ТОП 10:

Понятие международного публичного права, его объект и предмет. Различие между публичным и частным международным правом.



Оглавление

1.Понятие международного публичного права, его объект и предмет. Различие между публичным и частным международным правом.

2.Международно-правовые аспекты борьбы с международным терроризмом.

3.Территориальные воды и прилежащая зона; их правовой режим, порядок отсчета, право мирного прохода.

4.Правовой режим международных проливов и международных морских каналов. Международные реки, их правовой режим.

5.Международно-правовой режим Антарктики.

6.Источники международного права. Вспомогательные средства установления нормативного содержания обычных норм международного права. Вопрос о «мягком праве».

7.Субъекты международного права; правоспособность, дееспособность, правосубъектность. Вопрос о правосубъектности физических лиц, транснациональных корпораций, международных неправительственных организаций.

8.Реторсии и репрессалии в международном праве.

9.Россия и международное право; его значение для внешней и внутренней политики Российской Федерации.

10.Конституция Российской Федерации о международном праве и правах человека.

11.Правовые последствия объявления состояния войны. Театр войны и военных действий во время вооруженного конфликта. Морская блокада. Режим оккупированной территории.

12.Суверенитет, его понятие и тенденции развития, вопрос об абсолютном суверенитете. Территориальное верховенство.

13.Соотношение между внутригосударственным и международным правом как системами права. Монистическая и дуалистическая теории.

14. Значение парафирования, подписания и ратификации международного договора. Влияние названия договора на его юридическую обязательность. Структура международного договора. Депозитарий международного договора; его функции. Регистрация международных договоров в Секретариате ООН. Ее правовые последствия.

15.Основные принципы современного международного публичного права; понятие jus cogens и его значение в международном праве.

16.Международно-правовые нормы, действующие во время вооруженного конфликта. Источники и принципы гуманитарного права. Правовой режим гражданского населения во время вооруженного конфликта.

17.Самооборона по современному международному праву. Тенденции ее интерпретации. Вопрос о превентивной самообороне.

18.Признание государств. Декларативная и конститутивная теории признания.

19.Определение агрессии 1974 г. Его содержание; значение.

20.Принцип территориальной целостности государств, принципы нерушимости и неприкосновенности государственных границ. Их содержание и значение.

21.3начение заявления и оговорки к международному договору. Права и обязанности третьих государств.

22.Мирные средства разрешения международных споров: переговоры, добрые услуги, посредничество, обследование (следственные комиссии), примирение (согласительные комиссии).

23.Правовой режим воздушного пространства в пределах государства и воздушного пространства, находящегося за пределами государства.

24.Международно-правовое понятие территории государства. Состав территории государства.

25.Право международных договоров, его источники. Законодательство Российской Федерации о порядке заключения и исполнения международных договоров.

26.Понятие государственной границы; их виды и цели, для которых используются государственные границы; делимитация, демаркация, редемаркация и ректификация границ.

27.Международно-правовой режим открытого моря; его принципы. Нормы международного права, регулирующие деятельность государств в открытом море.

28.Понятия «комбатанты» и «некомбатанты» во время сухопутной войны и их правовой режим. Международно-правовой режим военнопленных, раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море во время межгосударственного вооруженного конфликта. Роль Международного Комитета Красного Креста (МККК).

29.Международно-правовые основания для прекращения действия двухстороннего международного договора одним из его участников, в частности, денонсация, аннулирование, коренное изменение обстоятельств.

30.Международный Суд ООН. Его организация и компетенция. Кто может обращаться в Международный Суд ООН и по каким делам?

31.Понятие международного экономического права, его источники и принципы: общие и специальные.

32.Процедура заключения международных договоров: роль полномочий, парафирования договора, понятия «альтернат», «аутентичность текстов», способы толкования международного договора.

33.Население в международном праве; гражданство, его понятие и значение; способы приобретения и утраты гражданства.

34.Общая характеристика международных универсальных организаций системы ООН. Их структура, характер принимаемых решений.

35.Понятие и правовой статус иностранцев и апатридов. Двугражданство, в том числе по российскому законодательству.

36.Понятие коллективной безопасности согласно Уставу ООН. Принудительные меры для поддержания мира, предусмотренные Уставом ООН.

37.Международное право относительно международных и немеждународных вооруженных конфликтов.

38.Всеобщая Декларация прав человека. Международные пакты о правах человека. Международно-правовые аспекты сотрудничества государств в деле защиты прав человека.

39.Исключительная экономическая зона, континентальный шельф и их правовой режим.

40.Международная организация как субъект международного права. Правотворческая деятельность международной межправительственной организации.

41.Международно-правовые аспекты разоружения. Режим нераспространения ядерного оружия.

42.Роль Совета Безопасности ООН и Генеральной Ассамблеи ООН в решении вопросов применения принудительных мер для поддержания международного мира и безопасности. Обязанности членов ООН в отношении решений указанных органов ООН.

43.Применение принудительных действий согласно главе VIII Устава ООН на региональном уровне в том числе в СНГ.

44.Понятие международного права охраны окружающей среды, его источники, принципы и нормы.

45.Правовой статус воздушного судна и его экипажа при международных полетах. Международно-правовые нормы в целях пресечения незаконного захвата воздушных судов.

46.Ответственность за международные преступления: преступления против мира, военные преступления, преступления против человечности. Международные трибуналы и Международный уголовный суд.

47.Перемирие, прекращение состояния войны; способы, правовые последствия. Основное содержание мирных договоров; контрибуция, репарации, реституция.

48.Принцип неприменения силы, история его формирования. Правомерные случаи применение вооруженной силы в межгосударственных отношениях по международному праву.

49.Международно-правовой режим космического пространства: его источники и основные принципы.

50.Правовое положение нейтрального государства во время вооруженного конфликта. Права и обязанности нейтрального государства.

51.Ответственность за неправомерные, а также правомерные действия государств, причинившие ущерб.

52.Соотношение между международным правом, мировым правопорядком, внешней политикой и дипломатией.

 

Субъекты международного права; правоспособность, дееспособность, правосубъектность. Вопрос о правосубъектности физических лиц, транснациональных корпораций,международных неправительственных организаций.

Субъекты МП– это носители субъективных юридических прав и обязанностей, возникающих у лица в результате распространения на него действия каких-либо норм МП, либо индивидуальных предписаний, дозволений и запретов, содержащихся в международно-правовых актах.

Субъекты МП могут бытьпервичными и производными.

Первичнымисубъектами являются государства, а в некоторых случаях народы и нации, борющиеся за самоопределение. Этих участников никто не создает в качестве таковых, их появление – результат естественно-исторического процесса.

Производные субъекты создаются первичными. Объем их международной правоспособности зависит от намерения и желания их создателей. Это могут быть межправительственные организации либо государствоподобные образования типа вольных городов.

Любой субъект МП обладает правоспособностью, дееспособностью и деликтоспособностью.

Правоспособность – это способность субъекта МП иметь субъективные права и юридические обязанности. Этой способностью обладают государства в момент признания; Межправительственные организации – с момента вступления учредительных документов в силу.

Дееспособность – означает осуществление субъектами МП самостоятельно, своими осознанными действиями своих прав и обязанностей.

В отличии от субъектов внутреннего права субъекты МП обладают деликтоспособностью, т.е. способностью нести юридическую ответственность за совершенные правонарушения.

Правосубъектность. Все субъекты МП являются носителями соответствующих прав и обязанностей. Это свойство называется правосубъектностью.

Субъекты МП обладают общей, отраслевой и специальной правосубъектностью.

Общая – это способность акторов быть субъектом МП вообще (ipso facto). Такой правосубъектностью обладают только суверенные государства. Они являются первичными субъектами МП. Общей правосубъектностью теоретически обладают также нации, борющиеся за свою независимость.

Отраслевая – это способность акторов быть участниками правоотношений в определенной области межгосударственных отношений. Такой правосубъектностью обладаютмежправительственные организации.

Специальная – это способность акторов быть участником лишь определенного круга правоотношений в рамках отдельной отрасли МП. Специальной правосубъектностью, например, обладают физические лица.

Т.о., субъекты международного права должны обладать способностью самостоятельно участвовать в урегулированных международным правом ООН, международных отношений, непосредственно вступать в юридическое взаимодействие с другими управомоченными или обязанными международным правом лицами.

Правосубъектность физических лиц. Существуют различные мнения о том, может ли индивид быть субъектом МП. Широко распространена точка зрения, согласно которой в МП нет запретов наделять индивидов международной правосубъектностью, и решение этого вопроса определяется намерением договаривающихся государств. Обычно наличие у индивидов международной правосубъектности связывают с предоставлением им возможности прямого доступа в международные органы в качестве петиционеров, истцов, ответчиков и т.д.

В отечественной доктрине преобладает другая точка зрения, суть которой сводится к тому, что индивиды объективно не могут быть участниками межвластных, межгосударственных отношений и тем самым субъектами МП. Наблюдающаяся в настоящее время тенденция к расширению прямого доступа индивидов в международные органы связана с растущим стремлением к защите прав человека с помощью международных механизмов. Сам по себе такой доступ не превращает их в субъектов МП, а означает лишь то, что участники соответствующего договора берут на себя взаимное обязательство обеспечить этот доступ имеющимися в их распоряжении правовыми и организационными средствами.

Правосубъектность ТНК. В западной доктрине высказывается мнение о том, что определенные компании, прежде всего ТНК, в современных условиях приобретают международную правосубъектность. Их экономическая мощь и влияние на мировую политику в ряде случаев превращают их в наиболее весомую силу на международной арене, чем некоторые государства.

Если допустить, что индивиды могут становиться субъектами МП, то тогда логичным будет вывод о возможности приобретения международной правосубъектности ТНК. Если же исходить из того, что субъектом МП может быть только то образование, которое способно участвовать в межвластных, межгосударственных отношениях, то придется признать, что никакая компания не обладает качествами, присущими государству, и не способна участвовать в таких отношениях. Договоры, заключаемые между государствами и компаниями, являются не межгосударственными соглашениями, а частноправными контрактами и относятся к сфере МЧП.

Правосубъектность неправительственных международных организаций. Можно говорить с достаточной степенью определенности, что у них отсутствует ряд атрибутов, необходимых для их признания в качестве субъектов МП. Речь идет о таких признаках, как способность создавать нормы МП и обеспечить их выполнение. В то же время НПО, не являясь субъектами МП, могут обладать некоторыми чертами международной правосубъектности, в том числе иметь определенные права и обязанности, установленные международно-правовыми нормами. Одним из примеров может здесь служить консультативный статус НПО в предоставляющий этим организациям (в зависимость от типа статуса) такие права, как включение вопросов в повестку дня сессии ЭКОСОС и его вспомогательных органов, участие в их работе и т.д.

 

РФ в лице своих федеральных органов государственной власти обладает монополией на осуществление международных договорных отношений. Субъекты РФ могут осуществлять международные и внешнеэкономические связи.

В гл. 2 Конституции РФ «Права и свободы человека и гражданина» зафиксировано, что «в РФ признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам МП и в соответствии с настоящей Конституцией» (ст.17).

Данная статья закрепляет концепцию «естественных прав» человека и гражданина, в соответствии с которой свобода – это естественное состояние человека. Государство не дарует человеку права, а признает и гарантирует их согласно общепризнанным принципам и нормам МП. Из этого следует, что:

- законодательные органы РФ и ее субъектов при принятии законов должны руководствоваться общепризнанными принципами и нормами МП;

- правоприменительные органы, прежде всего суды, при решении конкретных дел обязаны принимать решения не только на основе Конституции и законов РФ, но и общепризнанных принципов и норм МП;

- физические и юридические лица, реализуя свои права и свободы, могут рассчитывать на то, что государственные органы должны охранять и защищать их права и законные интересы в соответствии с общепризнанными принципами и нормами МП.

 

РФ в лице своих федеральных органов государственной власти обладает монополией на осуществление международных договорных отношений. Субъекты РФ могут осуществлять международные и внешнеэкономические связи.

В гл. 2 Конституции РФ «Права и свободы человека и гражданина» зафиксировано, что «в РФ признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам МП и в соответствии с настоящей Конституцией» (ст.17).

Данная статья закрепляет концепцию «естественных прав» человека и гражданина, в соответствии с которой свобода – это естественное состояние человека. Государство не дарует человеку права, а признает и гарантирует их согласно общепризнанным принципам и нормам МП. Из этого следует, что:

- законодательные органы РФ и ее субъектов при принятии законов должны руководствоваться общепризнанными принципами и нормами МП;

- правоприменительные органы, прежде всего суды, при решении конкретных дел обязаны принимать решения не только на основе Конституции и законов РФ, но и общепризнанных принципов и норм МП;

- физические и юридические лица, реализуя свои права и свободы, могут рассчитывать на то, что государственные органы должны охранять и защищать их права и законные интересы в соответствии с общепризнанными принципами и нормами МП.

 

 

Значение парафирования, подписания и ратификации международного договора. Влияние названия договора на его юридическую обязательность. Структура международного договора. Депозитарий международного договора; его функции. Регистрация международных договоров в Секретариате ООН. Ее правовые последствия.

Поведение государств в сфере заключения и применения международных договоров регулирует универсальный международный договор – Венская конвенции о праве международных договоров 1969, вокруг которой группируются нормы права международных договоров.

В России действует ФЗ «О международных договорах РФ» 1995.

Заключение международного договора представляет собой процесс, состоящий из ряда последовательных стадий: 1) согласование отдельных постановлений договора; 2) принятие текста; 3) установление его аутентичности; 4) выражение согласия государства на обязательность для него договора (подписание, ратификация, присоединение, утверждение, принятие и т.д.)

При заключении двусторонних договоров стороны обмениваются полномочиями (документ, исходящий от компетентного органа гос-ва и посредством которого одно или несколько лиц назначаются представлять это государство в целях ведения переговоров, принятия текста договоров или установления его аутентичности, или в целях совершения любого другого акта, относящегося к договору), а при заключении многосторонних полномочия сдаются в секретариат или в специально создаваемый орган по проверке полномочий.

Переговоры между заинтересованными в заключении договора сторонами являются основным методом подготовки текста договора. Переговоры между государствами относительно подготовки текста договора завершаются его принятием. Метод принятия договора определяется в ходе переговорного процесса.

После того как текст договора согласован, происходит парафирование- это установление аутентичности текста договора (т.е. объявление текста договора окончательным и подлинным) путем проставления уполномоченными лицами договаривающихся государств своих инициалов в качестве свидетельства того, что данный текст они считают окончательно согласованным.

Завершается процесс заключения договора выражением согласия государств и других субъектов МП на обязательность для них этого договора. Способы выражения такого согласияприводятся в ст. 11 Венской конвенции 1969 г. К ним относятся: подписание, ратификация, принятие, утверждение, любой другой способ, о котором достигнута договоренность.

Подписаниедоговора является наиболее распространенным способом выражения согласия на его обязательность, означает окончательное выражение согласия на его обязательность. Существует ряд правил, регламентирующих процедуру подписания договоров. Так, подписи представителей государств под двусторонним договором располагаются друг против друга или одна под другой. Правило, согласно которому в экземпляре договора, предназначенного для данного договаривающегося гос-ва, название этого гос-ва, подписи его уполномоченных, печати, а также текст договора на языке данного государства помещаются на первом месте, называется альтернат (чередование). Оно призвано отражать принцип суверенного равенства гос-в.

Ратификация- это утверждение международного договора уполномоченным на то органом государственной власти. В соответствии со ст.14 Венской конвенции 1969 г. согласие государства на обязательность для него договора выражается ратификацией если: а) договор предусматривает, что такое согласие выражается ратификацией; б) участвующие в переговорах государства договорились о необходимости ратификации; в) представитель государства подписал договор под условием ратификации; г) намерение государства подписать договор под условием ратификации вытекает из полномочий его представителя или было выражено во время переговоров.

Демократизм ратификации состоит в идее разделения государственных ветвей власти, выражающейся в том, что заключение международных договоров является областью совместной деятельности исполнительной и законодательной властей.

Наименования международных договоров исключительно разнообразны (трактат, пакт, конкордат, соглашение, конвенция, etc. – по Венской конвенции они все отнесены к международному договору) и не влияют на их юридическую силу.

В структурном отношениимеждународный договор, как правило, состоит из преамбулы, основной части, заключительные положения, а также приложений.

Преамбула обычно содержит сведения о том, какие гос-ва являются его участниками, в ней формулируются цели и мотивы заключения договора.

Восновной части постатейно излагается его содержание, формулируются материальные и процессуальные нормы, закрепляющие, в частности, права и обязанности сторон, порядок их реализации и т.д.

В заключительной части – нормы процедурного характера: указывается порядок и срок вступления договора в силу, действие договора во времени и пространстве, порядок его пролонгации, условия присоединения и выхода из него, указывается, на каких языках он составлен, дата и место его заключения. Затем подписи и печати.

Некоторые договоры имеют приложение (одно или несколько). Такими приложениями могут быть, в частности, добавочные статьи, дополнительные соглашения, протоколы, толкующие определенные статьи договора, письма, ноты, декларации, карты и т.п.

Депозитарий- хранитель подлинного текста договора и тех документов, которые имеют к нему отношение. Депозитарием может быть одно или несколько государств, международная организация или главное административное лицо такой организации. Функции депозитария: хранение подлинного текста договора и переданных депозитарию полномочий; подготовка заверенных копий с подлинного текста и подготовка любых иных текстов договора на таких других языках; получение подписей под договором, информирование участников о документах, уведомлениях и сообщениях, относящихся к договору; регистрация договоров в Секретариате ООН. На основании ст.29 Закона 1995, если депозитарием договора является РФ, то функции депозитария осуществляет МИД РФ.

Регистрация международных договоров. Принцип гласности международных договоров, призванный ограничить практику тайной дипломатии и получивший широкое международное признание, закреплен в ст.102 Устава ООН, согласно которой «1. Всякий договор и всякое международное соглашение, заключенное любым Членом Организации после вступления в силу настоящего Устава, должны быть при первой возможности зарегистрированы в Секретариате и им опубликованы. 2. Ни одна из сторон в любом таком договоре или международном соглашении, не зарегистрированных в соответствии с п.1 настоящей статьи не может ссылаться на такой договор или соглашение ни в одном из органов ООН».

В соответствии с обычно-правовой практикой международные договоры подлежат международной регистрации и опубликованию в следующем порядке: вступивший в силу подлежащий международной регистрации договор в зависимости от его характера направляется для регистрации в Секретариаты ООН, ИКАО, МАГАТЭ, МОТ и др. организации. Зарегистрированные в Секретариате ООН международные договоры публикуются Секретариатом ООН в официальных сборниках договоров “Treaty series”, на языке подлинника вместе с английским и французским переводами и рассылаются государствам-членам ООН.

Толкование международных договоров - установление их правового значения, смысла и содержания. Для достижения правильного понимания постановлений договора применяются разнообразные методы, основные из которых сводятся к следующему. Грамматическим называется толкование, основанное на этимологическом, синтаксическом анализе текста договора.Логическое толкование основано на использовании законов логики (различные правила построения силлогизмов и т.д.) Систематическое толкование включает в себя изучение связи одних частей договора с другими или связи данного договора с другими договорами, если, естественно, такие связи имеются. Историческим называется толкование, основанное на изучении обстоятельств заключения договора. Для этого толкования применяются главным образом подготовительные материалы переговоров или конференций, предшествовавших заключению договора.

 

 

Упреждающая самооборона – оборона, которая осуществляется для защиты от неминуемой угрозы. Если есть точная информация, что по Вашему государству в ближайшее время будет нанесен удар, то государству (в порядке упреждающей самообороны) желательно принять меры.

 

 

Понятия «комбатанты» и «некомбатанты» во время сухопутной войны и их правовой режим. Международно-правовой режим военнопленных, раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море во время межгосударственного вооруженного конфликта. Роль Международного Комитета Красного Креста (МККК).

Участников вооруженных конфликтов можно условно разделить на две группы: сражающиеся (комбатанты) и несражающиеся (некомбатанты).Согласно Дополнительному протоколу IЖеневской конвенции о защите жертв войны лица 1949 г., входящие в состав ВС стороны, находящейся в конфликте, и при­нимающие непосредственное участие в боевых действиях, являютсякомбатантами (в т.ч. партизаны, бойцы национально-освободительных движений, движений сопротивления, добровольцы). Только за комбатантами признает­ся право применять военную силу. К ним самим допустимо примене­ние в ходе боевых действий высшей меры насилия, т.е. физического уничтожения. Комбатанты, оказавшиеся во власти противника, впра­ве требовать обращения с ними как с военнопленными (попавшие во власть неприятеля лица, принадлежащие к личному составу ВС воюющего государства, ополчения, добровольческих отрядов...).

К некомбатантам относится личный состав, правомерно находя­щийся в структуре ВС воюющей стороны, оказываю­щий ей всестороннюю помощь в достижении успехов в боевых дейст­виях, но не принимающий непосредственного участия в этих действи­ях. Это ин­тендантский и медицинский персонал, корреспонденты и репортеры, духовенство и др. Несражающиеся не могут быть непосредственным объектом вооруженного нападения противника. В то же время ору­жие, имеющееся у них, они обязаны использовать исключительно в целях самообороны и защиты вверенного им имущества.

Поскольку партизанская война квалифицируется современным МП как правомерная форма борьбы против агрессора, колониальной зависимости и иностранной оккупации за партизанами,согласно Женевским конвенциям 1949 г., признается статус комбатанта, если они: - имеют во главе лицо, ответственное за своих подчиненных, -имеют отличительный знак, -открыто носят ору­жие, -соблюдают в ходе боевых действий законы и обычаи войны. До­полнительный протокол I конкретизирует некоторые из этих положе­ний.

Военный разведчик - законный комбатант – лицо входящее в состав ВС воюющего государства, одетое в военную форму и проникающее в район действия неприятельской армии для сбора сведений о противнике. Захваченный противником при сборе сведений он становится военнопленным (Приложение к 4-й Гаагской конвенции 1907 г.).

Военный шпион (лазутчик)— лицо, которое, действуя тай­ным образом или под ложным предлогом, собирает или старается со­брать сведения в районе действия одного из воюющих с намерениемсообщить таковые противной стороне. Захваченный противником при сборе сведений лазутчик не становится военнопленным, а может быть привлечен к уголовной ответственности как шпион.

Роль Совета Безопасности ООН и Генеральной Ассамблеи ООН в решении вопросов применения принудительных мер для поддержания международного мира и безопасности.Обязанности членов ООН в отношении решений указанных органов ООН.

Функции по поддержанию мира и безопасности возложены на ГА и СБ ООН.ГА вправе обсуждать любые вопросы и дела, относящиеся к поддержанию мира и безопасности и делать в их отношении рекомендации государствам и СБ.

В соответствии со ст. 24 Устава ООН для обеспечения быстрых и эффективных действий ООН ее члены возлагают на СБ главную ответственность за поддержание международного мира и безопасности.

СБ ООН действует от имени всех членов ООН, которые соглашаются, в соответствии со ст. 25, подчиняться решениям СБ и выполнять их.

Устав ООН наделяет СБ правом на применение временных и принудительных мер для поддержания международного мира. Временные меры направлены на предотвращение ухудшения ситуации и не должны наносить ущерба правам, притязаниям или положению заинтересованных сторон (ст. 40). Такие меры могут включать требование к сторонам прекратить вооруженные действия, отвести войска на определенные рубежи, а также прибегнуть к той или иной процедуре мирного урегулирования, включая вступление в непосредственные переговоры, обращение к арбитражу, использование региональных организаций и органов. Временные меры не носят принудительного характера. Они не являются юридически обязательными для сторон, но СБ в соответствии со ст. 40 «должным образом учитывает невыполнение этих временных мер».

В ряде случаев в ходе проведения ОПМ могут использоваться некоторые положения гл. VII Устава ООН, включая действия попринуждению к миру. Они могут быть квалифицированы как принудительные приемы в поддержку политических усилий по восстановлению мира между сторонами в конфликте, одна или несколько из которых могут не дать согласие на подобное международное вмешательство. Такие принудительные операции проводятся по гл. VII Устава ООН, когда СБ установит, что имеют место угроза миру, нарушение мира или акт агрессии и могут быть учреждены исключительно по решению СБ, а не по постановлению региональных организаций и структур. Их главная цель – восстановление мира на условиях, определенных мировым сообществом.

Оглавление

1.Понятие международного публичного права, его объект и предмет. Различие между публичным и частным международным правом.

2.Международно-правовые аспекты борьбы с международным терроризмом.

3.Территориальные воды и прилежащая зона; их правовой режим, порядок отсчета, право мирного прохода.

4.Правовой режим международных проливов и международных морских каналов. Международные реки, их правовой режим.

5.Международно-правовой режим Антарктики.

6.Источники международного права. Вспомогательные средства установления нормативного содержания обычных норм международного права. Вопрос о «мягком праве».

7.Субъекты международного права; правоспособность, дееспособность, правосубъектность. Вопрос о правосубъектности физических лиц, транснациональных корпораций, международных неправительственных организаций.

8.Реторсии и репрессалии в международном праве.

9.Россия и международное право; его значение для внешней и внутренней политики Российской Федерации.

10.Конституция Российской Федерации о международном праве и правах человека.

11.Правовые последствия объявления состояния войны. Театр войны и военных действий во время вооруженного конфликта. Морская блокада. Режим оккупированной территории.

12.Суверенитет, его понятие и тенденции развития, вопрос об абсолютном суверенитете. Территориальное верховенство.

13.Соотношение между внутригосударственным и международным правом как системами права. Монистическая и дуалистическая теории.

14. Значение парафирования, подписания и ратификации международного договора. Влияние названия договора на его юридическую обязательность. Структура международного договора. Депозитарий международного договора; его функции. Регистрация международных договоров в Секретариате ООН. Ее правовые последствия.

15.Основные принципы современного международного публичного права; понятие jus cogens и его значение в международном праве.

16.Международно-правовые нормы, действующие во время вооруженного конфликта. Источники и принципы гуманитарного права. Правовой режим гражданского населения во время вооруженного конфликта.

17.Самооборона по современному международному праву. Тенденции ее интерпретации. Вопрос о превентивной самообороне.

18.Признание государств. Декларативная и конститутивная теории признания.

19.Определение агрессии 1974 г. Его содержание; значение.

20.Принцип территориальной целостности государств, принципы нерушимости и неприкосновенности государственных границ. Их содержание и значение.

21.3начение заявления и оговорки к международному договору. Права и обязанности третьих государств.

22.Мирные средства разрешения международных споров: переговоры, добрые услуги, посредничество, обследование (следственные комиссии), примирение (согласительные комиссии).

23.Правовой режим воздушного пространства в пределах государства и воздушного пространства, находящегося за пределами государства.

24.Международно-правовое понятие территории государства. Состав территории государства.

25.Право международных договоров, его источники. Законодательство Российской Федерации о порядке заключения и исполнения международных договоров.

26.Понятие государственной границы; их виды и цели, для которых используются государственные границы; делимитация, демаркация, редемаркация и ректификация границ.

27.Международно-правовой режим открытого моря; его принципы. Нормы международного права, регулирующие деятельность государств в открытом море.

28.Понятия «комбатанты» и «некомбатанты» во время сухопутной войны и их правовой режим. Международно-правовой режим военнопленных, раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море во время межгосударственного вооруженного конфликта. Роль Международного Комитета Красного Креста (МККК).

29.Международно-правовые основания для прекращения действия двухстороннего международного договора одним из его участников, в частности, денонсация, аннулирование, коренное изменение обстоятельств.

30.Международный Суд ООН. Его организация и компетенция. Кто может обращаться в Международный Суд ООН и по каким делам?

31.Понятие международного экономического права, его источники и принципы: общие и специальные.

32.Процедура заключения международных договоров: роль полномочий, парафирования договора, понятия «альтернат», «аутентичность текстов», способы толкования международного договора.

33.Население в международном праве; гражданство, его понятие и значение; способы приобретения и утраты гражданства.

34.Общая характеристика международных универсальных организаций системы ООН. Их структура, характер принимаемых решений.

35.Понятие и правовой статус иностранцев и апатридов. Двугражданство, в том числе по российскому законодательству.

36.Понятие коллективной безопасности согласно Уставу ООН. Принудительные меры для поддержания мира, предусмотренные Уставом ООН.

37.Международное право относительно международных и немеждународных вооруженных конфликтов.

38.Всеобщая Декларация прав человека. Международные пакты о правах человека. Междунаро







Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.204.191.31 (0.028 с.)