Международно-правовой режим космического пространства: его источники и основные принципы. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Международно-правовой режим космического пространства: его источники и основные принципы.



Космическое пространство – обширная территория, простирающаяся от внешней границы воздушного пространства (~100-110 км от поверхности Земли) до пределов лунной орбиты – т.н. ближний космос, и за ее пределами, т.е. далее 384 тыс. км – дальний космос.

Космическое право – отрасль МП, совокупность юридических принципов и норм, которые определяют правовой режим космического пространства, и определяет порядок деятельности государств в этой области.

1958 – 13 сессия ГА ООН, принято решение о разработке норм космического права.

1963 – Декларация о принципах деятельности государств в космическом пространстве (рекомендательный характер).

Основными источниками международного космического права являются международные договоры. В их числе

1.Договор о прин­ципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, 1967 г. (Договор по космосу), открыт для подписания в Вашингтоне и Москве.

2.Соглашение о спасании космонавтов, возвращении космонавтов и возвращении объектов, запущенных в космическое пространство, 1968

3.Конвенция о международной от­ветственности за ущерб, причиненный космическими объектами 1972 г. (Конвенция об ответственности),

4.Конвенция о регистрации объектов, запущенных в космическое пространство, 1975 г.,

5.Соглаше­ние о деятельности государств на Луне и других небесных телах 1979 г. (Соглашение о Луне),

6.региональные и двусторонние соглаше­ния между государствами, между государствами и международными организациями.

Важную роль в регулировании правового режима космического пространства играют также Договор о запрещении испытаний ядер­ного оружия в атмосфере, космическом пространстве и под водой 1963 г., Договор об ограничении систем противоракетной обороны 1972 г. и др.

Основные источники: конвенциональные, обычные, мягкое право (Unispace), национальные нормы.

Основные принципы. Правовой режим распространяется на: сам космос и небесные тела плюс на космические объекты сделанные человеком, плюс деятельность государств в космосе. Есть комитет ООН по Космосу. ЮНИСПЕЙС – три конференции, последняя в 1999. Применимость в этой сфере всех основных принципов МП.

Согласно Договору 1967 г. «космическое пространство, включая Луну и другие небесные тела, не подлежат национальному присвоению ни путем провозглашения на них суверенитета, ни путем использования или оккупации, ни любыми другими средствами».

Космическое пространство и небесные тела открыты дня исследования и использования всеми государствами без какой бы то ни было дискриминации на основе равенства при свободном доступе во все районы небесных тел.

Космические станции могут эксплуатироваться совместно, но они принадлежат тем странам, где они зарегистрированы.

Разработаны нормы о спасении человека в космосе.

Деятельность в космосе должна соответствовать МП, включая устав ООН. Государства обязаны учитывать интересы других государств, избегать вредного загрязнения космического пространства и небесных тел.

Запрещено выводить в космос и размещать там ЯО и ОМУ, проводить их испытания (хотя есть возможность пролета через космос ракет, и размещение обычного оружия). Луна и небесные тела должны использоваться в мирных целях.

Луна и другие небесные тела объявлены общим наследием человечества. Запрет национального присвоения небесных тел распространяется на их поверхность, недра и природные ресурсы и действует в отношении государств, МОРГ, юридических и физических лиц. Нормы, установленные в отношении Луны (демилитаризированный режим) действуют и в отношении орбит траекторий полета к Луне и вокруг Луны. Соглашение о Луне 1979 г. детально регламентирует порядок осуществления научных исследований на Луне, но ведущие космические страны в нем не участвуют.

Одной из проблем международного космического права является проблема высотного разграничения воздушного и космического пространств. Определенной границы между ними не существует. Ни МП, ни национальные законодательства государств не содержат норм, устанавливающих границу между этими пространствами. Этот вопрос продолжитель­ное время остается в повестке дня Комитета ООН по космосу.

Практика государств подтверждает существующее в доктрине мнение о том, что складывается обычная норма, согласно которой суверенитет государства не распространяется на пространство, находящееся выше орбиты наименьшего перигея искусственного спут­ника Земли (эта высота составляет приблизительно 110—140 км над уровнем океана). Ряд государств (в том числе и Россия) предлагают принять договорную норму, определяющую, что космическое про­странство начинается с высоты 100—110 км над уровнем океана. При этом за космическими объектами при выводе их на орбиту и возвращении на Землю сохраняется право «безвредного (мирного) пролета» над территориями иностранных государств и на более низких высотах. Такая норма позволила бы определить пространственную сферу, на которую распространяется правовой режим космического про­странства.

Деятельность неправительственных юридических лиц в космосе может осуществляться только с разрешения и под наблюдением соответствующего государства. Разрешается деятельность в космосе МОРГ.

Если чужой спутник упал на территорию другого государства, необходимо платить за нанесенный ущерб.

Существует проблема засорения космоса отработанными космическими аппаратами.

Латинские страны недовольны вещанием американских спутников на их территорию.

Особое значение имеет область орбит так называемых геостаци­онарных спутников. Это часть космического пространства, отсто­ящая от поверхности Земли на расстоянии примерно 35 800 км и находящаяся в плоскости земного экватора(такое пространствен­ное кольцо также называют геостационарной орбитой или геоста­ционарным пространством).

Геостационарные спутники обладают рядом особенностей. Пе­риод обращения их вокруг Земли равен земным суткам, что обеспе­чивает постоянное положение спутника над определенной точкой земного экватора. При этом в видимости спутника находится треть площади поверхности Земли. Это создает оптимальные условия для некоторых прикладных видов космической деятельности (напри­мер, для использования спутников связи, телевизионного вещания, метеорологического наблюдения и др.). Вследствие этого более половины всех существующих спутников расположены на геостацио­нарной орбите. Однако в этом пространстве можно разместить лишь ограниченное число спутников, поскольку при близком их расположении друг к другу бортовая радиоаппаратура может создавать взаимные помехи. Все это явилось причиной для дискуссии относительно правового режима этой части косм. пространства. Этот вопрос обсуждается в Комитете ООН по космосу и в настоящее время. В 1976 г. семь экваториальных стран (Колумбия, Эквадор, Индонезия, Конго, Уганда, Заир, Кения) выдвинули претензии на геостационарную орбиту, в 1978 это было рассмотрено в ООН, отклонили.

Вместе с тем определенная координирующая работа по экономному использованию геостационарного пространства проводится Международным союзом электросвязи (МСЭ). Устав МСЭ 1992 г. определяет, что радиочастоты и орбита геостационарных спутников являются ограниченными естественными ресурсами, которые надлежит использовать рационально, эффективно и экономно, чтобы обеспечить справедливый доступ к этой орбите и частотам разным странам, учитывая при этом особенности географического положения некоторых государств и особые потребности развивающихся стран. С целью рационального использования ресурса геостационарной орбиты и избегания взаимных радиопомех в рамках МСЭ проводят­ся согласование, выделение и регистрация радиочастот и орбиталь­ных позиций для заявляемых различными государствами геостацио­нарных спутников. При этом в отношении выделения орбитальных позиций нельзя говорить как об их национальном присвоении.

В 1992 г. ГА ООН приняла Принципы, касающиеся использования ядерных источников энергии (ЯЭИ) в космическом пространстве. Использование ЯЭИ в космосе должно ограничиваться лишь теми космическими полетами, которые не могут осуществляться без ЯЭИ. В целях недопущения падения на Землю космических аппаратов, имеющих ЯЭИ, установлено, что такие спутники могут использоваться в ходе межпланетных полетов и на достаточно высоких орбитах, а на низких околоземных орбитах – при условии хранения отработавших объектов на достаточно высоких орбитах.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 228; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.0.240 (0.008 с.)