услуги нередко перерастают в посредничество. Добрые услуги СССР, перешедшие затем в посредничество, сыграли позитивную роль в урегулировании индо-пакистанского конфликта и привели к принятию конфликтующими сторонами Ташкентской декларации от 10 января 1966 г. Обследование (следственные комиссии) - это средство мирного урегулирования, к которому прибегают в тех случаях, когда спорящие стороны расходятся в оценке фактических обстоятельств, вызывающих спор или приведших к спору. Порядок формирования и функционирования международных следственных комиссий установлен по инициативе России в Гаагских конвенциях о мирном решении международных столкновений 1899 и 1907гг. Для осуществления процедуры обследования стороны создают на паритетных началах международную следственную комиссию, иногда во главе с представителем третьего государства или МОРГ. Она должна учреждаться на основании специального соглашения между спорящими сторонами. В соглашении определяются подлежащие расследованию факты, порядок и срок образования комиссии, ее право перемещаться, срок, в который каждая спорящая сторона должна будет представить свое изложение фактов и т.д. Результаты работы комиссии фиксируются в докладе, который должен ограничиваться лишь установлением фактов. За сторонами сохраняется полная свобода воспользоваться выводами следственной комиссии по своему усмотрению.
Следственная процедура предусмотрена в Женевских конвенциях о защите жертв войны 1949г. для расследования заявлений одной стороны по поводу фактов нарушения положений конвенций другой стороной. Примирение (согласительные комиссии) в отличие от обследования, включает не только выяснение фактических обстоятельств, но и выработку конкретных рекомендаций для сторон о том, как стоит разрешить спор. При применении согласительной процедуры стороны, как и в случае с обследованием, образуют на паритетных началах международную согласительную комиссию, которая и вырабатывает свои рекомендации. Выводы согласительной комиссии носят факультативный характер, и не являются юридически обязательными для сторон, участвующих в споре.Наиболее подробно порядок создания и функционирования согласительной комиссии изложен в Общем акте о мирном разрешении международных споров 1928г., пересмотренном ГА ООН в 1949г. Общий акт предусматривает, что споры между участниками акта могут рассматриваться в постоянной или временной специальной согласительной комиссии, создаваемой спорящими сторонами. В составе комиссии из пяти членов может быть лишь по одному гражданину спорящих сторон. Три других члена комиссии избираются с согласия сторон в споре из граждан третьих держав. Решения принимаются большинством голосов членов комиссии. СССР активно использовал согласительные комиссии для разрешения пограничных инцидентов. Различные варианты согласительной процедуры предусмотрены в Венской конвенции о представительстве государств в их отношениях с МОРГ универсального характера 1975г, Конвенции ООН по морскому праву 1982г. и др. На различных стадиях примирения стороны могут просить Генсека ООН оказать им помощь в реализации процедуры примирения.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 248; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.53.209 (0.011 с.) |