Правовой режим воздушного пространства в пределах государства и воздушного пространства, находящегося за пределами государства. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Правовой режим воздушного пространства в пределах государства и воздушного пространства, находящегося за пределами государства.



Каждое государство осуществляет полный и исключительный суверенитет в отношении воздушного пространства, расположен­ного над его государственной территорией (сухопутной и водной). Это положение отражено в воздушных кодексах многих государств и подтверждено в ст. l Чикагской конвенции о международной гражданской авиации 1944 г.

Суверенитет над воздушным пространством - составная часть государственного суверенитета, поэтому его общие свойства — верховенство на всей территории и независимость в МО — распространяются и на воздушное пространство над государственной территорией. В силу этого воздушное пространство над государственной территорией суверенно, т.е. оно не подчиняется никакой власти, кроме той, что исходит от государства, над террито­рией которого оно расположено.

Осуществление государством всей полноты власти, являющейся высшей, верховной в пределах национального воздушного пространства, проявляется в закреплении государством принципа полного и исключительного суверенитета государства над его воздушным пространством в своем законодательстве.

Суверенитет над воздушным пространством проявляется в раз­ных формах, но чаще всего в форме юрисдикции, осуществляемой как в отношении собственно самого воздушного пространства, так и воздушных судов, выполняющих в нем полеты.

Государство создает по своему усмотрению национальное зако­нодательство, регулирующее авиационную деятельность как наци­ональных, так и иностранных лиц и организаций. Национальное регулирование распространяется на внутренние и международные авиаперевозки, а также на национальных и иностранных авиапере­возчиков.

Осуществляя юрисдикцию, государство устанавливает законы и правила, касающиеся:

а) порядка выполнения международных и внутренних полетов в пределах государственной территории;

б) регулирования коммерческой деятельности авиапредприятий;

в) функций и компетенции полномочного органа государства по воздушному транспорту.

Принцип суверенитета над воздушным про­странством является исходным при определении многих положе­ний двусторонних соглашений о воздушном сообщении, особенно при разрешении вопросов соблюдения законов и правил, регулирующих влет и вылет воздушных судов, совершающих международ­ные полеты, прибытия и отправления с территории пассажиров, экипажей и грузов воздушных судов.

Государства самостоятельно устанавливают правовой режим использования своего воздушного пространства.

Принцип разрешительного порядка международных полетов и перевозок в суверенном воздушном пространстве является производ­ным от принципа полного и исключительного суверенитета над воздушным пространством. В соответствии с этим принципом любые международные полеты и авиаперевозки иностранных предприя­тий и лиц допускаются только с разрешения суверенного государ­ства. Принцип разрешительного порядка образует юридическую основу властных полномочий государства в отношении правового регулирования международных полетов в пределах его территории.

В законодательной области государство по своему усмотрению определяет: а) основания законности выполнения международных полетов (международный договор и т.п.); б) требования, которые обязательны при выполнении международных полетов в пределах государственной территории; в) меры контроля за между­народными полетами над государственной территорией; д) меры по недопущению и пресечению полетов в суверенном воздушном про­странстве без согласия территориального суверена.

В исполнительной сфере государство назначает полномочные органы по воздушному транспорту, которые отве­чают за регулирование всех аспектов гражданского воздушного транспорта. В области аэронавигации функции конт­роля за соблюдением разрешительного порядка выполняют органы управления воздушного движения (УВД), которые следят за всеми международными полетами национальных и иностранных воздуш­ных судов, начиная со времени пересечения ими государственной границы и следования по установленной международной трассе до посадки в аэропорту назначения. Органы УВД не занимаются охраной воздушных гра­ниц. Эти функции осуществляют органы ПВО.

*В соответствии с Чикагской конвенцией государство может устанавливать запретные воздушные зоны в пределах своей территории, при условии, что их режим будет одинаково действовать в отношении воздушных судов, занятых в регулярных воздушных сообщениях данного государства и аналогичных воздушных судов других государств - участников Конвенции.

* Воздушное пространство государства может использоваться для полетов иностранных летательных аппаратов только в соответствии разрешительным порядком (разрешение в форме договора или разовое). Государство обязано обеспечить осуществление прав других государств в пределах своей территории в соответствии с международными договорами (предоставление маршрутов и аэропортов для международных полетов).

Под принципом обеспечения безопасности международной гражданской авиации понимается суверенное право государства прини­мать меры технического, эксплуатационного, аэронавигационного и информационного характера, обеспечивающие выполнение международных и внутренних полетов без угрозы для жизни и здоровья людей.

Во внутреннем плане обеспечение высокого уровня безопасности полетов в суверенном воздушном пространстве входит в функ­ции государства. Обеспечение безопасности между­народной гражданской авиации входит в задачи национального воздушного права.

*Государство может немедленно при исключительных обстоятельствах или в период ЧП или в интересах общественной безопасности временно ограничить или запретить полеты над всей своей территорией или какой-либо ее частью при условии применения указанного запрета к воздушным судам всех других государств - участников Конвенции.

*Государство должно использовать свое воздушное пространство таким образом, чтобы при этом не наносился ущерб правомерным интересам другого государства (например, недопустимы полеты в приграничной полосе с прохождением сверхзвукового барьера).

*Каждое воздушное судно во время полета и пребывания в пределах территории иностранного государства обязано строго соблюдать действующие там законы и правила, касающиеся производства полетов.

Принцип свободы полетов за пределами государственной территории действует в отношении воздушного пространства, расположенногонад исключительной экономической зоной и открытым морем. Такое воздушное пространство принято считать международным или открытым.

В соответствии с принципом свободы полётов любые воздушные суда (военные и невоенные) вправе свободно летать в международном воздушном пространстве, которое исключено из-под власти какого-либо государства.

Все суда во время своего пребывания в открытом воздушном пространстве подчиняются юрисдикции только государства своей регистрации. Все государства имеют право осуществлять юрисдикцию над своими воздушными судами, обеспечивать безопасность полётов за пределами суверенного воздушного пространства, использовать воздушные суда для преследования иностранных морских судов в открытом море за нарушение законов и правил прибрежного государства, борьбы с пиратством и работорговлей.

Однако свобода полетов в открытом воздушном пространстве не означает, что государства и их воздушные суда свободны от соблюдения определенных правил и требований, закрепленных в международных соглашениях или регламентах ИКАО. Все государства должны придерживаться этих правили принимать меры к тому, чтобы они строго соблюдались их воздушными судами во время полетов над открытым морем (предотвращать инциденты в воздушном пространстве над открытым морем и его загрязнение, оказывать помощь терпящим бедствие морским и воздушным судам, не допускать полеты своих воздушных судов без опознавательных знаков).

ИКАО даёт рекомендации, которые носят необязательный характер: консультативные, контролирующие (по каким направлениям лететь), обозначает зоны, которые опасны для полётов.

В силу свободы открытого пространства, воздушные суда не связаны обязательством придерживаться каких-либо маршрутов. Но в интересах безопасности полетов сложилась устойчивая обычно-правовая практика выполнения международных полетов над открытым морем по согласованным на международной основе маршрутам ОВД (обслуживания воздушного движения), основные из которых устанавливаются или пересматриваются на совещаниях в рамках ИКАО.

Многие государства возле своих берегов устанавливают воздушные зоны безопасности (ВЗБ), протяженностью 200-300 морских миль для идентификации воздушных судов (США, Канада, Испания, Италия и др.).

Международные полёты полёты из одного государства в другое, полёты над открытым морем.

«Свободы воздуха» - права, предоставляемые назначенному перевозчику для выполнения перевозок пассажиров, багажа и груза по установленным международным маршрутам в соответствии с двусторонними соглашениями о воздушном сообщении). Применяются в отношении регулярных перевозок.

1. Первая «свобода воздуха» – право перевозчика осуществлять транзитный полёт без посадки через иностранное воздушное пространство.

2. Вторая – право перевозчика осуществлять транзитный полёт через иностранное воздушное пространство с посадкой для технических, а не для коммерческих целей.

3. Третья – право перевозчика доставлять вылетающих из своего государства пассажиров, включая груз, в иностранное государство и выгружать их в пункте назначения на его территории.

4. Четвёртая – право перевозчика принимать убывающих с иностранной территории пассажиров, груз и почту и доставлять их в своё государство.

5. Пятая – право перевозчика высаживать и принимать на борт на территории страны – партнера по соглашению пассажиров, грузы, следующие из третьего государства и в него.

6. Шестая - право перевозчика осуществлять перевозки пассажиров, груза с территории страны-партнера транзитом через воздушное пространство своей страны в третье государство.

7. Седьмая - право перевозчика осуществлять перевозки пассажиров, груза между третьими странами, минуя территорию государства – регистрации своей национальности.

8. Восьмая – право осуществлять каботажные перевозки между двумя государствами на территории предоставляющего право государства по маршруту, который начинается или заканчивается на территории государства регистрации иностранного перевозчика или вне территории предоставившего право государства.

9. Девятая – право осуществлять каботажные перевозки по маршруту, проходящему полностью по территории предоставляющего это право государства («автономный каботаж»).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 445; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.180.32 (0.009 с.)