Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Представления о взаимосвязях нервной системы и психики человека
основываются на теории функциональных систем П. К. Анохина, в соответствии с которой психическая и физиологическая деятельность составляют единое целое, в котором отдельные механизмы объединены общей задачей и целью в совместно действующие комплексы, ориентированные на достижение полезного, приспособительного результата. В результате теперь есть все предпосылки для более точного и полного изучения не только деятельности психики, но и самой нервной системы. Знание и учет закономерностей высшей нервной деятельности человека. Закономерности ВНД позволяют правильно осмыслить особенности функционирования таких сложных психических феноменов, как динамический стереотип, первая и вторая сигнальная система, функциональные системы психики и акцептор действия (см. 3.14., 3.16.). Правильное осмысление рефлексов головного мозга. Рефлексы головного мозга являются главными механизмами приспособления организма животного и человека к внешней среде. "Все акты сознательной и бессознательной жизни по способу происхождения суть рефлексы". И. М. Сеченов Рефлексы отличаются следующими особенностями: - они всегда начинаются с нервного возбуждения, вызванного каким-либо раздражителем в том или другом рецепторе; - они всегда заканчиваются определенной реакцией организма на соответствующее раздражение. 3.1. Естественно-научные основы психологии Комментарии Раскрытие нервных механизмов психических процессов. В настоящее время отечественной наукой активно исследуются следующие проблемы: 1) Психическое тождественно физиологическому, представляя собой не что иное, как физиологическую деятельность мозга. Но психическое тождественно не любой физиологической деятельности, а только высшей нервной деятельности. 2) Психическое - это особый вид (высшая форма) нервных процессов, обладающий свойствами, не присущими всем остальным процессам в нервной деятельности. Психическое - это такие особые (психонервные) процессы, которые связаны с отражением объективной реальности и отличающиеся субъективным компонентом - наличием внутренних образов и их переживанием. Использование физиологических методов в психологии и психофизиологических методов в физиологии ВИД очень перспективно и эффективно, так как предоставляет возможности изучения психических и физиологических процессов новыми средствами и способами.
Например, применение методов энцефалографической диагностики позволяет более четко выявить особенности многих психических процессов (мышления, внимания и др.). Использование психологии для построения гипотез и объяснительных схем в физиологии ВИД (и наоборот) - весьма перспективное направление сотрудничества психологов и физиологов, так как открывает новые пути для аналитического осмысления и обобщения реалий как в той, так и другой науке. Совместное участие в решении ряда теоретических и практических задач - необходимое условие более продуктивного осмысления различных направлений деятельности людей, так как, например, трудовая активность, обучение и воспитание - явления, которые имеют и психологическую, и физиологическую основы, что необходимо принимать во внимание. Многие известные психологи придерживались дуалистического решения психофизиологических проблем. 3.2. Основные связи и взаимодействия психологии и физиологии ВНД Комментарии Физиология человека - наука о строении тела человека. Антропология - наука о происхождении и развитии человека. Физиология труда - наука, раскрывающая физиологические особенности трудовой деятельности. Психиатрия - медицинская дисциплина, изучающая причины и формы нарушения психической деятельности, особенности протекания психических заболеваний, пути их предупреждения и лечения. Неврология - совокупность медико-биологических дисциплин, изучающая строение и функции нервной системы, закономерности её онто- и филогенеза. Психофармокология - совокупность научных знаний о влиянии биологически активных веществ на психическую деятельность. Психоэндокринология - наука о влиянии эндокринной системы и её гормонов на работу мозга и на психическую активность в частности. Биологические науки раскрывают биологические закономерности протекания психической деятельности, изучают физико-биологические процессы, которые сопровождают проявления психики.
Медицинские науки занимаются изучением и лечением различных заболеваний человека, в том числе и психических. "Человек должен в ПОЛНОЙ мере осознать тот факт, что именно из мозга - и только из мозга - происходят наши ощущения радости, удовольствия, веселья, так же как и наши печаль, боль, скорбь и слёзы. Мы мыслим мозгом и с его помощью можем видеть и слышать и способны различать уродство и красоту, добро и зло, то, что приятно и неприятно". Гиппократ З.З.Связь психологии с естественно-научными дисциплинами Комментарии Нервная система - совокупность нервных образований в организме человека и позвоночных животных. Ее основные функции: обеспечение контактов с внешним миром; интеграция внутренних органов в системы, координация и регуляция их деятельности; организация целостного функционирования организма. Центральная нервная система (головной и спинной мозг) - совокупность нервных образований в коре головного мозга, двигательных центрах ствола мозга, мозжечка и спинного мозга. Ее функции - координация и регуляция всей психической деятельности. Периферическая нервная система - нервные волокна (нервы), нервные узлы и сплетения, чувствительные нервные окончания, соединяющие рецепторы, мышцы со спинным и головным мозгом. Ее функции - передача раздражений внешней среды в центральную нервную систему и ответных команд из последней. Телесная (соматическая) нервная система включает центральную и периферическую нервные системы. Вегетативная (автономная, висцеральная) нервная система - часть нервной системы, регулирующая работу сердца, кровеносных сосудов, желез, гладкой мускулатуры и других органов. Она играет важную роль в эмоциональных реакциях и разделяется на две части: симпатическую и парасимпатическую, соотношение между которыми очень сложное; некоторые их элементы связаны между собой антогонистически. Кроме того, в деятельности нервной системы играет большую роль функциональная организация головного мозга, включающая три блока: 1. Энергетический блок поддерживает тонус, необходимый для нормальной работы нервной системы. Расположен в верхних отделах мозгового ствола. 2. Блок приема, переработки и хранения информации включает задние отделы обоих полушарий головного мозга, теменные, затылочные и височные отделы коры.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-29; просмотров: 446; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.131.72 (0.008 с.) |