ТОП 10:

Правовые последствия военной оккупации



Оккупация- временный захват территории противника. Возможна как во время вооруженного конфликта, так и после нее для обеспечения собственной безопасности.

Основной критерий оккупации носит фактический характер - установление реальной власти над территорией.

Оккупация начинается с момента установления фактического контроля над территорией. Управление осуществляется оккупационной администрацией в соответствии с нормами МП. Она может использовать в своих целях государственные здания, но право собственности на них не приобретает.

Оккупационные власти обязаны уважать права местного населения оккупированных территорий, обеспечить его надлежащее медицинское, продовольственное обеспечение. Население не может принуждаться к деятельности военного характера, однако допускается добровольный набор добровольцев. Допускается привлечение лиц, старше 18 лет к принудительному труду, однако работающие должны быть обеспечены справедливой оплатой. Допустимы реквизиции, однако взамен изъятого имущества выдаются деньги или расписки.

Военная оккупация не ведет к распространению суверенитета оккупирующего государства на занятую его войсками территорию.

Согласно законам и обычаям сухопутной войны, воспрещается принуждать население занятой области давать сведения об армии другого воюющего государства или о его средствах обороны. Честь и семейные права, жизнь отдельных лиц и частная собственность, а также религиозные убеждения и отправление обрядов веры должны уважаться.

Армия, занимающая ту или иную область, может завладеть движимой собственностью вражеского государства, способной служить для военных действий, включая деньги, фонды и долговые требования. Оккупирующее государство обязано сохранять основную ценность принадлежащих неприятельскому государству общественных зданий, недвижимости, лесов и сельскохозяйственных угодий.

Одним из важнейших положений Женевской конвенции о защите гражданских лиц во время войны 1949 является запрет угона и депортирования гражданских лиц из оккупированной территории на территорию оккупирующей державы или на территорию третьего государства, равно как и перемещения части собственного гражданского населения на оккупированную территорию. Допускается, однако, полная или частичная эвакуация определенного района в силу особо веских соображений военного характера или для безопасности населения.

Уголовное законодательство должно в принципе оставаться таким, каким было до оккупации, кроме положений, которые представляют собой угрозу безопасности оккупирующей державы. Судебным органам оккупированной территории должно быть разрешено продолжение исполнения своих функций.

Нейтралитет на море - воюющие государства вправе досматривать суда нейтральных государств в зоне военных действий.

При военной блокаде - прекращении доступа к берегам и портам неприятеля или им занятым, нейтральные суда, задержанные при попытке прорвать блокаду, подлежат захвату. Контрабанда (грузы, которые воюющий запрещает доставлять своему противнику на том основании, что они помогают его военным усилиям) подлежат конфискации. Конфискуется и нейтральное судно, если контрабанда составляет по стоимости, весу, объему или цене фрахта более половины всего груза. К военной контрабанде не могут быть отнесены предметы ухода за раненными, гуманитарная помощь, а также предметы, предназначенные для нужд корабля. К военной контрабанде приравнивается оказание нейтральным судном услуг неприятелю (перевозка войск, передача сведений и т.п.).

Одним из методов ведения войны на море является военно-морская блокада система не запрещенных современным МП насильственных действий военно-морских сил воюющего государства, направленных на преграждение доступа с моря к берегу, находящемуся во власти противника или им занятому. Согласно общепринятым нормам МП блокада должна быть действенной и эффективной, т.е. должна реально препятствовать доступу к неприятельскому побережью. Блокирующее государство или действующие от его имени морские власти должны сделать объявление о блокаде с указанием даты начала блокады, географических границ блокируемого побережья, срока, даваемого судам нейтральных и других невоюющих государств для выход из блокируемого района. Власти блокируемого побережья или порта должны известить иностранных консулов о блокаде данного района. Блокада применяется в блокируемом районе одинаково к судам всех флагов. Морская блокада прекращается со снятием ее блокирующим государством, захватом блокируемого района противником или с разгромом блокирующих сил.

Необходимо подчеркнуть, что соблюдение приведенных выше формальностей само по себе не делает блокаду правомерной. В современных условиях блокада считается правомерной, если она предпринимается в связи с реализацией права на индивидуальную и коллективную самооборону в соответствии с Уставом ООН. К морской блокаде согласно Уставу вправе прибегнуть СБ ООН, если это необходимо для поддержания или восстановления международного мира и безопасности.

 







Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.91.106.44 (0.003 с.)