Признание государств. Декларативная и конститутивная теории признания. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Признание государств. Декларативная и конститутивная теории признания.



Признание - это односторонний добровольный акт государства, в котором оно прямо или косвенно заявляет либо о том, что оно рассматривает другое государство как субъект международного права и намерено поддерживать с ним официальные отношения, либо о том, что считает власть, неконституционным путем в государстве или на части его территории, достаточно эффективной, чтобы выступать в межгосударственных отношениях как представитель этого государства.

Теории признания. Существуют две теории признания: конститутивная и декларативная. Согласно конститутивной теории только признание придает дестинатору (адресату) признания соответствующее качество: государству - международную правосубъектность, правительству - способность представлять субъект МП в межгосударственных отношениях. Наиболее уязвимая сторона этой теории заключается в том, что, 1) неясно, какое количество признаний необходимо для придания дестинатору упомянутого качества, и 2) как показывает практика, государства могут существовать и вступать в те или иные контакты с другими государствами, а правительства, пришедшие к власти неконституционным путем, - эффективно представлять субъект международного права и без официального признания. Другими словами, возникновение государства не равнозначно возникновению субъекта МП. Им оно становится только после получения признания.

Согласно декларативной теории признание не сообщает государству соответствующего качества, а лишь констатирует его появление и служит средством, облегчающим осуществление с ним контактов. Т.е. государство является субъектом МП с момента возникновения. Признание не наделяет государство международной правосубъектностью, а лишь констатирует и способствует вхождению нового государства в систему МО.

Формы признания. Существуют две формы официального признания: де-факто (de facto) и де-юре (de jure). Различие между ними заключается в объеме правовых последствий, которые они за собой влекут для признающего и признаваемого в их взаимных отношениях.

При признании де-факто объем наступающих правовых последствий меньше. Такое признание - выражение неуверенности в том, что данное государство или правительство достаточно долговечны или жизнеспособны. Признание де-факто может повлечь за собой установление консульских отношений, но не обязательно.

Признание де-юре - полное, окончательное. Оно, как правило, влечет за собой установление дипломатических отношений. В любом случае считается, что установление дипломатических отношений означает признание де-юре.

Встречаются случаи, когда государства, правительства (или др. власти) вступают в контакт друг с другом вынужденно, для решения каких-либо конкретных вопросов, но вместе с тем не желают признавать друг друга. В этом случае говорят о признании ad hoc. Иногда целью таких контактов может быть заключение международных договоров. Например, четыре участника переговоров об окончании войны во Вьетнаме (США и три вьетнамские стороны) подписали в 1973 г. известные Парижские соглашения, хотя некоторые из них друг друга не признавали. Отсутствие признания в таких случаях не должно отражаться на юридической силе договора.

Виды признания. Их различают в зависимости от адресатов признания. Можно выделить традиционные виды признания (государств и правительств) и предварительные, или промежуточные (признание народов или наций восставшей или воюющей стороной, организаций сопротивления и правительств в изгнании). Предварительные виды признаний применяются в ожидании дальнейшего развития событий, которые могут привести либо к созданию нового государства, либо к стабилизации положения в стране, где власть нового правительства была установлена неконституционным путем.

Вопрос о признании возникает в том случае, если появляется новое государство в результате объединения нескольких, либо если на месте одного государства в результате его распада появляется ряд более мелких, либо если из состава какого-либо государства выделяется новое.

Поскольку признание правительства может быть ошибочно истолковано как его одобрение, некоторые государства стали придерживаться политики поддержания от какого-либо официального признания (доктрина Эстрады 1930 г. – по имени мин.ин. дел Мексики). Речь идет о молчаливом или подразумеваемом признании, т.к. в таких случаях обычно сохраняются дипломатические отношения или иные форма официальных контактов с новым правительством.

Цель признания в качестве восставшей и воюющей сторон – обеспечить возможность защиты интересов признающего на территории, контролируемой повстанцами.

 

19.Определение агрессии 1974 г. Его содержание; значение.

14 декабря 1974 г. ГА единогласно приняла резолюцию, в которой содержится определение агрессии. Этот акт общего собрания членов ООН имеет громадное политическое и международно-правовое значение. 1) Действующая норма о запрещении агрессии получила новое подтверждение со стороны авторитетного международного форума. В преамбуле содержится напоминание об обязанности государства в соответствии с Уставом разрешать свои м/н споры мирными средствами т.о., чтобы не подвергать угрозе м/н мир, безопасность и справедливость. Государства не должны использовать вооруженную силу в целях лишения народов их права на самоопределение, свободу и независимость или нарушения территориальной неприкосновенности. 2) С выработкой общепризнанного определения агрессии борьба с ней станет более действенной. Государства, опираясь на определение агрессии, могут более чётко реализовать свое право на самооборону, зафиксированное в ст.51 Устава ООН. Вместе с тем «Определение» будет служить руководством СБ, который в соответствии со ст. 39 Устава ООН «определяет существование любой угрозы, миру, любого нарушения мира или акта агрессии».

Агрессией является применение вооруженной силы государством против суверенитета, территориальной неприкосновенности или политической независимости другого государства, или каким-либо другим образом, несовместимым с Уставом ООН. Применение вооруженной силы государством первым в нарушение Устава является свидетельством акта агрессии (принцип первенства). Любое из следующих действий, независимо от объявления войны, будет квалифицироваться в качестве акта агрессии (a, b, c, d, e – акты прямой агрессии, f – случай соучастия в агрессии, g – акт косвенной агрессии):

а) вторжение или нападение вооруженными силами государства на территорию другого государства или любая военная оккупация, какой бы временный характер она ни носила, являющаяся результатом такого вторжения или нападения, или любая аннексия с применением силы территории другого государства или части ее;

b) бомбардировка вооруженными силами государства территории другого государства или применение любого оружия государством против территории другого государства;

с) блокада портов или берегов государства вооруженными силами другого государства;

d) нападение вооруженными силами государства на сухопутные, морские или воздушные силы, или морские и воздушные флоты другого государства;

e) применение ВС одного государства, находящихся на территории другого государства по соглашению с принимающим государством, в нарушение условий, предусмотренных в соглашении, или любое продолжение их пребывания на такой территории по прекращению действия соглашения;

f) действие государства, позволяющего, чтобы его территория, которую оно предоставило в распоряжение другого государства, использовалась этим другим государством для совершения акта агрессии против третьего государства;

g) засылка государством или от имени государства вооруженных банд, групп, иррегулярных сил или наемников, которые осуществляют акты применения вооруженной силы против другого государства, носящие столь серьезный характер, что это равносильно перечисленным выше актам, или его значительное участие в них.

Вышеприведенный перечень актов не является исчерпывающим, и СБ может определить, что другие акты представляют собой агрессию согласно положениям Устава. Никакие соображения любого характера, будь то полит., эконом., воен. или иного характера, не могут служить оправданием агрессии. Агрессивная война является преступлением против м/н мира и влечет за собой м/н ответственность. Никакое территориальное приобретение или особая выгода, полученные в результате агрессии, не являются и не могут быть признаны законными.

Ничто в настоящем определении не может каким-либо образом наносить ущерба вытекающему из Устава праву на самоопределение, свободу и независимость народов, которые насильственно лишены этого права и о которых упоминается в Декларации о принципах МП, находящихся под господством колониальных и расистских режимов или под другими формами иностранного господства, а также праву этих народов бороться с этой целью и получать поддержку в соответствии с принципами Устава и согласно вышеупомянутой Декларации.

Инициатива разработки понятия и определения агрессии принадлежит СССР. В 1973 г. на Конференции по разоружению от имени Советского правительства был внесен проект декларации, дающий точное определение понятия нападающей стороны, причем указаны не только акты, считающиеся агрессией, но и перечислены известные в практике МО поводы, которые часто использовались и используются для оправдания агрессии. Проект не был принят.

 

20.Принцип территориальной целостности государств, принципы нерушимости и неприкосновенности государственных границ. Их содержание и значение.

Принципы МП – обязательные правила поведения наиболее общего характера, выводятся из конкретных норм. Они носят императивный характер и содержат обязательства erga omnes – обязательства в отношении всех и каждого из членов межгосударственного сообщества

Существует 2 категории принципов: общепризнанные принципы МП (выражают главное содержание МП, являются критерием законности, основой права; все нормы должны соответствовать общепризнанным принципам, отклонение им недопустимо – jus cogens; как правило, содержатся в документах – например, Устав ООН) и общие принципы (присущи и МП, и внутреннему праву, принципы цивилизованных народов).

Все общепризнанные принципы МП неразрывно связаны друг с другом, не существуют изолированно друг от друга. Принципы взаимосвязаны и должны рассматриваться в свете других принципов. Это отражено в принятой ГА ООН Декларации о принципах МП, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН (1970 г.). По своей природе Декларация носит рекомендательный характер, но она была принята без голосования, т.е. ее можно считать официальным толкованием основных принципов МП, данным ООН, против которого не возражал ни один из ее членов.

Хельсинкский Заключительный акт СБСЕ (1975 г.) начинается с Декларации 1970 г.

К общепризнанным принципам МП относятся: принцип суверенного равенства государств; принцип невмешательства; принцип неприменения силы или угрозы силой; принцип мирного разрешения международных споров; принцип территориальной целостности и неприкосновенности государств; принцип равноправия и самоопределения народов; принцип уважения прав человека; принцип добросовестного соблюдения взятых на себя международных обязательств (pacta sunt servanda – договоры должны соблюдаться); принцип сотрудничества государств.

Принцип территориальной целостности и неприкосновенности государств представляет собой обязательство каждого государства уважать территориальную целостность и неприкосновенность любого другого государства. Принцип территориальной целостности - недопустимость насильственного захвата территории другого государства, присоединения территории другого государства или расчленения ( 3 элемента ). В Уставе ООН он прямо не закреплен. В п.4 ст.2 Устава, посвященном принципам неприменения силы, указывается на недопустимость применения силы или угрозы ее применения, прежде всего, против территориальной неприкосновенности и политической независимости государств (в русском варианте – «территориальная неприкосновенность», в английском – территориальная целостность», поэтому в отечественной литературе этот принцип часто называют принципом территориальной целостности и неприкосновенности государств; понятие «территориальная неприкосновенность» - шире, например, несанкционированное вторжение иностранного самолета в воздушное пространство государства будет нарушением его территориальной неприкосновенности притом, что территориальная целостность государства не будет нарушена.). Под целостностью понимается юридическое единство территории государства, а не географическое: отдельные части территории государства могут быть физически не связанными друг с другом.

Наиболее полно этот принцип был закреплен в Заключительном акте СБСЕ 1975г. «Государства - участники будут уважать территориальную целостность каждого из государств - участников. В соответствии с этим они будут воздерживаться от любых действий, несовместимых с целями и принципами Устава ООН, против территориальной целостности, политической независимости или единства любого государства-участника, и, в частности, от любых таких действий, представляющих собой применение силы или угрозу силой. Государства - участники будут равным образом воздерживаться от того, чтобы превращать территорию друг друга в объект военной оккупации или других прямых или косвенных мер применения силы в нарушение международного права или в объект приобретения с помощью таких мер или угрозы их осуществления. Никакая оккупация или приобретение такого рода не будет признаваться законной».

Основные элементы этого принципа (по учебнику):

· Территория государства не может быть объектом приобретения другим государством в результате угрозы силой или ее применения, т.е. не может быть аннексирована;

· Не может быть объектом военной оккупации в результате угрозы силой или ее применения.

Аннексия – насильственный захват территории другого государства и включение ее в состав той державы, которая захватила эту территорию + издание соответствующих юридических актов о ее включении.

Оккупация – временный захват территории другого государства во время вооруженных конфликтов, войны, при котором полагается сохранять законодательство страны, не затрагивать мирное население и т.д. (Гаагская Конвенция 1907 г.).

Территориальные приобретения, являющиеся результатом угрозы силой или ее применения, признаются неправомерными и недействительными.

Итак, принцип территориальной целостности государств – защита права государства на целостность и неприкосновенность его территории. Значение этого принципа весьма велико с точки зрения стабильности в межгосударственных отношениях. Его назначение - защита территории государства от любых посягательств.

Из принципа территориальной целостности вытекает принцип нерушимости государственных границ. Этот принцип был сформулирован в Заключительном акте СБСЕ 1975г., в котором говорится, что «государства - участники рассматривают как нерушимые все границы друг друга, как и границы всех государств в Европе, и поэтому они будут воздерживаться сейчас и в будущем от любых посягательств на эти границы».

Впервые принцип нерушимости границ получил отражение в Договоре СССР-ФРГ 1970г., в соответствии с которым стороны заявили, что не имеют каких-либо территориальных претензий к кому бы то ни было, и не будут выдвигать таких претензий в будущем и что рассматривают как нерушимые сейчас и в будущем границы всех государств в Европе.

Т.о., основное содержание принципа нерушимости границ можно свети к трем элементам: 1) признание существующих границ в качестве юридически установленных в соответствии с МП; 2) отказ от каких-либо притязаний на данный момент или в будущем; 3) отказ от любых иных посягательств на эти границы, включая угрозу силой или ее применение.

Принцип нерушимости границ и принцип неприкосновенности границ различаются по географической сфере своего действия. Принцип нерушимости границ, согласно Заключительному акту 1975г., действует только в отношениях государств – участников этого акта, т.е. европейских государств, а также США и Канады. Принцип неприкосновенности границ имеет более широкую сферу действия, поскольку является принципом общего МП и действует на всех континентах, независимо от того, существуют или нет специальные соглашения по этому вопросу.

Принцип неприкосновенности границ состоит из 3 элементов: 1) запрет одностороннего изменения линии границы; 2) недопустимость перенесения пограничных знаков; 3) обязательство не допускать пересечения границ в иных местах. Принцип uti possidetis – «владей, чем владеешь».

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 1693; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.168.16 (0.024 с.)