ТОП 10:

Принцип неприменения силы, история его формирования. Правомерные случаи применение вооруженной силы в межгосударственных отношениях по международному праву.



Принцип неприменения силы и угрозы силой (ПНС)относится к числу принципов, становление которых произошло в 20 столетии. До этого МП считало обращение к войне как к способу регулирования международных разногласий и споров естественной функцией государства.

ПНС – обязательство государств не прибегать к силе или угрозе ее применения с целью разрешения каких–либо международных споров или вообще международных конфликтных ситуаций. Последние могут возникать и при отсутствии предмета спора (политические разногласия). На сферу внутригосударственных отношений принцип не распространяется.

ПНС предусматривает, прежде всего, запрещение агрессивных войн. Применение вооруженной силы первым может быть расценена как агрессия – а это является международным преступлением, и влечет как международно-правовую ответственность государства, так и международно-уголовную ответственность индивидов.

Нарушением ПНС считается насильственные действия в отношении международных демаркационных линий и линий перемирия, блокаду портов и берегов государства, любые насильственные действия, препятствующие народам осуществить законное право на самоопределение.

История формирования. Впервые на Гаагских конференциях 1899 г. и 1907 г. были приняты специальные конвенции о мирном урегулировании международных конфликтов и на которых государства призвали по возможности предупреждать обращение к силе, насколько позволят обстоятельства. Ст. 1 обеих конвенций содержала положение, где договаривающиеся державы соглашаются прилагать все свои усилия к тому, чтобы обеспечить мирное решение международных несогласий. Но в этих конвенциях содержалось лишь указание на обращение к мирным средствам разрешения международных споров, «прежде чем прибегнуть к оружию», «насколько позволяют обстоятельства» (ст.2).

Становление ПНС началось с запрещения агрессивных войн.

1917 - Впервые война была объявлена величайшим преступлением против человечества в Декрете о мире.

1919 - Статут Лиги Наций ввёл определённые ограничения.

В Женевском протоколе о мирном разрешении международных споров,разрабатывавшемся Лигой Нацийв 1924 году, говорилось, что война составляет международное преступление и что будет считаться агрессором «всякое государство, которое отказалось подвергнуть спор процедуре мирного разрешения, предусмотренной в ст. 13 и 15 Статута ЛН, дополненных настоящим Протоколом, или которое отказалось сообразоваться с судебным или третейским решением либо с единогласно принятой резолюцией Совета» (ст. 10).

В то же время Статут ЛН в определенных случаях допускал войну как законное средство разрешения споров.

1927 – Декларация об агрессивных войнах.

Дальнейшее развитие Принцип мирного урегулирования споров нашел в резолюции VI Межамериканской конференции 1928 года и различных двусторонних договорах о ненападении и согласительной процедуре, предусматривающих обязательное мирное разрешение споров.

Важную роль в развитии Принципа мирного урегулирования споров сыграло принятие в 1928 году Парижского пакта об отказе от войны ( =Договор об отказе от войны = пакт Бриана-Келлога). В ст. 2 пакта прямо указывалось: «Высокие Договаривающиеся Стороны признают, что урегулирование или разрешение всех могущих возникнуть между ними споров или конфликтов, какого бы характера или какого бы происхождения они ни были, должны всегда изыскиваться только в мирных средствах».

1945 – Устав ООН. По статье 2 Устава ООН все члены ООН воздерживаются в своих отношениях от угрозы силой или ее применения как против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства, так и каким – либо др. способом, не совместимым с уставом ООН.

В 1970 г. принята Декларация ООН о принципах МП. Нарушение ПНС рассматривается как агрессия, в Декларации агрессивная война объявляется преступлением против мира. В Декларации приводятся наиболее характерные акты применения силы или угрозы ее применения, к которым государства обязуются не прибегать. Запрещено как прямое применение силы – вторжение регулярной армии, военная оккупация, так и косвенное – засылка на территорию другого государства военных банд, наемников, оказание помощи одной из сторон в гражданской войне, участие в гражданской войне, организация терактов на территории другого государства. Определение агрессии устанавливает критерии противоправного применения ВС: принцип первенства, агрессивные намерения.

Недопустимым считается осуществление иных силовых актов (действия, посягающие на экономическую безопасность государства). (В 1953 СССР внес в ГА ООН предложение, содержащее широкое определение агрессии, включавшее и понятия «экономической», «идеологической» агрессии). Государства должны воздерживаться от пропаганды агрессивных войн (подстрекательства к гражданской воне, терактов).

Недопустимо использование репрессалий – действий одного государства, направленных против другого в ответ на совершение последним международного правонарушения, которые, если бы пострадавшее государство совершило их первым, в любом случае считалось международным правонарушением (применение ВС в ответ на задержание дипломатов – пример вооруженных репрессалий).

14 декабря 1970 ГА ООН приняла определение агрессии. К вооруженной агрессии относится ряд действий государств, представляющих наиболее серьезные и типичные акты применения вооруженной силы, причем они квалифицируются как агрессия в том случае, если какое – либо государство совершило их первым (принцип первенства). Отступления от принципа первенства возможны, если СБ ООН признает, что какие – либо действия в силу тех или иных обстоятельств, в том числе отсутствия серьезных не являются актами агрессии. СБ принадлежит исключительное право решать, что был совершен акт агрессии. К таким актам он может отнести и действия, не предусмотренные в определении.

18 ноября 1987 г. – Декларация об усилении эффективности принципа отказа от угрозы силой или ее применения в МО ГА ООН.

Допустимое применение вооруженной силы Право квалифицировать те или иные ситуации в соответствии с указанными понятиями и устанавливать применение мер, связанных с использованием силы принадлежит СБ. Это один из основополагающих моментов не всегда соблюдается в практике МО.

По Уставу ООН, запрещается не только применение вооруженной силы, но и невооруженное насилие, которое носит характер противостояния.

В статьях 42-47 и 51 Устава ООН говорится также о случаях законного применения силы, а в статьях 41 и 50 – о законном применении невооруженной силы. ( например полный или частичный перерыв экономических отношений, морского, воздушного, ж/д сообщения, разрыв дипломатических отношений).

Устав ООН предусматривает возможностьправомерного применения силы.Правомерным применением ВС является:

1. осуществление государствами права на индивидуальную или коллективную самооборону в случае вооруженного нападения;

2. осуществление принудительных мер военного характера по решению СБ ООН;

3. вооруженная борьба народов против попыток воспрепятствовать реализации ими своего права на самоопределение (в границах, установленных правом на равноправие и самоопределение народов).

Государство не вправе использовать ВС в порядке превентивного удара, ссылаясь на угрозу вооружённого нападения. Ст. 51 требует от государств того, чтобы о мерах, принятых ими при осуществлении права на самооборону, было немедленно сообщено в СБ и чтобы эти меры никоим образом не затрагивали полномочий и ответственности СБ в отношении действий, какие он сочтёт необходимыми для поддержания или восстановления международного мира и безопасности.

В современных условиях ст. 51 всё чаще трактуется как дающая право государству применять силу превентивно в случае явной угрозы

1998 – в Риме принят Статут Международного уголовного суда, который включил в перечень преступлений, попадающих под юрисдикцию суда и влекущих индивидуальную уголовную ответственность физических лиц, преступление агрессии.

2003 – Группа высокого уровня по угрозам, вызовам и переменам (16 видных деятелей) предложила 5 критериев легитимности, которые СБ всегда должен учитывать при рассмотрении вопроса о том, разрешить ли применение ВС или применить её: серьёзность угрозы, правильная цель, крайнее средство, соразмерность средств, сбалансированный учёт последствий.

Спецификой ПНС и угрозы силой является то, что он связан с такими понятиями, как сила, невооружённая сила, угроза миру, нарушение мира, агрессия, акт агрессии, вооружённое нападение, индивидуальная и коллективная самооборона.

 







Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.85.214.0 (0.007 с.)