Характеристика метода упражнения в воспитании 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Характеристика метода упражнения в воспитании



теля. Это позволяет учащимся осуществлять систематическое поопера­ционное воспроизведение действий, необходимых для формирования определенных качеств, с постепенным их усложнением, повышением уровня трудности, добавлением элемента индивидуально личностного творчества.


Комментарии

Метод примера представляет собой целеустремленное и планомерное воздействие на сознание и поведение школьников системой положитель­ных примеров, призванных служить им образцом для подражания, осно­вой для формирования идеала коммуникативного поведения, стимулом и средством самовоспитания.

Воспитательное значение примера определяется его общественной ценностью. В примере закреплен социальный опыт, результаты деятель­ности и поведения других людей. Каждый пример имеет определенное содержание, социальную значимость. Это значит, что положительный пример - понятие конкретно историческое. Позитивный пример в на­шем понимании - это такие образцовые действия, поступки (вся жизнь человека), качества людей, приемы и способы достижения целей дея­тельности, которые соответствуют нашему идеалу. В воспитательном отношении особенно ценны то положительные примеры, которые бога­ты идейным содержанием, высокой степенью развития качеств личнос­ти (коллектива) и могут служить достойным образцом для подража­ния.

Пример перерастает в самовоздействие в результате усвоения ре­бенком нравственно и эстетически привлекательного идеала, образца. Детям свойственно отождествлять себя с популярной личностью, геро­ем произведения искусства, подражать их поступкам, поведению и об­разу жизни.

Среди детей можно встретить и отрицательное отношение к подра­жанию. Основано оно на обыденном понимании подражания как меха­нического, слепого копирования внешних сторон в поведении других людей. Поэтому призыв к подражанию они нередко рассматривают как принижение их самостоятельности.

Пример оказывает как стабильное длительное действие, так и вы­зывает сиюминутное, координирующее поведение детей в конкретной жизненной ситуации. С его помощью внимание детей сосредоточивает­ся на нравственно и эстетически привлекательных образах, их мораль­ное сознание обеспечивается внутренней уверенностью и устойчивостью. Отношение школьников к «примеру» выявляет степень развития у них стремления к осознанному идеалу или свидетельствует об увлечении сомнительными образцами в бездумном подражании.

По типу воздействия на сознание воспитанников примеры можно разделить на две большие группы: 1) примеры непосредственного влия­ния и 2) примеры опосредованного влияния.

К первой группе обычно относят ЛИЧНЫЙ пример воспитателей, при-


13.11. Характеристика метода примера в воспитании

мер товарищей, положительный пример людей, с которыми дети нахо­дятся в постоянном контакте.

Ко второй -примерыжизни идеятельности выдающихсялюдей; при­меры из истории своего государства, трудового героизма, примеры из литературы и искусства.


Комментарии

Поощрение - метод внешнего активного стимулирования, побужде­ния ребенка к положительной, инициативной, творческой деятельности.

Оно осуществляется с помощью общественного признания успехов ребят, награждения, поочередного удовлетворения их духовных и мате­риальных потребностей.

Используя поощрения в учебной, трудовой, игровой, общественной, бытовой деятельности школьников, педагог добивается повышения эффективности и качества их труда, способствует их самоутверждению.

Поощрение возбуждает положительные эмоции, порождает опти­мистические настроения и здоровый социально-психологический кли­мат, развивает внутренние творческие силы ребят, их позитивную жиз­ненную позицию. Поощрение, особенно незаслуженное, особо подпи­тывает чрезмерное честолюбие некоторых школьников, их стремление добиться успеха только ради награды и любыми средствами.

Система поощрения, по мере Нравственного созревания учащихся, развивается от преимущественно материальных стимулов к преимущес­твенно моральным. Реакция на поощрение дает педагогу информацию относительно состояния самолюбия и честолюбия детей, их отношения к делу, к наградам, а также о подлинных мотивах деятельности и на­правленности личности.

От учителя во многом зависит действенность поощрения школьни­ков. Он оценивает результаты их учебы и поведения, одобряет или осуж­дает те или иные поступки, действия.

Выражение удовлетворения работой отдельных детей или всего клас­са, похвала, призыв следовать примеру лучших - все это различные при­емы поощрения, которыми пользуется учитель. Все они требует от вос­питателя наличия умений владеть методикой поощрения, активно применять ее в своей деятельности.

Поощрение воспитывает, если оно педагогически обоснованно, то есть объявляется за реально достигнутый значительный результат пре­жде всего в учебе, если оно направлено на повышение качества послед­ней. Очень важно обеспечить гласность в поощрении, чтобы привлечь внимание остальных детей к деятельности отличившегося, вызвать у них желание следовать хорошему примеру.

Однако нельзя захваливать людей, так как это снижает воспита­тельную эффективность поощрения. Оно должно сопровождаться по­вышением требований к школьникам, постановкой перед ними более сложных задач.

"Решающую роль в работе играет не всегда ма­териал, но всегда мастер".

М. Горький



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-29; просмотров: 2316; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.232.169.110 (0.023 с.)