ТОП 10:

Связь теории воспитания с другими науками




Комментарии

Влияние в воспитании-форма осуществления функций педагога, дея­тельность воспитателя в едином процессе социального взаимодействия, приводящая к изменению каких-либо особенностей индивидуальности вос­питанника, его поведения и сознания.

"При общении вы прежде всего ищете в челове­ке душу, его внутренний мир".

К.С. Станиславский

Индивидуально-специфическое влияние воспитателя (учителя) заклю­чается в передаче детям еще не освоенных ими образцов личностной активности, в которых выражаются его индивидуально-психологичес­кие характеристики (доброта, общительность и т.д.)

Функционально-ролевое ялгданигевоспитателя (учителя) - форма осу­ществления его функций и взаимодействия с учениками, связанных с задаваемыми его ролью способами возможного поведения, в результа­те чего дети учатся у учителя социальным ценностям и поступкам.

Направленное воздействие- это воздействие учителя, ориентирован­ное на определенных детей или конкретные их личностные качества, поступки.

Ненаправленное воздействие - воздействие, не нацеленное на опре­деленный объект.

Прямое воздействие - это непосредственное проявление педагогом своей позиции и связанных с ней требований к ученику.

Косвенное воздействие - воздействие, направленное не непосред­ственно на объект влияния, а на окружающую его среду.

"Нет столь дурного человека, которого бы хоро­шее воспитание не сделало лучшим".

В.Г. Белинский


13.5. Виды влияния в воспитании


Комментарии

Убеждение - это логически аргументированное воздействие учителя на рациональную сферу сознания учеников в процессе воспитания.

Целью убеждения является создание, усиление или изменение взгля­дов, мнений, оценок, установок у объекта воздействия с тем, чтобы пос­ледний принял точку зрения убеждающего и следовал ей в своей дея­тельности и поведении.

Важной особенностью убеждения является то, что степень убежда­ющего воздействия в значительной мере зависит от степени заинтере­сованности в этом ученика, на которого направлено данное воздейст­вие. Иными словами, убедить людей в чем-либо можно лишь в том слу­чае, если они стремятся понять и осознать адресуемую им информацию, взвесить и оценить соответствие аргументов выводам, а выводов -своему жизненному опыту, и при достаточном или очевидном их соот­ветствии согласиться с ними.

Внушение - это механизм воздействия воспитателя на сознание уче­ника, связанный со снижением сознательности и критичности при вос­приятии и реализации внушаемого содержания, с отсутствием целенап­равленного активного его понимания.

Аргументация здесь часто заменяется констатацией того, что вну­шается, чем, в частности, внушение отличается от убеждения. В процес­се восприятия внушения деятельность мышления ослабляется и работа­ет только на восприятие и запоминание.

Важнейшей особенностью внушения в отличие от убеждения явля­ется его направленность не на логику и разум воспитанника, не на его способность мыслить и рассуждать, а на готовность получить распо­ряжение, инструкцию к действию. Естественно поэтому внушение не нуждается в системе логических взаимосвязанных доказательств и глу­боком осознании смысла сообщаемой информации..

Заражение - это общественно-психологический механизм воспитания, выражающий бессознательную подверженность воспитанников (особен­но в составе группы) эмоциональному воздействию воспитателя в усло­виях непосредственного контакта.

Заражение осуществляется через передачу психологического наст­роя, через накал чувств и страстей. Эффект заразительности внешнего


13.6. Механизмы воздействия в воспитании

воздействия воспитателя на школьников определяется не только силой его эмоционального заряда, но и самим фактом непосредственного кон­такта между общающимися.

Подражание- способ усвоения традиций общества, механизм созна­тельного или бессознательного воспроизведения учениками опыта учите­ля, в частности, его движений, манер, действий, поведения и т.д..

Оно направлено на воспроизведение воспитанниками определенных внешних черт и образцов поведения воспитателя.


Комментарии

Индивидуальный и дифференцированный подход в воспитании пред­полагает: глубокое и всестороннее знание и учет индивидуально-психо­логических особенностей воспитанников; определение конкретным вос­питанникам задач в соответствии с их личностными характеристика­ми; постоянный анализ итогов воспитательной работы; своевременно внесение корректив в методику воспитания с учетом особенностей каж­дого конкретного ученика.

Принцип воспитания в группе и через коллектив требует: опреде­лять перспективы развития группы, объединяющие мысли и действия всех воспитанников; формировать у них гордость за свой коллектив, подчинение личных интересов общим; обеспечивать единство и спло­ченность актива класса; поддерживать все перспективное, распростра­нять его на всю группу и закреплять в виде традиций; умело поддержи­вать силу группового мнения в борьбе с негативными явлениями.

Воспитание в процессе деятельности ориентирует на: поощрение ра­зумной инициативы и активности учеников; чередование их деятель­ности с культурным, содержательным отдыхом; требовательное отно­шение к недостаткам деятельности воспитанников.

Принцип воспитания сочетание высокой требовательности к воспи­танникам с уважением их личного достоинства и заботой о них предпол­агает: принципиальное и последовательное предъявление к школьни­кам требований, отражающих интересы общества и деятельности; до­биваться осознания ими необходимости выполнения требований общес­тва; не допускать в работе с детьми элементов формализма, попусти­тельства и мелочной опеки; проявлять уважение к каждому из них, за­боту об удовлетворении их запросов.

Опора на положительное в личности и группе ориентирует на: изу­чение и знание лучших положительных индивидуально- и социально-психологических качеств воспитанников; подход к ним с оптимизмом и глубокой верой в силу воспитания; умелое использование силы положи­тельного примера; побуждение детей к настойчивому и целенаправлен­ному самоизучению и самовоспитанию; терпеливое их вовлечение вта­кие виды деятельности, которые позволяют им проявить себя с лучшей стороны и вызовут уверенность в своих силах и возможностях.

Принцип единства, согласованности, преемственности в воспитании требует: наличия единства взглядов всех воспитателей на задачи воспи-


13.7. Принципы воспитания

тания; достижения единства стиля в работе и одинаковой требователь­ности всех воспитателей ко всем школьникам; совместных усилий об­щественности в воспитании; использования учителями достижений на­уки; согласованной линии воспитателей по отношению к отдельным ученикам; обобщения опыта по достижению согласованности и преем­ственности в воспитании.


Комментарии

Методы воспитания- научно обоснованные способы педагогически целесообразного взаимодействия с детьми, организации и самоорганиза­ции их жизни, психолого-педагогического воздействия на их сознание и поведение, стимулирования их деятельности и самовоспитания.

Методы воспитания в своем разнообразии могут охватывать целе­сообразным влиянием всю жизнь детей и педагогов. Наряду с педагоги­ческим воздействием и взаимодействием в жизни существует и содейст­вие детей педагогам, и противодействие, и сопротивление им, и непро­тивление авторитетам, и отчуждение от них.

Сознание ребенка формируется постепенно в процессе жизни и пре­жде всего средствами самой жизни. Поэтому педагогу, чтобы добивать­ся позитивного результата в воспитании, нужны не только методы пря­мого воздействия, но и косвенного, опосредованного, долгосрочного влияния на сознание и привычное поведение детей путем целенаправ­ленного и духовного насыщения всех областей их жизни.

Методы воспитательно эффективны, когда педагогом учитывается содействие самих детей его усилиям, когда воспитанники преодолева­ют в себе сопротивление и сознательное противодействие воспитатель­ным мерам, стремятся к активному освоению и присвоению духовных ценностей.

Действенность методов и приемов воспитания обусловлена посто­янной практической опорой на психологию ребенка. Школьник реаги­рует на воспитательные воздействия как цельная личность, в единстве проявления его сознания, воли, ценностных ориентации, потребностей, интересов, чувств.

Метод воспитания как педагогическая категория характеризуется рядом признаков. Во-первых, каждый отдельный метод есть особым об­разом организованная педагогическая деятельность, направленная на решение специфических задач.

Во-вторых, метод обусловлен объективными социальными и при­родными свойствами человека, его психики (мозга, интеллекта, чувств, воли, привычек, потребностей, интересов и т.д.).

В-третьих, методу присуща специфическая педагогическая функ­ция, связанная с его объективными возможностями, позволяющими ре­шать лишь определенную часть воспитательных задач. В соответствии с функцией метода и теми свойствами человека, которые обусловили данный метод, подбираются средства и приемы воспитательного воз­действия.

В-четвертых, каждый из методов воспитания, оказывая влияние на формирование личности в целом, играет доминирующую роль в пре­имущественном развитии, изменении, устранении лишь определенных


13.8. Методы воспитания

качеств. Иначе говоря, ни один из методов воспитания не является уни­версальным и не решает всех задач.

Воспитание обеспечивается совокупностью применения методов:

убеждения, упражнения, примера, соревнования, поощрения, принужде­ния.


Комментарии

Метод убеждения - основной метод воспитания, представляющий со­бой воздействие учителя на рациональную сферу сознания учеников.

Он обеспечивает решение главной задачи воспитания школьников - формирования их мировоззрения, высоких гражданских и политичес­ких качеств, сознательной убежденности. Особое значение убеждения приобретает в условиях преобразований всех сфер жизни нашего об­щества.

Метод убеждения апеллирует к уму, логике, опыту и чувствам мо­лодого человека, обеспечивая добровольное принятие им идей, их са­мостоятельное осмысливание и превращение и мотивы поведения. Поэ­тому он наиболее предпочтителен в психолого-педагогическом плане. Важно, чтобы в результате убеждения у детей формировались твердая уверенность в истинности усвоенных идей, способность защищать свои убеждения, активно проводить их в жизнь, бороться с ошибочными, сомнительными взглядами.

Метод убеждения предполагает оперативную систематическую объ­ективную информацию, разъяснение и гласность по важнейшим вопро­сам из всех сфер общественной жизни, показ места человеческого фак­тора в совершенствовании нашего общества. Одним из условий такой работы является правдивость, искренность воспитателя.

Убеждение не ограничивается информацией и разъяснением, требу­ет доказательства их правильности, логического обоснования, чтобы в сознании школьников не оставалось никаких неясностей, сомнений. Это лучше всего достигается в условиях дискуссии, свободного обсуждения проблемы, когда дети обмениваются мнениями, полемизируют, совмес­тными усилиями устанавливают истину.

Большой силой убедительности, доказательности обладают фак­ты, цифры. Факт как часть живой действительности, объективно под­анной учителем, обладает рядом свойств действенного педагогическо­го средства: конкретностью, наглядностью, смысловым и эмоциональ­ным содержанием. Для убеждения важно правильно подобрать и под­ать факты. Их можно приводить и произвольно, но на основе этого обычно делаются совершенно неправильные, необъективные выводы.

Существенное значение в убеждении и переубеждении имеет прак­тика, опыт, показательный пример. Убеждение делом, работой, "про­поведь действием" особенно нужны тогда, когда требуется доказать необходимость воплощения идей в практику, побудить школьников к овладению новыми приемами и формами деятельности. В этих услови­ях больше, чем словесное разъяснение и убеждение, действует живой, практический пример.

Убеждение на практическом опыте, делом, работой может осущес-







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-29; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.226.243.130 (0.007 с.)