Международно-правовой режим открытого моря; его принципы. Нормы международного права, регулирующие деятельность государств в открытом море. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Международно-правовой режим открытого моря; его принципы. Нормы международного права, регулирующие деятельность государств в открытом море.



Конвенция ООН по морскому праву 1982 г.: Открытое море включает все части моря, которые не входят ни в исключительную экономическую зону (ИЭЗ), ни в территориальное море, или внутренние воды какого-либо государства, ни в архипелажные воды государства-архипелага.

Открытое море – морское пространство, находящееся за пределами ИЭЗ, на которое не распространяется суверенитет какого-либо государства или государств и находится в общем и равноправном пользовании всех народов.

Правовой режим открытого моря характеризуется тем, что оно открыто для всех государств, как прибрежных, так и не имеющих выхода к морю. Это является принципом свободы открытого моря. Данный принцип носит общий характер. В соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г. этот принцип включает в себя в частности такие элементы как:

-свободу судоходства (каждое государство независимо от того, является ли оно прибрежным или не имеющим выхода к морю, имеет право на то, чтобы суда под его флагом плавали в открытом море) и полетов,

-свободу прокладывать подводные кабели и трубопроводы,

-свободу возводить искусственные острова и др. установки,

-свободу рыболовства и научных исследований.

Приведенный перечень не является исчерпывающим. Эти свободы не являются абсолютными, т.е. государства, осуществляя их, должны учитывать интересы других государств.

Конвенция также закрепила такие принципы, как принцип резервирования открытого моря для мирных целей и принцип запрета подчинения любым государством к.-л. части открытого моря своему суверенитету. Из принципа свободы открытого моря и принципа неподчинения к.-л. части открытого моря национальному суверенитету следует, что ни одно государство не может вмешиваться в дела других государств в открытом море. Применительно к судоходству это означает, что к.-л. акты вмешательства в дела иностранных судов в открытом море недопустимы. Все суда в открытом море подчиняются исключительной юрисдикции государства флага!

Принцип исключительной юрисдикции означает, что государство должно эффективно осуществлять в административных, технических и социальных вопросах свою юрисдикцию и контроль над судами, плавающими под его флагом. Государство само определяет условия предоставления судам права плавать под его флагом и порядок их регистрации. В РФ это определяется Кодексом торгового мореплавания РФ1999 г.

Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. предусматривает изъятия из исключительной юрисдикции государства флага. Другие государства могут осуществлять акты вмешательства в отношении иностранных судов в открытом море только в строго определенных МП случаях. Военные корабли либо специально уполномоченные государственные судаимеют право на осмотр судна, если есть подозрения, что это судно занимается пиратством, работорговлей либо несанкционированным вещанием, не имеет национальности, либо на нем поднят иностранный флаг, либо поднят иностранный флаг, однако в действительности имеет ту же национальность, что и данный военный корабль, подозревается в терроризме, есть решение ООН о применении санкций в отношении государства, подозревается в перевозке наркотиков.

Если подозрения окажутся необоснованными, то судну должны быть возмещены любые причиненные убытки или ущерб. Военные корабли и государственные суда пользуются безусловным авторитетом от актов вмешательства иностранных государств!!!

Изъятием из исключительной юрисдикции государства флага являются положения Конвенции ООН 1982 г. относительно сотрудничества государств в пресечении несанкционированного вещания ( Несанкционированное вещание – передача, в нарушение международных правил, звуковых, радио- и телепрограмм с судна или установки в открытом море, предназначенных для приема населения, за исключением передачи сигналов бедствия).

Кроме государства флага право на задержание и арест лица или судна, занимающегося несанкционированным вещанием предоставлено государству, гражданином которого является виновное лицо, государству регистрации передающей установки, государству, на территории которого могут приниматься передачи, и государству, санкционированной радиопередаче которого чинятся помехи.

Существенным изъятием из исключительной юрисдикции государства флага является право преследования по горячим следам (право прибрежного государства осуществлять в открытом море преследование иностранных торговых судов за нарушение его законов и правил). Преследование должно быть начато сразу после нарушения законов и правил прибрежного государства в пределах его территорий. Преследование может быть осуществлено и в отношении судов, находящихся в прилежащей зоне и совершивших нарушение законов и правил, для защиты которых эта зона была установлена.

Преследование может быть начато только после подачи зрительного или звукового сигнала об остановке. При этом не обязательно, чтобы преследующее судно находилось в том же месте, что и преследуемое.

Преследование может быть предпринято только в том случае если иностранное судно во время начала преследования находится во внутренних водах, территориальном море, архипелажных водах либо в прилежащей зоне прибрежного государства. Оно может продолжить и за пределами территориального моря или прилежащей зоне, только в том случае если оно будет непрерывным.

Преследование прекращается, как только преследуемое судно войдет в территориальное море своего или третьего государства.

Хотя Конвенция ООН закрепляет принцип свободы рыболовства в открытом море, тем не менее, при осуществлении этой свободы государства должны соблюдать договорные обязательства, а также права и интересы прибрежных государств.

В целях сохранения живых ресурсов Мирового океана могут заключать договора, определяющих размер допустимого улова, а также могут создавать региональные организации. В качестве региональных организаций действует например, Индо-Тихоокеанская комиссия по рыболовству, Генеральный совет по рыболовству в Средиземном море, также есть подобные комиссии в Юго-Западной Атлантике и Индийском океане и др.

 

Понятия «комбатанты» и «некомбатанты» во время сухопутной войны и их правовой режим. Международно-правовой режим военнопленных, раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море во время межгосударственного вооруженного конфликта. Роль Международного Комитета Красного Креста (МККК).

Участников вооруженных конфликтов можно условно разделить на две группы: сражающиеся (комбатанты) и несражающиеся (некомбатанты). Согласно Дополнительному протоколу IЖеневской конвенции о защите жертв войны лица 1949 г., входящие в состав ВС стороны, находящейся в конфликте, и при­нимающие непосредственное участие в боевых действиях, являются комбатантами ( в т.ч. партизаны, бойцы национально-освободительных движений, движений сопротивления, добровольцы). Только за комбатантами признает­ся право применять военную силу. К ним самим допустимо примене­ние в ходе боевых действий высшей меры насилия, т.е. физического уничтожения. Комбатанты, оказавшиеся во власти противника, впра­ве требовать обращения с ними как с военнопленными (попавшие во власть неприятеля лица, принадлежащие к личному составу ВС воюющего государства, ополчения, добровольческих отрядов...).

К некомбатантам относится личный состав, правомерно находя­щийся в структуре ВС воюющей стороны, оказываю­щий ей всестороннюю помощь в достижении успехов в боевых дейст­виях, но не принимающий непосредственного участия в этих действи­ях. Это ин­тендантский и медицинский персонал, корреспонденты и репортеры, духовенство и др. Несражающиеся не могут быть непосредственным объектом вооруженного нападения противника. В то же время ору­жие, имеющееся у них, они обязаны использовать исключительно в целях самообороны и защиты вверенного им имущества.

Поскольку партизанская война квалифицируется современным МП как правомерная форма борьбы против агрессора, колониальной зависимости и иностранной оккупации за партизанами,согласно Женевским конвенциям 1949 г., признается статус комбатанта, если они: - имеют во главе лицо, ответственное за своих подчиненных, -имеют отличительный знак, -открыто носят ору­жие, -соблюдают в ходе боевых действий законы и обычаи войны. До­полнительный протокол I конкретизирует некоторые из этих положе­ний.

Военный разведчик - законный комбатант – лицо входящее в состав ВС воюющего государства, одетое в военную форму и проникающее в район действия неприятельской армии для сбора сведений о противнике. Захваченный противником при сборе сведений он становится военнопленным (Приложение к 4-й Гаагской конвенции 1907 г.).

Военный шпион (лазутчик) — лицо, которое, действуя тай­ным образом или под ложным предлогом, собирает или старается со­брать сведения в районе действия одного из воюющих с намерениемсообщить таковые противной стороне. Захваченный противником при сборе сведений лазутчик не становится военнопленным, а может быть привлечен к уголовной ответственности как шпион.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 321; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.40.207 (0.009 с.)