ТОП 10:

Кто может обращаться в МС и по каким делам?



Первым постоянным международным судом стала Постоянная па­лата международного правосудия (ППМП), статут которой был при­нят Собранием Лиги Наций в 1920 г. Палата прекратила свое существование в 1946 г.

В настоящее время основным судебным органом международного сообщества является Международный Суд ООН (г.Гаага, Нидерланды). Суд осуществляет свою деятельность на основе Статута МС (Статут — неотъемлемая составная часть Устава ООН), а также Регламента Суда, принятого в 1946 и пересмотренного в 1978 гг.

Функции Международного Суда:

1. Это главный орган, который разрешает споры только между государствами (Сторонами по делам, разбираемым Судом, могут быть только го­сударства)!

2. МС правомочен также давать консультативные заключения по любому юридическому вопросу по запросам ГА и СБ ООН. Другие органы ООН и специализированные учреждения могут запрашивать консультатив­ные заключений по юридическим вопросам с разрешения ГА. При этом их запросы не должны выхо­дить за пределы их компетенции. Так, например, в 1996 г. МС отказался дать консультативное заключение по запросу ВОЗ относительно пра­вомерности применения государством ЯО оружия во время воо­руженного конфликта, указав, что этот вопрос не входит в компетен­цию ВОЗ.

Консультативное заключение представляет собой мнение между­народных судей по тому или иному юридическому вопросу и, как пра­вило, носит рекомендательный характер. Однако сторона, обратившаяся с запросом, может признать для себя обязательным консульта­тивное заключение МС. Начиная с 1946 г. МС вынес более 20 консультативных заключений.

Большой резонанс вызвало консультативное заключение МС от 8 июля 1996 г. по запросу ГА ООН о законности угрозы ядерным оружием или его применения. В нем МС, в частности, постановил единогласно, что ни в международном обычном, ни в международном договорном праве нет какого-либо конкретного разрешения относительно угрозы или применения ЯО. Суд также единогласно постано­вил, что угроза силой или применение силы с использованием ЯО, которые противоречат положениям п. 4 ст. 2 и ст. 51 Устава ООН, являются противоправными.

МС состоит из 15 судей, избираемых сроком на 9 лет ГА и СБ. Каждые 5 лет смена 1/3 судей. Состав судей должен обеспечивать представительство главнейших форм, цивилиза­ции и основных правовых систем мира.

На основании Статута МС (ст.36 ч1) в суд могут быть переданы дела сторонами споров, которые возникли в результате толкования или применения международных договоров.

При этом юрисдикция Суда может быть:

- Обязательной. Государства подписывают договор, в котором написано, что любой спор может быть передан в суд по просьбе одной из сторон, а другая сторона заранее согласилась на обязательную юрисдикцию суда Т.е. участвующие в Статуте государства могут в любое время, сделав соответствующее заявление, признать юрисдикцию Суда обязательной по всем правовым спорам, указанным в п. 2 ст. 36 Статута: толкование договора; любой вопрос МП; наличие факта, который, если он будет установлен, представит собой нарушение международного обязательства; характер и размеры воз­мещения, причитающегося за нарушение международного обязатель­ства

- Факультативной. Спор может быть рас­смотрен в Суде только с согласия всех спорящих сторон, т.е. держава, подписывающая договор, не соглашается с обязательной юрисдикцией, делает оговорку.

Но государство имеет право делать оговорки, признавая обязательную юрисдикцию МС, а также имеет право снимать свои оговорки. Известны 13 типов оговорок (касаются конкретных вопросов), по которым не обязательно передавать дело в суд, хотя юрисдикция Суда и признается: - Вопросы относительно территории и границ, - Безопасности…

К настоящему времени 65 государств-членов ООН заявили о своем согласии с обязательной юрисдикцией МС, причем многие заявления сопровождаются такими оговорками, которые делают это согласие по существу иллюзорным

СБ ООН наделен функцией следить за исполнением решений.В случае, если какая-либо сторона в деле не выполнит обязатель­ства, возложенного на нее решением Суда, другая сторона вправе об­ратиться в СБ ООН, который может сделать реко­мендации или решить, какие принять меры для приведения решения в исполнение (п. 2 ст. 94 Устава ООН).

Для образования судебного присутствия достаточен кворум в 9 судей. Однако, как правило, Суд заседает в полном составе.

Дела в Суде возбуждаются двумя способами:

- нотификацией спе­циального соглашения, заключенного между сторонами в споре, либо

- подачей секретарю Суда одностороннего письменного заявления, в том и в другом случаях должны быть указаны стороны в споре и его предмет (п. 1 ст. 40 Статута).

Суд вправе указать, какие меры, по его мнению, должны быть приняты для обеспечения прав каждой из сторон. Сообщение о таких мерах немедленно доводится до сведения сторон и СБООН. Так, получив 9 апреля 1984 г. жалобу Никарагуа против США, Суд 10 мая 1984 г. вынес решение о временных мерах, согласно которому США должны были немедленно прекратить минирование никарагуанских портов и иные посягательства на территориальную целостность или политическую независимость Никарагуа с помощью любых военных или полувоенных действий.

Судопроизводство делится на письменную и устную стадии. Суд устанавливает сроки предоставления сторонами меморандумов, контрмеморандумов, ответов на них, а также подтверждающих их доку­ментов.

Устное судопроизводство заключается в заслушивании Судом свидетелей, экспертов, представителей и адвокатов сторон. Слушание дела производится публично, если по решению Суда или по требова­нию сторон не определен иной порядок. По завершении слушания дела Суд удаляется в совещательную комнату для обсуждения реше­ния. Совещания Суда происходят в закрытом заседании и носят кон­фиденциальный характер. Решения принимаются большинством го­лосов присутствующих судей. В случае разделения голосов поровну голос председателя считается решающим.

Каждый судья имеет право представить в письменном виде особое мнение (мотивированное несогласие с решением), индивидуальное мнение (несогласие с мотивами) или декларацию (краткая констата­ция несогласия).

Решение оглашается в открытом заседании Суда и имеет обязате­льную силу только для участвующих в деле сторон и лишь по данному делу! Решение Суда окончательное и может быть обжаловано лишь на основании вновь открывшихся обстоятельств, которые по своему ха­рактеру могут оказать решающее влияние на исход дела и которые при вынесении решения не были известны ни Суду, ни стороне, прося­щей о пересмотре. Никакие просьбы о пересмотре не могут быть заяв­лены по истечении десяти лет после вынесения решения.

Согласно ст. 38 Статута, Суд разрешает споры на основании МП, применяя международ­ные конвенции; международный обычай; общие принципы права, признанные цивилизованными нациями. Суд также может учесть судебные реше­ния и доктрины в качестве вспомогательного средства для определе­ния правовых норм. Но Суд может, если стороны с этим согласны, ре­шать дела, исходя из справедливости (ex aequo et bono).

За время своего существования МС рассмотрел около 70 спорных дел, касающихся толкования и применения международных договоров, суверенитета над определенными территори­ями, делимитации морских пространств и континентального шель­фа и др.

Существование МС ООН не исключает воз­можности создания специальных международных судов на основе других соглашений как универсального, так и регионального характе­ра. В связи с этим можно назвать Международный трибунал по мор­скому праву, Европейский суд по правам человека.

 







Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.227.2.109 (0.005 с.)