ТОП 10:

Соотношение между международным правом, мировым правопорядком, внешней политикой и дипломатией.



В политической жизни, в том числе и на международной арене, особенно в последнее время все чаще звучит выражение «мировой правопорядок». Его употребляют в том смысле, что этот порядок определяет, регламентирует отношения между участниками между­народного общения.

Возникает вопрос: а каково соотношение между мировым пра­вопорядком и международным правом? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо рассмотреть, кто яв­ляется участниками международного общения и каковы их права в этом процессе.

1. Государства — субъекты МП, полноправные участники международного общения, члены ООН, а их сейчас 191, которые создают международно-правовые нормы.

2. Государственные образования, не признанные в качестве субъек­тов МП, но вступающие в МО с другими державами, а также народы, борющиеся за свое освобождение. Если эти народы обладают определенны­ми качествами, то они признаются субъектами МП. Но даже будучи непризнанными в качестве таковых, они тем не менее участвуют в международном общении, правда, с иными правами.

3. Международные межгосударственные (межправительственные) организации, являющиеся субъектами МП, а их сейчас свыше 270.

4. Международные судебные учреждения, такие как Международ­ный Суд ООН, Международный Трибунал по морскому праву. Международный уголовный суд, международные трибуналы по Югославии, Руанде и Сьерра-Леоне, другие судебные учрежде­ния.

5. Международные органы, механизмы, созданные в рамках МОРГ, например Комиссия ООН по пра­вам человека, или на основе заключенных договоров (например, Комитет экспертов, учрежденный в связи с заключением Меж­дународного Пакта о политических и гражданских правах). В за­дачи этих органов входит контроль над выполнением государства­ми их международных обязательств.

6. Неправительственные МОРГ. Они участвуют в работе между­народных конференций с определенными правами, вступают в контакты с государствами.

7. ТНК — юридические лица, актив­но сотрудничающие с государствами, в частности заключая с ними договоры.

8. Физические лица, обладающие некоторыми правами, например, обращаться в международные судебные учреждения с жалобами (исками) в отношении тех или иных государств.

Само собой разумеется, что влияние и роль всех указанных участ­ников международного общения различны. Государства играют ре­шающую роль, определяя статус и права остальных участников, а также устанавливают правила их поведения на международной арене. Все это и является предметом регулирования МП. Т.о., если исходить из того, что мировой правопорядок определяет правила поведения участников международного обще­ния,то он, следовательно, выполняет те же функции, что и МП. Употребляемое в политическом лексиконе выражение «мировой правопорядок» означает порядок, установленный МП или на основе МП.

Иногда говорят, что сейчас идет процесс создания нового ми­рового правопорядка вместо существовавшего ранее, когда была двухполюсная модель мироустройства (в период существования СССР). Отмечается, что поскольку процесс создания нового ми­рового правопорядка затягивается, то это ведет к снижению уровня управляемости мировыми процессами. С такой точкой зрения вряд ли можно согласиться. Если мировой правопорядок — то же самое, что и МП, или базируется на современном МП, а следовательно, на Уставе ООН, то он был создан в 1945 г. при существовавшей тогда многополяр­ной модели мироустройства. Следовательно, есть все основания утверждать, что мировой правопорядок, основанный на современ­ном МП, создает достаточную базу для регулирования отношений между участниками мирового общения; речь может лишь идти о его совершенствовании и развитии, как и современного МП.

 

ВП – это общий курс государства в международных делах, деятельность государства по осуществлению связей с другими государствами, народами и МОРГ

Важнейшим способом осуществления ВП является дипломатия. Осуществление ВП и дипломатическая практика должны соответствовать МП. Учредители ООН ставили перед собой задачу «создать условия, при которых могут соблюдаться справедливость и уважение к обязательствам, вытекающим из договоров и других источников МП» (преамбула Устава ООН).

МП испытывает влияние ВП, проводимой государствами. Дипломатия является важнейшим инструментом создания норм МП. В этом и состоит диалектическое единство и взаимодействие ВП, дипломатии и МП в системе МО. Однако ни ВП, ни дипломатия не должны вступать в противоречие с общепризнанными принципами МП.

МП среди прочих факторов оказывает непосредственное влияние на ВП государств в том смысле, что они должны сообразовываться со своими обязательствами по МП.

Что касается дипломатии, то на нее МП воздействует как опосредованно (через влияние на ВП), так и непосредственно (дипломатия во многом осуществляется по правилам, содержащимся в нормах МП).







Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.205.96.39 (0.003 с.)