ТОП 10:

Международно-правовые аспекты разоружения. Режим нераспространения ядерного оружия.



Одним из наиболее эффективных международно-правовых средств сохранения мира и предотвращения войны является разоружение и ограничение вооружений.

Разоружение комплекс мер, направленных на прекращение наращивания средств ведения войны, их сокращение, ограничение и ликвидацию.

Общая международно-правовая основа разоружения содержится в Уставе ООН (п.1 ст.11 «ГА уполномочивается рассматривать общие принципы сотрудничества в деле поддержания международного мира и безопасности, в том числе принципы, определяющие разоружение и регулирование вооружений, и делать в отношении этих принципов рекомендации Членам Организации или СБ или и Членам Организации и СБ»).

В отечественной доктрине преобладает мнение о существовании международно-правового принципа разоружения, из которого вытекают двоякого рода обязательства: строго и неуклонно соблюдать действующие договоры о разоружении; участвовать в мероприятиях, предусмотренных договорами, направленные на ограничение гонки вооружений и разоружение; добиваться создания новых норм, заключения договоров, направленных на разоружение, вплоть до договора о всеобщем и полном разоружении под строгим международным контролем. Однакообщепризнанного и универсального обязательства разоружаться в современном МП не существует.

В 1959 году ГА ООН приняла резолюцию«О всеобщем и полном разоружении». В ней закреплена обязанность всех государств добиваться осуществления разоружения в его наиболее радикальной форме – полного упразднения материальных средств ведения войны. Наиболее радикальный путь реализации принципов разоружения – заключение многостороннего договора о всеобщем и полном разоружении. Выработать такой договор не удалось. Идет работа в многосторонних форумах.

Основным источником норм в данной области являются международные договоры: универсальные (ДНЯО 1968 г.); региональные (Договор о запрещении ЯО в Латинской Америке 1967 г.);двусторонние (Договор СНП между РФ и США 2002 г.)

Основными органами по разоружению в рамках ООНявляются:

- Комиссия ООН по разоружению (готовит рекомендации по проблемам разоружения, разрабатывает общие принципы переговоров по разоружению, следит за выполнением решений специальных сессий ГА ООН по разоружению;

- Конференция ООН по разоружению (с 1984 г. На ней занимаются разработкой многосторонних соглашений;

- 1-й комитет ГА ООН (по вопросам разоружения и безопасности).

Среди существующих региональных механизмов – Форум по сотрудничеству в области безопасности – переговорный и совещательный орган в рамках ОБСЕ.

К настоящему времени сложился и действует свод норм, определяющих частичные меры по разоружению. Их задача – запрещение и ликвидация отдельных видов оружия, запрещение их производства, накопления, развертывания и применения, ограничение некоторых видов вооружений в количественном и качественном отношении, сокращение сферы или районов размещения различных видов вооружений.

Наиболее развит комплекс мер, относящихся к ОМУ. Действующее МП запрещает испытание ЯО в атмосфере, в космическом пространстве и под водой (Договор о запрещении испытаний ЯО в трех средах 1963 г.). Любые ядерные взрывы, а также размещение ЯО запрещены вАнтарктике (Договор об Антарктике 1959 г.), Латинской Америке (Договор Тлателолко 1967 г.), южной части Тихого океана (Договор Раротонга 1985 г.), Юго-Восточной Азии (Бангкокский договор 1995 г.), Африке (Договор Пелиндаба 1996 г.), на морском дне и недрах (Договор о запрещении размещения на дне морей и океанов и в его недрах ЯО и других видов ОМУ 1971 г.), на Луне и других небесных телах (Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела 1967 г.).

Помимо ядерного к ОМУ принято относить химическое и биологическое оружие. Биологическое оружие находится под всеобъемлющим запретом: его нельзя не только применять на войне, но и разрабатывать, производить и накапливать, а запасы подлежат уничтожению или переключению на мирные цели (Конвенция о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия 1972 г.). Конвенцией о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и его уничтожении1993 г. предусмотрен всеобъемлющий запрет химического оружия, подобный тому, под которым находится бактериологическое оружие.

Режим нераспространения ЯО установлен ДНЯО 1968г. Он содержит систему обязательств, закрывающую для ядерных государств все пути передачи ЯО, а для неядерных государств – все способы его получения. В договоре участвуют 187 стран. Кроме того, договор запрещает производить, приобретать, размещать ЯО, включая иностранное.

Усиление режима нераспространения ЯО, как и других видов ОМУ, достижимо путем универсализации участия в установивших их договорах, а также дополнения их средствами более надежного предотвращения распространения и принуждения по отношению к нарушителям.

Важное значение для процесса разоружения имеют соглашения между СССР и США, а затем Россией и США, касающиеся ограничения стратегических вооружений. Первые соглашения были подписаны в 1972 году в Москве. Это бессрочный Договор между СССР и США об ограничении систем противоракетной обороны (Договор по ПРО) и Временное соглашение между СССР и США о некоторых мерах в области ограничения стратегических наступательных вооружений(ОСВ – 1). В 1979 году был подписан Договор между СССР и США об ограничении стратегических наступательных вооружений (ОСВ – 2). Целью договора было количественное ограничение стратегических наступательных вооружений и сдерживание их качественного совершенствования. Договор между СССР и США о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений 1991 года(СНВ – 1) в силу так и не вступил. Второй договор этой серии, заключенный уже между Россией и США в 1993 год, - Договор о дальнейшем сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ – 2) (по шахтным пусковым установкам и МБР с РГЧ ИН).

Что касается ракет средней и меньшей дальности, то этот класс вооружений был полностью ликвидирован на основании Договора между СССР и США о ликвидации ракет средней и меньшей дальности 1987 года (РСМД).

Договор об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ) 1990 г., заключенный в рамках ОБСЕ, обязывает европейские государства-участники сократить свои обычные вооружения и технику в пределах Европы до определенных согласованных уровней, не позволяющих осуществить внезапное нападение и начать крупномасштабные наступательные действия. Одновременно с ДОВСЕ вступил в силу Итоговый акт переговоров об ограничении личного состава ОВСЕ 1992 г. – политический документ, устанавливающий пределы на количество военнослужащих, развернутых каждым государством-участником в пределах зоны применения Договора. В 1999 г. было подписано Соглашение об адаптации ДОВСЕ. Оно вносит в Договор значительные изменения, поправки и дополнения.

Наряду с ограничением и сокращением ВС и вооружений цель разоружения может достигаться путем демилитаризации и (или) нейтрализации территории.

Демилитаризация – договорно установленный международно-правовой режим определенной территории или пространственной сферы, запрещающий их использование в военных целях в мирное время. Эта мера предполагает ликвидацию в данном районе военных укреплений и сооружений и запрет содержать там ВС. (нельзя размещать оружие)

Нейтрализация – договорно установленное запрещение ведения военных действий на определенной территории или в пространственной сфере и использования их в качестве базы для военных операций. Цель – предотвращение развязывания войны в данном районе или из него либо, если военные действия где-то поблизости предотвратить не удалось, изъятие такого района из театра военных действий. (нельзя вести военные действия)

Одним из наиболее значительных примеров демилитаризации и нейтрализации обширного района Земли является Антарктика. Частичная демилитаризация в отношении всех видов ОМУ достигнута применительно к морскому дну, где запрещено устанавливать и размещать такое оружие. Конкретные договорно-правовые меры направлены на полную или частичную ядерную демилитаризацию и нейтрализацию Латинской Америки, южной части Тихого океана, Юго-Восточной Азии и Африки, т.е. на создании там безъядерных зон.

 

Роль Совета Безопасности ООН и Генеральной Ассамблеи ООН в решении вопросов применения принудительных мер для поддержания международного мира и безопасности.Обязанности членов ООН в отношении решений указанных органов ООН.

Функции по поддержанию мира и безопасности возложены на ГА и СБ ООН.ГА вправе обсуждать любые вопросы и дела, относящиеся к поддержанию мира и безопасности и делать в их отношении рекомендации государствам и СБ.

В соответствии со ст. 24 Устава ООН для обеспечения быстрых и эффективных действий ООН ее члены возлагают на СБ главную ответственность за поддержание международного мира и безопасности.

СБ ООН действует от имени всех членов ООН, которые соглашаются, в соответствии со ст. 25, подчиняться решениям СБ и выполнять их.

Устав ООН наделяет СБ правом на применение временных и принудительных мер для поддержания международного мира. Временные меры направлены на предотвращение ухудшения ситуации и не должны наносить ущерба правам, притязаниям или положению заинтересованных сторон (ст. 40). Такие меры могут включать требование к сторонам прекратить вооруженные действия, отвести войска на определенные рубежи, а также прибегнуть к той или иной процедуре мирного урегулирования, включая вступление в непосредственные переговоры, обращение к арбитражу, использование региональных организаций и органов. Временные меры не носят принудительного характера. Они не являются юридически обязательными для сторон, но СБ в соответствии со ст. 40 «должным образом учитывает невыполнение этих временных мер».

В ряде случаев в ходе проведения ОПМ могут использоваться некоторые положения гл. VII Устава ООН, включая действия попринуждению к миру. Они могут быть квалифицированы как принудительные приемы в поддержку политических усилий по восстановлению мира между сторонами в конфликте, одна или несколько из которых могут не дать согласие на подобное международное вмешательство. Такие принудительные операции проводятся по гл. VII Устава ООН, когда СБ установит, что имеют место угроза миру, нарушение мира или акт агрессии и могут быть учреждены исключительно по решению СБ, а не по постановлению региональных организаций и структур. Их главная цель – восстановление мира на условиях, определенных мировым сообществом.







Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.207.132.114 (0.005 с.)