Международно-правовые нормы, действующие во время вооруженного конфликта. Источники и принципы гуманитарного права. Правовой режим гражданского населения во время вооруженного конфликта.




ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Международно-правовые нормы, действующие во время вооруженного конфликта. Источники и принципы гуманитарного права. Правовой режим гражданского населения во время вооруженного конфликта.



Право вооруженных конфликтов (ПВК) - ряд договорных и обычно-правовых принципов и норм, устанавливающих взаимные права и обязанности субъектов МП относительно применения средств и методов ведения вооруженной борьбы, регулирующих отношения между воюющими и нейтральными сторонами и определяющих ответственность за нарушение соответствующих принципов и норм.

Международный вооруженный конфликт - вооруженное столкновение между государствами либо между национально-освободительным движением и метрополией, т.е. между восставшей (воюющей) стороной и войсками соответствующего государства.

Вооруженный конфликт немеждународного характера- вооруженное столкновение антиправительственных организованных вооруженных отрядов с вооруженными силами правительства, происходящее на территории какого-либо одного государства.

Юридическую основу этой отрасли права составляют следующие наиболее важные правила поведения:

- право сторон в конфликте и их вооруженных сил выбирать средства и методы ведения войны не является ограниченным, запрещается применять оружие и методы ведения военных действий, способные причинить излишние разрушения и чрезмерные страдания;

- лица, не принимающие участия или переставшие принимать участие в военных действиях - раненые, больные, пленные и гражданские лица - должны пользоваться уважением и защитой при любых обстоятельствах;

- гражданские лица должны пользоваться гуманным обращением; запрещаются посягательство на их жизнь, любые виды пыток и жестокого обращения, взятие заложников, осуждение без предварительного судебного решения, вынесенного надлежащим образом;

- вооруженные силы должны при любых обстоятельствах проводить различие между гражданскими лицами и гражданскими объектами, с одной стороны, и комбатантами и военными объектами с другой; запрещаются нападения на гражданских лиц и гражданские объекты; должны соблюдаться все меры предосторожности, предназначенные для того, чтобы щадить гражданское население;

- запрещается подвергать нападению или уничтожать объекты, необходимые для выживания гражданского населения (например, запасы продуктов питания, посевы, скот, сооружения для снабжения питьевой водой и запасы последней); запрещается использовать голод в качестве метода ведения войны;

- раненых и больных следует подбирать, им должна быть оказана помощь; госпитали, санитарный персонал должны пользоваться защитой; эмблемы Красного Креста или Красного Полумесяца, являющиеся символами этой защиты, должны пользоваться уважением; любые злоупотребления эмблемой или ее неправильное использование должны подвергаться наказанию;

- стороны, находящиеся в конфликте, обязаны соглашаться на проведение операций по оказанию помощи гражданскому населению, которые носят гуманитарный характер.

Первые правила ведения войны возникли в глубокой древности и длительное время существовали в виде международных обычаев («законы и обычаи войны», jus belli - право войны), а затем сXIX века стали преобразовываться в договорные нормы на международных конгрессах и конференциях (Парижский конгресс 1856 г., Гаагские конференции мира 1899 и 1907 гг., Женевские конференции 1929, 1949, 1977 гг. и др.).

Гаагское право – конференции 1899 и 1907 гг., на которых разрабатывались правила ведения войны.

Женевское (гуманитарное) право – конвенции о защите жертв войны.

Международно-правовые акты этой отрасли МП разрабатывались на протяжении последних 100 с лишним лет, начиная с Петербургской Декларации об отмене употребления взрывчатых и зажигательных пуль 1868 г., Гаагских конвенций 1899 и 1907 гг. о законах и обычаях сухопутной войны, о бомбардировании морскими силами во время войны, о правах и обязанностях нейтральных держав и лиц в случае сухопутной войны, о правах и обязанностях нейтральных держав в случае морской войны.

Важнейшими источниками ПВК являются четыре Женевские конвенции о защите жертв войны 1949 г.(1-об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях; 2-об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море; 3-об обращении с военнопленными; 4-о защите гражданского населения во время войны). Они распространяли действие правил ведения войны на "вооруженные конфликты, не носящие международного характера", признали за партизанами статус комбатантов, запретили необусловленное военной необходимостью уничтожение имущества, принадлежащего частным лицам.

Однако уже вскоре после принятия Женевских конвенций оказалось, что их нормы не всегда способны адекватно учитывать специфику вооруженных конфликтов. Стало очевидно, что они применимы скорее к последствиям военных действий, нежели к их непосредственному ведению. Указанный пробел восполнили принятые в 1977 г. два Дополнительных протокола к Женевским конвенциям 1949 г, касающиеся защиты жертв международных вооруженных конфликтов (Протокол 1) и вооруженных конфликтов немеждународного характера (Протокол 2).

Протокол 1 расширяет сферу применения правил ведения войны. Если действие Женевских конвенций распространяется на случаи "необъявленной войны или всякого вооруженного конфликта, возникающего между двумя или несколькими государствами", то положения Протокола 1 распространяются и на войны, "в которых народы ведут борьбу против колониального господства и иностранной оккупации, против расистских режимов и осуществление своего права на самоопределение". Протокол 2 расширил круг лиц, пользующихся покровительством правил ведения войны.

К действующим международным соглашениям также относятся:

- Женевский протокол о запрещении применения на войне удушливых, ядовитых или других подобных газов или бактериологических средств 1925г.;

- Гаагская конвенция о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта 1954 г.;

- Конвенция о запрещении военного или иного враждебного использования средств воздействия на природную среду 1977 г.;

- Конвенция о запрещении или ограничении применения конкретных видов обычного оружия, которые могут считаться наносящими чрезмерные повреждения 1980 г.

Кроме того, в современном МП имеется ряд документов, относящихся к сфере уголовной ответственности отдельных лиц за серьезные нарушения норм ПВК:

- Уставы международных военных трибуналов (Нюрнберг, Токио) 1945 г.;

- статуты международных уголовных трибуналов для бывшей Югославии и по Руанде;

- Статут Международного уголовного суда;

- Конвенция о неприменимости срока давности к военным преступлениям и преступлениям против человечества 1968 г.;

- резолюции ГА ООН о выдаче и наказании военных преступников и др.

Правовой режим гражданского населения. Гражданское население - лица, не принадлежащие ни к одной категории частников вооруженного конфликта и непосредственно не принимающие участия в военных действиях.

Гражданское население при любых обстоятельствах имеет право на гуманное обращение и защиту от любых актов насилия запугивания, террора и оскорблений, независимо от того, находится ли оно на временно оккупированной противником территории или в тылу своих армий. Воюющие стороны могут создавать на своей и на оккупированной территории санитарные зоны и зоны безопасности с целью ограждения от военных действий раненых и больных, престарелых и инвалидов, детей до 15 лет, беременных женщин и матерей с детьми до 7 лет, сообщая противнику и создании таких зон.

Гражданское население и гражданские объекты не должны являться объектом для нападений и репрессалий, против них не должны применяться насильственные действия и запрещенные средства и методы ведения войны.

Согласно Женевской конвенции о защите гражданских лиц во время войны 1949 г, запрещено угонять и депортировать гражданские лица из оккупированной территории на территорию оккупирующей страны или на территорию третьего государства. Допускается, однако, полная или частичная эвакуация определенного района в силу особо веских соображений военного характера или для безопасности населения.

Привлечение жителей оккупированной территории к принудительному труду допускается только для нужд оккупационной армии или местного населения. При этом оккупирующая армия не может использовать население на военных объектах или оборонительных работах. Если снабжение населения недостаточно, то оккупирующая сторона должна согласиться на мероприятия по оказанию гуманитарной помощи со стороны третьих государств, Международного Комитета Красного Креста.

 

 





Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.215.185.97 (0.011 с.)