ТОП 10:

Принципы организации учебного процесса



Учебный процесс



мотив

способ

 


 


Принцип самоорганизции


Принцип развития


Принцип самодеятельности


 


       
   
 

Принцип

ролевого

участия


Принцип ответственности

Принцип

психологического

обеспечения


Принцип коллективизма


Принцип ответственности требует от в с е х участников учебного про­цесса не только выполнения возложенных на них обязанностей, но и постоянного контроля за своими действиями, поступками, результата­ми деятельности, но и отчетности за даваемые или получаемые знания, формируемые навыки и умения.


Принцип коллективизма предполагает, что преподаватели и учени­ки функционируют как хорошо отлаженный, во всех случаях эффектив­ный организм, все члены которого стремятся помогать друг другу, го­товы совместно преодолеть любые встречающиеся трудности, проявля­ют взаимную выдержку и терпение в интересах достижения поставлен­ных учебных целей.

Принцип психологического обеспечения означает, что учебная дея­тельность только тогда может быть продуктивной, когда для этого со­зданы и эффективно проявляются психологические предпосылки и вы­сокий морально-нравственный климат, способствующие совместной деятельности и качественному формированию знаний, навыков и уме­ний.

Все перечисленные принципы организации учебного процесса до­полняют друг друга, в совокупности своих проявлений выступают га­рантией достижения социально значимых целей учебной деятельности.


Глава тринадцатая

СУЩНОСТЬ, СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА ВОСПИТАНИЯ

"Воспитание - великое дело: им реша­ется участь человека ".

В. Г. Белинский

Воспитание как общественное явление - сложный и противо­речивый социально-исторический процесс вхождения, включения под­растающих поколений в жизнь общества, в быт, общественно-про­изводственную деятельность, творчество, духовность; становление их людьми, развитыми личностями, важнейшим элементом производи­тельных сил общества, созидателями собственного счастья.

Воспитание возникло из практической потребности приспо­собления, приобщения молодых людей к условиям общественной жизни и производства, замены ими стареющих и выбывающих из жизни поколений. В результате дети, становясь взрослыми, обеспе­чивают собственную жизнь и жизнь утрачивающих способность к труду старших.

Воспитание - категория вечная и необходимая. Появляется оно вместе с возникновением человеческого общества и существуетпока живет само общество. Воспитание необходимо потому, что является одним из важнейших средств обеспечения существования и преем­ственности общества, подготовки его производительных сил и раз­вития человека.

Воспитание на каждом этапе общественно-исторического разви­тия по своему назначению, содержанию и формам носит конкретно-исторический характер. Оно обусловлено характером и реализацией жизни общества и потому отражает общественные противоречия сво­его времени.

Воспитание подрастающих поколений осуществляется за счет ос­воения ими основных элементов социального опыта, в процессе и результате вовлечения их старшим поколением в общественные от­ношения, систему общения и общественно-необходимую деятель­ность. Общественные отношения и взаимоотношения, воздействия и взаимодействия, в которые вступают между собой взрослые и дети, всегда являются воспитательными или воспитывающими, независи­мо от степени их осознания как взрослыми, так и детьми.


Комментарии

Воспитание- это целенаправленный процесс формирования у детей высоких гражданско-политических, морально-нравственных, психологи­ческих и физических качеств, привычек поведения и действий в соответ­ствии с предъявляемыми обществом социальными и педагогическими тре­бованиями.

Воспитание в локальном значения - это решение какой либо кон­кретной воспитательной задачи.

Воспитание в узком смысле - целенаправленная воспитательная де­ятельность, призванная формировать у детей систему определенных со­циально-значимых качеств личности, развитых взглядов и убеждений.

Воспитание в широком смысле - целенаправленное создание усло­вий (материальных, духовных, организационных) для всестороннего раз­вития человека.

Формирование отношений личности к миру и к самой себе предпол­агает такое воспитание человека, при котором он четко представляет себе характер своих отношений с окружающим миром, обществом и другими людьми, правильно осознает свои индивидуальные, интеллек­туально-познавательные, эмоционально-волевые и коммуникативно-поведенческие особенности, занимает положенное ему место в общест­ве.

Воспитание всесторонне и гармонично развитой личности - это вос­питание человека, сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство, рационально проявляющего свои нравственные и психологические качества, способного решать любые проблемы и преодолевать разнообразные трудности, встречающие на его пути.

Воспитание социально-компетентной личности- это воспитание че­ловека, не только правильно понимающего и адекватно оценивающе­го свои связи и характер взаимодействия с другими людьми, но и умею­щего строить с ними добрососедские и бесконфликтные взаимоотноше­ния, предотвращать проявления напряженности и непонимания в об­ществе.

Приобщение человека к культуре - это воспитание его эстетически и духовно совершенным, развитие у него творческой индивидуальности.

Воспитание гражданской личности - это формирование у человека высоких патриотических чувств и социально значимых качеств, разви­тие его как настоящего патриота своего народа и своей страны, пре­вращение его в борца с социальной несправедливостью и неравенст­вом.

Воспитание автономно развитой личности предполагает формиро­вание у человека способностей к позитивному самоизменению и само­совершенствованию в окружающей действительности.

Развитие самосознания личности, помощи ей в самоопределении, са­мореализации, самоутверждении- это такое воспитание человека, кото-



13.1. Цели воспитания

рое предполагает, во-первых, осознание им настоятельной необходи­мости в непрерывном совершенствовании своих индивидуально- и со­циально-психологических качеств; во-вторых, стремление не останав­ливаться на достигнутом, находить формы и способы дальнейшего са­моразвития.


Комментарии

Воспитание неразрывно связано с обучением и вместе с тем имеет относительную самостоятельность и специфические особенности по за­дачам, принципам, формам и методам.

Воспитание, как и обучение, двусторонний процесс, который осу­ществляется в активном взаимодействии и взаимовлиянии воспитате­лей и воспитанников. При этом воспитатель выступает организатором и руководителем процесса воспитания.

Функции воспитания, побуждения к самовоспитанию, профилак­тическая; формирующе-развивающая; мобилизации на выполнение кон­кретных задач; перевоспитания.

Содержание воспитания- совокупность действий и взаимовлияний учителя и ученика в процессе воспитания, опосредуемых его целями, задачами и мотивами.

Воздействие воспитателя - это совокупность приложенных им уси­лий, необходимых для достижения целей и задач воспитания.

Личность воспитанника - это объект воспитательного воздействия, который претерпевает определенные изменения в результате воспита­тельных воздействий воспитателя.

Отношение воспитанника к воздействию воспитателя- это его реак­ции на воспитательные воздействия.

Качества, формируемые уличности '- это знания, убеждения, умения и другие особенности личности, которые являются результатом воспи­тания.

Мотивы- побудительные силы личности, сформированные в резуль­тате воспитания.

Поведение - особенности действий и поступков, совершаемых лич­ностью в ходе и в результате воспитания.

"Воспитание является искусством, а не ремес­лом - в этом корень учительского дела".

Л.Н. Толстой


13.2. Модель процесса воспитания


Комментарии

Конфессиональное (религиозное) воспитание - это воспитание детей в духе веры в сверхъестественный мир и Бога, приобщения их к религи­озным традициям и практике, выражающимся в богослужениях и про­поведях, богопослушном поведении, соблюдении религиозной морали и заповедей, церковных праздников.

Авторитарное воспитание - это воспитание людей в духе предан­ности одному лицу, осуществляющему управление государством, бес­прекословного исполнения его воли и наставлений.

Демократическое воспитание - это воспитание в духе демократии, равенства людей перед законами государства.

Идейно-политическое воспитание- это формирование идейных убеж­дений и мировоззренческих позиций человека, позволяющих ему эффек- > тивно преодолевать трудности жизни и деятельности в обществе.

Нравственное воспитание- э т о формирование нравственно цельной личности, в единстве ее сознания, нравственных чувств, совести, нрав­ственной воли, навыков и привычек общественно ценного поведения.

Эстетическое воспитание- целенаправленный процесс формирова­ния творчески активной личности, способной воспринимать, чувство­вать, оценивать прекрасное, трагическое, комическое, безобразное в жизни и искусстве, жить и творить "по законам красоты".

Экономическое воспитание- это организованная педагогическая де­ятельность, специально продуманная система работы, направленная на формирование экономического сознания учащихся.

Гражданское воспитание- это формирование молодого человека как гражданина своей Родины, как человека, способного бороться за обес­печение морально-политического единства и дружбы народов нашей страны, осознающего перспективы сильной политики своего государ­ства.

Интернациональное воспитание- целенаправленная деятельность по формированию у детей всех народов России чувства свободы, равенст­ва и братства, культуры межнационального общения, нетерпимости к проявлению национальной ограниченности и чванства.

Патриотическое воспитание - это процесс формирования полити­чески сознательного молодого человека, любящего свою Родину, зем­лю, где он родился и вырос, гордящегося историческими свершениями своего народа.

Правовое воспитание - это деятельность по формированию у под­растающего поколения уважения к закону, культуре, демократизму, ак­тивного и сознательного соблюдения им норм нравственности и мора­ли, высокой гражданской ответственности и активности, развития у него правовой грамотности и культуры, нравственно-правовых чувств.

Экологическое воспитание - это формирование у детей экологичес-


13.3.Виды воспитания

кого сознания как совокупности знаний, мышления, чувств, воли и го­товности к активной природоохранительной деятельности, помогаю­щего понимать окружающую действительность как среду обитания и как эстетическое совершенство и ориентирующего на бережное к н е й отношение, позволяющего заранее предусматривать и предотвращать отрицательные последствия промышленного освоения природных бо­гатств.


Комментарии

Воспитание детерминируется социально-экономическими и полити­ческими условиями развития общества, потребностями жизни идеятель-ности людей, достижениями современного научно-технического прогрес­са, все более возрастающими требованиями к качествам личности вос­питанников. Все это непрерывно выдвигает перед процессом воспита­ния все новые и новые проблемы, разрешение которых требует прежде всего максимально аффективного использования достижений других наук, которые позволяют повышать эффективность самого воспитания.

Философия и социология как науки о наиболее общих законах раз­вития окружающей действительности и общества позволяет учитывать в воспитании социальные особенности жизни и деятельности людей и правильно оценивать их влияние на формирование различных качеств человека.

Политология, раскрывая проблемы, связанные с влиянием полити­ческих явлений и процессов на жизнь и деятельность людей, дает воз­можность принимать во внимание в процессе воспитания молодого по­коления психологические механизмы формирования их политической сознательности, специфику развития их социальной и политической активности.

Этмологиятюзволяет правильно учитывать в воспитании националь­ные особенности людей, которые всегда являются представителями оп­ределенных этнических общностей и которые, кроме того, имеют свой специфический национальный опыт и традиции воспитания.

Физиология человека позволяет правильно понять и использовать особенности строения тела и закономерности работы нервной системы человека в интересах воспитания, показывать их роль, значение в его процессе.

Экономические науки,изучая закономерности развития производ­ственных отношений, дают возможность правильно представлять и учи­тывать влияние экономических процессов в обществе на воспитание людей.

Исторические науки показывают историческое своеобразие форми­рования человека и общества, а также проблем воспитания в различ­ных исторических условиях.

Психология дает возможность учитывать в процессе воспитания психологические закономерности и принципы воздействия на сознание человека.







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-29; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.226.243.10 (0.008 с.)