ТОП 10:

Представления о взаимосвязях нервной системы и психики человека



основываются на теории функциональных систем П. К. Анохина, в со­ответствии с которой психическая и физиологическая деятельность со­ставляют единое целое, в котором отдельные механизмы объединены общей задачей и целью в совместно действующие комплексы, ориенти­рованные на достижение полезного, приспособительного результата.

В результате теперь есть все предпосылки для более точного и пол­ного изучения не только деятельности психики, но и самой нервной сис­темы.

Знание и учет закономерностей высшей нервной деятельности чело­века.Закономерности ВНД позволяют правильно осмыслить особен­ности функционирования таких сложных психических феноменов, как динамический стереотип, первая и вторая сигнальная система, функци­ональные системы психики и акцептор действия (см. 3.14., 3.16.).

Правильное осмысление рефлексов головного мозга.Рефлексы голов­ного мозга являются главными механизмами приспособления организ­ма животного и человека к внешней среде.

"Все акты сознательной и бессознательной жизни по способу происхождения суть реф­лексы".

И . М . Сеченов

Рефлексы отличаются следующими особенностями:

- они всегда начинаются с нервного возбуждения, вызванного ка­ким-либо раздражителем в том или другом рецепторе;

- они всегда заканчиваются определенной реакцией организма на соответствующее раздражение.



3.1. Естественно-научные основы психологии


Комментарии

Раскрытие нервных механизмов психических процессов.В настоя­щее время отечественной наукой активно исследуются следующие про­блемы:

1) Психическое тождественно физиологическому, представляя собой не что иное, как физиологическую деятельность мозга. Но психическое тождественно не любой физиологической деятельности, а только вы­сшей нервной деятельности.

2) Психическое - это особый вид (высшая форма) нервных процес­сов, обладающий свойствами, не присущими всем остальным процес­сам в нервной деятельности.

Психическое - это такие особые (психонервные) процессы, которые связаны с отражением объективной реальности и отличающиеся субъ­ективным компонентом - наличием внутренних образов и их пережива­нием.

Использование физиологических методов в психологии и психофи­зиологических методов в физиологии ВИДочень перспективно и эффек­тивно, так как предоставляет возможности изучения психических и фи­зиологических процессов новыми средствами и способами.

Например, применение методов энцефалографической диагности­ки позволяет более четко выявить особенности многих психических про­цессов (мышления, внимания и др.).

Использование психологии для построения гипотез и объяснитель­ных схем в физиологии ВИД (и наоборот)- весьма перспективное на­правление сотрудничества психологов и физиологов, так как открыва­ет новые пути для аналитического осмысления и обобщения реалий как в той, так и другой науке.

Совместное участие в решении ряда теоретических и практических задач- необходимое условие более продуктивного осмысления различ­ных направлений деятельности людей, так как, например, трудовая ак­тивность, обучение и воспитание - явления, которые имеют и психоло­гическую, и физиологическую основы, что необходимо принимать во внимание.

Многие известные психологи придерживались дуалистического решения психофизиологи­ческих проблем.



3.2. Основные связи и взаимодействия психологии и физиологии ВНД


Комментарии

Физиология человека- наука о строении тела человека.

Антропология- наука о происхождении и развитии человека.

Физиология труда- наука, раскрывающая физиологические особеннос­ти трудовой деятельности.

Психиатрия- медицинская дисциплина, изучающая причины и формы нарушения психической деятельности, особенности протекания психи­ческих заболеваний, пути их предупреждения и лечения.

Неврология- совокупность медико-биологических дисциплин, изуча­ющая строение и функции нервной системы, закономерности её онто- и филогенеза.

Психофармокология- совокупность научных знаний о влиянии биоло­гически активных веществ на психическую деятельность.

Психоэндокринология- наука о влиянии эндокринной системы и её гормонов на работу мозга и на психическую активность в частности.

Биологические наукираскрывают биологические закономерности протекания психической деятельности, изучают физико-биологические процессы, которые сопровождают проявления психики.

Медицинские наукизанимаются изучением и лечением различных за­болеваний человека, в том числе и психических.

"Человек должен в ПОЛНОЙ мере осознать тот факт, что именно из мозга - и только из моз­га - происходят наши ощущения радости, удовольствия, веселья, так же как и наши печаль, боль, скорбь и слёзы. Мы мыслим мозгом и с его помощью можем видеть и слышать и способны различать урод­ство и красоту, добро и зло, то, что приятно и неприятно".

Гиппократ



З.З.Связь психологии с естественно-научными дисциплинами


Комментарии

Нервная система- совокупность нервных образований в организме че­ловека и позвоночных животных.

Ее основные функции: обеспечение контактов с внешним миром; интеграция внутренних органов в системы, координация и регуляция их деятельности; организация целостного функционирования организ­ма.

Центральная нервная система (головной и спинной мозг) - совокуп­ность нервных образований в коре головного мозга, двигательных цент­рах ствола мозга, мозжечка и спинного мозга.

Ее функции - координация и регуляция всей психической деятель­ности.

Периферическая нервная система - нервные волокна (нервы), нервные узлы и сплетения, чувствительные нервные окончания, соединяющие ре­цепторы, мышцы со спинным и головным мозгом.

Ее функции - передача раздражений внешней среды в центральную нервную систему и ответных команд из последней.

Телесная (соматическая) нервная система включает центральную и периферическую нервные системы.

Вегетативная (автономная, висцеральная) нервная система - часть нервной системы, регулирующая работу сердца, кровеносных сосудов, желез, гладкой мускулатуры и других органов.

Она играет важную роль в эмоциональных реакциях и разделяется на две части: симпатическую и парасимпатическую, соотношение между которыми очень сложное; некоторые их элементы связаны между собой антогонистически.

Кроме того, в деятельности нервной системы играет большую роль функциональная организация головного мозга, включающая три бло­ка:

1. Энергетический блок поддерживает тонус, необходимый для нор­мальной работы нервной системы. Расположен в верхних отделах моз­гового ствола.

2. Блок приема, переработки и хранения информации включает за­дние отделы обоих полушарий головного мозга, теменные, затылочные и височные отделы коры.







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-29; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.171.146.16 (0.006 с.)