ТОП 10:

Исключительная экономическая зона, континентальный шельф и их правовой режим.



Исключительная экономическая зона – район, находящийся за пределами территориального моря и прилегающий к нему. Ширина ИЭЗ не должна превышать 200 морских миль, отсчитываемых от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря. Три способа отсчета территориальных вод: 1) от внутренних морских вод; 2) от линии наибольшего отлива вдоль берега прибрежного государства; 3) от прямых исходных линий, соединяющих наиболее выдающиеся в море точки берега и островов, если береговая линия очень извилиста или изрезана, а также вблизи имеется цепь островов.

Развитие института ИЭЗ началось в конце 1940–х гг. с провозглашением ряда латиноамериканских государств своих претензий на права в отношении вод за пределами территориального моря. Понятие «экономическая зона» появилось в начале 1970-х гг. при обсуждении в Комитете по мирному использованию дна морей и океанов за пределами действия национальной юрисдикции. Концепция экономической зоны юридически оформляла стремление развивающихся стран после получения ими политической независимости в 60 гг. к провозглашению их суверенных прав на ресурсы 200-мильных зон, что позволяло бы им самим заниматься разработкой и разведкой ресурсов, либо получать доход от продажи лицензий развитым государствам.

Правовой режим ИЭЗ по Конвенции ООН 1982 г. сводится к следующему. Прибрежное государство имеет в ИЭЗ суверенные права в целях разведки, разработки и сохранении естественных природных ресурсов, управления ими и в отношении других видов ресурсной деятельности, в том числе оно осуществляет юрисдикцию в отношении возведения здесь и использования искусственных островов, установок и сооружений, а также обладает юрисдикцией в отношении морских научных исследований и сохранения морской среды (ст.58).

Иностранные мореплаватели в пределах ИЭЗ пользуются свободами судоходства, прокладки подводных кабелей и трубопроводов, полетов в воздушном пространстве над нею с учетом требований, установленных ММП в отношении судов, плавающих в пространствах открытого моря.

Предоставление прибрежному государству суверенных прав в отношении природных ресурсов в ИЭЗ влечет за собой следующие юридические последствия, касающиеся защиты его интересов:

1) другие государства не имеют права на разведку, разработку естественных ресурсов ИЭЗ без явно выраженного согласия прибрежного государства, даже если оно само не разрабатывает эти ресурсы;

2) прибрежное государство пользуется в ИЭЗ такими правами, как издание соответствующих правил и законов относительно разведки и разработки ресурсов, запрещение промысла определенных видов живых ресурсов;

3) в осуществление своих суверенных прав на живые ресурсы прибрежные государства вправе принимать меры для обеспечения соблюдения принятых ими законов и правил. Такие меры могут включать досмотр, инспекцию, арест и судебное разбирательство.

Прибрежное государство в осуществление своих суверенных прав в ИЭЗ вправе арестовать судно и возбудить против него судебное разбирательство за нарушение законодательства прибрежного государства в его ИЭЗ.

В то же время Конвенция 1982 г. содержит положение об ограничении определенными рамками репрессивных мер, которые могут быть применены прибрежным государством. По ст.73 арестованное судно и его экипаж освобождаются незамедлительно после предоставления разумного залога или другого обеспечения. В случае отказа государство флага задержанного судна по истечении 10 дней с момента задержания вправе обратиться в Международный трибунал по морскому праву. Наказания, налагаемые за нарушение правил рыболовства в ИЭЗ, не могут назначаться в виде тюремного заключения или иметь любую другую форму личного наказания. В случае ареста или задержания иностранных судов прибрежное государство обязано незамедлительно уведомить об этом государство флага.

По ст. 61 Конвенции ООН 1982 г. прибрежное государство обязано путем принятия надлежащих мер обеспечивать сохранение живых ресурсов в зоне таким образом, чтобы их состояние не подвергалось опасности в результате чрезмерной эксплуатации. Вместе с тем прибрежное государство должно содействовать оптимальному использованию живых ресурсов в ИЭЗ. Это означает, что если прибрежное государство не может выловить установленный общий допустимый улов, оно должно предоставлять другим государствам доступ к остатку допустимого улова.

Континентальный шельф – морское дно и его недра, расположенные за пределами территориального моря до внешней границы подводной окраины материка или до 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, либо не далее 350 морских миль от того же предела или не далее 100 морских миль от изобаты 2500 м.

С геологической точки зрения это продолжение материка в сторону моря до его резкого обрыва или перехода в материковый склон. С международно-правовой точки зрения это район морского дна, включая его недра, простирающийся за пределы территориального моря данного прибрежного государства на всем протяжении естественного продолжения его сухопутной территории до определенных международным правом пределов, над которым прибрежное государство осуществляет суверенные права в целях разведки и разработки его природных ресурсов.

По Конвенции 1982 г. границы континентального шельфа устанавливаются путем отсчета от исходных линий: если крутой склон – до 200 миль от побережья, если пологий склон – до 350 миль от побережья либо до 100 миль от изобаты (линии, соединяющей глубины до 2500 метров). Установление границы континентального шельфа является прерогативой прибрежного государства. При этом государство, которое намерено установить границы своего континентального шельфа за пределами 200 морских миль, обязано в течение 10 лет со дня вступления Конвенции в силу (1994) сообщить в Комиссию по границам КШ детали, связанные с таким переделом, подтвержденные геофизическими, сейсмическими и геологическими данными. Поскольку некоторые государства не успели подготовить необходимые данные для Комиссии было ободрено решение о подаче заявки на установление границ КШ за пределами 200 мильначиная с мая 1999 г.

По результатам 1 Конференции ООН по морскому праву 1958 г. была принята Конвенция о континентальном шельфе 1958 г. Она предусматривает признание суверенных прав прибрежного государства на разведку и разработку природных ресурсов шельфа; другие государства не могут осуществлять разведку и разработку природных ресурсов шельфа без явно выраженного согласия прибрежного государства, даже если оно этим не занимается; подтверждение статуса вод, покрывающих шельф, как вод открытого моря с осуществлением в них прав судоходства, рыболовства, полетов, прокладки кабелей и трубопроводов; установление разрешительного порядка проведения другими государствами научных исследований на шельфе.

В Конвенции 1982 г. расширены некоторые положения Конвенции 1958 г., в частности в Конвенции 1982 г. указывается, что определение трассы для прокладки кабелей и трубопроводов на шельфе осуществляется с согласия прибрежного государства. Для предотвращения загрязнения шельфа в пределах 200 миль от берега Конвенция ООН 1982 г. предусматривает такие меры, как создание особых районов предотвращения загрязнения, мер по их инспектированию, включая задержание судна.

По Конвенции 1958 г. если один и тот же КШ примыкает к территориям двух или более государств, берега которых расположены один против другого, граница КШ определяется соглашением между ними. При отсутствии соглашения границей служит срединная линия, каждая точка которой равно отстоит от ближайших точек исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря каждого из этих государств. Если один и тот же КШ примыкает к территориям смежных государств, граница определяется по принципу равного отстояния от ближайших точек исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря каждого из этих государств.

Конвенция ООН 1982 г. согласовала принципы делимитации шельфа и порядок разрешения споров в ходе такого разграничения. Принципы: делимитация осуществляется путем соглашения на основе МП в соответствии со ст.38 Статута Международного Суда в целях достижения справедливого решения; до заключения соглашения заинтересованные государства предпринимают усилия для достижения временной договоренности по вопросам делимитации.

Прибрежное государство осуществляет на КШ суверенные права в целях разработки и разведки его природных ресурсов (живых и неживых), причем такие права не затрагивают правового статуса вод, покрывающих шельф, и воздушного пространства над шельфом.

Иностранные мореплаватели могут осуществлять в пределах КШ изыскательскую и эксплуатационную деятельность только с определенно высказанного согласия прибрежного государства. Все государства имеют право прокладывать здесь подводные кабели и трубопроводы.

Естественные богатства КШ: минеральные и прочие неживые ресурсы поверхности и недр морского дна шельфа, а также живые организмы «сидячих» видов – организмы, которые в период своего промыслового развития прикреплены ко дну или которые передвигаются только по дну.

 







Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.205.96.39 (0.004 с.)