Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Международно-правовые аспекты борьбы с международным терроризмом.
Международный терроризм (МТ) - угроза всему мировому сообществу. Об этом говорят государственные деятели и правительства многих стран, на это указывают наиболее авторитетные международные организации. Так, СБ ООН в своей рез. от 14.09.2005 г. № 1624 назвал МТ «одной из самых серьезных угроз миру и безопасности» а Генсек Кофи Аннан - «атакой на цивилизацию». Аналогичные оценки дают МТ и российские государственные деятели. Выступая на 60-ой сессии ГА ООН 15.09.2005 г., Президент В.В.Путин заявил: «Терроризм представляет сегодня главную опасность правам и свободам человечества, устойчивому развитию государств и народов». Если не противодействовать МТ, он будет возрастать, используя достижения науки и техники, результаты мировой интеграции, такие как упрощенные пересечения границ, перевод финансовых средств, распространение информации. К счастью, человечество все больше осознает опасность международного терроризма, что отражается на многих направлениях: в деятельности ООН, в работе «восьмерки», в региональных организациях, таких как ШОС, в расширении международного практического сотрудничества соответствующих органов государств, в совершенствовании их законодательства. Примером расширения такого сотрудничества являются решения, принятые в сентябре 2006 г. представителями различных религий на встрече в Астане и руководителями парламентов-стран «восьмерки» на совещании в Санкт-Петербурге. Разработка мер для борьбы с МТ идет по многим направлениям. Одним из важных направлений является разработка и совершенствование норм МП, которое устанавливает правила поведения государств, а они должны уважать принцип верховенства права в международных и внутренних делах, провозглашенный в Декларации 1000-летия, принятой в 2000 г. ГА ООН с участием глав государств и правительств. Разработка норм МП. Терроризм имеет свою историю, проявлялся в разные периоды в различных формах. Его появление после Второй мировой войны заставило мировое сообщество приступить к разработке ряда мер для противодействия, в том числе и международно-правовых. Начиная с 1972 г. ООН стала заниматься этой проблемой. Однако многие страны заявляли, что избавиться от терроризма можно, лишь устранив причины его возникновения. Среди них указывались противоречия между богатым Севером и бедным Югом, расхождения между цивилизациями и религиями, национально-освободительные движения в ряде стран, которые используют различные формы и методы борьбы, а также другие факторы. С учетом этих настроений дня ГА ООН приступила к рассмотрению данной проблемы в 1972 г. Но формулировка проблематики, входившей в повестку дня, была расплывчатой - все сводилось к общей дискуссии, и работа ООН в течение 20 лет была мало продуктивной.
Главной причиной было расхождение позиций у многих государств по проблематике. Наконец, под влиянием возрастающей угрозы терроризма был выработан общий подход, и в 1992 г. пункт повестки дня был сформулирован: «Меры по ликвидации международного терроризма». Хотя причины, на которые ссылались ранее, говоря о невозможности борьбы с терроризмом, продолжали существовать, но положение изменилось: в рамках ООН были достигнуты значительные положительные результаты, что подтверждает необоснованность тезиса, что борьба с терроризмом будет успешной лишь после устранения порождающих его причин. К тому же терроризм организуют богатые люди, используя нищету и обездоленность простых людей. Параллельно с ООН шла разработка универсальных конвенций для борьбы с терроризмом в наиболее уязвимых сферах деятельности: для защиты от нападений на авиацию, на морское судоходство, для защиты ядерных материалов, предотвращения финансирования терроризма, для борьбы с бомбовым терроризмом. Разрабатывались также международно-правовые нормы в рамках региональных организаций - ОБСЕ, ШОС и др. Нормы борьбы с МТ. Если суммировать все разработанные международно-правовые нормы относительно борьбы с терроризмом, то их можно свести к следующему. Терроризм признан международным преступлением вне зависимости от того, кем, когда и ради каких целей были совершены террористические акты. Это было сформулировано в Декларациях, принятых ГА ООН 9.12.1994 г. №49/60, 17.12.1996 г. № 51/210, в ряде других международных актах, таких как Декларация 1000-летия, принятая в ООН в 2000 г., в резолюциях, принятых на юбилейной сессии ГА ООН в 2005 г., в региональных документах.
Признаны в качестве террористических актов деяния, указанные в 13 конвенциях о борьбе с терроризмом: · Конвенции 1963, 1970, 1971 и 1988 гг. о борьбе с незаконным захватом воздушных судов и других незаконных актов против безопасности гражданской авиации. · Конвенции 1973 и 1979 гг. о борьбе против нападений на дипломатов и иных лиц, пользующихся международной защитой, а также против захвата заложников; · Договоры 1988 г. о борьбе с незаконными актами против морского судоходства и стационарных платформ на континентальном шельфе. · Конвенции 1988, 1997 и 2005 гг. против бомбового терроризма, использования в этих целях взрывчатых веществ, а также против ядерного терроризма. · Конвенция 1999 г. о борьбе с финансированием терроризма. · Признано преступлением подстрекательство к терроризму (Решение СБ ООН 14.09.2005 г. № 1624). · Признано право государств на самооборону, предусмотренное статьей 51 Устава ООН, не только в случае вооруженного, но и террористического нападения (Решения СБ ООН от 12.09.2001 г. №1368 и от 28.09.2001 г. №1373). Положения этих резолюций СБ, осуществляемые на практике и признаваемые членами мирового сообщества как правила поведения государств, ведут к созданию обычных норм МП, которые столь же обязательны для государств, как и договорные, конвенционные нормы. Международное право делится на отрасли и подотрасли. Объем нормативного материала относительно борьбы с терроризмом ( договорные и обычные нормы, национальное законодательство, практика применения всех этих норм ) дает основание утверждать, что к настоящему времени сложилась подотрасль МП (в отрасли «международная безопасность») относительно борьбы с МТ -совокупность правовых принципов и норм, регламентирующих отношения между государствами и другими субъектами МП, их сотрудничестве в борьбе с МТ. Его нормы признают МТ тягчайшим международным преступлением и предусматривают меры, которые правомерно применять для борьбы с ним. Создание, упрочение и развитие такой подотрасли способствовало бы более эффективной борьбе с МТ подобно тому, как сыграло в свое время положительную роль создание гуманитарного права о защите жертв войны. Возникновение такой подотрасли помогало бы разработке более совершенных норм МП, их систематизации, теоретическому осмысливанию и исследованию, что обычно происходит в отношении подотраслей МП. Понятие МТ Понятие «терроризм» обычно формулируется в национальном законодательстве, в частности, в уголовном, и применяется на практике. Единое, общепризнанное определение МТ пока не выработано. Однако если обобщить все, что наработано, то можно определить элементы такого понятия, что позволяет бороться с МТ. Это: - главная цель терроризма - воздействие на правительство и другие властные структуры государства, с тем чтобы подорвать их нормальную деятельность по управлению страной, устрашить население, нарушить общественный порядок, изменить внутреннюю и внешнюю политику страны в угоду террористам; - совершение любых, в том числе самых жестоких актов: убийство мирного населения, включая детей, должностных лиц, взрывы, поджоги, захват заложников, разрушение важных для жизни населения инфраструктур, использование химического, бактериологического и других видов оружия.
Терроризм является международным, когда он направляется из-за рубежа, хотя и использует физических и юридических лиц данной страны. Тенденция - внутренний терроризм все больше приобретает международный характер: ищет поддержку за пределами страны, а международные террористы используют внутренний терроризм. МТосуществляется в мирное время. Если существует вооруженный конфликт, то цель воюющих сторон, используя военную силу, оказать воздействие на правительство другой стороны, подчинить его своей воле, заставить выполнять его требования. При этом порядок ведения военных действий, правила поведения вооруженных сил определяются гуманитарным правом. Их нарушение, например, нападение на мирное население, является военным преступлением. Т.о., если во время вооруженного конфликта противоборствующие стороны стремятся к достижению своих целей с помощью вооруженной силы по определенным правилам, то международные террористы стремятся к достижению своих целей в отношении правительства другой страны в мирное время, используя в этих целях любые средства, без каких-либо правил. И поэтому, если террористическое нападение носит масштабные негативные последствия, то использование в этом случае права на самооборону логично, что ныне и признается международным правом. Позиция России в отношении терроризма Россия испытала ряд террористических нападений. «Норд-ост», Беслан навсегда останутся в памяти человечества. 6.03.2006 г. в России был принят «Закон о противодействии терроризму», который явился логическим развитием позиции нашей страны в этом вопросе. Одним из событий, послужившим толчком к формированию позиции СССР в отношении терроризма после Второй мировой войны, явился захват в 60-х годах самолета, вылетевшего из Сочи в Москву, убийство стюардессы Курченко и угон самолета в Турцию. Преступники не были выданы; им было предоставлено политическое убежище в Турции, а затем в США. При подготовке к Гаагской конференции 1970 г. о борьбе с захватами самолетов, СССР выступал за то, чтобы в разрабатываемой конвенции было указано, что захват самолета является уголовным преступлением вне зависимости от того, ради каких целей произошел захват, а лицо, совершившее это преступление, подлежало автоматически экстрадиции в страну, откуда угнан самолет. К сожалению, на конференции удалось добиться только признания захвата самолета уголовным преступлением. Вторая часть - об автоматической экстрадиции не прошла; делегация США, с которой в ходе подготовки к конференции было согласовано выступать совместно с представителями СССР, изменила на конференции свою позицию. СССР, а затем и Россия - участник всех международных конвенций о борьбе с терроризмом.
Что касается применения вооруженной силы, то Россия признала правомерным нанесение ракетного удара по Багдаду со стороны США, как осуществление права на самооборону в связи с покушением на экс-президента США Буша-старшего в июне 1996 г. Россия активно участвует в международном сотрудничестве в целях борьбы с терроризмом в практическом плане на многосторонней и двусторонней основе, в частности в ООН, «восьмерке», ШОС, ОБСЕ. При обсуждении в СБ ООН 12.09.2001 г. вопроса о террористическом нападении на США 11.09 представитель РФ С.В.Лавров расценил его как акт агрессии. Последний Закон о противодействии терроризму, содержит понятие терроризма, отмечая, что это идеология насилия и практики воздействия на органы госвласти с помощью различных способов и средств, причем преступлением являются как действия, так и подстрекательство к терактам. Среди мер борьбы с терроризмом Закон предусматривает и применение вооруженной силы за пределами РФ. Среди них: применение вооружений с территории РФ против находящихся за ее пределами террористов и их баз, а также использование в этих целях формирования ВС РФ (ст. 10). Закон определяет, кто решает вопрос о применении этих вооруженных сил. Право на самооборону в случае террористического нападения, признанное ныне в МП, дает России возможность осуществлять предусмотренные в Законе акции. Но возникают следующие вопросы: каков должен быть масштаб террористического нападения, его негативные последствия, при котором у России возникает право на самооборону, против кого правомерно использовать ВС, так как не всегда ясно, какое государство имеет отношение к совершенному теракту, поскольку его осуществляют неправительственные организации и физические лица, каков должен быть масштаб ответных действий. Все эти вопросы должны регламентироваться нормами МП, а они пока не разработаны. Вопрос использования вооруженной борьбы с терроризмом Согласно МП государство имеет право применять для защиты своей безопасности, прав и интересов различные меры без использования вооруженной силы. До Устава ООН государство имело право применять в этих целях и вооруженную силу - «самопомощь». Но, после принятия Устава в 1945 г. оно может использовать такую силу лишь на основании права на самооборону. СБ ООН имеет право применять для поддержания мира и безопасности любые меры, в том числе и ВС. Примеры: против Ирака в связи с его нападением на Кувейт в 1990 г. - военные меры, а затем и без применения вооруженной силы; экономические санкции против КНДР в октябре 2006 г. в связи с проведением Северной Кореей испытания ЯО.
Международная практика показывает, что государства широко применяют самые различные меры, без использования вооруженной силы, для воздействия, давления на другие страны: политические, экономические, реторсии, репрессалии. Причины самые различные, причем не связанные с терроризмом. Примеров множество: США против Кубы после прихода к власти Ф.Кастро - разрыв дипломатических отношений, экономическая блокада Кубы, ограничение перевода финансовых средств из США на Кубу и т.п. После прихода в Палестине к власти «Хамас» в результате выборов, США и страны ЕС прекратили финансовый поток в Палестину, что создало там экономические трудности. США и ЕС ввели ограничения на въезд для руководителей Белоруссии. В 2005 г. США ввели экономические санкции против КНДР, а Япония и Австралия - в октябре 2006 г. после испытаний ЯО. Нельзя не отметить, что многие страны негативно относятся к подобной практике, так как она создает трудности для населения, в связи с чем в ООН был принят ряд резолюций против применения таких мер. Но они используются, в том числе и СБ ООН. В ходе работы КТК его участники подчеркивали необходимость разработки для борьбы с терроризмом в первую очередь мер и международно-правовых норм без использования вооруженной силы. Поэтому целесообразно рассмотреть, что нужно сделать в этих целях. Прежде всего, необходимо активно продолжать разработку Всеобъемлющей конвенции по МТ, проект которой рассматривается. Целесообразно также обобщить практику применения 13 конвенций о борьбе с терроризмом, меры давления, осуществляемые СБ ООН и государствами с тем, чтобы использовать их в отношении государств, поддерживающих терроризм, превратив их в нормы права. Было бы также целесообразно установить, что подлежат экстрадиции и граждане государства, скрывшиеся и пределах своей страны после совершения теракта за ее пределами: такая практика уже начинает складываться. Что касается мер, международно-правовых норм о борьбе с МТ с использованием вооруженной силы, то здесь не мало сложных проблем. Одна из них, против кого государство, подвергшееся террористическому нападению, имеет право применить вооруженную силу исходя из права на самооборону. Террористические нападения могут совершаться неправительственными организациями, группой физических лиц. Какова должна быть связь государства с террористами, чтобы применить против него вооруженную силу и в каком масштабе? Опыт применения ВС против терроризма на основании права на самооборону после 11.09.2001 г. небольшой. За 5 лет по сути дела было 2 случая: военные действия США против Афганистана в октябре 2001 г. и Израиля против «Хезболлы» на территории Ливана (не говоря о военных действиях в Палестине, которые продолжаются постоянно). Ведение военных действий против Ливана было понятно: вооруженные формирования «Хезболлы», совершавшие теракты против Израиля, находились на территории Ливана. Что касается военных действий США против Афганистана после террористического нападения 11.09.2001 г., то это вытекало из решений СБ (15.10.1999 г. № 1267 и 14.11.2001 г. № 1378) против движения «Талибан», как распространяющего и поощряющего терроризм. Для определения против какого государства применять вооруженную силу могут быть использованы и международные документы. Согласно определению агрессии, принятому в ООН в 1974 г., агрессией является засылка государством или от его имени вооруженных банд и иных формирований для вооруженных акций против другой державы. Конвенция 1933 г. об определении агрессии предусматривает: поддержка государством вооруженных банд, созданных на его территории и вторгающихся в пределы другой державы или отказ государства лишить такие банды помощи (несмотря на требование державы, подвергающейся нападению), является агрессией. С учетом изложенного, можно было бы признать, что государство, которое допускает создание террористических банд, их баз на своей территории, несет за это ответственность и против него могут быть применены различные меры, в том числе и с использованием вооруженной силы. Что касается превентивной самообороны вообще, то ее применение вызывает обоснованные возражения, а вопрос о ее применении в отношении МТ имеет ряд отрицательных моментов и нуждается в тщательном изучении. Для борьбы с терроризмом не всегда используются крупномасштабные военные операции. Так, например, в 1976 г. Израиль использовал спецназ для спасения своих граждан, захваченных террористами при угоне самолета в Уганду (Энтебе). Видимо, целесообразно признать правомерным проведение «точечных» операций для спасения заложников, когда государство, на территории которого они находятся, не принимает должных мер для их освобождения. Еще один вопрос. Со стороны некоторых государственных деятелей проводится линия экспорта революций в другие страны. Конечно, речь идет не о революциях, а о переворотах. Цель МТ- подорвать деятельность правительства в другом государстве, а переворот - это нелегитимная смена правительства с использованием силы, в том числе и вооруженной. Поэтому экспорт переворотов может рассматриваться как террористическая деятельность, государственный терроризм, подстрекательство к переворотам, как подстрекательство к терроризму. Поскольку право на самооборону в случае террористического нападения признано, можно исходить из того, что государство само определяет, когда оно возникает и какие ответные действия можно применить. Однако это может вести к злоупотреблениям. Поэтому было бы целесообразно разработать соответствующие международно-правовые нормы.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 173; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.122.195 (0.02 с.) |