Мирные средства разрешения международных споров: переговоры, добрые услуги, посредничество, обследование (следственные комиссии), примирение (согласительные комиссии). 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Мирные средства разрешения международных споров: переговоры, добрые услуги, посредничество, обследование (следственные комиссии), примирение (согласительные комиссии).



Мирные средства разрешения споров всегда применялись. Право разрешения споров мирными средствами было тесно связано с правом на войну. Раньше разрешение споров мирными средствами не было обязательным, был просто такой призыв.

Ограничения права на войну появилось в ХХв. + появляется правовая норма разрешать споры мирным путём (На Гаагских конференциях мира 1899 и 1907 гг. была разработана и принята Конвенция о мирном разрешении международных столкновений).

Принятый в 1919г. Статут Лиги Наций хотя и предусматривал обязательное применение в определенных случаях средств мирного разрешения международных споров (третейское и судебное разбирательство), однако допускал войну в качестве законного средства разрешения споров.

Устав ООН запретил войну как средство разрешения споров. Появилось обязательство решать все споры мирным путём – принцип (носящий характер jus cogens) разрешения споров мирными средствами (закреплён в Уставе ООН в качестве одного из основополагающих импера­тивных принципов современного МП и содержится в уставах многих организаций, декларациях, международных договорах).

Соглас­но п. 3 ст. 2 Устава «все Члены ООН разрешают свои международные споры мирными средствами таким образом, чтобы не подвергать угрозе международный мир и безопас­ность и справедливость». Впоследствии содержание этого принци­па было развито в Декларации о принципах МП 1970 г.

Элементы этого принципа: 1. Обязательство сторон спора (государств) урегулировать спор только мирными средствами; 2. Свобода выбора мирных средств (переговоры, посредничество и т.д.)

Этот принцип содержится и в приложении к Уставу ООН, и в региональных соглашениях (Заключительном акте СБСЕ 1975г.), декларациях, двусторонних договорах, резолюциях ГА ООН, в Декларации Тысячелетия (2005).

Существенное значение для утверждения в практике МО принципа мирного разрешения международ­ных споров имело принятие ГА ООН в 1982 г. Манильской декларации о мирном разрешении международных споров и в 1988 г. Декларации о предотвращении и устранении спо­ров и ситуаций, которые могут угрожать международному миру и безопасности, и о роли ООН в этой области. В декларации 1988 г. содержатся положения, касающиеся не только урегулирования, но и предотвращения споров.

Международный спор – понятие, которое обычно используется для обозначения взаимных претензий между государствами. Критерием для признания наличия спора является реакция другой стороны (сторона признаёт претензии другой стороны).

С момента возникновения спора и в течение всего периода его развития должен действовать принцип мирного разрешения международных споров как общепризнанный императивный принцип МП.

В Уставе ООН для классификации конфликтных отношений используются понятия «спор» и «ситуация».

Согласно доктрине МП, практике СБ и Международного Суда ООН, спор имеет место тогда, когда государства взаимно предъявляют претензии по поводу одного и того же предмета спора.

Ситуация имеет место тогда, когда столкновение интересов государств не сопровождается взаимным предъявлением претензий, хотя порождает трения между ними. Ситуация – более широкое понятие, чем спор.

Различают 2 категории споров:

1. а) споры, которые представляют угрозу поддержанию мира, создающие угрозу безопасности;

б) споры, не создающие угрозы миру и безопасности.

2. а) политические споры (рассматриваются в СБ ООН);

б) юридические споры (рассматриваются в Международном Суде ООН).

Разделение на политические и юридические споры было популярно между мировыми войнами, сейчас – это дань прошлому, не имеет практического значения.

Юридические последствия признания спорасторона, признающая спор, не должна обострять обстановку вокруг спора (Декларация о принципах МП 1970г.)

Речь идет, прежде всего, о действиях, которые могут затруднить урегулирование спора, создать угрозу для поддержания международного мира и безопасности, а также о действиях, которые могут изменить сложившееся поло­жение в пользу одной из сторон и нанести тем самым ущерб инте­ресам другой стороны.

Государства не вправе оставлять свои международные споры не­разрешенными. Это означает, 1) требование о скорейшем разрешении международного спора и 2) необходимость продолжения поиска путей урегулирования, если взаимно согласо­ванный спорящими сторонами способ урегулирования не принес позитивных результатов.

Механизмы разрешения споров:

· двухсторонние методы;

· с привлечением третьего элемента (государство/МОРГ).

Практика показывает, что двухсторонние меры применять труднее, а привлечение третьего элемента опасно, но может быть полезно (получение рекомендаций).

Если длительные двухсторонние переговоры усложняют ситуацию, стороны решают, прибегнуть ли к привлечению третьей стороны.

Под средствами мирного разрешения споров понимаются международно-правовые способы и процедуры урегулирования споров между субъектами МП в соответствии с принципами МП без применения принуждения в какой-либо форме. Система мирного разрешения споров закреплена в ст.33 Устава ООН. Мирные средства для разрешения споров:

· переговоры

· добрые услуги

· посредничество

· обследование или следственные комиссии

· примирение или согласительные комиссии

· арбитраж (судебная процедура)

· судебное разбирательство (судебная процедура)

Переговоры - наиболее доступное и эффективное средство мирного разрешения споров, играющее ведущую роль сре­ди других мирных средств. Такая их роль обусловлена тем, что кон­кретные цели, состав участников, уровень представительства на переговорах, их организационные формы и прочие процедурные вопросы согласовываются самими спорящими сторонами. Без переговоров по существу невозможно мирное улаживание международных споров, ибо использование всех мирных средств так или иначе связано с переговорами. Ведение переговоров между заинтересованными сторонами принято именовать дипломатическим путем разрешения спорных международных вопросов. Переговоры различаются по кругу участников - переговоры глав государств, глав правительств, министров иностранных дел, глав дипломатических представительств и переговоры с участием специально уполномоченных лиц. Переговоры могут вестись официально и неофициально. Переговоры различаются также по форме - устные (путем непосредственных контактов), письменные (путем обмена нотами), по числу участников (двусторонние и многосторонние, в том числе рамках международных конференций).

Для того чтобы переговоры были положительными, они должны быть равноправными и вестись без предварительных условий, ультиматумов и принуждения, необходимы взаимные поиски решений, взаимные уступки и компромиссы. Если переговоры не привели к соглашению, стороны обязаны обращаться к другим мирным средствам.

Консультации - разновидность переговоров – обмен мнениями между руководителями государств. Консультирующи­еся стороны могут заранее устанавливать периодичность встреч, создавать консультативные комиссии. Указанные особенности кон­сультаций способствуют поиску компромиссных решений споря­щими сторонами, непрерывности контактов между ними. Консультации могут носить факультативный или обязательный характер. Ряд многосторонних соглашений содержат положения, обязывающие стороны обращаться к консультациям по вопросам цели или в связи с реализацией этих соглашений.

Добрые услуги и посредничество - это мирные средства разрешения международных споров с помощью третьей стороны. Между ними есть много общего, но есть и различия. Они следующие: целью добрых услуг является налаживание контактов между сторонами в споре с тем, чтобы побудить их вступить в переговоры. Сторона, оказывающая добрые услуги, не должна участвовать в переговорах и влиять на их ход. Добрые услуги могут ока­зываться как в ответ на соответствующую просьбу одной или обеих спорящих сторон, так и по инициативе самой третьей стороны.

Посредничество предполагает участие третьей стороны в переговорах. Его целью является не только налаживание контактов между спорящими сторонами, но и достижение между ними примирения. Посредник может участвовать в переговорах, активно влиять на их ход, внося предложения по существу спора. Именно поэтому для осуществления посредничества необходимо согласие обеих спорящих сторон. Обладая широкими правами, посредник должен соблюдать определенные обязанности: воздерживаться от оказания помощи одной стороне в ущерб другой, уважать суверенные права, честь и достоинство спорящих государств. Посредник встречается сначала с одной стороной, потом с другой, помогает найти решение.

Добрые услуги и посредничество могут быть индивидуальными и коллективными. Их могут оказывать государство, МОРГи, их должностные лица, частные лица, как правило, видные общественные деятели.

В практике ООН с оказанием добрых услуг и посредничества очень часто выступают Генсек или его специальные представители. Добрые услуги Генсека во время Карибского кризиса в 1962г. содействовали переговорам между СССР и США и привели к его урегулированию.

Добрые услуги не­редко перерастают в посредничество. Добрые услуги СССР, перешедшие затем в посредничество, сыграли позитивную роль в урегулировании индо-пакистанского конфликта и привели к принятию конфликтующими сторонами Ташкентской декларации от 10 января 1966 г.

Обследование (следственные комиссии) - это средство мирного урегулирования, к которому прибегают в тех случаях, когда спорящие стороны расходятся в оценке фактических обстоятельств, вызывающих спор или приведших к спору. Порядок формирования и функционирования международных следственных комиссий установлен по инициативе России в Гаагских конвенциях о мирном решении международных столкновений 1899 и 1907гг. Для осуществления процедуры обследования стороны создают на паритетных началах международную следственную комиссию, иногда во главе с представителем третьего государства или МОРГ. Она должна учреждаться на основании специального соглашения между спорящими сторонами. В соглашении определяются подлежащие расследованию факты, порядок и срок образования комиссии, ее право перемещаться, срок, в который каждая спорящая сторона должна будет представить свое изложение фактов и т.д. Результаты работы комиссии фиксируются в докладе, который должен ограничиваться лишь установлением фактов. За сторонами сохраняется полная свобода воспользоваться выводами следственной комиссии по своему усмотрению.

Следственная процедура предусмотрена в Женевских конвенциях о защите жертв войны 1949г. для расследования заявлений одной стороны по поводу фактов нарушения положений конвенций другой стороной.

Примирение (согласительные комиссии) в отличие от обследования, включает не только выяснение фактических обстоятельств, но и выработку конкретных рекомендаций для сторон о том, как стоит разрешить спор. При применении согласительной процедуры стороны, как и в случае с обследованием, образуют на паритетных началах международную согласительную комиссию, которая и вырабатывает свои рекомендации. Выводы согласительной комиссии носят факультативный характер, и не являются юридически обязательными для сторон, участвующих в споре.Наиболее подробно порядок создания и функционирования согласительной комиссии изложен в Общем акте о мирном разрешении международных споров 1928г., пересмотренном ГА ООН в 1949г. Общий акт предусматривает, что споры между участниками акта могут рассматриваться в постоянной или временной специальной согласительной комиссии, создаваемой спорящими сторонами. В составе комиссии из пяти членов может быть лишь по одному гражданину спорящих сторон. Три других члена комиссии избираются с согласия сторон в споре из граждан третьих держав. Решения принимаются большинством голосов членов комиссии.

СССР активно использовал согласительные комиссии для разрешения пограничных инцидентов.

Различные варианты согласительной процедуры предусмотрены в Венской конвенции о представительстве государств в их отношениях с МОРГ универсального характера 1975г, Конвенции ООН по морскому праву 1982г. и др.

На различных стадиях примирения стороны могут просить Генсека ООН оказать им помощь в реализации процедуры примирения.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 248; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.53.209 (0.011 с.)