ТОП 10:

Факторы формирования личности человека



закладываются важнейшие нравственные и морально-психологические характеристики человека, которые, с одной стороны, необходимо при­нимать во внимание, а с другой - совершенствовать или трансформи­ровать в процессе обучения и воспитания.

Общественно-полезная деятельность - это труд, в условиях которо­го развивается человек и формируются его важнейшие качества.


Комментарии

Материальной основой жизни ребенка является организм. Поэтому одним из ведущих видов его развития является общефизическое.Оно включает в себя собственно физическое развитие ребенка, т.е. процесс роста его организма, наращивание ловкости и силы, становление физи­ческих функций под влиянием условий жизни и видов деятельности. В него входит также и специальное физическое развитие, направленное на выполнение особых видов движений, прежде всего сугубо профессио­нальных.

К физическому развитию тесно примыкает развитие трудовое, вклю­чающее в себя устойчивую привычку к трудовому усилию и преодоле­ние связанных с ним тяжелых, неприятных ощущений. Эта привычка постепенно перерастет в качество личности, называемое трудолюбием. Развитие ребенка до степени трудолюбия означает овладение им общи­ми и специальными трудовыми знаниями, умениями и навыками, пси­хологическую готовность к трудовой деятельности, способность полу­чения удовлетворения и удовольствия от труда

Важнейшим видом человеческого развития является интеллектуаль­ное. Оно представляет собой формирование у ребенка способности к овладению различными типами мышления (эмпирическим, образным, теоретическим, конкретно-историческим, диалектическим). Его органи­ческой частью является умение подвергать самостоятельному анализу события и явления действительности, делать самостоятельные выводы и обобщения.

Содержательной стороной интеллектуального развития является развитие общедуховное, которое включает в себя определенный объем основных научных знаний о мире и способность философской, конкрет­но-исторической оценки действительности. Его элементом является и гражданско-политическое развитие, проявляющееся в знаниях о корен­ных интересах различных классов и социальных групп, о политике как концентрированном выражении экономики, в способности с общеграж­данских позиций оценивать явления, события, процессы общественной жизни.

Большое значение в жизни ребенка имеет нравственноеразвитие, включающее в себя знание основных нравственных норм, правил, твер­дые социально ценные привычки поведения в единстве с устойчивым нравственным чувством, способностью нравственного переживания. Оно предполагает решимость делать выбор поведения с позиций нравствен­ных убеждений, величие и твердость духа, необходимого для последо­вательного и мужественного отстаивания своих взглядов.

Эмоциональноеразвитие ребенка выражается в его способности правильно чувственно откликаться на воздействия явлений окружаю-


9.8. Ребенок как субъект развития

щей действительности. Оно предполагает также умение управлять спон­танными эмоциональными побуждениями и реакциями, психическими состояниями.

Эстетическое развитиевключает в себя способность активного идей­но-эмоционального отклика на эстетические явления искусства и дей­ствительности, эстетический идеал и художественный вкус, способность эстетического восприятия, переживания, суждения, оценки.

Все виды развития сущностных сил ребенка неразрывно взаимосвя­заны между собой. Они взаимодополняют и взаимообогащают друг друга, образуя целостную личность и индивидуальность.


Комментарии

В процессе своего формирования ребенок проходит две стадии: био­логическую, в течение девятимесячного развития в утробе матери, и со­циальную,в течение примерно 17 - 18 лет в различных формах социаль­ного развития и воспитания.

Социальная стадия имеет следующую структуру.

1. От рождения до 1 года - раннее младенчество.Это период перво­начального приспособления и приведения в готовность сущностных сил ребенка к первичной адаптации к жизни.

2. От 1 года до 3 лет - собственно младенчество.Один из наиболее плодотворных и интенсивных периодов накопления ребенком социаль­ного опыта, развития его физических функций, психических свойств и процессов.

3. От 3 лет до 6 - раннее детство- этап перехода из младенчества в детство. Это время интенсивного накопления социально значимого опы­та и умений ориентироваться в социальном пространстве, формирова­ния основных черт характера и отношения к окружающему миру.

Все три периода рождения до 6 лег называют еще преддошколъным и дошкольным. Систематическое обучение в детском саду и школе начи­нается для многих ребят с б лет. Оно осуществляется с учетом того, что полная психофизиологическая, нравственно-волевая готовность детей к систематическому учебному труду, интеллектуальному, физическому, эмоциональному напряжению наступает к 7-ми годам.

4. От 6 до 8 лет - собственно детство. В это время происходит завер­шение первоначальною созревания физиологических и психологичес­ких структур головного мозга, дальнейшее накопление физических, не­рвно-физиологических и интеллектуальных сил, обеспечивающих готов­ность к полноценному систематическому учебному труду.

5. От 8 до 11 лет - предподростковый период - время зрелого детст­ва, накопления физических и духовных сил для перехода к отрочеству Вместе с периодом детства предподростковый период именуется еще и младшим школьным возрастом.

6. От 11 до 14 лет - отроческий, подростковыйвозраст - новый ка­чественный этап в развитии ребенка. Его самыми характерными черта­ми являются: в физиологическом отношении - половое созревание, в психологическом - формирование личностного самосознания, актив­ное проявление индивидуальности. Подростковый период называют еще средним школьным возрастом.

7. От 14до 18 лет - юношеский возраст- время завершения физичес­кого и психологического созревания, социальной готовности к общес­твенно полезному производительному труду и гражданской ответствен­ности. Девушки и юноши - старшие школьники - получают некоторую подготовку в области психологии и этики семейной жизни.

В каждый период возрастного становления ребенку важно до­стигнуть необходимой для этого периода полноты развития, пси­хофизиологической и духовной зрелости, которая не всегда совпадает с







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-29; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.173.47.43 (0.004 с.)